В статье проанализирован образ «проклятого скитальца» Алеко в его типологической связи с Каином Байрона. Выявлены такие общие мотивы, как отсутствие покоя, изгнание в пустыню, тайная скорбь, инфернальное воздействие на героя и др. Сопоставив двух героев, автор статьи пришла к выводу, что, несмотря на общность мотивов, образ «проклятого скитальца» в произведениях Байрона и Пушкина интонационно различно окрашен. В отличие от «властителя дум», русский писатель не только не романтизирует страсти, но и воспевает подлинно христианские идеалы. Эти идеалы воплощены в тексте преимущественно благодаря образам «птички Божией» и раненого журавля, которому уподобляется Алеко. Основываясь на интертекстуальных связях «Цыган» с басней А. Н. Радищева «Журавли», автор исследования сделала вывод, что неосуждение грешника есть главный урок, который хотел преподать Пушкин на примере образа своего «бездомного скитальца». В статье проанализированы и пересмотрены некоторые положения из критических работ XIX в. о творчестве Пушкина: оценки Алеко В. Г. Белинским и В. Н. Олиным. Автор исследования пришла к выводу, что в «Цыганах» Пушкин развенчивает титанизм байронического героя, преобразуя его в мотив страдальческого одиночества страстной личности. При этом в поэме об Алеко доминирует мотив мира: его желает герою репрезентирующий волю автора старый цыган. И в этом произведении Пушкин остался верен своей лире и «милость к падшим призывал».
В статье рассматривается актуальный для современной историографии вопрос о временных рамках формирования в Московском государстве XV-XVI вв. системы приказов как постоянно действующих исполнительных органов государственной власти. Проводится подробный анализ основных этапов и временных рамок совершения перехода от использования приказов как личных управленческих поручений верховного правителя, носивших временный характер, к приказам как специализированным государственным учреждениям, созданным для решения задач государственного управления в определенной отрасли и имеющим достаточно стабильный штат, состоящий из руководителя и подчиненных управленческих кадров, и функционирующих на постоянной основе.
В деятельности уголовно-исполнительной системы для автоматизации служебных задач и обеспечения эффективного управления широко используются информационные системы. В статье рассматриваются вопросы информационной безопасности, возникающие при эксплуатации информационных систем, а также методы предотвращения и устранения потенциальных угроз.
В статье рассматриваются основные формы организации воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы, а также приводятся примеры проводимых мероприятий. Автором изучена роль начальника отряда в воспитании и исправлении осужденных в местах лишения свободы.
В статье рассмотрены особенности разграничения норм уголовно-процессуального права в части расследования преступлений, совершенных осужденными к лишению свободы и заключенными под стражу лицами, имеющими социально значимые заболевания путем формирования и изучения правовых основ расследования указанной группы преступлений.
Внимание автора сосредоточено на оценках политических и правовых ограничений экономической войны в западной историографии. На примере развития торгово-экономических связей скандинавских стран, прежде всего с Великобританией и Германией, до 1914 года и в период Первой мировой войны исследуется специфика «нейтральной торговли» и попытки ограничить ее странами Антанты с целью экономического удушения противника. Особое внимание уделяется правовым аспектам «нейтральной торговли», борьбе с контрабандной торговлей с Центральными державами через нейтральные страны, деятельности Министерства блокады. Автор резюмирует, что предпосылки для «нейтральной торговли» в военное время были созданы усилиями самой Антанты на конференциях в Гааге и Лондоне в 1907-1909 годах, однако в период союзнической блокады достигнутые договоренности не раз нарушались противоборствующими сторонами. Стремление контролировать торговлю и вовлечь экономику нейтральных стран в военно-экономические усилия Антанты в целом обусловило значение североевропейского региона в стратегии втягивания скандинавских стран на сторону Антанты.
В статье исследуются особенности возникновения у государства прав участия в корпоративных юридических лицах. Особое внимание уделено характеристике двух оснований приобретения публично-правовым образованием прав участия в хозяйственном обществе - приватизации и наследования. Обращено внимание на то, что в ходе реформы гражданского законодательства планомерно реализуется подход, согласно которому свобода государства как публичного образования в приобретении корпоративных прав должна соотноситься с основными функциями государства как гаранта стабильности и безопасности.
В статье рассматривается ряд коллизий, или расхождений и противоречий, в римском праве на примере законов «XII Таблиц», «Институций Гая», «Дигестов», а также способы их устранения как в текстах законов, так и в ходе практики правоприменения. Термин «коллизия» автор интерпретирует как расхождение и противоречия в изложении норм права, закрепленных в одном и том же документе и регулирующие сходные по содержанию общественные отношения. Коллизии, или противоречия и расхождения, возникают параллельно с развитием правовой системы. Преодоление коллизий - это закономерный и поступательный процесс правоприменительной деятельности.
Актуальность. Анализ современной историографии нэпа позволяет оценить состояние исследований по данной научной тематике, выявить сильные и слабые стороны историографического процесса, определить перспективные направления исследований. Полагаем, что проведенный анализ в целом поможет актуализировать авторский научный поиск. Материалы и методы. В основе методологического подхода к анализу литературы ввиду наличия обширнейшей по количеству публикаций, что делает практически невозможным детальный историографический анализ, положен селективный метод, когда анализируются наиболее авторитетные публикации, оценки и выводы которых определили ракурс последующих исследований. Второй метод – акцентирование внимания на специфические исследовательские направления, которые отчетливо проявляются в современном историографическом процессе. Результаты исследования. Современная историография нэпа обширна как по тематическому разнообразию, так и степени изученности исследовательских вопросов. Процесс изучения продолжается, нэповская тематика далеко не исчерпана и остается привлекательной для исследователей. Исследовательский процесс становится методологически многоплановым, по источникам более многомерным, по содержанию междисциплинарным. Результатом современного историографического процесса можно считать формирование более реальной позиции в оценке исторической модели нэпа со всеми ее элементами.
Выводы. Результаты изучения позволяют дать реалистическую картину состояния современного историографического процесса, выявить новые методологические подходы к изучению проблем нэпа, расширить тематическое многообразие и обратить внимание на имеющие проблемы в данном историографическом сегменте.
Актуальность. Развитие аудиовизуальных каналов коммуникации в области педагогики высшей школы делает актуальным вопрос о формировании эффективного экранного имиджа преподавателя и ученого. Выстраивание коммуникативной личности по экранным канонам становится особенно значимым в сфере осуществления дистанционной педагогической деятельности. Настоящее исследование имеет целью выявление наиболее значимых параметров экранной коммуникативной личности педагога.
Материалы и методы. На основе анализа проекта «Открытое образование» МГУ им. М. В. Ломоносова конкретизированы константные компоненты коммуникативной личности, транслируемые педагогами высшей школы и обеспечивающие эффективность коммуникации со слушателями курса. Материал исследования – аудиовизуальный контент 1540 программ проекта. Хронологические рамки исследования – 2023–2024 гг. Для достижения поставленной цели исследования применяются сравнительно-типологический и текcтологический методы, а также метод анализа контента.
Результаты исследования. Установлено, что к константным параметрам экранной коммуникативной личности педагога высшей школы можно отнести качества, формирующие статус эксперта, а именно: использование стандартных для преподавателя вуза дресс-кодов, точное соответствие содержания речи заявленной тематике, доминирование научного стиля, выраженная паузация, богатое интонирование, умеренная мимика и жестикуляция. К вариативным привлекательным параметрам можно отнести качества, соотносящиеся к особенностям сетевой коммуникации: интимизацию общения, персонификацию, персонализацию, игрореализацию, философское чувство юмора. К качествам, отличающим коммуникативную личность педагога высшей школы на экране от той же личности в аудитории, можно отнести сокращение частотности проявления менторского тона и отсутствие элементов назидательности.
Выводы. Установлено, что эффективное моделирование экранной коммуникативной личности опирается как на константные, так и на вариативные параметры. Первые позволяют педагогу сформировать ощущение экспертности и соответствия статусу преподавателя вуза, а вторые индивидуализируют процесс обучения.
Актуальность. В настоящее время все больше и больше инструментов генеративного искусственного интеллекта (ИИ) начинают использоваться в обучении иностранному языку в целом и письменной речи на иностранном языке в частности. Отличительная особенность генеративного ИИ заключается в его способности предоставлять пользователю оценочную обратную связь, на основе которой обучающиеся могут подкорректировать и доработать свои письменные творческие работы. Некоторые ученые в своих работах утверждали о необходимости включения этапов учебного внеаудиторного взаимодействия обучающихся с инструментами генеративного ИИ в традиционные методики обучения, используя их лингводидактический потенциал в корректировке черновых версий работ. Вместе с тем проверка эффективности подобных методик обучения не всегда выступала предметом исследования ученых. Цель исследования – разработать методику обучения студентов письменной речи на иностранном языке, включающую их внеаудиторное взаимодействие с одним из инструментов генеративного искусственного интеллекта, предоставляющего оценочную обратную связь, а также проверить ее эффективность в ходе экспериментального обучения. Материалы и методы. В исследовании приняли участие обучающиеся 2 курса специальности 45.05.01 «Перевод и переводоведение» ФГБОУ ВО «Липецкий государственный технический университет». Участники контрольной группы (N = 25) обучались по традиционной методике обучения письменной речи на иностранном языке, не предполагающей использование инструментов генеративного ИИ. Участники экспериментальной группы (N = 25) использовали авторскую методику, подразумевающую их внеаудиторное взаимодействие с одним из инструментов генеративного ИИ (ChatGPT 4.0, Criterion, YandexGPT). Аспектами контроля в исследовании выступали следующие умения письменной речи: а) написание делового письма; б) написание эссе контрастивно-сопоставительного характера; в) написание эссе аргументативного характера; г) написание рецензии на фильм или книгу. В качестве метода статистической обработки данных был применен t-критерий Стьюдента. Результаты исследования. В ходе экспериментального обучения было доказано, что инновационная авторская методика обучения студентов письменной речи на иностранном языке, включающая внеаудиторное взаимодействие обучающихся с инструментами генеративного искусственного интеллекта, является более эффективной по сравнению с традиционной методикой обучения в развитии у студентов следующих умений письменной речи: написания делового письма (t = 3,19 при р = 0,001), написания эссе контрастивно-сопоставительного характера (t = 3,19 при р = 0,002), написания эссе аргументативного характера (t = 2,28 при р = 0,001), написания рецензии на фильм или книгу (t = 2,46 при р = 0,001). Выводы. Новизна проведенного исследования заключена в разработке поэтапной методики обучения студентов письменной речи на иностранном языке, включающей внеаудиторное взаимодействие обучающихся с одним из инструментов генеративного искусственного интеллекта (ChatGPT 4.0, Criterion, YandexGPT). На основе получаемой оценочной обратной связи от ИИ студенты дорабатывали черновые версии своих работ. Предлагаемая методика может использоваться в обучении учащихся и студентов письменной речи на иностранном языке в средней школе и вузе.
В мировой практике оценки экономических эффектов изменения климата активно использу-ются модели комплексной оценки (IAM). На основе четырех адаптированных авторами IAM рас-считан экономический эффект изменения климата в России до 2060 г. Согласно полученным мо-дельным расчетам, величина этого эффекта варьирует в широком диапазоне: от –1,3 трлн до +200 млрд руб. к 2040 г.; от – 3 трлн до +300 млрд руб. – к 2060 г. (в ценах 2021 г.). Упрощенный характер методологии IAM, обусловливающий предрасположенность к воспроизведению нели-нейно возрастающих ущербов, означает существенно огрубленные величины вышеупомянутого экономического эффекта изменения климата. В связи с этим, их следует воспринимать и трак-товать, в первую очередь, с точки зрения знака возникающих эффектов (ущерб или выгода) и рас-сматривать их как порядок масштаба ожидаемого ущерба или выгод, соответственно, при от-сутствии мер адаптации населения и экономики к изменениям климата.