Тот, кто взял ее в руки, стоит перед нелегкой задачей. От него потребуется не меньше усилий, чем при чтении Деррида или Делёза. Но Делёза читают. Будут ли читать Мих. Лифшица? Ответ во многом зависит от того, пойдет ли цивилизация к классике, «истинно среднему», или будет брошена в крайность. Причем такую крайность, которая есть обратная сторона презренной «золотой середины».
Книга составлена из неопубликованных материалов философа, эстетика, искусствоведа Михаила Александровича Лифшица (1905—1983), хранящихся в его обширном архиве, насчитывающем около 700 папок. Даже предварительное знакомство с архивом заставляет сделать вывод, что он — подводная, может быть даже главная часть творческого наследия Лифшица. Михаил Александрович — фигура, хорошо известная специалистам на родине и за рубежом¹, и в то же время, пожалуй, не было в нашей послеоктябрьской истории мыслителя, более «сокрытого», чем Лифшиц. О том, как оценивали его «по гамбургскому счету», можно судить, например, по приводимому ниже письму А. Ф. Лосева, адресованному Лифшицу и его жене, Л. Я. Рейнгардт: