Появление новых каналов информации и методов распространения научных публикаций, активное развитие цифровых технологий меняют задачи, формы работы научных библиотек, которые формируют документные и информационные ресурсы и располагают богатым опытом работы в области удовлетворения информационных потребностей представителей научно-образовательного комплекса. Направления деятельности научных библиотек дополняются за счет целевого обучения пользователей основам информационной культуры.
В научных библиотеках – библиотеках вузов и центральных научных библиотеках субъектов РФ – большое внимание уделяется обслуживанию студентов. Изменение образовательной модели, усиление самообразовательного компонента в учебном процессе вуза, возрастание значения информационной культуры личности преобразует статус научных библиотек: из элемента информационной инфраструктуры библиотека превращается в субъект образовательной деятельности, взаимодействуя с факультетами и кафедрами на принципах партнерства.
Цель статьи – представить результаты исследования информационного поведения студентов Челябинска, использующих в своей работе, наряду с информационными ресурсами вузовских библиотек, документно-информационные ресурсы Челябинской государственной универсальной научной библиотеки, и определить направления сотрудничества центральной региональной научной библиотеки с учреждениями высшего профессионального образования.
У Даоцзы (685–758), живописец эпохи Тан (618–907), провозглашается теоретиками и критиками искусства Китая всех периодов величайшим мастером своего дела. Несмотря на особенную историческую значимость, личность и творческий путь «божественного художника» во многом окутаны завесой тайны. Печать времени оставила неизгладимый след в материальном наследии автора, приведя к утрате его подлинных работ и вынуждая современного зрителя довольствоваться сохранившимися копиями. Тем актуальнее видится задача изучить вклад, внесённый художником в становление китайского изобразительного искусства, его влияние как на «живопись интеллектуалов», так и на придворную традицию. Обозначенная проблематика обуславливает первичную цель исследования – поиск и определение места У Даоцзы в живописной традиции Поднебесной. Для достижения указанного были поставлены следующие задачи: 1) рассмотреть ключевые обстоятельства жизни У Даоцзы; 2) охарактеризовать стиль автора через обращения к соответствующим направлениям, жанрам и техникам; 3) провести обзор важных произведений, связанных с именем Мастера У. Статья, таким образом, предпринимает попытку не только фиксации биографических данных об У Даоцзы, но и описания уникальных черт авторского стиля, а также обзора избранных произведений, связанных с именем «божественного художника». Специфика состояния сохранности работ и проистекающая из неё зависимость от письменных свидетельств прошлого не всегда позволяют в полной мере объективно оценить, как именно автор повлиял на процессы эволюции китайской живописи. Однако современные исследователи-искусствоведы, изучающие имеющиеся копии, подтверждают, что У Даоцзы действительно вписал своё имя в историю как подлинный новатор изобразительного искусства Китая в целом и сюжетной живописи в частности. С Мастером У ассоциируется прослеживаемый в эпоху Тан переход от рациональности точно определяемых контуров и полихромных оттенков к более спонтанной монохромности, искусному использованию исключительно туши.
Цель статьи – представить краткий биобиблиографический и историографический очерк научно-исследовательской деятельности ученого-книговеда, историка, педагога и библиофила Д. А. Эльяшевича в контексте эволюции отечественного теоретического книговедения. Охарактеризованы основные этапы научного и профессионального становления исследователя, выделены ключевые направления его разработок: еврейская печать и труды по иудаике, проблемы цензуры и цензурных учреждений в Российской империи, теория и методология книговедения. Медиалогический подход к книговедческой теории и образовательной практике представлен в качестве одного из фундаментальных достижений Д. А. Эльяшевича.
Цель исследования: определить возможности ультразвукового исследования высокого разрешения в оценке результатов проведенного лечения базально-клеточного рака кожи головы и шеи методом фотодинамической терапии в поздний период.
Материал и методы. Обследован 101 пациент (32 мужчины и 69 женщин, возраст от 40 до 93 лет) в поздний период (3-6-12 мес) после сеанса фотодинамической терапии. Всем пациентам выполнено ультразвуковое исследование высокого разрешения в зоне проведенного лечения на аппарате экспертного класса Philips Epic 7 высокочастотным линейным матричным датчиком eL18-4 c диапазоном сканирования 2-22 МГц и технологией визуализации микрокровотока Microflow Imaging.
Результаты. Впервые проведена оценка эффективности лечения и возможности исключения рецидива основного заболевания методом ультразвуковой диагностики после проводимой фотодинамической терапии базально-клеточного рака кожи головы и шеи в период формирования рубцовых изменений. Ультразвуковая картина в период 3-6-12 мес после проведения фотодинамической терапии имела различную семиотику изменений кожи и близлежащих мягких тканей в зависимости от степени формирования рубцовых изменений, носила индивидуальный характер и зависела от множества факторов.
Заключение. Ультразвуковая диагностика является эффективным неинвазивным, экономичным методом исследования, позволяющим в динамике оценить степень репаративных изменений кожи после проведенного лечения и исключить рецидив основного заболевания.
Ультразвуковое исследование (УЗИ) - основной метод диагностики патологии органов малого таза у девочек раннего возраста, из которой наиболее часто встречаются кисты яичников. Для выявления отклонений и определения тактики ведения пациентов необходимы точные нормативы размеров органов репродуктивной системы, а также знание особенностей их физиологического состояния в первые месяцы жизни. Данные, полученные в последнее десятилетие, продемонстрировали, что размеры фолликулов яичников у девочек первого года жизни больше, чем считалось ранее. Кроме того, размеры матки и яичников значительно меняются на протяжении этого периода, вероятнее всего, отражая изменения уровня гонадотропных гормонов во время минипубертата. В обзоре приводятся данные о структуре и размерах органов малого таза по данным УЗИ у здоровых девочек первых месяцев жизни, характеристика кист яичников и разные подходы к их ведению в этом возрасте, основные причины и возможные последствия активации гипоталамо-гипофизарно-половой системы у детей после рождения (минипубертата).
Представлено наблюдение ультразвуковой диагностики заворота дистопированной селезенки у пациентки 14 лет, прооперированной в периоде новорожденности по поводу ложной диафрагмальной грыжи слева. Описана ультразвуковая картина этой крайне редко встречающейся патологии, дающей клиническую симптоматику острого живота и требующей экстренного хирургического вмешательства. Обращено внимание на основные ультразвуковые признаки, позволившие заподозрить заболевание и определить показания к хирургическому лечению. Подчеркнута необходимость сохранять определенную степень клинической настороженности в отношении этой достаточно редко встречающейся патологии и определяющая роль ультразвукового исследования в ее диагностике. В статье приведен краткий обзор литературы, посвященный этой аномалии развития и трудностям ее дооперационной диагностики.
Трансплантация почки признана оптимальным методом заместительной почечной терапии.
В большинстве случаев диагностика причин дисфункции почечного трансплантата (ПТ) и последующий выбор лечебной стратегии определяются результатами нефробиопсии. Остается актуальным поиск альтернативных неинвазивных диагностических методик, в том числе ультразвуковых, которые могли бы продемонстрировать наличие специфических признаков, характерных для наиболее частых патологических состояний, вызывающих дисфункцию аллографта. Контрастусиленное ультразвуковое исследование (КУУЗИ) рассматривается в качестве перспективной методики диагностики дисфункции ПТ, в том числе острого отторжения.
В статье представлен анализ результатов комплексного ультразвукового исследования ПТ реципиента с острым антитело-опосредованным отторжением на фоне полной самостоятельной отмены иммуносупрессивной терапии. Согласно полученным данным, показатели перфузии аллографта с антитело-опосредованным отторжением имели ряд особенностей. Были обнаружены субкапсулярные зоны гипоконтрастирования, выявлено снижение показателей, характеризующих перфузию органа в целом, определены паттерны “быстрое выведение” контрастного препарата в кортикальном слое паренхимы и “медленное поступление-быстрое выведение” в пирамидках. Сопоставление результатов КУУЗИ и гистопатологического исследования удаленного трансплантата определило субстрат субкапсулярных зон аномальной перфузии - были выявлены очаги кортикального некроза. Судить о диагностической значимости выявленных изменений преждевременно, необходимо проведение дальнейших исследований.
Цель статьи – показать развитие учебного книгоиздания в Тувинской Народной Республике (ТНР) и связь образования с социально- экономическими и культурными изменениями, происходившими в регионе с 1921 по 1944 гг.
Создание ТНР открыло новые горизонты для политических и образовательных реформ. В условиях безграмотности населения правительство республики столкнулось с необходимостью создания системы обучения, которая требовала решения вопроса о разработке письменности на тувинском языке. На II съезде Тувинской народной революционной партии в 1923 г. были намечены шаги по введению всеобщего обучения, что послужило началом образовательной реформы. В результате была разработана новая государственная письменность на основе новотюркского алфавита, принятого в 1930 г., это стало важным этапом в ликвидации безграмотности. С момента создания первых учебников, таких как букварь 1927 г., и вплоть до середины 1940-х гг. прилагались усилия к разработке учебных материалов, включая учебные пособия по различным предметам. Эти инициативы осуществлялись как в рамках местного издательства, так и с привлечением централизованных ресурсных организаций СССР, что позволило создать свою образовательную базу. В заключении подчеркивается, что к 1944 г. была создана школьная система образования, которая стимулировала процесс разработки учебных изданий и впоследствии способствовала повышению культурного уровня населения ТНР и улучшению качества обучения.
Цель. Описание ряда условий, способствующих развитию профессиональной субъектности учителя на курсах повышения квалификации. Актуальность темы статьи обусловлена запросом государства на повышение качества профессиональной деятельности учителя, что отражено в государственном профессиональном стандарте «Педагог». Такое повышение квалификации опирается на необходимость учёта требований профессиональных стандартов для педагогических работников к профессиональной деятельности, учёта изменения условий обучения, обновления его содержания. Развитие профессиональной субъектности - важный процесс, позволяющий учителю совершенствовать профессиональную деятельность через управление собственной учебной деятельностью в системе повышения квалификации.
Методология и методы исследования. Методологическими основаниями исследования стали антропологический, андрагогический, субъектный подходы. В рамках исследования были использованы метод анализа литературных источников, метод экспертизы значимых исследований по выбранным вопросам, метод определения сегмента собственного исследования в проблемном пространстве темы, метод наблюдения.
Результаты исследования. Основными результатами исследования стали выявленные педагогические условия, обобщённые характеристики педагогических условий, способствующих развитию профессиональной субъектности учителя.
Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость работы заключается в раскрытии условий развития профессиональной субъектности учителя: принятие учителем в педагогической практике позиций профессиональных стандартов; организация курсов повышения квалификации по современным педагогическим проблемам; передача в содержании обучения профессиональных учительских ценностей. Практическая значимость состоит в разработке и использовании материалов исследования в постдипломном образовании.
Выводы. Актуальные исследования профессиональной субъектности учителя указывают на необходимость выявления условий её развития. В рамках статьи нами предложен ряд таких условий, как учёт требований современных профессиональных стандартов в постдипломном обучении; организация постдипломного обучения учителей на основе антропологического, андрагогического, субъектного подходов; утверждение в содержании обучения профессиональных ценностей учителя как профессиональных педагогических ориентиров. Соблюдение указанных условий в постдипломном обучении дало возможность говорить о положительной динамике развития профессиональной субъектности учителей.
Цель. В статье рассматривается процесс организации самостоятельной работы иностранных слушателей образовательной организации МВД России на этапе довузовской подготовки. С опорой на опыт изучения взрослыми обучающимися лексического минимума по русскому языку как иностранному элементарного уровня представлена последовательность организации направляемой преподавателем самостоятельной работы указанной категории обучающихся и типы заданий, доказавшие свою эффективность.
Методология и методы. В результате проведения пробного обучения, хронометрирования и бесед с участниками исследования, в процессе обобщения опыта обучения были выделены наиболее эффективные приёмы организации самостоятельной работы взрослых обучающихся, направляемой преподавателем.
Результаты. Сравнительная оценка результатов выполнения теста элементарного уровня до и после апробации предложенного процесса организации самостоятельной работы продемонстрировала рост количества набранных баллов на десять процентов, при этом качественный рост отмечается у обучающихся возрастной группы от 40 лет, которые ранее набирали количество баллов, не соответствующее требованиям. Теоретическая и/или практическая значимость.
Теоретическая значимость заключается в том, что раскрыта специфика организации самостоятельной работы иностранцев вуза МВД России на этапе довузовской подготовки по русскому языку, заключающаяся в необходимости подчиняться служебному распорядку при планировании времени на самостоятельную работу. С учётом этого уточнены цель и задачи организации самостоятельной работы на указанном этапе обучения; разработана последовательность создания учебно-диагностических материалов для самостоятельной работы. Практическая ценность исследования определяется возможностью использования его результатов для разработки учебно-методических материалов, направленных на устранение лексико-грамматических ошибок иностранных обучающихся на довузовском этапе подготовки.
Выводы. Описанные особенности организации самостоятельной работы иностранных слушателей доказали свою эффективность для пополнения знаний, необходимых обучающимся для качественного овладения русским языком как иностранным.
В статье рассматриваются текущие цифровые преобразования в судостроительной отрасли, особое внимание уделяется тому, как новые технологии, такие как искусственный интеллект (ИИ), машинное обучение (ML), блокчейн, Интернет вещей (IoT), цифровые дневники и расширенный анализ данных, меняют производственные процессы, требования к навыкам персонала и результаты устойчивого развития судостроительной отрасли. Проведенный анализ различных источников показал, что цифровая трансформация судостроительной отрасли является сложным управленческим процессом, для реализации которого необходимо применять комплексный подход по изменению бизнес-процессов и организационной культуры судостроительных предприятий. Опираясь на опыт различных стран и действуя в рамках импортозамещения, специалисты Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) направляют все силы на разработку отечественных программ, внедрение которых будет способствовать взаимодействию всех участников судостроительной отрасли и поможет заменить зарубежных производителей, которые покинули Россию из-за санкций западных стран.
В любой отрасли разработка структуры планирования проекта представляет собой сложную техническую задачу, которая включает в себя оценку факторов, ограничивающих выполнение задач по каждому виду работ, и соответствующие инструменты планирования. Любое ограничение влияет на время выполнения работ, эксплуатационные издержки и общую эффективность выполнения проекта. Процессы метода оценки и пересмотра программ (Programme Evaluation Review Technique, PERT) и метода критического пути (Critical Path Method, CPM) побудили многих исследователей изучать возможные способы поиска критических путей и работ в сетевом графике. CPM и PERT пока еще очень далеки от реализации вероятностной среды. Однако подходы на основе искусственного интеллекта, такие как генетический алгоритм, алгоритм Дейкстры и другие, используются для анализа сети в рамках управления проектами. Настоящее исследование призвано помочь менеджеру проекта спланировать график выполнения строительного проекта для определения ожидаемого времени его завершения. В данной исследовательской работе мы описываем метод получения раннего и позднего значений времени критического пути с помощью модифицированного алгоритма Дейкстры с треугольными нечеткими числами. Для поиска оптимального пути для предложенного метода разработаны алгоритмы прохода вперед и назад. Также приведены численные примеры. Результаты моделирования приведены с использованием программы «C». Наконец, проводится сравнение с традиционным методом PERT.