SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Девятнадцатый том Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса содержит произведения, написанные с марта 1875 по май 1883 года.
Период всемирной истории, наступивший после поражения Парижской Коммуны, был охарактеризован В. И. Лениным как «эпоха полного господства и упадка буржуазии, эпоха перехода от прогрессивной буржуазии к реакционному и реакционнейшему финансовому капиталу.
Это — эпоха подготовки и медленного собирания сил новым классом, современной демократией» (В. И. Ленин. Соч., 4 изд., т. 21, стр. 126). Маркс и Энгельс, как подчеркивал Ленин, правильно учли момент, правильно «поняли международную ситуацию, поняли задачи медленного подхода к началу социальной революции» (В. И. Ленин. Соч., 4 изд., т. 24, стр. 64).
Убийство Каласа, совершенное мечом правосудия в Тулузе 9 марта 1762 г., — одно из удивительнейших событий, которое заслуживает внимания как наших современников, так и потомства. Мы быстро забываем о тысячах погибших в бесчисленных сражениях не только потому, что таков неумолимый рок войны, но и потому, что те, кто умирает на поле брани, могут сами сеять смерть среди врагов,— они не погибают беззащитными.
Когда угроза смерти уравновешивается возможностью победы, тогда ничто не поражает нас, и даже жалость несколько ослабевает: но если ни в чем не повинный отец семейства оказывается жертвой ошибки, низменных страстей или фанатизма, если у обвиняемого нечем защищаться, кроме собственной добродетели, если те, кто властен над его жизнью, не рискуют ничем, обрекая его на смерть, кроме опасности совершить ошибку, если они могут безнаказанно убивать человека своим приговором, тогда поднимается голос народа, каждый начинает бояться за себя, люди видят, что никто не может быть уверен в своей безопасности перед лицом трибунала, призванного охранять жизнь граждан; и все голоса объединяются, требуя мести.
Произведения Вольтера, собранные в предлагаемом двухтомнике, относятся к той живой, талантливой, остроумной, метко бьющей по религии и церкви публицистике просветителей XVIII в., которую горячо советовали переводить и издавать для атеистической пропаганды среди трудящихся Энгельс и Ленин.
Как сообщает в своих воспоминаниях, относящихся к лету 1917 г., В. Д. Бонч-Бруевич, Владимир Ильич заметил однажды, что совершенно необходимо «сделать выборки из сочинений атеистов и материалистов эпохи великой французской революции» и что «насмешки и издевательства Вольтера над католицизмом в высшей степени полезны для дезинфекции человеческого ума от миазмов религиозного тумана и представления недостаемости и неприкосновенности всей той божественной чепухи, которую столько сотен лет внедряли в сознание всех классов населения ловкие пройдохи всех религий, всех народов»
Книга замечательного физика нашего времени Нильса Бора «Атомная физика и человеческое познание», которая выходит в свет в переводе академика Владимира Александровича Фока и А. В. Лермонтовой, без сомнения, вызовет интерес научной общественности и широких кругов читателей.
В собранных здесь статьях Н. Бор обращается не только к специалистам в области физики и философии, но ко всем, кто желает обдумать и обсудить большие и сложные теоретико-познавательные вопросы, волнующие автора как ученого-физика.
В настоящее время проблемы философского рассмотрения науки, проблемы связи науки и философии, методологии наук (в особенности таких наук, как физика, биология, химия, а также смежных областей) привлекают все большее внимание научной интеллигенции. Это внимание стимулируется бурным развитием науки, которая открывает все новые стороны действительности, расширяя наше представление о вселенной и закономерностях ее развития, подтверждая и обогащая диалектико-материалистическую картину мира.
«Сказание о Сери Раме» — национальный эпос индонезийцев. Это малайский вариант великого индийского эпоса «Рамаяна».
Западные эпосы — «Илиада», «Одиссея», «Песнь о Нибелунгах», «Сказания о рыцарях Круглого стола» — не становились национальными эпосами других народов, а оставались в среде того народа, где они возникли. Если же мотивы какого-нибудь из этих эпосов, как, например, история Энея в римской литературе, история Парсифаля или Лоэнгрина в германской литературе, и получали свое развитие, то это всегда было уже не в области народного творчества, а только в области письменной художественной литературы.
Вергилиева «Энеида», как и «Парсифаль» Вольфрама фон Эшенбаха или его же «Лоэнгрин», никогда не становились народными эпосами, а остались письменными поэмами письменной литературы Рима и Германии. Совсем другая судьба постигла народные эпосы Индии. Куда бы ни проникало влияние индийской культуры, оно несло с собой могучие эпосы — Махабхарату и Рамаяну.
Фрейдизм — современное широко распространенное в буржуазных странах идеологическое и философское течение. С фрейдистской точки зрения, в жизни людей все определяется непознаваемыми силами, находящимися за порогом сознания: из темных глубин психики управляет человеком и обществом некое Оно — змеиный клубок необузданных страстей, животных инстинктов и бессознательных влечений. Фантастическими рассказами о внутренних психических конфликтах фрейдисты отвлекают человека от жгучих проблем современности.
Они сосредоточивают внимание на индивидуальных «бессознательных влечениях», предлагая считать все пороки капиталистического общества естественным и неизбежным следствием психической организации личности.
Авторы брошюры знакомят читателя с основными положениями фрейдизма, показывают закономерность возникновения этой мифологической теории в буржуазном обществе и дают ей всестороннюю критическую оценку с позиций марксистской философии. Брошюра рассчитана на широкие круги читателей.
Книга знакомит читателя с одной из самых замечательных страниц истории английского рабочего движения — чартизмом. Чартистское движение развернулось с середины 30-х годов XIX в. и продолжалось более двух десятилетий. Изменения, происшедшие в экономике Англии в первой половине XIX в., и прежде всего промышленный переворот, резко обострили противоречия между пролетариатом и буржуазией, еще более ухудшили положение рабочего класса.
Протест английских рабочих против гнета и бесправия, против господства крупной буржуазии, земельной аристократии вылился в первое «массовое, политически-революционное движение» — чартистское. Автор рассказывает об экономической жизни Англии того времени, о причины возникновения чартистского движения, о его идеологии, о различных этапах, о значении чартизма в истории Англии и в истории международного рабочего движения.
Книга представляет собою обобщение научных данных об основных видах ощущений: зрительных, слуховых, вибрационных, тактильных; температурных, болевых, мышечно-суставных, статико-динамических (равновесия и ускорения), обонятельных, вкусовых и внутриорганических. В работе излагается общее учение об ощущениях и их механизмах, дается классификация ощущений и приложение теории ощущений к разным областям практики.
Книга рассчитана на философов, психологов, физиологов, врачей, педагогов, художников и других специалистов, а также студентов и аспирантов вузов.
В современном мире идет ожесточенная борьба двух идеологий — коммунистической и буржуазной. Подчеркивая, что буржуазная идеология служит интересам империалистической реакции и проникнута антикоммунизмом, Программа Коммунистической партии Советского Союза указывает: «Виды и формы буржуазной идеологии, методы и средства обмана трудящихся многообразны.
Но суть их одна — защита отживающего капиталистического строя. Идейное обоснование господства монополий, оправдание эксплуатации, опорочение общественной собственности и коллективизма, воспевание милитаризма и войны, оправдание колониализма и расизма, разжигание вражды и ненависти между народами — таковы идеи, которыми проникнуты политические и экономические теории, философия и социология, этика и эстетика современной буржуазии» 1.
I. Подобно тому как историки в описаниях Земли все, ускользающее от их знания, оттесняют к самым краям карты, помечая на полях: «Далее безводные пески и дикие звери», или: «Болота Мрака», или: «Скифские морозы», или: «Ледовитое море», точно так же и мне, Сосий Сенекцион 1, в работе над сравнительными жизнеописаниями пройдя чрез времена, доступные основательному изучению и служащие предметом для истории, занятой подлинными событиями, можно было бы о поре более древней сказать: «Далее чудеса и трагедии, раздолье для поэтов и мифографов, где нет места достоверности и точности».
Но коль скоро мы издали рассказ о законодателе Ликурге и царе Нуме 2, то сочли разумным дойти и до Ромула, в ходе повествования оказавшись совсем рядом с его временем.