Предлагаемая монография выдающегося исследователя древнейшей истории античной Греции Юрия Викторовича Андреева является не только первым, но и единственным в отечественной истории исследованием узловой проблемы социально-экономического и политического развития Спарты, а именно проблемы культурного переворота VI в. до н. э.
Ввиду отсутствия надёжных письменных свидетельств, автор впервые в отечественной науке обращается к другому основному источнику информации — а именно к археологическому материалу, в первую очередь, к многочисленным и разнообразным произведениям лаконского искусства VII—VI вв. до н. э., обнаруженным в святилищах Орфии, Менелайона и других.
Пережив краткий, но чрезвычайно яркий иинтенсивный расцвет в первой половине VI в., лаконская художественная школа начала V в. деградирует и почти полностью отмирает.
Этот резкий спад творческой активности спартанских мастеров при практически одновременном прекращении ввоза изделий чужеземных ремесленников и отсутствии собственного денежного чекана, несомненно, следует воспринимать как симптом перехода к политике сознательной самоизоляции Спарты и начала её внутреннего перерождения в результате проведения в жизнь широкой программы социальных и политических преобразований, вошедших в историю под именем «Ликургова законодательства».
Таким образом, археология открывает перед нами возможность достаточной хронологической фиксации важнейшего переломного периода в истории спартанского государства, о котором античные историки имели лишь крайне неясные и расплывчатые представления.
Эта книга достойно дополняет ряд увидевших свет исследований Ю. В. Андреева, посвящённых истории Древней Греции. Книга предназначена не только специалистам-античникам, но и всем интересующимся искусством и историей Древней Греции.