Права человека: роль международного обычая в регулировании применения нелетального оружия (2025)

ВВЕДЕНИЕ. Если в военное время применение нелетального оружия как средства ведения войны регулируется конвенциями и обычаями войны, в рамках правоохранительной деятельности требования, относящиеся к данным видам оружия, в основном отражены в актах мягкого права (стандарты, рекомендации, руководства). Часто в силу мягкости характера указанных норм, они не обеспечивают нормального правового регулирования для нелетального оружия, в то время как организации, занимающиеся защитой прав человека, неоднократно указывали, что применение нелетального оружия в рамках правоохранительной деятельности может быть неизбирательным и летальным. Возникает вопрос: существуют ли в международном праве императивные нормы, регулирующие или запрещающие применение часто непредсказуемого и порой экспериментального нелетального оружия в контексте правоохранительной деятельности? Данная статья ставит своей целью определить, имеются ли международные обычаи в сфере международного права прав человека, способные регулировать использование нелетального оружия.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В основе настоящего исследования лежат труды как отечественных, так и зарубежных экспертов, специализирующихся на международном праве. В силу специфики природы нелетального оружия и для достоверности результатов в исследовании также использовались работы специалистов в сфере других наук (медицинских, технических). Автором были изучены международные соглашения, документы международных организаций, судебная практика и научная литература. При подготовке исследования использовались общенаучные, междисциплинарные (опрос и интервьюирование) и специально-юридические (формально-юридический и сравнительно-правовой) методы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В данной статье определено значение международного обычая в области международного права прав человека, изучены его воплощения в иных источниках международного права. Обоснована применимость международных обычаев при регулировании использования нелетального оружия в правоохранительной деятельности, а именно таких обычаев, как запрет произвольного лишения жизни, запрет пыток, жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения и наказания, запрет порабощения, запрет геноцида и преступлений против человечности, принципы необходимости и пропорциональности при осуществлении правоохранительной деятельности. Также предложено рассмотреть возможность урегулирования применения нелетального оружия посредством международных обычаев, касающихся применения неизбирательного оружия и экспериментов над человеком.

ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Автор пришел к выводу, что международные обычаи действительно способны выступать в качестве источника регулирования применения нелетального оружия в рамках правоохранительной деятельности. Однако это происходит опосредованно, через обязательства государств по обеспечению основных прав и свобод человека.

Издание: МОСКОВСКИЙ ЖУРНАЛ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Выпуск: Выпуск 2 (2025)
Автор(ы): Дрыгина Анастасия Александровна
Сохранить в закладках
ПОСТРОЕНИЕ ОБРАЗА КИТАЙСКОГО ГОРОДА НА ТИК-ТОКЕ (2024)

В данной статье исследуется, как китайские города используют возможности коротких видеороликов для привлечения туризма, инвестиций и талантов. Авторами были проанализированы успешные короткие видеоролики, посвященные городу, выделив такие особенности, как культурное наследие, природная красота и местная кухня. В нем также рассматривается роль пользовательского контента в формировании имиджа городов, а также проблемы и возможности, связанные с появлением коротких видеоплатформ. В статье утверждается, что короткие видеоролики являются мощным инструментом формирования позитивного имиджа китайских городов и способствуют пониманию того, как индустрия коротких видеороликов Китая трансформирует то, как города представляют себя миру. В ней рассказывается о ключевых особенностях успешных коротких видеороликов, ориентированных на город, и предлагаются рекомендации для городских властей, советов по туризму и других заинтересованных сторон о том, как использовать возможности коротких видеороликов для содействия экономическому росту и культурному обмену.

Издание: Наука, Образование, Современность
Выпуск: №1 (2024)
Автор(ы): Цао Иньфэй, Лю Яньдун
Сохранить в закладках
ПУТЬ В НАУКУ НАЧИНАЛСЯ В ВЯТСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ (2024)

Актуальность статьи определяется важностью изучения научного наследия видных представителей российского научного и образовательного сообщества. Цель статьи, приуроченной к 110-летию открытия Вятского учительского института, заключается в характеристике вклада в развитие отечественной науки и высшего образования трех крупных ученых, которые имеют непосредственное отношение к истории первого вятского вуза. Указанная цель решается посредством раскрытия малоизвестных фактов их научных биографий. Преподаватель Вятского пединститута Иван Яковлевич Депман (1885-1970) - самый известный популяризатор математической науки, автор многочисленных увлекательных книг по истории математики, предназначенных для детского и юношеского возраста, а также для школьных учителей. Его книги не утратили актуальность и активно переиздаются в настоящее время. Выпускник Вятского пединститута Павел Амфилохиевич Дрягин (1893-1977) в 1930-1977 гг. был одним из самых известных ихтиологов СССР, автором фундаментальных трудов в области изучения рыб и мест их обитания. Проводившаяся его коллективом работа позволила значительно увеличивать объемы вылова рыбы без нарушения экологического баланса. Выпускник Вятского пединститута Иван Петрович Далматов (1905-1968) был (ди)ректором Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина (1958-1963), ставшего при нем ведущим педагогическим вузом страны и остающегося таковым по сей день. Автором используется научно-исследовательский аппарат: методы анализа литературы, интервью и биографический, а также аксиологический подход.

Издание: ВЕСТНИК ВЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 1 (151) (2024)
Автор(ы): Помелов Владимир Борисович
Сохранить в закладках
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ ЗАЩИТЫ РОССИЯН ОТ СУГГЕСТИВНОГО ФИНАНСОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ: КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ (2024)

Финансовое мошенничество представляет серьезную проблему в повседневной жизни. Граждане применяют различные подходы и методы, чтобы быть более информированными и осторожными при принятии финансовых решений. В статье представлены результаты социально-психологического исследования, направленного на выявление стратегий финансового поведения потребителей в условиях мошенничества. Цель эмпирического исследования заключалась в анализе психологических стратегий финансового поведения потребителей в контексте мошенничества, а также в кластеризации этих стратегий в рамках различных гомогенных групп. Применен метод кластерного анализа (Ward-Method) для определения основной классификационной структуры в группе россиян (N = 1018: 58,5 % мужчин и 41,5 % женщин) с целью выявления групп, наиболее уязвимых от суггестивного воздействия злоумышленников. В ходе исследования были собраны данные, основанные на характеристиках рационального, тревожного, доверчивого, недоверчивого и интуитивного профилей финансового поведения, а также социально-демографических показателях. Кластерный анализ позволил выделить пять групп потребителей, которые статистически отличаются и демонстрируют различные стратегии: интуитивную, ситуативную, рациональную, недоверчивую и осторожную. Подтвердилась гипотеза о преобладании интуитивных (32,3 %) и рациональных (25,5 %) стратегиях защиты от финансового мошенничества в российском обществе. Данное исследование обсуждало последствия риска каждой стратегии и предлагает рекомендации. Выводы исследования демонстрируют, что люди с различными психотипами отличаются в своих стратегиях принятия финансовых решений и варьируются в уровне восприимчивости к внушению. Это имеет важное значение при разработке практических рекомендаций для защиты от финансового мошенничества и предективных прогнозах. По итогам кластерного анализа была разработана таблица «Индикаторов психологических рисков для каждого типа в условиях финансовой суггестии».

Издание: ВЕСТНИК ВЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 1 (151) (2024)
Автор(ы): МЕДЯНИК ОЛЬГА ВИКТОРОВНА
Сохранить в закладках
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК РЕСУРС ВОВЛЕЧЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (2024)

Актуальность проблемы обусловлена значимостью выявления психологических ресурсов повышения уровня продуктивности учебно-профессиональной деятельности, вовлеченности студентов в учебный процесс. В качестве такого ресурса может выступать психологический капитал, представляющий собой синтез четырех личностных характеристик: самоэффективности, надежды, оптимизма и устойчивости, Цель работы состояла в исследовании особенностей вовлеченности студентов в учебно-профессиональную деятельность в зависимости от уровня развития психологического капитала. Методологическую основу исследования составили теория сохранения ресурсов S. E. Hobfoll и ресурсный подход к психологическому капиталу В. И. Моросановой. Психологический капитал изучался посредством использования русскоязычной версии опросника F. Luthans, C. M. Youssef, B. Avolio в адаптации В. Г. Маралова, М. А. Кудака, О. В. Смирновой; вовлеченность в учебную деятельность - посредством применения опросника W. B. Schaufeli, M. Salanova, V. González-Romá, A. Bakker. Всего в исследовании приняло участие 190 студентов - будущих педагогов и психологов Московского городского педагогического университета и Череповецкого государственного университета, мужчин - 34 чел. (17,89 %), женщин - 156 чел. (82,11 %), в возрасте от 18 до 58 лет, средний возраст 21,25 лет (SD=7,49). Обработка проводилась посредством методов математической статистики, применялся критерий φ*-угловое преобразование Фишера. В результате были обнаружены различия в выраженности уровней вовлеченности студентов в целом и по отдельным параметрам в зависимости от уровня развития психологического капитала. У студентов с высоким уровнем психологического капитала высокий уровень вовлеченности в учебу составил 76,92 % (40 чел.), со средним уровнем психологического капитала - 8,18 % (9 чел.), с низким уровнем - 3,57 % (1 чел.). Различия вовлеченности у студентов с высоким и низким уровнями психологического капитала статистически значимы (φ*=7,5, p≤0,001). Таким образом, развивая психологический капитал, можно эффективно воздействовать на повышение уровня вовлеченности студентов в учебную деятельность. Полученные результаты могут быть использованы в работе со студентами по повышению уровня их мотивации и включенности в учебный процесс.

Издание: ВЕСТНИК ВЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 1 (151) (2024)
Автор(ы): МАРАЛОВ ВЛАДИМИР ГЕОРГИЕВИЧ, СИТАРОВ ВЯЧЕСЛАВ АЛЕКСЕЕВИЧ, ТАБУНОВ ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ
Сохранить в закладках
ПОТЕНЦИАЛ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА (2025)

В статье анализируется природно-рекреационный и культурно-исторический потенциал Кабардино-Балкарской Республики (КБР) с точки зрения развития экологического туризма. Особое внимание уделяется уникальным природным ландшафтам, особо охраняемым природным территориям, биоразнообразию, а также этнокультурным особенностям региона. Рассматриваются ключевые факторы, способствующие развитию данного вида туризма, а также выявляются основные проблемы и вызовы, стоящие перед отраслью. Предлагаются рекомендации по устойчивому развитию экологического туризма в КБР, включая совершенствование инфраструктуры, развитие специализированных продуктов, обучение кадров и вовлечение местного населения.

Издание: ГЕОПОЛИТИКА И ЭКОГЕОДИНАМИКА РЕГИОНОВ
Выпуск: Т. 11 № 2 (2025)
Автор(ы): УЯНАЕВА А.Э.
Сохранить в закладках
ПОТЕНЦИАЛ ПРОИЗВОДСТВА «ЗЕЛЁНОГО» ВОДОРОДА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭНЕРГИИ ВЕТРА В ЧУКОТСКОМ АО (2025)

В статье представлены результаты по оценке потенциала ветровой и водородной энергетик для некоторых территорий в границах Чукотского АО. В ходе исследования произведено моделирование возможной выработки электроэнергии на ветровых электростанциях в десяти различных локациях на территории исследования. В качестве основы для расчётов были выбраны данные по скорости ветра на выбранных метеостанциях в период с 2014 по 2023 годы. Для прогноза распределения вероятностей скоростей ветра было использовано распределение Вейбулла, основанное на использовании 5ти различных методов для расчёта искомых параметров. При подсчёте потенциального количества выработанной электроэнергии, были использованы данные 3х турбин с различными характеристиками. Дополнительно был произведён анализ экономической эффективности, заключающийся в расчёте нормированных стоимостей электроэнергии и водорода. В результате исследования было выявлено, что наилучшие результаты по возможной выработке электроэнергии и водорода характерны для локаций Анадырь и Мыс Уэлен (от 250 до 300 тонн водорода в год, с использованием электроэнергии, полученной на одной турбине). Нормированная стоимость водорода в данных локациях находится в дельте от 2,28 до 2,89 USD/кг, что является неплохим показателем в сравнении с данными подобных исследований. Таким образом можно утверждать, что регион обладает потенциалом для развития водородной энергетики и учитывая приморское положение, может стать подспорьем при развитии данного направления в том числе и в рамках экспортной составляющей.

Издание: ГЕОПОЛИТИКА И ЭКОГЕОДИНАМИКА РЕГИОНОВ
Выпуск: Т. 11 № 2 (2025)
Автор(ы): Демидионов Михаил Юрьевич
Сохранить в закладках
ПРИНЦИПЫ ОТБОРА ПЕСЕННОГО МАТЕРИАЛА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ (2024)

Настоящее исследование посвящено практической проблеме - анализу факторов, определяющих выбор аутентичного песенного произведения для занятий по русскому языку как иностранному в вузе на начальном этапе обучения (уровни А1-А2). Актуальность работы обусловлена необходимостью уточнения и ранжирования выделенных в научной и методической литературе разнообразных принципов отбора оригинальных русскоязычных песен применительно к элементарному и базовому уровням владения языком. Целью исследования является определение ключевых и факультативных требований к русскоязычному песенному материалу для работы на начальном этапе обучения. Достижение поставленной цели осуществляется с привлечением методов теоретического анализа и обобщения научно-методической литературы, а также посредством сопоставительного фонетического анализа и приема выделения лингвокоммуникативных доминант в аутентичных произведениях разного уровня языковой сложности. На основе обобщения научно-методической литературы были выделены языковые, коммуникативные, методические, страноведческие, психологические и технические критерии отбора песенного материала. Из них ключевыми для начального этапа обучения являются лексико-грамматический потенциал и соответствие языковому уровню вкупе с методической целесообразностью и эмоционально-мотивационным воздействием; вспомогательную, факультативную роль играют проблемность текста и наличие сюжета, страноведческая ценность, воспитательное значение, интертекстуальность. Не требуют специального внимания фонетический и коммуникативный потенциал, поскольку такого рода материалом обладают любые аутентичные песни, что доказано в ходе сопоставительного анализа лингвокоммуникативных доминант и фонетического потенциала произведений разного уровня языковой сложности. Практическая значимость исследования заключается в упрощении методики отбора аутентичного песенного материала для занятий по русскому языку как иностранному на начальном этапе обучения в вузе.

Издание: ВЕСТНИК ВЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 1 (151) (2024)
Автор(ы): ЮФЕРЕВА ЯНА АЛЕКСАНДРОВНА
Сохранить в закладках
ПРИНЦИПЫ ОТБОРА ПЕСЕННОГО МАТЕРИАЛА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ (2024)

Настоящее исследование посвящено практической проблеме - анализу факторов, определяющих выбор аутентичного песенного произведения для занятий по русскому языку как иностранному в вузе на начальном этапе обучения (уровни А1-А2). Актуальность работы обусловлена необходимостью уточнения и ранжирования выделенных в научной и методической литературе разнообразных принципов отбора оригинальных русскоязычных песен применительно к элементарному и базовому уровням владения языком. Целью исследования является определение ключевых и факультативных требований к русскоязычному песенному материалу для работы на начальном этапе обучения. Достижение поставленной цели осуществляется с привлечением методов теоретического анализа и обобщения научно-методической литературы, а также посредством сопоставительного фонетического анализа и приема выделения лингвокоммуникативных доминант в аутентичных произведениях разного уровня языковой сложности. На основе обобщения научно-методической литературы были выделены языковые, коммуникативные, методические, страноведческие, психологические и технические критерии отбора песенного материала. Из них ключевыми для начального этапа обучения являются лексико-грамматический потенциал и соответствие языковому уровню вкупе с методической целесообразностью и эмоционально-мотивационным воздействием; вспомогательную, факультативную роль играют проблемность текста и наличие сюжета, страноведческая ценность, воспитательное значение, интертекстуальность. Не требуют специального внимания фонетический и коммуникативный потенциал, поскольку такого рода материалом обладают любые аутентичные песни, что доказано в ходе сопоставительного анализа лингвокоммуникативных доминант и фонетического потенциала произведений разного уровня языковой сложности. Практическая значимость исследования заключается в упрощении методики отбора аутентичного песенного материала для занятий по русскому языку как иностранному на начальном этапе обучения в вузе.

Издание: ВЕСТНИК ВЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 1 (151) (2024)
Автор(ы): ЮФЕРЕВА ЯНА АЛЕКСАНДРОВНА
Сохранить в закладках
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ НЕЧЕСТНОСТИ СТУДЕНТОВ (АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ РОССИЙСКИХ АВТОРОВ) (2024)

Изложены результаты, полученные путем изучения массива работ отечественных авторов на основе РИНЦ с целью идентификации описанного в публикациях педагогического инструментария для предупреждения академической нечестности студентов. Отмечен рост научного интереса к вопросам противодействия академической нечестности студентов как актуальной проблеме современного высшего образования. Применены методы терминологического, теоретического и сравнительного анализа, систематизации и описания. Установлено, что наполнение педагогического инструментария отличается достаточно большим разнообразием; выделены ключевые тематические рубрики. Показано, что российские авторы делают акцент на модернизацию самостоятельной работы и системы оценивания, качественно иной уровень взаимодействия преподавателя и студентов, использование активных методов обучения, введение специальных курсов и тем для формирования этических норм и компетенций академического письма. Отмечено, что педагогический авторитет этических кодексов оценивается не слишком высоко в связи с их слабой укорененностью в отечественной академической культуре. Сделан вывод о том, что в российских вузах применение педагогического инструментария для предупреждения академической нечестности студентов обусловливает большой объем дополнительной работы преподавателей и потенциально создает для них угрозу психологического стресса. Предположено, что предиктором позитивной мотивации преподавателей к деятельности по профилактике академического мошенничества является изменение целевых установок вузовского руководства и обеспечение условий для применения педагогического инструментария по борьбе с академической недобросовестностью. Результаты исследования могут быть применены в современной вузовской практике и стимулировать научный анализ феномена академической нечестности студентов.

Издание: ВЕСТНИК ВЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 1 (151) (2024)
Автор(ы): Еременко Татьяна Вадимовна
Сохранить в закладках
ПРАВОВАЯ ОСНОВА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ С РАЗВИТОЙ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ (2024)

В статье выделены основные подходы для систематизации законодательных и подзаконных актов, составляющих правовую основу административной деятельности полиции в населённых пунктах с развитой санаторно-курортной инфраструктурой: место в иерархии источников правового регулирования деятельности полиции; закрепление в качестве предмета правового групп общественных отношений, определяющих особенности построения системы охраны правопорядка в курортных местностях на федеральном, региональном и местном уровнях, статус подразделений полиции, участвующих в обеспечении общественного порядка и безопасности, а также специфику реализации административно-правовых форм и методов деятельности полиции в таких условиях. С использованием этих подходов осуществлена их характеристика. Высказаны предложения, которые будут содействовать совершенствованию правовой основы административной деятельности полиции в рассматриваемой нами области.

Издание: Наука, Образование, Современность
Выпуск: №1 (2024)
Автор(ы): Заброда Дмитрий Григорьевич, Кашкаров Алексей Александрович
Сохранить в закладках
ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (2024)

Актуальность данной статьи заключается в том, что авторы статьи пытаются привлечь внимание российского общества к проблеме низкого уровня здоровья, физического развития и физической подготовленности российских детей и подростков, опираясь при этом на объективные данные Минздрава РФ, органов федеральной статистики, Центральной военно-врачебной комиссии Министерства обороны РФ, на итоговые результаты ХХ Конгресса педиатров России. А причин («сбивающих» факторов глобализации), нарушающих процесс нормального развития гармоничной личности сегодня предостаточно, и это: кризис традиционной семьи, глубокий демографический кризис, бездумная «оптимизация» российского здравоохранения по западным лекалам, накануне пандемии COVID-19; разрушение школьного воспитания (образования), социальная поляризация (расслоение) российского общества на богатых и бедных, низкое качество урока физвоспитания, физкультурная необразованность учащихся и студентов, статистическое враньё чиновников, нехватка в школах врачей-педиатров. А главное – негативное, разрушительное влияние российских чиновников-либералов от образования на процесс воспитания гармоничной личности, на формирование у неё научного мировоззрения и цивилизационной идентичности на фундаменте наших традиционных духовно-нравственных ценностей. По мнению авторов статьи, изменить ситуацию к лучшему можно в результате новой демографической политики правящей элиты, отказа на государственном уровне от идеологии либерализма, дебюрократизации школы с акцентом на воспитание, возврата отечественного образования к Традиции в гуманитарной сфере, повышения уровня и качества жизни населения страны, пропаганды нравственного здорового образа жизни, увеличения финансирования государством отечественного здравоохранения, ну и, конечно, смены либеральной элиты на национальную, патриотическую.

Издание: Наука, Образование, Современность
Выпуск: №1 (2024)
Автор(ы): Любецкий Николай Петрович, Верина Татьяна Петровна, Демьянова Людмила Михайловна, Самыгин Сергей Иванович
Сохранить в закладках