Научный архив: статьи

ИНТЕГРАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННУЮ СРЕДУ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (2025)

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Проблема исследования заключается в выявлении связи между развитием дополнительного профессионального образования и эффективностью инновационной деятельности в регионах. Актуальность исследования обусловлена необходимостью обеспечения кадрового потенциала для успешной реализации инновационных проектов и устойчивого экономического роста регионов, учитывая постоянно обновляющийся характер профессиональных знаний и навыков. Цель исследования - определить взаимосвязь между развитием дополнительного профессионального образования и уровнем инновационной активности в регионах. Методология исследования представляет использование смешанного подхода, сочетающий количественные и качественные методы. Количественный анализ будет проведен на основе статистической обработки данных о количестве обучающихся в программах дополнительного профессионального образования, связанных с инновациями, и показателей экономического развития регионов. Качественные данные будут собраны посредством анализа документов, интервью с представителями образовательных организаций и предприятий-инноваторов. В результате исследования выявлена тесная корреляция между уровнем развития дополнительного профессионального образования в регионе и темпами внедрения инноваций. Полученные данные подтверждают гипотезу о значительном влиянии постоянного повышения квалификации кадров на экономический рост и конкурентоспособность региона. Анализ показал, что инвестиции в дополнительное профессиональное образование окупаются за счет увеличения производительности труда и ускорения инновационных процессов. Данная статья посвящена раскрытию важности создания благоприятной инновационной среды в регионах для современного общества, где основной базой определяется авторами дополнительное профессиональное образование в развитии этой среды. Обсуждаются и обосновываются воздействие уровня образования и квалификации специалистов на формирование кадрового потенциала, необходимого для инновационных процессов, повышение конкурентоспособности регионов и стимулирование создания новых инновационных проектов. Изучены методы и материалы, связанные с организацией дополнительного образования, его влиянием на развитие профессиональных навыков и активизацию инновационного мышления.

Издание: НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ
Выпуск: № 1 (62) (14 ст.) (2025)
Автор(ы): Гаязов Альфис Суфиянович, Акчулпанов Юлай Киньябаевич
Сохранить в закладках
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГАМИ НАУЧНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ КАК ЗАДАЧА ВНУТРИКОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (2025)

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В научной статье раскрывается специфика педагогической деятельности, ее многозадачность, подчеркивается высокий уровень коммуникативной нагрузки и ответственности специалистов. Отмечается, что применение психолого-педагогических знаний позволит педагогу не только эффективно выстроить взаимодействие со всеми субъектами образовательных отношений, повысить качество образования, но и сохранить собственное профессиональное здоровье. Утверждается необходимость включения в содержание внутрикорпоративного обучения тематических блоков психолого-педагогической направленности. Актуализируется проблема отсутствия научно обоснованных представлений о проектировании и реализации в общеобразовательных организациях систем внутрикорпоративного обучения, в том числе обеспечивающих овладение педагогами научными психолого-педагогическими знаниями. Ставится цель исследования, заключающаяся в разработке и обосновании содержания внутрикорпоративного обучения персонала в общеобразовательной организации, предусматривающего популяризацию среди педагогов научных психолого-педагогических знаний и их использование в профессиональной деятельности. Анализ научной литературы позволил установить важность и перспективность применения научных психолого-педагогических знаний для повышения качества образования современных школьников. Констатируется значимость включения в программы внутрикорпоративного обучения содержания, расширяющего знания специалистов в области современных достижений психологической и педагогической наук. Обосновывается значение непрерывного профессионального развития для повышения эффективности работы персонала образовательной организации. Методологическим основанием исследования выступают положения П. М. Сенге о самообучающейся организации, в которой развитие коллектива успешно осуществляется в командных видах работы на основе единой корпоративной культуры при совершенствовании системного мышления ее субъектов. Результаты исследования состоят в определении подходов к осуществлению в общеобразовательной организации внутрикорпоративного обучения, ориентированного на освоение педагогами способов результативного применения научных психолого-педагогических знаний в профессиональной деятельности. Охарактеризованы направления совершенствования психолого-педагогических знаний педагогов: а) продуктивное педагогическое взаимодействие с обучающимися, в том числе с особыми контингентами детей; б) педагогическое просвещение родителей, бесконфликтное взаимодействие с семьей; в) профессиональное здоровье педагога, успешное сотрудничество с коллегами. Охарактеризовано содержание данных направлений, определены актуальные тематические линии для изучения специалистами. Обозначены активные методы обучения, направленные на выстраивание командой работы педагогов. Раскрыты информационные ресурсы, выступающие источниками для расширения психолого-педагогических знаний субъектов образования. Научная новизна исследования состоит в разработке содержания внутрикорпоративного обучения персонала в общеобразовательной организации, отражающего способы применения научных психолого-педагогических знаний для решения актуальных задач профессиональной деятельности. Для освоения данного содержания дополнительного профессионального образования предложены творческие методы обучения: педагогический детектив, образовательный театр. Теоретическая значимость исследования состоит в развитии представлений о непрерывном профессиональном развитии педагогов общеобразовательных организации в части проектирования содержания их внутрикорпоративного обучения, подтверждении роли научных знаний в повышении результативности профессиональной деятельности педагогов. Практическая значимость публикации заключается в целостном представлении нового подхода к проектированию содержания внутрикорпоративного обучения педагогов, основанного на применении научных психолого-педагогических знаний. Предложенная практика может быть востребована при осуществлении межкурсовой подготовки педагогов общеобразовательных организаций, проектировании содержания дополнительных профессиональных программ, реализуемых в институтах развития образования и центрах непрерывного повышения профессионального мастерства учителей.

Издание: НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ
Выпуск: № 2 (63) (14 ст.) (2025)
Автор(ы): Ильясова Ольга Анатольевна
Сохранить в закладках
ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ИСПОЛЬЗОВАТЬ АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (2025)

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Современная система дополнительного профессионального образования играет важную роль в развитии социума. В первую очередь речь идет об ее участии в реализации крупных федеральных проектов в области образования. В частности, в рамках системы дополнительного профессионального образования осуществляется научно-методическое сопровождения педагогических работников по вопросам решения ключевых задач государственной образовательной политики. Одной из приоритетных задач является повышение школьной успешности обучающихся. Анализ нормативных и научных источников показывает, что для ее решения следует больше внимания уделять применению активных методов обучения. В этой связи ставится цель исследования, связанная с изучением готовности педагогов использовать активные методы для формирования школьной успешности обучающихся. Методология (материалы и методы). Направление исследования определяется идеями А. Н. Леонтьева о ведущей роли деятельности в развитии личности. В частности, предполагается, что готовность к применению активных методов обучения необходимо развивать в рамках педагогической деятельности. Несмотря на очевидность данного предположения у современных педагогов может отсутствовать обсуждаемое внутренне состояние активности использовать анализируемые методы. Для установления причин, препятствующих уверенному применению активных методов обучения, был использован опросный метод (анкетирование), наблюдение, анализ литературы, метод математической обработки статистических данных и обобщение. Выборку исследования составили 40 педагогов образовательных организаций Челябинска и Челябинской области - педагогов начальных классов и педагогов-предметников. Результаты. По итогам научной работы были получены результаты, свидетельствующие о интересе педагогов к применению активных методов обучения для формирования школьной успешности. Вместе с тем были уточнены причины, препятствующие более интенсивному и инициативному применению изучаемой группы методов. Все указанные факты позволили сделать вывод о наличии готовности педагогов использовать активные методы для формирования школьной успешности обучающихся. Научная новизна научной работы определяется выявлением причин, снижающих готовность педагогов использовать активные методы обучения при формировании школьной успешности обучающихся. Также была разработана авторская «Анкета профессиональных затруднений в применении активных методов обучения (АМО)». Теоретическая значимость исследования состоит в расширении представлений о критериях профессиональной готовности педагогов. Также научная работа обогащает теоретические позиции теорий о непрерывном профессиональном развитии личности. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная анкета может быть использована при организации входной и итоговой диагностик слушателей системы дополнительного профессионального образования. Перспектива дальнейших исследований связывается с разработкой методических рекомендаций, позволяющих педагогам самостоятельно совершенствовать свою готовность к использованию активных методов обучения.

Издание: НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ
Выпуск: № 2 (63) (14 ст.) (2025)
Автор(ы): Жаркова Светлана Валерьевна, Николов Никита Олегович, Беспалова Светлана Григорьевна
Сохранить в закладках
ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ЭПИСТЕМИЧЕСКОЙ МОДАЛЬНОСТИ «УВЕРЕННОСТЬ» В ДИСКУРСЕ ОЦЕНКИ (2025)

Цель исследования заключается в анализе экспликаторных и функциональных характеристик категории эпистемической модальности «уверенность» в академическом институциональном дискурсе оценки, в частности механизмов ее интенсификации и влияния интерпретации содержания специальных текстов на реципиентов, оценивающих академическую деятельность. Эмпирическим материалом послужили документы
«О присуждении ученых степеней» на русском и английском языках и на немецком языке «Положения об аттестатах об окончании средней школы, профессиональной гимназии, вечерней гимназии и колледжа». Отмечается значимость описываемого аспекта в дискурсе оценки, так как последовательная трансляция конвиктивности помогает оценить степень уверенности или неуверенности в высказывании продуцента, определить достоверность и надежность его суждений.

Издание: ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: № 5 (899) (2025)
Автор(ы): МАМЕДОВА ЛЕЙЛА ЭЛЬШАДОВНА
Сохранить в закладках
ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ САМОДИАГНОСТИКИ (2025)

Проблема исследования, обоснование ее актуальности. Проблема исследования заключается в недостаточной готовности руководителей дошкольных образовательных организаций (ДОО) к проектированию Программы развития, что может негативно сказаться на качестве образовательного процесса. Актуальность данной темы обусловлена изменениями в образовательной политике, требующими от руководителей способности адаптироваться к новым стандартам и подходам. Готовность к проектированию напрямую влияет на уровень подготовки детей к школе, что делает эту проблему особенно важной. Использование методов самодиагностики позволяет руководителям выявлять сильные и слабые стороны деятельности ДОО, что способствует более эффективному управлению и развитию организаций. В условиях быстро меняющегося образовательного ландшафта профессиональное развитие руководителей становится необходимым для обеспечения качества дошкольного образования. Цель исследования. Целью является систематизация научных представлений о структуре и содержании профессиональной готовности руководителей ДОО к разработке программ развития, выявление и анализ уровня профессиональной готовности руководителей дошкольных образовательных организаций к проектированию Программы развития на основе данных самодиагностики. Методология (материалы и методы). В рамках исследования готовности руководителей дошкольных образовательных организаций (ДОО) к проектированию Программы развития на основе самодиагностики использовались как качественные, так и количественные методы. Основными материалами исследования стали анкеты и опросники, разработанные для оценки уровня профессиональной подготовки, компетенций и личностных характеристик руководителей. К количественным методам относится анкетирование, которое проводилось среди руководителей ДОО с целью сбора данных о их опыте, знаниях и навыки проектирования программ развития. Также использовались методы анализа документов, включая изучение существующих Программ развития ДОО и образовательных стандартов, что способствовало выявлению актуальных требований и рекомендаций. В результате применения данных методов был составлен комплексный профиль готовности руководителей, что послужило основой для дальнейших рекомендаций по повышению их квалификации и эффективности работы. Результаты. В ходе исследования готовности руководителей дошкольных образовательных организаций (ДОО) к проектированию Программы развития на основе самодиагностики были получены экспериментальные результаты в процессе анкетирования руководителей ДОО. Анализ данных показал, что большинство респондентов испытывают трудности в области проектирования программ развития, особенно в аспектах стратегического планирования и оценки эффективности. Более 60% участников отметили необходимость повышения квалификации в данной сфере. Также в ходе исследования была выявлена положительная корреляция между уровнем готовности руководителей и качеством образовательного процесса в учреждениях. Научная новизна заключается в выделения дефиниции «готовность руководителей дошкольных образовательных организаций к проектированию Программы развития на основе самодиагностики». Теоретическая значимость заключается в выявлении и уточнении структурных компонентов понятия «готовность руководителей дошкольных образовательных организаций к проектированию Программы развития на основе самодиагностики». Практическая значимость заключается в возможности использования результатов для совершенствования программ подготовки руководителей, применимостью разработанных рекомендаций в практике управления ДОО.

Издание: НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ
Выпуск: № 2 (63) (14 ст.) (2025)
Автор(ы): СВАТАЛОВА ТАМАРА АЛЕКСАНДРОВНА, Щербаков Андрей Викторович, ОБУХОВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА, ЗАЙЦЕВА КСЕНИЯ ПАВЛОВНА
Сохранить в закладках
ИМЕНОВАННЫЕ СУЩНОСТИ В ПОЭТИЧЕСКОЙ КАРТИНЕ МИРА (НА ПРИМЕРЕ СОБРАНИЯ СОЧИНЕНИЙ И. А. БРОДСКОГО) (2025)

Цель исследования - установить формальные модели использования именованных сущностей в поэтической, наиболее далекой от логически строгого описания, субъективной картине мира. В статье выявляются коммуникативные правила и закономерности, по которым происходит обмен информацией в сложной системе поэтических сборников, и как эти правила обусловливают взаимодействие автора и читателя. Акцент делается на создании картины мира, являющейся результатом взаимосвязи индивидуальных интерпретаций и эмоционального опыта. Применяются методы теории понятий и парадигм для анализа именованных сущностей в стихах И. А. Бродского. Разработанная модель «поэтическое пространство - время» обеспечивает возможность на основе взаимодействия субъективных картин мира раскрыть особенности поэтики и помочь в интерпретации произведений. Исследование расширяет рамки понимания взаимодействия автора и читателя в процессе опосредованной поэтическим сборником коммуникации.

Издание: ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: № 5 (899) (2025)
Автор(ы): АМЕЛЬКИН СЕРГЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ, УСАНОВА МАРИЯ АЛЕКСЕЕВНА
Сохранить в закладках
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТНИКОВ ДИРЕКТОРА ПО ВОСПИТАНИЮ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ДЕТСКИМИ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ (2025)

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В период глобальной трансформации ценностей, определяющих вектор развития государств и цивилизации, Российская Федерация определила в качестве основ своей государственности российские традиционные духовно-нравственные ценности. Активным субъектом системы воспитания в образовательных организациях является советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Появление новой должности в организациях общего и среднего профессионального образования актуализирует необходимость научного осмысления роли нового субъекта воспитания, его воспитательного потенциала, в условиях взаимодействия с другими субъектами воспитательной деятельности, оценки его профессиональной деятельности. Следовательно, актуальным является определение методологических и нормативных оснований критериев и показателей оценки эффективности деятельности нового субъекта воспитания и на их основе разработки диагностического инструментария. В соответствии с этим цель исследования - разработка диагностического инструментария и оценка эффективности деятельности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, анализ полученных результатов. Методология (материалы и методы). Методологической основой проведенного эмпирического исследования являются идеи функционального и акмеологического подходов, послужившие основой для определения критериев и показателей оценки эффективности деятельности советника по воспитанию. Методами исследования выступили системный анализ научных источников, изучение педагогического опыта, опрос в форме анкетирования, метод относительных величин, первичная педагогическая интерпретация эмпирических данных. Результаты. В исследовании представлены результаты трех опросов, проведенных в период с 2023 по 2024 год. Дано описание критериальных оснований разработанного диагностического инструментария. Определены принципы формирования опросников трех групп респондентов: администрации, педагогического работника, советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Представлены результаты опроса, количественный и качественный анализ по каждой группе опрашиваемых. Исследование показало, что высокая эффективность деятельности советника директора по воспитанию в выполнении большинства возложенных на них функций определяется их личной и профессиональной позицией. В заключение сформулированы предложения о дальнейших перспективах исследования. Научная новизна заключается в обосновании возможности использования функционального и акмеологического подходов к оценке эффективности деятельности советника директора по воспитанию. Практическая значимость заключается в апробации диагностического инструментария оценки деятельности советника директора по воспитанию и возможности его использования в системе общего и среднего профессионального образования.

Издание: НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ
Выпуск: № 3 (64) (13 ст.) (2025)
Автор(ы): Кисляков Алексей Вячеславович, Щербаков Андрей Викторович
Сохранить в закладках
ИЗУЧЕНИЕ ЗАТРУДНЕНИЙ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА КАК ОСНОВАНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ (2025)

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Проблема, представленная в статье, обусловлена возникающим противоречием между необходимостью обеспечения качественного процесса повышения квалификации и переподготовки учителя-логопеда и возникающими трудностями в осуществлении коррекционной работы. Статья содержит результаты изучения возникающих организационных и содержательных несоответствий, которые часто являются проблемой в решении вопроса преемственности в период повышения квалификации и переподготовки учителей-логопедов с разным стажем работы. Анализируются и сравниваются знаниевые потребности современного учителя-логопеда и требования современных образовательных учреждений разных ступеней. В ходе изучения данной проблемы предлагается совершенствование процесса повышения квалификации и переподготовки в области логопедии на основе рассмотрения и исследования вопросов преемственности различных ступеней образования, различных типов образовательных организаций и выделения общих и специфических трудностей в реализации коррекционно-развивающей работы. Автором предлагаются некоторые пути решения данной проблемы посредством усовершенствования организации и содержания курсов повышения квалификации и переподготовки учителей-логопедов, дефектологов Владимирской области. Предлагается внедрение в практику обучения проведение тематических кратковременных курсов, направленных на рассмотрение выявленных проблемных вопросов и дающих ответ на эти вопросы по преемственности в работе. В процессе обучения на данных курсах педагог самостоятельно осуществляет выбор и находит решения практико-ориентированных, интерактивных заданий. Целью исследования является определение перспектив научно-методического сопровождения и обеспечения непрерывного повышения квалификации учителей-логопедов с позиции рассмотрения вопроса преемственности. Задачи исследования включают сравнительный анализ многолетней работы по реализации сотрудниками Владимирского института повышения квалификации ФГОС для детей с ОВЗ различных ступеней и типов образования. Методология исследования опирается на системно-деятельностный и компетентностный подходы, позволяющие осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения как детей, так и педагогов, опираясь на личный опыт педагога, вовлекая его в комфортное взаимодействие с коллегами и основываясь на принципах осуществления преемственных связей обучения, формируя основные компетенции современного учителя-логопеда. Результаты. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что путем сравнительного анализа изучения вопроса преемственности в процессе переподготовки и повышения квалификации современного учителя-логопеда определены теоретические и практико-ориентированные дефициты. Практическая значимость заключается в подготовке и создании дополнительных программ, позволяющих углублять и совершенствовать процесс переподготовки и повышения квалификации педагогов.

Издание: НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ
Выпуск: № 4 (65) (14 ст.) (2025)
Автор(ы): ВАСИЛЬЕВА МАРИНА ВАДИМОВНА
Сохранить в закладках
Исследование электрических и спектрально-энергетических характеристик импульсных ксеноновых ламп с капиллярным разрядом (2025)

Представлены результаты экспериментальных исследований электрических и спектрально-энергетических характеристик импульсных газоразрядных источников УФ-излучения с плазменными каналами диаметрами 3, 5, 7 мм. Предложена оригинальная методика изучения влияния плотности тока на яркостную температуру при фиксированном разрядном токе. Показана перспективность использования капиллярного плазменного канала для получения максимальной эффективности излучения в спектральном диапазоне 200–300 нм с удельным энерговкладом разряда в 2,8–16,5 Дж/м3. Предложенная конструкция лампы и схема электрического питания позволили достичь яркостной температуры 16,6 кК в спектральном диапазоне 200–300 нм и довести КПД УФ-излучения в диапазоне 200–300 нм до 33 % от всей излученной плазменным каналом энергии.

Издание: УСПЕХИ ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИКИ
Выпуск: Том 13, №6 (2025)
Автор(ы): Чиликина Полина Александровна
Сохранить в закладках
Исследования радиационной стойкости сдвоенного микромощного компаратора напряжения (2025)

Экспериментально исследовано влияние эффектов поглощенной дозы и мощности дозы ионизирующего излучения на работу разработанного сдвоенного микромощного компаратора напряжения ИС-К2 и его зарубежного аналога LM393. Ионизирующее излучение создавалось с помощью рентгеновского комплекса РИК-0401 (анодное напряжение – 70 кВ, анодный ток – 200 мкА) и лазерного комплекса РАДОН-23 (длина волны – 1064 нм, максимальная энергия импульса излучения – 120 мДж, длительность импульса – 10 нс). Установлено, что по исследованным параметрам (ток потребления, выходное напряжение смещения и т. д.) разработанный компаратор ИС-К2 демонстрирует радиационную стойкость к эффектам поглощенной дозы и мощности дозы в исследованном диапазоне излучения. Установлено, что в исследуемом интервале плотностей энергий тиристорный эффект для ИС-К2 и LM393 не возникает.

Издание: УСПЕХИ ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИКИ
Выпуск: Том 13, №6 (2025)
Автор(ы): Кульченков Евгений Александрович, Рыбалка Сергей Борисович, Демидов Андрей Александрович
Сохранить в закладках
Исследования керамической мембраны резонансно-частотного датчика давления (2025)

Проведено сравнительное исследование влияния материалов мембраны – монокристаллического кремния и оксида алюминия на температурный дрейф частот композитных резонаторов. На основе упрощенной трехмерной модели, состоящей из участка мембраны и резонатора, проведен численный расчет тепловых деформаций модели. Показан характер тепловых деформаций резонатора на мембранах из кремния и керамики. По результатам исследования была изготовлена керамическая мембрана методом лазерного травления. С помощью численного моделирования показано, что использование керамической мембраны позволяет существенно снизить термические напряжения за счёт согласования коэффициентов теплового расширения мембраны и резонатора. По результатам испытания метода лазерного травления для формирования керамических мембран установлено, что при превышении глубины травления керамической подложки более 150 мкм наблюдается выраженная деформация поверхности и рост шероховатости, что негативно сказывается на чувствительности и стабильности датчиков.

Издание: УСПЕХИ ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИКИ
Выпуск: Том 13, №6 (2025)
Автор(ы): Вторушин Сергей Евгеньевич, Таловская Алёна Алексеевна, Барбин Евгений Сергеевич, Кулинич Иван Владимирович, Бабошко Дмитрий Вадимович
Сохранить в закладках
ИДИОСТИЛЬ С. А. КЛЫЧКОВА И ДИСКУССИЯ О ЯЗЫКЕ (2025)

Цель работы - обозначение стилевых доминант прозы С. А. Клычкова в контексте дискуссии о языке 1934 года. Материал исследования составили романы 1920-х годов «Сахарный немец», «Чертухинский балакирь», «Князь мира». Методами анализа текстов избраны герменевтический, сопоставительный, историко-литературный, биографический. Сделан вывод о том, что сочетание орнаментальной, стихоподобной прозы и народного сказа выявляет в творческой манере Клычкова двух нарраторов. Между ними нет формальной границы, и они ментально едины. Метафоры, сравнения, версейная композиция текста, метрические фрагменты сплавлены с живой речью, что объясняется нарративным принципом «со-словия». Прозвучавшему в ходе дискуссии положению о связи идиостиля и социального портрета писателя предшествовали установки ортодоксальной критики 1920-х годов.

Издание: ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: № 3 (897) (2025)
Автор(ы): СОЛНЦЕВА НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА
Сохранить в закладках