ФОТОТУРИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ТУРИЗМА: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ (2025)

В современном мире туризм - одна из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики, выполняющая значимые социальные и культурные функции. Вместе с тем массовое развитие туризма имеет множество негативных последствий, требующих поиска новых путей для их устранения или минимизации. В результате сформировался ряд концепций (устойчивый и ответственный туризм) и видов туризма (экологический туризм, этно-социальный туризм), ключевыми принципами которых является экологичность, бережное отношение к природным и культурным ресурсам, взаимодействие туристов и туристских организаций с местным населением и учет его интересов. Необходимость реализации этих принципов в практической туристской деятельности привела к возникновению новых видов туризма, к числу которых относится и фототуризм. Не менее важной причиной появления нестандартных видов туризма является трансформация запросов потребителей, их вектор на разнообразие и инновационность. Помимо анализа концептуальных основ возникновения фототуризма в статье предложено авторское определение этого вида, приведены стандартные (возраст, количество участников, продолжительность, степень комфортности) и специфические основания классификации фототуризма. Среди последних наиболее важными являются форма проведения (наличие или отсутствие теоретических занятий) и объект фотосъемки (пейзажный или жанровый). Проанализированы специфика фототура как туристского продукта, особенности его разработки и организации, необходимость учета таких факторов, как сезонность, время суток для съемок, подбор специального снаряжения и оборудования. Дана характеристика целевой аудитории, состоящая из фотолюбителей и профессиональных фотографов. Статья может представлять интерес как для исследователей в области новых видов туризма, так и для практиков туристской сферы, реализующих инновационные направления и программы.

Издание: ВЕСТНИК СИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: № 1 (24) (2025)
Автор(ы): ПЕРМЯКОВА Татьяна Владимировна, РУДНАЯ ПОЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА
Сохранить в закладках
Философские основания исследования проблемы вовлеченности в дополнительное образование: поощрение и развитие субъектности взрослых обучающихся (2025)

Проблема развития субъектности взрослых людей, обучающихся по программам дополнительного образования, занимает важное место в психолого-педагогических исследованиях. Фундаментальной целью дополнительного образования является психологическое обеспечение профессиональной самореализации и социальной успешности выпускников дополнительных программ обучения. Интегральным фактором, побуждающим к получению дополнительного образования и осмысленной вовлеченности в учебную деятельность, является личность обучающегося. Успешность выстраивания личности в образовательном процессе зависит от ее активной субъектности и автономности. Актуальность исследований проблемы субъектности обусловлена трудностями, которые связаны с неоднозначностью понимания данного понятия в психологии образования и педагогике высшей школы. Перспективным направлением исследований является уточнение понятия субъектности личности, возможности ее развития в дополнительном образовании в синтезе междисциплинарной матрицы психолого-педагогического знания. Множество перспектив для анализа и понимания субъектной позиции взрослых обучающихся предоставляет философия. Статья посвящена осмыслению феномена субъектности личности в западной философии. Теоретическое исследование направлено на обогащение междисциплинарного дискурса по проблеме субъектности, ее содержания и развития в условиях дополнительного образования взрослых путем анализа трех тенденций в эволюции субъектности: от Протагора и софистов до метафизики Декарта и антиметафизической формы философствования на примере постмодернизма. Автором выдвигается тезис о том, что философия может быть успешно интегрирована в современную педагогику и дидактику высшей школы. Расширение научного дискурса по проблеме субъектности в психолого-психологических исследованиях актуализирует обсуждения таких тем как новая онтология и гносеология дополнительного образования, логика, этика, эпистемология, которые имеют приоритетное значение для самоопределения взрослого человека, его ценностей и смыслов, интеграции процессов и “миров”, что, по сути своей, является именно философским проектом. Трансформация системы дополнительного образования взрослых должна быть направлена на обеспечение ее целостности для холистической социализации взрослых людей. Достижение этой цели предполагает интеграцию формального, неформального и информального образования, а также формирование философского мировоззрения выпускников дополнительных программ обучения. Необходимо использовать потенциал как теоретической, так и практической философии.

Издание: ПСИХОЛОГ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Брагина Елена Владимировна
Сохранить в закладках
Фирмы-однодневки как инструмент незаконной банковской деятельности (2025)

Использование «фирм-однодневок» в преступной деятельности, и особенно в сфере экономики приобрело закономерный характер. Фиктивные организации стали не только правовой, но и социальной проблемой. Предметом исследования выступает комплексный анализ современного состояния преступности, в частности касательно совершения незаконной банковской деятельности, связанной с незаконным обналичиванием и транзитированием денежных средств путем вовлечения «фирм-однодневок», а также анализ государственных регуляторов, использующихся для борьбы с данной категорией преступлений. Объектом исследования выступают непосредственно сами «фирмы-однодневки» как социальное явление, а также государственные и иные регуляторы, способствующие выявлению и пресечению их деятельности. Цель исследования - дать характеристику «фирмам-однодневкам» и выделить их основные черты, определить наиболее актуальные и значимые для правоприменительной практики проблемы в данной сфере и пути их решения. Для достижения цели использованы методы анализа, синтеза, обобщения, контент-анализа документов, сравнительный, формально-логический и системный методы. Новизна исследования обусловлена междисциплинарным подходом к рассмотрению института «фирм-однодневок», в который включается уголовно-правовой, криминологический и экономический критерий. В работе систематизированы основные признаки номинальных организаций на основе анализа правовых доктрин, судебной практики и статистки государственных органов, и как результат сформировано общее понятие «фирм-однодневок». Результатами исследования стало определение роли «фирм-однодневок» в схемах незаконной банковской деятельности, а также детальный анализ современных автоматизированных сервисов и систем, которые используются для выявления и пресечения деятельности фиктивных организаций. В работе приведены и проанализированы масштабы ущерба, причиняемого деятельностью номинальных фирм, включая прямую взаимосвязь между оборотом денежных средств в стране и долей ВВП, а также рассмотрена роль межведомственного взаимодействия при расследовании данной категории преступлений и оценена эффективность государственных регуляторов.

Издание: ПОЛИЦЕЙСКАЯ И СЛЕДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Бачо Ирина Игоревна
Сохранить в закладках
Формальные маркеры и содержательные доминанты руссоцентрического дискурса: кросс-языковое корпусное исследование (2024)

Целью представленного в статье исследования является выявление маркеров иноязычного руссоцентрического дискурса на поверхностном и глубинном уровнях. Эмпирической базой для исследования послужил корпус заголовков аутентичных англо-, финно- и японоязычных изданий о России, охватывающих XVIII–XXI вв. Заголовок рассматривается как важнейшая часть текста, в которую выдвигается наиболее значимая информация, выступающая концентратом репрезентируемого дискурса. Исследование включает три датасета – англоязычный, финноязычный и японоязычный подкорпусы общим объемом 590 заголовков. Собранный материал был подвергнут анализу с помощью стандартных инструментов корпусного анализа, а также глубинному дискурсивному анализу, результатом которого стала ручная аннотация корпуса по 7 группам параметров. Анализ поверхностной структуры дискурса фокусируется на структурно-синтаксическом, лексическом и стилистическом аспектах. Структурно-синтаксический анализ выявил ряд повторяющихся моделей, глубинный анализ которых показал, что, будучи отчасти обусловленными жанровым каноном заголовка, некоторые модели в то же время выступают актуализаторами ключевых для дискурса концептов. Стилистический анализ выявил типовой, ограниченный набор стилистических приемов, также отчасти коррелирующих с жанровым каноном заголовка (аллитерация), но отчасти участвующих в вербализации концептуальных доминант дискурса (метафорика, интертекстуальность). Лексический анализ позволил определить два маркера – жанровый (вербализация жанра издания) и дискурсный (ксенонимы-русизмы). Кросс-языковое сравнение стратегий введения русизмов в разноязычные описания России выявил наиболее высокую специфичность японоязычного руссоцентрического дискурса, где способ введения и маркирования ксенонимов предзадан их статусом «гайрайго». Выявленная специфика, однако, укладывается в лингвистические закономерности языка вторичной культурной ориентации, что позволяет говорить об универсальном механизме культурной переориентации языка. Выявление содержательных доминант руссоцентрического дискурса основывается на двух подходах: (1) категоризация ключевых слов подкорпусов; (2) интерпретация результатов семантического аннотирования. Полученные данные позволяют говорить о частичном пересечении перечня содержательных доминант в анализируемых вариантах дискурса при различиях в выборе репрезентантов ключевых для дискурса концептов.

Издание: ВЕСТНИК НГУ. СЕРИЯ: ЛИНГВИСТИКА И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Выпуск: Том 22, № 1 (2024)
Автор(ы): Белоглазова Елена Владимировна, Осьмак Наталья Андреевна, Шувалова Екатерина Константиновна
Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА И МЕТОДИКИ ПРОГРАММНО- ПРОЕКТНОЙ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОМС ПО КОМПЛЕКСНОМУ РАЗВИТИЮ ТЕРРИТОРИИ (2024)

Цель настоящей статьи заключается в разработке системы программно-проектной оценки результативности деятельности органов местного самоуправления по комплексному развитию территории. Для достижения указанной цели определены задачи по определению элементов механизма оценки, формированию программно-проектных мероприятий и направлений оценки, логики построения механизма оценки, а также по разработке методики программно-проектной оценки результативности деятельности органов местного самоуправления по комплексному развитию территории. Данная статья основана на методах функционального анализа, сравнения, классификации показателей и направлений оценок, прогнозирования алгоритма и модели оценки. Автором статьи рассмотрены методы и способы программно-проектной оценки, основанной на реализуемых органами местного самоуправления мероприятиях по национальным проектам, государственным программам Российской Федерации, государственным программам субъекта Российской Федерации и муниципальным программам, направленным на комплексное развитие муниципального образования. Комплексное развитие территории в контексте данной статьи рассматривается в рамках концепции сбалансированности, т. е. пропорциональности реализуемых программно-проектных мероприятий, устойчивости - динамического развития и результативности в достижении поставленных целей. Соответственно, источником развития территории являются денежные средства муниципального, регионального и федерального бюджета. В заключении сделан вывод о необходимости внедрения в деятельность органов местного самоуправления предлагаемой системы программно-проектной оценки результативности деятельности органов местного самоуправления по комплексному развитию территории, по которой можно оценить как общую результативность всей деятельности органов местного самоуправления по комплексному развитию территории, так и совокупность отдельных направлений развития (социального, экономического, инфраструктурного, культурного, экологического и пр.).

Издание: ВЛАСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ НА ВОСТОКЕ РОССИИ
Выпуск: № 4 (109) (2024)
Автор(ы): Челаева Татьяна Владимировна
Сохранить в закладках
ФАКТОРЫ РОСТА ОТКРЫТОЙ МАКРОРЕГИОНАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: ДАЛЬНИЙ ВОСТОК И ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ (2024)

Целью исследования является оценка факторов роста открытой экономики Дальнего Востока и Хабаровского края в 2000-2021 гг. Показано, что в долгосрочном периоде, несмотря на высокие темпы прироста затрат капитала и значительную открытость экономики, темпы экономического роста Дальнего Востока и Хабаровского края отставали от национальных. Оценка производственной функции указала, что для поддержания темпов роста экономика Дальнего Востока при прочих равных условиях требовала масштабных затрат капитала, а сдерживающее влияние негативных темпов прироста затрат труда компенсировалось другими факторами. Массовый капитал и нейтральный научно-технический прогресс в целом формировали общую положительную экономическую динамику Дальнего Востока, а торговля была ее важным дополнением. Определено, что вклад в экономический рост Дальнего Востока товарооборота с зарубежным рынком был почти в два раза выше вклада торговли с отечественным рынком. В отличие от Дальнего Востока экономика Хабаровского края в долгосрочном периоде характеризовалась близкой к постоянной отдаче от масштаба, требуя меньшего прироста затрат капитала и труда для поддержания ее роста. При этом экономический рост региона генерировался главным образом капиталом и торговлей. Вклад торговли с зарубежными странами в экономический рост Хабаровского края превышал вклад торговли с отечественным рынком. Определено, что массовый экспорт с малой добавленной стоимостью оказывал относительно меньшее воздействие на экономический рост Дальнего Востока и Хабаровского края при заметном влиянии импорта. Предполагается, что в текущих внешнеполитических условиях при смещении экономической активности страны на восток для регионов юга Дальнего Востока, к которым относится Хабаровский край, выполнение функции активного «посредника» между отечественным и зарубежным рынками может позволить использовать имеющиеся у них преимущества для целей ускорения экономики.

Издание: ВЛАСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ НА ВОСТОКЕ РОССИИ
Выпуск: № 2 (107) (2024)
Автор(ы): Изотов Дмитрий Александрович
Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА - НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ В XXI ВЕКЕ (2024)

В статье рассматриваются проблемы формирования гражданского общества в современном российском государстве, возникшие в связи с пандемией COVID-19, ведением специальной военной операции и их влияние на изменение основ гражданского общества. Задачи исследования - рассмотреть, насколько изменение социально-политической ситуации, давление Запада, недружественных стран, влияют на основополагающие показатели российского гражданского общества, такие как демократия, духовность, политическое сознание и др. Авторы представили своё видение на историю развития и место гражданского общества в человеческой цивилизации. На основе методологических подходов дан исторический анализ формирования гражданского общества, показана корреляция основных проявлений власти и гражданского общества. Обозначены новые особенности современной цивилизации, их содержание и направления развития. Проведён факторный анализ процесса становления и функционирования структуры гражданского общества в современной России. Авторами отдельно выделена значимость роли науки в развитии гражданского общества. Рассматривая основные проблемы формирования гражданского общества в современной России, авторы считают целесообразным продолжать совершенствовать государственную образовательную политику на всех уровнях и направлениях.

Издание: ВЛАСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ НА ВОСТОКЕ РОССИИ
Выпуск: № 1 (106) (2024)
Автор(ы): Талынёв Валерий Егорович, Андриенко Олеся Юрьевна, Андриенко Юрий Иванович
Сохранить в закладках
ФОРМАЛЬНЫЕ И НЕФОРМАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И УСТОЙЧИВОСТЬ ХОЗЯЙСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА (2025)

Цель данного исследования - на основе анализа ряда международных и отечественных научных работ, а также, используя результаты ранее выполненных разработок автора, выявить направления трансформации институциональных структур и механизмов в управлении арктическими территориями Дальнего Востока России. В результате исследования автор в теоретико-методическом плане обосновывает необходимость формирования здесь «мезокластера», представляющего собой единый комплекс добычных отраслей специализации данных территорий, который выступит базовой структурообразующей основой для дальнейших институциональных преобразований в управлении арктическими территориями Дальнего Востока. Акцент в этом плане сделан на решении весьма специфических проблем согласования формальных и неформальных институтов в управлении развитием как «мезокластера», так и всего вновь формируемого пространственно-хозяйственного образования.

Издание: ВЛАСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ НА ВОСТОКЕ РОССИИ
Выпуск: № 2 (111) (2025)
Автор(ы): Краснопольский Борис Хананович
Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ТРАЕКТОРИЯ ИХ ПРОДВИЖЕНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ (2025)

В статье рассматриваются вопросы внедрения нового механизма регионального инвестиционного стандарта по формированию инвестиционных предложений для бизнеса. Отражены заделы и перспективы инвестиционных предложений для продвижения приоритетных направлений инвестиционного развития территории, поиска инвесторов и привлечения инвестиций. Сделан акцент на значимости инвестиционных предложений как инструмента проактивной инвестиционной политики регионов. Выделены особенности феномена инвестиционного предложения в научном и правовом аспектах, отражены основные методологические параметры. Рассмотрено соотношение между инвестиционным проектом и инвестиционным предложением, разграничено их содержательное наполнение. Обращено внимание на порядок визуализации инвестиционного предложения для потенциальных инвесторов, сделан вывод о недостаточности информации в сокращенном формате для отклика заинтересованных лиц. Предложены дополнительные элементы инвестиционного предложения о выгодах для инвестора. Показаны особенности продвижения инвестиционных предложений как обязательного этапа механизма их формирования. Представлен набор условий траектории продвижения инвестиционных предложений с учетом зарекомендовавших себя бизнес-инструментов и в контексте поляризованного развития. Рассмотрены региональные практики формирования и продвижения инвестиционных предложений на основе выборочного метода ряда регионов из числа участвующих в пилотном проекте. Выделены особенности визуализации инвестиционных предложений на инвестиционных порталах каждого из рассмотренных субъектов Российской Федерации. Определена необходимость унификации порядка визуализации и продвижения практик пилотных регионов для их дальнейшего тиражирования. Основные выводы и результаты исследования подтверждают значимость проактивности в выстраивании вертикали унифицированной инвестиционной среды и могут быть использованы для актуализации содержания и продвижения инвестиционных предложений.

Издание: ВЛАСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ НА ВОСТОКЕ РОССИИ
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Автор(ы): Маслюк Наталья Альбертовна, Медведева Надежда Васильевна
Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ В ВУЗЕ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) (2025)

Развитие компетентностного подхода в образовании в настоящее время актуализирует проблему формирования разных видов функциональной грамотности, которая определяется как предпосылка развития компетентностей. Цель исследования - выявление дефицита научных знаний по проблеме формирования математической функциональной грамотности, конкретизация ее сущности для будущих инженеров и обоснование целесообразности использования кейс-заданий и проектов для ее формирования. Достижение поставленной цели определяет необходимость решения следующих исследовательских задач: выявить предпосылки и основные направления в решении проблемы формирования функциональной математической грамотности, конкретизировать сущность математической функциональной грамотности как основы формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих инженеров; обосновать потенциал профессионально ориентированных кейс-заданий и проектной деятельности будущих инженеров как результативных средств поэтапного формирования математической функциональной грамотности. Решение поставленных исследовательских задач осуществлялось на методологии полипарадигмальности как непротиворечивом единстве системного, личностно ориентированного, компетентностного и деятельностного подходов, позволяющих ориентировать образовательный процесс на формирование математической функциональной грамотности как базиса профессиональных компетенций в активной деятельности субъектов в процессе решения личностно значимых профессионально ориентированных кейс-заданий и проектов. Использовался теоретический анализ психолого-педагогической литературы, в том числе статьи, монографии, диссертации по рассматриваемой проблеме, общенаучные методы (анализ, синтез, классификация, систематизация и др.). Результатом решения проблемы формирования математической функциональной грамотности будущих инженеров явилось уточнение понятия, выдвижение и теоретическое обоснование идей поэтапного развития исследуемого феномена посредством формирования предметных математических знаний и умений, способностей воспроизведения математических факторов, применение методов, выполнение вычислений с последующим решением профессиональных задач и проблем жизненных ситуаций с использованием средств и методов математики. Обоснована целесообразность использования кейс-заданий и проблемной деятельности профессиональной направленности для результативного формирования функциональной математической грамотности будущих инженеров. Исследование актуализирует проблему разработки пула профессионально ориентированных кейс-заданий и тем проектов, учитывающих специфику профессиональной деятельности конкретных направлений подготовки.

Издание: СОВРЕМЕННЫЕ НАУКОЕМКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Выпуск: № 7 (2025)
Автор(ы): Осипова Светлана Ивановна, Гафурова Наталия Владимировна, Осипов В. В., Терещенко Ю. А.
Сохранить в закладках
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ Н. А. БЕРДЯЕВА В КОНТЕКСТЕ MEMORY STUDIES (2024)

Философии истории Н. А. Бердяева раскрывается через такой его элемент, как историческая память. Выявляется, что историческая память у Н. А. Бердяева содержит индивидуальный и коллективный аспекты. Проводится сравнительный анализ, с одной стороны, концепции исторической памяти у Н. А. Бердяева, а с другой стороны - представления М. Хальбвакса об исторической памяти, значения коммеморации в коллективной памяти у А. Ассман и Я. Ассман. В философии истории Н. А. Бердяева выделяются онтологический и гносеологический аспекты. Делается вывод о том, что философско-историческое учение Н. А. Бердяева об исторической памяти вписывается в традицию memory studies.

Издание: ИЗВЕСТИЯ ТУЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: № 4 (2024)
Автор(ы): Хамидулин Артем Маратович
Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СОЦИАЛЬНЫХ КООРДИНАТОРОВ (2025)

Современные социально-экономические и политические изменения в России требуют создания новых институтов, обеспечивающих поддержку наиболее уязвимых категорий населения. Одним из таких институтов сегодня становится профессия социального координатора, введенная для оказания помощи участникам специальной военной операции и их семьям. Цель данного исследования - выявить ключевые компетенции социальных координаторов, значимо влияющие на их деятельность, а также определить основные способы их формирования и развития. В статье рассматриваются ключевые аспекты профессии социального координатора, её роль в структуре социальной работы и в системе социономических профессий в целом. Изложены результаты исследования профессиональных, ценностно-смысловых и личностных компетенций социальных координаторов, уровня их стрессоустойчивости. В исследовании применены несколько психологических методик, с помощью которых выявлены наиболее значимые компетенции, установлена степень их выраженности и востребованности. Обобщены актуальные проблемы, с которыми сталкиваются социальные координаторы в процессе практической деятельности. Приведены результаты анализа программ повышения квалификации. На основе оценки респондентов выявлены наиболее эффективные формы и методы обучения, которые следует использовать при подготовке социальных координаторов. Предложены конкретные направления подготовки социальных координаторов с учетом результатов исследования.

Издание: СОВРЕМЕННЫЕ НАУКОЕМКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Выпуск: № 7 (2025)
Автор(ы): Масилова М. Г., Богдан Н. Н.
Сохранить в закладках