Исследовательский интерес к ранним этапам формирования американской философии требует и объяснения и определенной аргументации.
В самом деле, даже вполне квалифицированные специалисты в области истории философской мысли, отвечая на вопрос, что они знают об американской философии, предшествовавшей Ч. С. Пирсу — основателю прагматизма — едва ли назовут более трех-четырех имен (как правило, Б. Франклина, Т. Джефферсона, Т. Пейна, возможно, еще Р. Эмерсона и Г. Торо), обязательно добавив при этом, что перечисленные философы, в сущности, философами не были, а скорее представляли политическую, литературную и морально-религиозную эссеистику, не чуждую философским реминисценциям.
Скажут также, что в теоретическом отношении «допиросовская» философия никаких особых достижений не имела, в особенности по сравнению с современной ей европейской мыслью, а потому и перечисленных философов можно отнести к философам par excellence лишь из-за отсутствия кого-либо еще, кто мог бы в те времена в Америке претендовать, даже с оговорками, на это высокое интеллектуальное звание.
Весьма примечательно и то, что еще сравнительно недавно, лет десять назад, и сами американцы, представлявшие гуманитарную интеллигенцию и отнюдь не склонные к умалению ценности национального духовного наследия, порой спрашивали: «А что, разве у нас до Пирса были философы и философские школы?»