В статье рассматривается выдающееся произведение Юсуфа Хас-Хаджиба Баласагуни „Кутадгу Билиг“ с целью анализировать его мысли об этике добродетели и лидерстве. Дидактическая поэма „Кутадгу Билиг“, основанная на древнем жанре „Зеркала для принцев“ („Mirrors for Princes“), отражает средневековый тюрко-исламский философский дискурс о добродетельном лидерстве, в котором главные герои поэмы ведут глубокие дискуссии о справедливости, морали и мудрости, разъясняя их значение в контексте политического лидерства. Более того, в статье показано, как Кутадгу Билиг раскрывает важную роль этических и интеллектуальных добродетелей для формирование будущих политических правителей как добродетельных лидеров на основе культивирования этика добродетели. Как отмечается в статье, этика добродетели занимает центральное место в учении Юсуфа, а „Кутадгу Билиг“ была написана, чтобы осветить путь к мудрости в эффективном управлении и этическом принятии решений для молодых политических правителей. В первой части статьи рассматривается моральные и этические взгляды Юсуфа в контексте добродетельного лидерство и его утопические взгляды о „добродетельном правителя“ (Кюн Тогди) в „Кутадгу Билиг“, фокусируясь на его этических и интеллектуальных качествах. Во второй части статьи рассматривается позитивные эффекты добродетельного лидерства с точки зрения Юсуфа. Особое внимание уделяется четырем принципам Юсуфа в „Кутадгу Билиг“ - справедливость, счастье, мудрость (или интеллект) и умеренность, которые рассматриваются в контексте этика добродетели. Более того, в статье предпринята попытка, связать идеи Юсуфа о добродетельном лидерстве с мыслями исламского философа аль-Фараби.
Правовая сфера социальной жизни традиционно изучается теорией права, и автор определил предметом данного исследования связи юридической антропологии с теорией права. При рассмотрении позиций зарубежных и российских исследователей использовались методы анализа, сравнения и логического осмысления основных тезисов разработчиков теории правовой антропологии. Этот подход позволил обнаружить противоречивость ряда формулировок, небезупречность предлагаемого некоторыми учеными названия науки «Антропология права» и констатировать неопределенность понятий «объект» и «предмет» юридической антропологии.
Продолжая исследование связи юридической антропологии с теорией права, важно определить исходные правовые идеи данного направления юриспруденции. В них находят выражение как отношение человека и общества к правовому бытию во всем его многообразии, так и их порой противоречивые устремления к определенному качеству жизнеустройства. Данные идеи, отношения и устремления генерируются правосознанием людей, фиксирующим общественные отношения, правовые явления и их взаимосвязи позитивного или негативного социального значения. Научное осмысление этих проблем - итог труда многих ученых, в том числе Р. Иеринга, их реализация - усилия политиков, законотворцев, управленцев и множества исполнителей, зачастую далеких от достижений юридической науки, но созидающих основу мира в труде и борьбе за жизнь. Познание этих граней социального действа в контексте права - задача юридической антропологии, которая решается через призму человеческого правосознания.
Введение. В статье освещена дискуссия, состоявшаяся на XX международной научно-теоретической конференции «Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (к 25-летию Санкт-Петербургского университета МВД России)» (2023), прошедшей в Санкт-Петербургском университете МВД России. В обсуждении актуальных вопросов современной юридической науки приняли участие 433 исследователя.
Это ученые и практики - граждане России, Азербайджана, Беларуси, Молдовы, Кыргызстана, Таджикистана.
Освещены взгляды современных ученых, касающиеся: особенностей современного этапа развития отечественной юридической науки - постклассической (постнеклассической); значения в развитии теоретической юриспруденции дисциплинарности и междисциплинарности правовых исследований; обновления методологической базы современной юридической науки; зависимости состояния юриспруденции от трансформаций социальной реальности; актуальных проблем правопонимания и правового регулирования.
Методы. Основными методологическими принципами исследования явились принципы всесторонности изучения юридических процессов и явлений, единства теории и практики, историзма, единства исторического и логического.
Основными методологическими подходами исследования были определены системный и ценностный, который способствовал выделению тех идей, высказанных в ходе дискуссии, которые имеют значение для современного этапа развития юридической науки.
Метод целостности позволил при проведении историографического анализа определить выявленные учеными особенности современного состояния юридической науки как системы взаимосвязанных элементов юридического знания и причин, детерминирующих их изменение.
Результаты. Охарактеризованы взгляды ученых на актуальные вопросы современной юриспруденции: специфику состояния постклассической (постнеклассической) юридической науки (И. Л. Честнов); особенности методологии современной теоретической юриспруденции (Н. В. Варламова, М. Л. Давыдова, В. В. Денисенко, С. А. Калинин, Н. В. Мамченко); значимость в развитии теоретической юриспруденции проблемы дисциплинарности и междисциплинарности (С. В. Кодан, И. А. Андреева, Е. Н. Тонков); зависимость состояния современной теоретической юриспруденции от нестабильности социальной реальности (А. В. Скоробогатов, В. Г. Зарубин, В. А. Семенов); место современной юридической науки в дисциплинарной структуре социально-гуманитарных наук (Л. В. Денисова); структуру современной теоретической юриспруденции (В. Ю. Бельский, А. Л. Золкин, М. В. Баранова); особенности правопонимания и правоприменения (Р. И. Байгутлин, Л. В. Карнаушенко, Е. С. Зайцева, Д. А. Матанцев); организационно-правовые детерминанты развития современной юридической науки (И. А. Гончаров, А. Г. Репьев).
В статье рассмотрены актуальные вопросы регулирования и организации научной деятельности, затрагивающие более чем 100-летнюю историю функционирования одного из старейших научно-исследовательских институтов страны - Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. В ходе изучения архивных материалов и имеющихся публикаций сотрудников Института были выявлены оригинальные и актуальные в настоящее время предложения и гипотезы, касающиеся организации научных исследований, непосредственного осуществления научной деятельности, а также отношений в сфере науки, подлежащих правовому регулированию (в частности, о выделении в 1960-х годах законодательства о научно-техническом процессе как самостоятельного блока в системе отечественного права; о невозможности запланировать научные открытия; необходимости привлечения учёных (объекта управления) к процессу управления; «вероятностном» характере научно-исследовательских работ и невозможности нормирования научно-исследовательского труда по аналогии с нормированием в промышленном производстве; неверности отождествления административного управления наукой и научного руководства как специфического явления и др.), которые остаются актуальными и по сей день. Предпринята попытка соотнести разработки коллектива отдельной научной организации с общественно-политической ситуацией соответствующей исторической эпохи и доминировавшими научными позициями.
В статье анализируются юридические методы формирования коллективного правосознания в условиях вооруженного конфликта и специальной военной операции. Подчеркивается важность формирования коллективного правосознания в условиях меняющейся геополитической обстановки.
Статья посвящена анализу образного содержания и композиции оратории Ю. Б. Шерлинга « Exodus Triada ». В этом произведении, название которого апеллирует к книге Ветхого Завета «Исход», поднимается одна из вечных тем в искусстве - тема протеста против насилия, порабощения и уничижения одного народа другим. В статье анализируются словесные тексты, взятые из разных, порой противоположных по своей мировоззренческой направленности источников (цитаты из книг Ветхого Завета и философских трудов Ф. Ницше), роль состава исполнителей (оркестр, хор, солисты), жанрово-стилевые и композиционные особенности оратории. Каждая из трех ее частей имеет свое наименование, относящееся к разным историческим периодам (израильтяне в Египте, первый крестовый поход, нацистская Германия), и самостоятельную программу, мотивирующую отбор словесных текстов, приемов оркестровой и хоровой выразительности. Музыкально-стилистическая основа оратории характеризуется сочетанием фольклорных источников, аллюзий на еврейскую народную музыкальную культуру с авторскими композиционными приемами, опирающимися на опыт западноевропейской музыкальной культуры второй половины XX века (ритмическая интенсивность, речевое пение, алеаторика, глиссандо в хоровых и оркестровых партиях, диссонансность вертикали). Общий вывод - все средства музыкально-художественной выразительности способствуют раскрытию глубоко человечного содержания этого произведения.
Статья посвящена вопросам преподавания юридического перевода в Уральском государственном юридическом университете в рамках программы дополнительного образования «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»: определение юридического перевода, классификация юридических текстов, критерии и принцип отбора учебного материала, цель и задачи обучения, формирование переводческого мышления и переводческой компетенции.
Статья посвящена юбилею главного редактора нашего журнала академика РАН М.Ч. Залиханова
В статье обосновывается один из базовых постулатов новой недогматической парадигмы, согласно которому юридический (гражданско-правовой) факт - это урегулированная гражданским законодателем фактическая ситуация. Данный вывод обосновывается прежде всего тем обстоятельством, что, занимаясь регулированием, гражданский законодатель создает норму права, текст которой образует его высказывание об определенной фактической ситуации в контексте основания возникновения у выделенных фигурантов описанных прав и обязанностей. Отсюда следует, что, создавая единичную норму, гражданский законодатель регулирует описанную им фактическую ситуацию таким образом, что объявляет ее основанием возникновения описанных права и обязанности И поскольку в догматической юриспруденции предусмотренные в норме жизненные обстоятельства традиционно именуются термином «юридический факт», мы получаем определение: юридический факт в гражданском праве - это фактическая ситуация, урегулированная гражданским законодателем в норме. Далее автор приходит к выводу, что юридический факт имеет два способа существования, т. е. две формы объективации: нормативную и жизненную (фактическую). С одной стороны, юридический факт - ситуация, описанная законодателем в норме с целью ее регулирования. С другой стороны, юридический факт - это всякая случившаяся в реальной жизни ситуация, которая в силу своей урегулированности в норме является основанием возникновения у лиц, оказавшихся фигурантами ситуации, тех прав и обязанностей, которые описаны в норме и конкретизированы условиями произошедшей ситуации.
Работа посвящена изучению современных механизмов создания шутки в спонтанной, естественной, неподготовленной русской речи. Одной из задач исследования было выявление наиболее распространенных языковых моделей создания смешного в спонтанной диалогической медиаречи. Рассмотрены семь видеопрограмм (в жанре интервью, подкастов, развлекательных шоу) на видеоканалах YouTube - c 2017 по 2022 г. Это программы, позиционирующие себя как развлекательный контент: «Вечерний Ургант», Comedy Club, «Сережа и микрофон», «История на ночь». Анализ позволил выделить 104 диалогических единства, содержащих юмористические высказывания, которые затем были тщательно изучены с семантической, прагматической и структурной точек зрения. Отдельно описаны прагматические перлокутивные эффекты данных речевых актов. Особенный интерес вызвали такие реплики-реакции говорящих, которые рождаются «здесь и сейчас», спонтанно, являются не заготовленными шутками, а живым и быстрым откликом на слова собеседника. Изучение материала показало, что основным источником юмора в спонтанном диалоге являются тропы, главные среди которых аллюзия, аллегория и гипербола. Частотны также средства полисемии и случаи нарушения стиля (низкий бурлеск). Чаще всего многозначность, которая доводит публику до смеха, создается с помощью каламбура и антанакласиса. Кроме того, значимы показатели у повторов, которые выполняют вспомогательную функцию, усиливая основной юмористический прием. Главным прагматическим перлокутивным эффектом в медиаречи можно считать радость от узнавания нового смысла, нового взгляда на привычные явления. К творческим проявлениям создающей юмористическое высказывание личности можно отнести «ощущение успеха, триумфа», «удовольствие творца, создавшего уникальный продукт». Шутка в диалоге может выполнять функцию « профилактики агрессивного поведения оппонента». Шутливое высказывание на иронию или сарказм нападающего создает перлокутивный эффект бумеранга, возвращая оценочную эмоцию инициатору-провокатору. Запрос зрителя, который массово смотрит подобные передачи, говорит о том, что данный контент снижает уровень их жизненного стресса, тревожности, напряженности от вызовов реального мира.