Научный архив: статьи

ЭСТЕТИКА НИКОЛАЯ КОНОНОВА (2024)

В статье на материале эссе Н. Кононова об искусстве реконструируется его система представлений об эстетическом, выявляются ключевые эстетические концепты, описываются их связи. В понимании Н. Кононова, заслуживает внимания лишь то искусство, в котором художник «существует в своем жизненном пределе», а творческое усилие является «жертвой». Именно это позволяет сохранять за искусством значение единственной сферы подлинного, не имитированного бытия. Оно помогает сохранять меру вещей, называть вещи своими именами. «Вычурность» — характеристика предельной эстетической формы, «искренность» — характеристика предельного самораскрытия субъекта. Они нацелены на обретение аутентичности, совмещение пережитого и выраженного. Его условием оказывается стремление к постоянному превосхождению художником собственных возможностей. Стремление к ускользающей цели делает любое искусство «искусством аппроксимаций», определяет его наполненность «апориями» и противоречиями. Стремление к постижению предмета со всех возможных ракурсов заставляет задаваться вопросом о пределах доступного выражению. Любой художник одержим «ловитвой» за ускользающими смыслами. Однако в соответствии с логикой «апорий», успешность этой охоты может одновременно означать утрату объекта.

Издание: ВЕСТНИК ИВАНОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: № 3 (2024)
Автор(ы): Житенев Александр Анатольевич, Скрябина Алиса Вадимовна
Сохранить в закладках
Русские врачи-эмигранты — участники движения Сопротивления на территории Югославии (2025)

Апрельская война 1941 г. застала в Королевстве Югославия примерно 30 тыс. русских эмигрантов, которые в результате революционных событий 1917 г. и Гражданской войны (1918—1922) покинули Россию и в период с 1919 по 1923 г. приехали в Королевство сербов, хорватов и словенцев (СХС) (с 1929 г. — Королевство Югославия). После разделения территории Югославии в результате вторжения Германии и Италии в страну в апреле 1941 г. и ее капитуляции большая часть представителей этого сообщества осталась пассивной, некоторые решили сотрудничать с немцами, но были и те, кто выбрал для себя путь активного сопротивления оккупантам. В борьбу с оккупантами на территории бывшей Югославии включились русские эмигранты — представители самых различных профессий (инженеры, художники, ученые, врачи). По подсчетам крупнейшего специалиста по истории русского зарубежья в Югославии Алексея Борисовича Арсеньева, более 90 русских врачей и медсестер участвовали в движении Сопротивления. Русские врачи были специалистами в различных областях медицины. Большинство из тех, сведения о которых у нас есть, получили образование в самом Королевстве СХС (Королевство Югославия), некоторые вступали в Сопротивление будучи студентами медицинских факультетов. Среди боровшихся с фашизмом врачей были и представители первого поколения русских беженцев, в том числе участников Белого движения. В годы оккупации русские врачи, участвовавшие в партизанском движении, вступившие в Народно-освободительную армию Югославии, заведовали больницами, руководили эпидемиологической службой, внося таким образом вклад в борьбу с фашизмом. В статье приводятся биографические сведения лишь о некоторых из них.

Издание: СИБИРЬ ГУМАНИТАРНАЯ
Выпуск: № 2 (10) (2025)
Автор(ы): Живанович Милана
Сохранить в закладках
«Житие и чудеса Святителя Николая Чудотворца» в галереях Кронштадтского Морского собора. Особенности иконографической программы росписей. (2022)

Статья посвящена рассмотрению особенностей иконографической программы росписей, посвященных святому патрону Кронштадтского Морского собора Николая Чудотворцу, исполненных в начале XX века художником Михаилом Васильевым, в контексте национально-романтического направления модерна, связанного с идеологемой «Святой Руси». Включение новых сюжетов о почитаемых иконах Николая Чудотворца на Руси в канонично разработанный иконографический ряд деяний святителя, стилистически изображенных в духе русского былинного сказа, отражало национально-патриотическую направленность храмовой иконографии, связанную с идеей зримого воплощения «Святой Руси» как единственной преемницы истинной христианской веры.

Автор(ы): Белова Юлия Станиславовна
Сохранить в закладках
Источники формирования иконографической программы росписей Морского собора в Кронштадте (2021)

Статья посвящена исследованию источников формирования иконографии монументальной живописи начала XX в. в Кронштадтском Морском соборе. Проблематика иконографической программы росписей рассматривается с точки зрения философско-идеологических позиций, связанных с возрождением идеологемы Святой Руси. Авторами концепции росписей можно считать архитектора и главного строителя собора В. А. Косякова и главного художника М. М. Васильева, соединивших стилизацию храмовой живописи «под Византию» с оригинальным русским былинно-сказочным стилем. Восточно-христианское наследие, окрашенное национальным колоритом, послужило гимном духовной и исторической значимости России как наследницы и хранительницы православной веры.

Автор(ы): Белова Юлия Станиславовна
Сохранить в закладках
Образы героев Великой Отечественной войны в советском художественном кинематографе 1941–1945 гг.: создание моделей высшего социального поведения (2025)

Введение. Актуальность представленного исследования в проведении дескриптивного анализа военных фильмов (1941–1945 гг.), выступающих мощнейшим идеологическим оружием в процессах формирования особой системы ценностей военного периода. В статье обозначается взаимосвязь реального образа героя с его художественным изображением в советском кинематографе, выявляются закономерности формирования образов героев Великой Отечественной войны, исследуются возможности «киноязыка» как эффективного пропагандистского средства в военный период. Формирование общего «киноязыка», узнаваемость героев киноленты, разбор диалогов главных персонажей «на цитаты» становились признаком зрительского успеха киноленты, актуализируя героические модели социального поведения. Создание героических образов в кинолентах происходило в условиях военных действий, что повлияло и на сюжетную линию военных фильмов, и на символику, и на специфику художественного «изображения» героизма.

Материалы и методы. Данное исследование носит междисциплинарный характер. В ходе работы были использованы методы исторического исследования (историко-сравнительный анализ, историко-генетический, историко-типологический методы и культурно-исторический подход). В работе также использовались методы смежных гуманитарных дисциплин: киноведческие методы, методы визуальной антропологии при работе с киноисточниками, иконографический, имагологический методы анализа визуального произведения, метод герменевтического анализа культурного контекста, а также комплексный подход анализа визуальных источников.

Анализ. В статье анализируются образы героев Великой Отечественной войны, созданные в советском кинематографе 1941–1945 годов. Подчеркивается, что эти образы часто основывались на реальных подвигах, известных советскому обществу. Выделяются основные направления героизации в кинематографе военного времени: героические образы солдат и командиров, а также крестьян и рабочих и интеллигенции. Командиры предстают эталонами для подражания, а рядовые солдаты и матросы – обычными гражданами, вставшими на защиту страны. Советские кинокартины отражают всенародный характер войны, где мирные жители, оказавшиеся в оккупации или трудящиеся в тылу, также проявляют массовый героизм наравне с военнослужащими на фронте. Конкретный исторический контекст, будь то оборона Ленинграда или Сталинградская битва, усиливал воздействие героических образов на зрителей, делая их визуальным воплощением реальных героев. Научной новизной исследования можно считать определение ключевых типов героических образов (солдат и командиров, крестьян и рабочих, интеллигенции) и их качественную характеристику.

Результаты. Результатом проведённого исследования стала формулировка общей идейной характеристики героя Великой Отечественной войны, героического образа всего советского народа, «коллективного героя» в кинокартинах советского времени. Проявление советского патриотизма в годы Великой Отечественной войны, обусловленное идеологией социализма и «идейным» типом политического человека, не имело исторических аналогов. Специфика проявления советского патриотизма напрямую связана с образом советского человека, мужественно сражающегося за свою Родину, за общественные социалистические идеалы. Противостояние идеологий в Великой Отечественной войне («фашизм» - «коммунизм») стало определяющим фактором в разгроме нацистской Германии, а героизм советского народа навсегда вписан в историю великих побед человечества.

Издание: ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: Том 12, № 2 (2025)
Автор(ы): Беспалов Андрей Константинович
Сохранить в закладках
Ранние традиции игры на гуслях и современный статус инструмента (2019)

В статье освещены традиции гусельного исполнительства от VI века до современности. В опоре на сохранившиеся документы анализируются аспекты искусства игры на гуслях в различные исторические периоды, а также выявляются несколько внутренне однородных традиций: эпическая, духовная, скоморошья, сословная XVII-XIX вв. Предметом исследования являются ранние традиции искусства игры на гуслях. Объект исследования – сохранившиеся документальные и литературные источники, повествующие об игре на гуслях с VI века по начало XX-го. Особое внимание уделяется взаимосвязям традиций с современным исполнительским искусством на инструменте гусли. Методология исследования комплексно объединяет в себе историко-хронологический метод, элементы исторической социологии, источниковедческий, методы анализа литературных текстов, метод сравнительного и описательного анализа, искусствоведческий метод типологии художественных традиций. Основной вывод проведенного исследования: игра на гуслях как древнейшее традиционное русское искусство была распространена во всех слоях общества, оказала большое влияние на русскую доклассическую и классическую музыку, способствуя развитию в ней эпического начала. Интерес к игре на гуслях возродился с новой силой в конце XX века, когда этот род исполнительства вошёл в сферу профессионального академического искусства. Новизна работы заключается в том, что впервые систематически рассматривается связь искусства исполнительства на гуслях с момента его зарождения и раннего бытования с практикой наших дней.

Издание: ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА
Автор(ы): Волков Дмитрий Валерьевич
Сохранить в закладках
Произведения звукового искусства в структуре выставочного нарратива: методы анализа (2025)

Статья посвящена определению методов исследования нарратива выставок, использующих в экспозиции произведения звукового искусства. Выставка рассматривается одновременно как форма реализации художественного вымысла, форма представления информации и коммуникативная знаковая система, способная передавать отдельный тип информационного сообщения. Используются расширенные трактовки понятий «музыка» и «звук», которые дают возможность исследовать повествование с любыми экспонатами, связанными со звуком или идеей звука. Выставочный нарратив определяется как смешанной природы текст, использующий совокупность вербальных, аудиовизуальных и пространственных средств в целях создания и трансляции истории об экспонируемом. Структура внутритекстовых взаимосвязей повествования рассматривается через соотношение различных средств актуализации информации (медиа). С учетом специфики формосодержательной целостности выставки исследуются методы, с помощью которых звуковое искусство может транслировать предзаданный нарратив. Выявленные методы используются в качестве основы для исследовательской схемы анализа выставочного повествования. В заключении полученная схема апробируется на примере проекта «Мы звуколюди! Музыка русского авангарда». Делаются выводы о специфике коммуникативных уровней, медиальной структуре и степени нарративности рассматриваемой выставки.

Издание: ВЕСТНИК РГГУ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): Личагина Анастасия П.
Сохранить в закладках
Деконструкция монументального: от монумента-символа к постмонументу-симулякру (2025)

В статье монумент рассматривается как разновидность монументального искусства и как культурная форма. Монумент a priori является символом – зримым воплощением в пространстве повседневного тех высших ценностей, которые принадлежат миру трансцендентного. Радикальные преобразования, происходящие во второй половине XX– XXI вв. в общественном сознании и культуре, ставят перед исследователями вопрос: возможны ли симулятивные формы монумента? За этим вопросом скрывается не столько художественно-эстетическая дилемма, сколько проблема философско- и культурно-антропологического характера, связанная с изменением отношения человека к трансцендентному и сакральному. В статье дается сравнительный анализ категорий «символ» и «симулякр» в монументалистике, показаны различия и сходство этих культурных феноменов. Выдвигается и обосновывается тезис о том, что в ходе исторического развития монумента как культурной формы на рубеже XX–XXI вв. появляется постмонумент – деконструкция монумента-символа, который после рас-пере-сборки превращается в постсимвол (монументальный симулякр).

Издание: ВЕСТНИК РГГУ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): Лекус Елена Ю.
Сохранить в закладках
Образ человека эпохи Просвещения: портрет А. Я. Протасова из собрания Государственного Эрмитажа (2025)

Особое развитие идей Просвещения в России, неразрывно связанное с религиозно-нравственными понятиями, нашло отражение в отечественной портретной живописи второй половины XVIII в., повлияв на консервацию некоторых ее архаичных черт. Портрет государственного деятеля А. Я. Протасова в кабинетном интерьере сообщает о важнейших карьерных достижениях модели, среди которых работа в Уложенной комиссии 1767–1768 гг., объединившей в те годы все сословия Российской империи. В память об этом событии депутатам вручалась памятная медаль «Депутатам уложенной комиссии», которая обнаруживается на целом ряде провинциальных портретов последней трети XVIII в., в том числе и на портрете А. Я. Протасова. Вовлеченность различных сословий в разработку проекта Нового уложения стала одной из причин укрепления самосознания представителей незнатных сословий, что способствовало развитию портретной живописи на просторах русской провинции. Портрет Протасова, ориентированный на столичные образцы, иллюстрирует соприкосновение столичного искусства и его более архаичной ветви – провинциального портрета – являясь отражением тенденций развития русского искусства Нового времени.

Издание: ВЕСТНИК РГГУ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): Акилова Анна Д.
Сохранить в закладках
Иконографическая программа церкви св. Марии и св. Климента в Шварцрейндорфе: к вопросу о роли и интерпретации образов правителей (2025)

Статья посвящена исследованию монументальной декорации церкви св. Марии и св. Климента в Шварцрейндорфе. Двойная церковь в Шварцрейндорфе, построенная в середине XII в. в предместье Бонна, представляет уникальный живописный ансамбль романской эпохи. Арнольд фон Вид, основатель этой постройки, был видным государственным деятелем и ярким представителем церковной аристократии, близким к царствующему дому. Живописные ансамбли верхней и нижней капелл оставляют немало вопросов, касающихся датировки росписей, интерпретации отдельных персонажей, возможных влияний окружения основателя храма на замысел иконографической программы. В работе рассмотрены различные существующие интерпретации одного из наиболее дискуссионных объектов иконографической программы памятника – образов правителей, представленных в нишах нижней церкви Шварцрейндорфа, и на базе историко-биографического и иконографического метода анализа предложен обобщающий вариант их интерпретации. Автором выявлена их роль в реализации общего замысла программы двойной капеллы, представляющей «два града», два Иерусалима – земной и небесный. Показано, что основная роль этих образов в программе церкви в Шварцрейндорфе состоит в объединении программ двух капелл в единый целостный ансамбль.

Издание: ВЕСТНИК РГГУ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): Хрипкова Елена А.
Сохранить в закладках
ПУТИ К ИССЛЕДОВАНИЮ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ МУЗЫКИ В КИТАЕ (2024)

Начиная с 1960-х и до 1990-х годов во всем мире становились все более известными русские композиторы Эдисон Денисов, Альфред Шнитке, София Губайдулина, Родион Щедрин, Сергей Слонимский, Борис Чайковский, Борис Тищенко и другие. На творчество композиторов Китайской Народной Республики, с первых дней своего существования имевшей систему музыкального образования, в которой «Россия была учителем» [3, 5] оказали глубокое влияние музыкальные стили и жанры, а также идеи, сформулированные русскими композиторами. Чтобы понять особенности этого влияния, необходимо поставить вопрос об изучения и исследования современной русской музыки в китайском музыковедении. В настоящей статье предпринимается эта попытка. Рассмотрим некоторые аспекты общей проблемы изучения и исследования современной русской музыки в Китае.

Издание: ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ МУЗЫКОВЕДОВ
Выпуск: № 8 (2024)
Автор(ы): Юй Вэньхан
Сохранить в закладках
СОНАТА Ф. ШУБЕРТА ES-DUR № 7 В АСПЕКТЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ ИНТЕРПРЕТАЦИИ (2024)

С начала XX века и по сей день растет интерес к фортепианному сонатному творчеству Шуберта. Осуществленные за этот период интерпретации были созданы, в первую очередь, такими первооткрывателями фортепианных сонат Шуберта для широкой публики, как А. Шнабель, П. Бадура-Скода, С. Т. Рихтер. Среди современных интерпретаторов, представивших циклы из его сонат в концертных исполнениях и записях, — А. Шифф (2011), Д. Баренбойм (2014), Ю. В. Мартынов (2017), С. А. Кузнецов (2020) и другие. Так, в 2020 году в Московской Консерватории российским пианистом Сергеем Кузнецовым был исполнен цикл из всех сонат композитора, в который входила и рассматриваемая нами в статье Соната Esdur. В ней впервые наиболее ярко проявляются черты шубертовского фортепианного стиля, который продолжит развиваться в последующих сочинениях композитора. Это объясняет важность исполнительско-методического анализа Сонаты для исполнительской и педагогической практики.

Издание: ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ МУЗЫКОВЕДОВ
Выпуск: № 8 (2024)
Автор(ы): Якухина Татьяна
Сохранить в закладках