АЛГОРИТМЫ ПОИСКА ВЕРБАЛЬНЫХ МАРКЕРОВ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ НАУЧНОМ ДИСКУРСЕ (2024)

Статья посвящена изучению специфики вербализации компонентов идентичности с помощью инструментов интеллектуального анализа данных. В качестве материала исследования использованы англоязычные тексты из открытых интернет-репозиториев научных статей и научных электронных библиотек, посвященные различным концепциям идентичности молодого человека.

В рамках исследования была разработана и апробирована методика комплексного анализа текстовых данных, основанная на применении современных инструментов обработки естественного языка и машинного обучения. Частотный и семантический анализ текстов проводился с использованием библиотеки Natural Language Toolkit для токенизации текстов и процедуры POS-теггинга для подсчета частотности употребления лексем из окружения «identity».

Для последующего анализа и кластеризации слов на основе их семантической близости были использованы Word Embeddings, предобученная модель Word2Vec и алгоритм K-means. Для работы с моделью Word2Vec были использованы библиотека Gensim и библиотека Scikit-learn.

В результате было установлено, что в англоязычном научном дискурсе основные компоненты идентичности молодого человека вербализуются в рамках 9 семантических категорий: behaviour, communities, communication, education, identity, language, practice, complexity, science, наиболее распространенными из которых являются education (1475 / 33%), language (1032 / 21%) и communities (885 /18%).

Анализ N-грамм позволил выявить определенные семантические поля, установить их атрибуты, оценить меру сходства текстов, что обеспечило наиболее точный поиск в векторном пространстве семантически близких n-грамм.

Оптимизация позволила установить меру сходства, используемую для ранжирования фраз в соответствии с запросом, а также присвоить каждой n-грамме определенный вес для ранжирования. Улучшения могут быть достигнуты путем включения определенного типа статистического взвешивания слов, такого как TF-IDF.

Предложенная система способна осуществлять поиск в большом текстовом массиве связанных фраз со схожим значением.

Издание: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОЛОГИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИНГВИСТИКИ
Выпуск: № 2 (2024)
Автор(ы): ГОНЧАРОВА ОКСАНА ВЛАДИМИРОВНА, ЗАВРУМОВ ЗАУР АСЛАНОВИЧ, ХАЛЕЕВА СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА
Сохранить в закладках
АНГЛИЙСКИЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ (НА МАТЕРИАЛЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ РЕКЛАМЫ) (2024)

В настоящее время происходит расширение сфер экономики, что выражается в более частом использовании заимствованной экономической лексики в дискурсе. Существует ряд способов эффективного воздействия на получателя информации. Роль рекламы в этом случае играет немаловажную роль. Здесь следует отметить, что в языке повседневного общения типы речи сочетают в себе различного рода заимствования. Именно они проникают в дискурс, закрепляются в лексико-семантической системе языка. Следует отметить роль экономического дискурса в создании торговой рекламы. Обновление сочетаемости и появление переносных значений в употребительных экономических терминах стали лингвистической особенностью современной эпохи. В исследуемом нами экономическом дискурсе используются многочисленные возможности языка, то есть различные приёмы, специальные слова, выражения и предложения. Такой язык оказывает влияние на людей, их отношения и поведение. В свою очередь торговая реклама как одно из ответвлений экономического дискурса обычно состоит из простых предложений. Цель торговой рекламы - закрепить избранное для конкретной марки выражение в памяти человека, желающего приобрести данный товар. Очевидно, что простые неосложнённые предложения легче запоминаются. Реклама по сути своей должна быть максимально краткой, ясной, прозрачной по смыслу. Поэтому чаще всего рекламные тексты экономического дискурса представляют собой односоставные предложения. Дискурс - это текст в определённой коммуникативной ситуации. В нём, помимо исконных слов, имеются и заимствованные, которые следует отличать от терминов и неологизмов. Первые могут быть как заимствованными, так и коренными, присущими только одному конкретному языку. Необходимым требованием к термину, равно как и достоинством, является его однозначность. Что же касается заимствованных слов, то синонимия при переходе из одного языка в другой вполне допустима. В то же время, закрепляясь в одном языке и пополняя лексический фонд, заимствованная лексика становится привычной для его носителей, может стать частью любого стилистического слоя и потому может не восприниматься как неологизм. В нашем случае в большинстве своём это англицизмы, которые имеют необычную структуру и играют важную роль в экономическом дискурсе, отражающем торговую рекламу. С точки зрения экономистов, реклама - это своего рода маркёр какого-либо манифестируемого к продаже продукта, а для лингвистов - специфичная форма функционирования языка. Но именно с двух этих позиций реклама с исконными и заимствованными словами привлекает внимание. Анализ восприятия информации на тему, вынесенную в заголовок настоящей статьи, и составляет её главную цель. Она диктует постановку и решение следующих задач: 1) определить критерии целесообразности использования англоязычных заимствований в русском языке; 2) выявить способы интерпретации значений заимствованных слов. В статье анализируются вариации заимствованных лексем слов и их интерпретация в связи с делением на отдельные разряды.

Издание: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ В МГИМО
Выпуск: Т. 10 № 4 (2024)
Автор(ы): Мамедова Фарах Алихан гызы
Сохранить в закладках
АТАЛЫЧЕСКИЕ И РОДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ ГИРЕЕВ И КАБАРДИНСКОЙ ЗНАТИ В ПРОСТРАНСТВЕ РУССКО-КРЫМСКО-КАБАРДИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ (СЕРЕДИНА ХVIII В.) (2024)

Статья посвящена изучению аталыческих и родственных связей между кабардинской знатью и различными ветвями династии Гиреев. Актуальные вопросы изучения подобных традиционных связей представлены на фоне случая, связанного с пребыванием в Кабарде в конце 1740-х - начале 1750-х гг. двух сыновей султана Арслан-Гирея (в 1748-1755 гг. - правящего крымского хана). К решению данного непростого вопроса оказались причастны Россия, Крымское ханство и Османская империя, причем соответствующие практики заняли в общей сложности не менее пяти лет. Описанный в статье такой случай рассмотрен на фоне как противоречий среди кабардинских элит, так и изменившегося после 1739 г. международного статуса Кабарды. Приведены новые данные о матримониальных связях одной из ветвей ханской династии Гиреев (султана Бахты-Гирея и его детей) с кабардинской знатью. Они, в свою очередь, вписаны автором в пространство традиционных социокультурных практик кабардинской знати с Крымским ханством, выгодных обеим сторонам и актуальных еще для середины XVIII в.

Издание: ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Выпуск: № 2 (65) (2024)
Автор(ы): СЕНЬ Дмитрий Владимирович
Сохранить в закладках
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК КАК ЭЛЕМЕНТ ЛОКАЛЬНЫХ РЕЧЕВЫХ ПРАКТИК ВНУТРИГРУППОВОГО ОБЩЕНИЯ В РОССИИ (2024)

Глобальное распространение английского языка, активно вторгающегося в коммуникативные пространства неанглоязычных стран, стало катализатором его превращения в локальный смыслообразующий ресурс, кодирующий коммуникативные потребности местных речевых сообществ в различных странах мира. Этот амбивалентный процесс глобализации и локализации особенно очевиден в странах «Расширяющегося круга», где английский язык изначально имел статус иностранного и использовался преимущественно для общения с иностранцами. В России, которая входит в число стран «Расширяющегося круга», различные аспекты «глокализации» английского языка всё больше привлекают внимание учёных, однако системно эти вопросы не изучались, и настоящее исследование призвано восполнить этот пробел. В статье описывается функционирование глобального английского во внутригрупповом коммуникативном взаимодействии представителей местных профессиональных и культурных сообществ в России. С опорой на технологию множественных кейс-стади и метод постоянных сравнений, был проанализирован ряд проведённых нами ранее исследований использования глобального английского в различных коммуникативных контекстах, включая российские офисы международных корпораций, общение представителей одной из молодёжных субкультур, а также дискурс российских профессионалов и любителей современной популярной музыки. Повторное рассмотрение собранного ранее материала, в том числе данных включённого наблюдения и квази-этнографических интервью, позволило установить, что для английского языка как “локального”, то есть используемого в общении представителей местных групп и сообществ между собой, характерны (1) усечённый речевой репертуар, (2) транслингвизм и(ли) билингвальная языковая игра, а также (3) ограниченность рамками конкретного профессионального и(ли) культурного сообщества. Мы также обратились к Национальному корпусу русского языка и проанализировали частотность наиболее распространённых англицизмов и лексем англоязычного происхождения, используемых в каждом из вышеназванных сообществ. На основе проведённого сравнительного анализа и изучения материалов Национального корпуса русского языка был сделан вывод, что англицизмы воспринимаются членами местных сообществ как неотъемлемая часть внутригруппового речевого репертуара, а членство в группе напрямую зависит от знания англоязычных слов (терминов) и умения творчески их использовать.

Издание: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ В МГИМО
Выпуск: Т. 10 № 2 (2024)
Автор(ы): Гриценко Елена Сергеевна, Лалетина Александра Олеговна
Сохранить в закладках
АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ИТ-РЫНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ И РОЛЬ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ (2024)

Для Российской Федерации в последнее десятилетие актуализируется задача обеспечения развития национального рынка ИТ как ответ, с одной стороны, на введенные и ужесточающиеся западные санкции, а с другой - как возможность обеспечить устойчивую жизнедеятельность и безопасность отечественной экономики, особенно в ее высокотехнологическом и цифровом сегментах. Цель статьи состоит в том, чтобы проанализировать тенденции и обозначить перспективы развития IT-сфера в Российской Федерации в условиях санкций. В статье дана оценка настоящему состоянию российского IT-сектора, с акцентом на объемы и состав рынка, предлагаемые на нем продукты и услуги, а также анализом основных сегментов рассматриваемого рынка. Обосновано, что имеет место устойчивый рост рынка ИТ как в мире, так и в Российской Федерации, причем тем роста второго более чем в 2 раза превышает рост первого. Авторы приходят к выводу о том, что этот рост во многом выступает результатом процессов импортозамещения на российском ИТ-рынке и, в частности, в сегменте программного обеспечения (ПО). Также авторы обосновывают точку зрения о необходимости дальнейших действий в направлении импортозамещения на основе имеющейся у Российской Федерации собственной базы, а также международного сотрудничества со странами-партнерами, включая государства Азии. Выделены проблемы развития российского ИТ-рынка и процесса импортозамещения, прежде всего недостаточное количество отечественных кадров необходимой квалификации. Ограничения исследования: период исследования - 2019-2023 гг.; анализ динамики ИТ-рынка России и его причин.

Издание: ГЕОПОЛИТИКА И ЭКОГЕОДИНАМИКА РЕГИОНОВ
Выпуск: Т. 20 № 4 (2024)
Автор(ы): АГИБАЛОВА ЕЛЕНА ЛЕОНИДОВНА, Каржанова Наталья Викторовна
Сохранить в закладках
АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОНЯТИЯ «КАПИТАЛ» В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ С ПОЗИЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (2025)

В статье исследуются трактовки понятия «капитал» современного этапа развития экономической науки с учетом общественно развития. Это временной период - с конца XIX века и до наших дней. Для анализа была использована периодизация развития общества, предложенная Д. Беллом.

Автором изучены трактовки понятия, представленные в таких научных школах как: кейнсианство, неокейнсианство, посткейнсианство, австрийская экономической школы, монетаризма и социально-институционального подхода. Но, ключевые характеристики изучаемого феномена были выделены еще в классический период развития этой науки.

В современный период выделены ряд других характеристик с учетом того, что экономическая наука современного периода исследует экономически активного человека. Современные авторы все чаще обращаются в исследовании капитала применительно к той или иной деятельности, что влияет на трактовки данного понятия. В статье представлены определения словарных трактовок как попытки обобщить наиболее общие черты капитала с современных позиций. Дано авторское понимание изучаемого феномена.

Издание: Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки
Выпуск: №5 (2025)
Автор(ы): Хорошкевич Наталья Геннадьевна
Сохранить в закладках
АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ: ОПЫТ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (2025)

В статье представлен анализ опыта реализации регионального проекта «Развитие экспорта медицинских услуг» в Тюменской области в 2019–2023 гг. на основе административно-управленческого подхода. Изложены основные характеристики организационной модели в условиях координации взаимодействия медицинского кластера с туристической инфраструктурой и обозначены дальнейшие перспективы исследований. Региональный Координирующий центр, созданный и функционирующий в структуре государственного автономного учреждения «МИАЦ» Департамента здравоохранения области, успешно обеспечивает взаимодействие широкого состава участников в сфере экспорта медицинских услуг, реализует комплексную пациентоориентированную стратегию, демонстрируя положительную динамику достижения целевых показателей проекта «Развитие экспорта медицинских услуг». А с другой, - достижение стратегических целей развития национальной экономики в современных условиях предопределяет необходимость дальнейшего анализа лучших практик организации медицинского туризма в регионах, результаты которых будут способствовать уменьшению институциональных проблем и снижению трансакционных издержек.

Издание: Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки
Выпуск: №5 (2025)
Автор(ы): Климин Владимир Григорьевич, Долгунская Алена Николаевна, Мальцева Юлия Анатольевна
Сохранить в закладках
АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА В ДИСКУРСЕ БОЛЬШЕВИСТСКОЙ ПРЕССЫ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА ПЕРИОДА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ КРАЯ (2024)

Малоизученной в научной литературе остается тема места антирелигиозной пропаганды в идеологической деятельности большевистской партии по перевоспитанию северокавказских народов в духе безграничной преданности коммунистическим постулатам в годы установления советской власти. Высокая степень религиозности и неграмотность местного населения стали серьезным препятствием на пути внедрения в массовое сознание горцев атеизма. Партия рассматривала национальную печать как эффективный инструмент социально-политического управления обществом и средством формирования авторитарно-тоталитарного мышления.

Издание: ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Выпуск: № 1 (64) (2024)
Автор(ы): Турпалов Лема Абдоллаевич
Сохранить в закладках
АНГЛИЙСКИЙ УРБАНИСТИЧЕСКИЙ НЕОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС: ПРАГМА-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (2024)

Статья посвящена анализу семантических, когнитивных и прагматических особенностей английских неологизмов урбанистического дискурса с целью выявления в их определениях, а также в их окружении отличительных черт менталитета создателей неологических единиц. Актуальность исследования обеспечена непрерывным расширением корпуса англоязычной неологической лексики, неослабевающей заинтересованностью учёных к этой области новых слов - неологизмов урбанистического англоязычного дискурса, необходимостью научной интерпретации отображения коллективного опыта в анализируемом пласте лексики. Материалом настоящего исследования послужили примеры, извлечённые методом сплошной выборки из англоязычных лексикографических электронных источников за период 2017-2023 годов. Основополагающим методом исследования становится лексикологический анализ, позволяющий рассмотреть новую сетевую лексику англоязычного урбанистического дискурса со стороны её семантического и прагматического потенциала. В исследовании по мере необходимости используются элементы таких видов анализа, как дискурсивный, интерпретативный, описательный, компонентный, структурный, семантический, когнитивный и стилистический. Урбанистический дискурс рассматривается в данной статье как система взаимосвязанных характеристик неологизмов англоязычного дискурса в плане их реализации когнитивных и прагматических свойств. Данные характеристики необходимы для понимания восприятия современного города сознанием участников дискурса. Следуя классической трактовке неологизмов в отечественной и зарубежной лингвистике, мы понимаем неологизмы как итог тех изменений, которые происходят в языковом сознании общества. Неологизмы англоязычного урбанистического дискурса - это единицы, рассмотрение и анализ которых необходимы для создания многогранной лингвистической модели. В статье говорится о наличии семантических, когнитивных и прагматических ресурсов англоязычных новых урбанизмов, возникающих вследствие существования оценки человеком. Оценка как процесс установления ценностного отношения человека к анализируемым неологизмам и как результат этого отношения является неотъемлемой частью процесса отражения действительности и имеет когнитивную природу.

Издание: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ В МГИМО
Выпуск: Т. 10 № 1 (2024)
Автор(ы): Катермина Вероника Викторовна
Сохранить в закладках
АПРОБАЦИЯ МЕТОДОВ УДАЛЕНИЯ СОЛЕЙ ИЗ СТРУКТУРЫ ШТУКАТУРНОГО СЛОЯ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ИССЛЕДОВАНИЙ И МЕТОДИК ИНСТИТУТА СОХРАНЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА ГЕТТИ СОВМЕСТНО С ДУНЬХУАНСКОЙ АКАДЕМИЕЙ В ГРОТАХ МОГАО (2024)

АПРОБАЦИЯ МЕТОДОВ УДАЛЕНИЯ СОЛЕЙ ИЗ СТРУКТУРЫ ШТУКАТУРНОГО СЛОЯ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ИССЛЕДОВАНИЙ И МЕТОДИК ИНСТИТУТА СОХРАНЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА ГЕТТИ СОВМЕСТНО С ДУНЬХУАНСКОЙ АКАДЕМИЕЙ В ГРОТАХ МОГАО

Издание: TERRA ARTIS. ИСКУССТВО И ДИЗАЙН
Выпуск: № 1 (2024)
Автор(ы): ЦЗИНЬ Ю., ФОМИТОВА Д.А.
Сохранить в закладках
АНТРОПОПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА (2024)

В статье представлен анализ антропопрактических аспектов формирования профессиональной самоорганизации студентов и возможностей их реализации в педагогическом процессе современного педагогического вуза, деятельность которого характеризуется структурными и содержательными обновлениями в контексте актуализации идей готовности обучающихся к профессиональной самоорганизации на основе интерактивной антропопрактической модели сопровождения студентов в ходе профессионально направленной учебной деятельности.

Издание: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА
Выпуск: № 6 (2024)
Автор(ы): Кочелаев А. А., Сохранов-Преображенский Владимир Васильевич
Сохранить в закладках
АУТСОРСИНГ В ОБРАЗОВАНИИ (2024)

Аутсорсинг в образовании предоставляет учреждениям новые возможности для улучшения качества обучения, расширения доступности и повышения эффективности деятельности. Однако успешное внедрение аутсорсинга требует тщательной подготовки, выбора правильных партнеров и надежных механизмов контроля. Это важный элемент современной образовательной стратегии, который позволяет учреждениям оставаться конкурентоспособными и актуальными в быстро меняющемся мире образования. В статье исследуется аутсорсинг в образовании; обсуждается, какие возможности он открывает для современных образовательных учреждений и студентов; исследуются его тонкости, преимущества, риски и влияние на будущее образования.

Издание: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА
Выпуск: № 6 (2024)
Автор(ы): Антипов Алексей Олегович, Таров Андрей Геннадьевич, Кочеткова Т. С.
Сохранить в закладках