В статье рассмотрены источники финансового права, проанализированы финансово-правовые нормы, регулирующие финансовую деятельность государства. Рассмотрены теоретико-правовые аспекты системы финансового права, финансового надзора. В работе использовались методы анализа, наблюдения и обобщения. Целью исследования является определение финансово-правовых норм, регулирующих финансовую систему. Автор обращает внимание на то, что в современном мире, когда экономическая и политическая ситуация стремительно меняется, будет меняться и правовое регулирование финансовой деятельности государства. Помимо функций по распределению, использованию, финансовые средства обладают и надзорной функцией, что необходимо в рыночных отношениях, и является частью финансовой деятельности государства. Финансовый надзор использования государственных финансовых средств должен сопровождаться на всех этапах, начиная от планирования до расходования. В рыночных условиях хозяйствования все принятые решения в области финансов должны быть нацелены на определенный результат. Эффективное использование финансовой деятельности - залог успешной экономической деятельности государства. Все принимаемые решения в государстве должны быть приняты с учетом оценки эффективности. От эффективности финансовой деятельности во многом зависит развитие всех сфер жизнедеятельности государства. Для регулирования финансовой деятельности рекомендуется собрать всю нормативно-правовую базу в сфере финансов в единую базу данных. Государство может планировать финансирование, исходя из реальных финансовых возможностей, что подтверждается принятыми нормативно-правовыми актами в 1990-х годах. В работе проанализированы мнения различных исследователей в сфере финансового права. Полученные результаты могут быть использованы аспирантами и студентами, изучающими финансовое регулирование.
Выявлен ряд особенностей поведения пластиковых микрочастиц в природных водах и проанализированы возможные механизмы, обуславливающие это поведение. Установлено, что частицы из полиэтилена, исходная плотность которого меньше плотности воды, уже через 15-47 часов нахождения на ее поверхности, начинают погружаться в толщу воды, в результате присоединения минеральных и органических частиц, находящихся в природных водах. Микрохлопья из полиэтилентерефталата, имеющие плотность выше плотности воды, могут длительное время находиться на ее поверхности, поддерживаемые силами поверхностного натяжения.
В статье рассматриваются некоторые аспекты реализации концессионных соглашений, заключаемых субъектами Российской Федерации для строительства общеобразовательных школ в муниципальных образованиях на соответствующих территориях. Сравнение отдельных положений Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» показывает, что задача по организации общего образования относится к компетенции муниципальных образований, в то время как большая часть концессий, направленных на создание объектов для размещения общеобразовательных учреждений, заключаются от имени исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Приведенный в статье анализ отдельных положений концессионного соглашения на примере Пермского края, позволяет говорить о необходимости участия муниципального образования как фактического выгодоприобретателя, на стадии заключения концессионного соглашения.
Статья посвящена исследованию процесса формирования функциональной грамотности обучающихся общеобразовательной школы. В современном мире, где цифровые технологии проникают во все жизненно важные структуры, формирование функциональной грамотности обучающихся стало одной из стержневых задач системы образования, открывающей новые горизонты для образовательного процесса в условиях цифровизации. В статье доказывается тезис о том, что функциональная грамотность включает в себя не только академические знания по основным учебным дисциплинам гуманитарного, математического и естественнонаучного цикла, но и умения и навыки эффективного использования этих знаний при решении практических нестандартных задач, способности к критическому мышлению и творческой деятельности, готовность к адаптации в быстро меняющихся условиях. Формирование функциональной грамотности в условиях цифровизации требует нового подхода на основе переосмысления традиционных методов и приемов. Интеграция цифровых технологий, использование интерактивных методов, развитие цифровых компетенций и индивидуализация обучения - все это способствует созданию эффективной образовательной среды, где обучающиеся становятся активными участниками своего обучения. Необходимо помнить, что основной целью образования является не только передача академических знаний, но и подготовка обучающихся к взрослой самостоятельной жизни в быстро меняющемся мире, где функциональная грамотность занимает важнейшее место. С цифровизацией образовательной среды стала возможной реализация технологии индивидуализации обучения, что особенно актуально для формирования функциональной грамотности. С помощью адаптивных образовательных программ можно учитывать индивидуальные потребности и интересы обучающихся при формировании у них функциональной грамотности, что способствует более глубокому усвоению материала и развитию необходимых навыков.
В статье рассматриваются основные нормативные правовые акты, которые регламентировали деятельность церковно-приходских школ и школ грамоты России в конце XIX – начале ХХ веков. Важнейшую роль в формировании этих школ сыграли «Правила о церковно-приходских школах» 1884 г. Они устанавливали иерархичное управление их деятельностью. На нижнем уровне управление деятельностью школ осуществлялось епархиальными учительскими советами. На основе архивных материалов Государственного архива Ростовской области раскрывается практика реализации некоторых административно-управленческих отношений в церковно-приходских школах Черкасского округа Всевеликого Войска Донского. Отмечается, что разрешение некоторых вопросов организационно-административного характера было затруднено из-за объективных причин – наводнений, эпидемий и т. п., а также ввиду нехватки денежных средств.
Российское и зарубежное научное сообщество XXI века активно рассматривает разнообразные аспекты медиадискурса [1; 2; 3; 4 и др.], особенно его телевизионного и сетевого видов. Представляет интерес интернет-коммуникация, речевое поведение медиаадресанта и медиаадресата, которая в данных видах медиадискурса может переходить из статуса медиаадресата в статус медиаадресанта, продуцируя медиасообщения в ответ на медиаконтент канала связи. Для нашего исследования представляет важность именно интернет-коммуникация, которая поглотила и видеоформат телевизионного медиадискурса, которая поднимает в т. ч. и вопросы, связанные с видеоформатом представления информации и интертитрами. В данной статье остановимся подробнее на особенностях интертитров в коротких видео в современной интернет-коммуникации.
Данная статья посвящена анализу глубинных изменений системы международных отношений, происходящих в условиях усиления роли цифровых акторов и платформ в формировании глобальной повестки. Появление Интернета стало поворотным моментом в процессе развития всей системы международной коммуникации: процессы и способы распространения информации, механизмы формирования общественного мнения видоизменились, а цифровые платформы стали новым фактором ускорения глобализации. Вместе с тем, как показывают авторы, первоначальная природа Интернета, которая рассматривалась США и странами Запада как составная часть и технология на службе либерального порядка, со временем стала отражением усиливающейся конфронтации между государствами, а также пространством распространения политических конфликтов, стереотипов и информационных войн. Кроме этого, новые цифровые олигополии стали формировать цифровое пространство исходя из своих корпоративных интересов, ставя на первое место усиление своего влияния на рынке, а не качество онлайн-дискуссий и укрепление гражданской демократической культуры. Военизация и секьюритизация Интернета является логичным продолжением кризиса мирового либерального порядка. На место комплексной взаимозависимости, в укреплении которой цифровые акторы и платформы сыграли важнейшую роль, все чаще приходит идея цифрового суверенитета, то есть отгораживания от единого коммуникационного пространства, равно как создание норм, защищающих государства и граждан от чрезмерного влияния корпораций. Авторы приходят к выводу, что мы переживаем закат эпохи информационной открытости. Деполитизация Интернета невозможна без снижения градуса международной напряженности и возвращения духа рационализма в мировую политику.
Феномен асимметричного конфликта отражает несколько важных закономерностей вооруженных конфликтов послевоенного периода: преобладание внутренних конфликтов над межгосударственными конфликтами; их интернационализация за счет участия в них других стран, международных организаций или негосударственных акторов; прямое или опосредованное участие великих держав в таких конфликтах; наибольшее число вооруженных конфликтов происходит в странах Азии, Африки и Ближнего Востока. Вооруженные конфликты послевоенного периода нередко называют «прокси-войнами», так как прямым участникам конфликта оказывают поддержку внешние акторы - государства или негосударственные акторы. Предметы конфликтов между государствами и негосударственными акторами часто имеют политическую природу. Произошло преодоление принципиального различия между внутренней и внешней политикой. Послевоенный период показывает постепенное изменение отношения к участию негосударственных акторов в вооруженных конфликтах, что отражается в признании легитимности их как участников конфликта, переговоров и заключения соглашений о прекращении военных действий. Происходит легитимация самих негосударственных акторов вооруженных конфликтов как представителей интересов определенных групп населения. Миротворческая деятельность ООН после окончания холодной войны подтверждает эти изменения. Исследование участия негосударственных акторов в вооруженных конфликтах показывает расширение повестки и методологии изучения вооруженных конфликтов послевоенного времени, что отражает существенные изменения практики международных отношений. Эти изменения касаются того, кто признается легитимным участником международных отношений, какую роль играют негосударственные акторы в вооруженных конфликтах и какое отношение к негосударственным акторам существует у других участников международных отношений - государств, международных правительственных и неправительственных организаций.
ВВЕДЕНИЕ. Актуальность исследования подтверждается тем, что в условиях глобализации мировой экономики, а также для дальнейшей экономической интеграции в рамках Содружества Независимых Государств (далее – СНГ) и иных приграничных стран, необходимо наличие единой и структурированной транспортной системы, обеспечивающей устойчивые логистические связи между странами-участницами данных структур. На современном этапе такие функции способны выполнять международные транспортные коридоры, одним из которых и является международный транспортный коридор «Север – Юг» (далее – МТК «Север – Юг»). В данной работе авторами рассматривается действующее правовое регулирование и режим МТК «Север – Юг», а также исследуются вопросы реализации проекта МТК «Север – Юг» в прогнозируемых правовых реалиях и в условиях нарождающейся мировой многополярности. Авторами анализируются положения основных нормативно-правовых актов, принятых в этой сфере, а также потенциал и перспективы развития данного проекта. Базовым нормативно-правовым документом и правовой основой по осуществлению регулирования данного международного транспортного коридора является межправительственное Соглашение о международном транспортном коридоре «Север – Юг», которое было подписано 12 сентября 2000 г. в ходе второй Международной евроазиатской конференции по транспорту в Санкт-Петербурге между Российской Федерацией, Исламской Республикой Иран, Республикой Индия и Султанатом Оман.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Основой для изучения рассматриваемого вопроса послужили работы российских и зарубежных ученых в области международного права, посвященные изучению правового регулирования международных транспортных коридоров, в том числе МТК «Север – Юг». Методологической основой данного исследования выступили общенаучные и частно-научные методы познания (диалектический метод, методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, сравнительно-правовой и историко-правовой методы).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу, что МТК «Север – Юг» является одним из важнейших актуальных коридоров и транспортных артерий современного многополярного мира. Сформировавшаяся и постоянно совершенствующаяся нормативно-правовая база и практика применения этих актов в данной сфере подчеркивают значимость и необходимость в постоянной доработке имеющихся и потенциальных пробелов в правовом регулировании данного мультимодального маршрута. Такими пробелами в правовом регулировании являются отсутствие единого информационноправового пространства по данному коридору, единого правового поля в области перевозок, эффективно функционирующей системы операций, осуществляющих порядок ведения валютных расчетов, а также четко установленных норм контроля на пограничных и таможенных пропускных пунктах и взаимодействия таможенных служб государств-участников. В связи с этим представители государств-участников активно взаимодействуют между собой на различных региональных и мировых площадках, чтобы решить круг намеченных и поставленных задач, а также обменяться мнениями по актуальным правовым вопросам на текущей повестке дня. Так, отмечается, что важна не только упорядоченная систематизация нормативно-правовых актов, но и их совершенствование, а также актуализация в связи с текущими геополитическими условиями в регионе. Более того, выгодное географическое местоположение транспортного маршрута, и, как следствие, оптимизация процесса осуществления транспортировки грузов с учетом выигрыша во времени, сокращения затрат и минимизации расстояний, участие и осуществление крупных инвестиционных вложений со стороны государств СНГ и приграничных стран в данный проект – все эти факторы только подчеркивают то обстоятельство, что МТК «Север – Юг» может по праву стать новым Великим шелковым путем, соединив все страны, заинтересованные в данном проекте, в одну большую и единую логистическую цепочку. Бесспорно, что для Российской Федерации успешное функционирование данного мультимодального маршрута окажет положительное воздействие не только на совершенствование положений нормативно-правовых актов в сфере национальной транспортной и логистической системы и развитию этой отрасли в целом, но также и на выход на новый уровень конкурентоспособности грузовых единиц среди других иностранных портов и рост социально-экономических показателей в южных регионах России, по территории которых проходит МТК «Север – Юг». Учитывая все вышесказанное, авторы подчеркивают, что данный транспортный коридор уже обладает, по сути, мегарегиональным значением и может послужить ярким примером для совершенствования международных экономических, транспортных и логистических отношений между многими государствами различных географических регионов. Авторами проделана работа по анализу правового режима МТК «Север – Юг», по систематизированию определений и важнейших положений нормативно-правовых актов в данной сфере, а также выработаны теоретические и практические рекомендации по совершенствованию законодательной базы МТК «Север – Юг».
ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Авторы обращают внимание на то, что группу нормативно-правовых актов, выработанных в данной сфере, необходимо постоянно систематизировать и совершенствовать в соответствии с актуальными текущими геополитическими условиями в регионе и национальным законодательством государств, принимающих непосредственное участие в реализации и функционирования проекта МТК «Север – Юг». Так, целесообразнее было бы сформировать единое правовое поле в области реализации услуг по перевозкам, а именно осуществить правовую гармонизацию в сфере оформления таможенных документов, применять унифицированные перевозочные документы, единые правила взаимодействия в транспортных узлах, скоординировать деятельность и сотрудничество таможенных служб, упростить процедуры пересечения границ по принципу единого окна, создать необходимые условия для перехода к использованию института уполномоченного экономического оператора (далее – УЭО) в странах коридора, а также обеспечить реализацию цифровизации транспортно-сопроводительных документов, осуществление обмена информационных потоков между государствами-участниками, формирование единой тарифной политики данного коридора, внедрение механизма платежей и взаиморасчетов между участниками внешнеэкономической деятельности.
Актуальность темы исследования определяется тем, что уровень денежных доходов российского населения постепенно увеличивается. Одновременно существует неравенство в денежных доходах, происходит их неравномерное распределение между различными слоями общества. Цель статьи состоит в рассмотрении неравенства в распределении денежных доходов населения. Объектом исследования являются денежные доходы российского населения в современных условиях, методами исследования - статистический метод, анализ и синтез, дедукция и индукция.
К полученным результатам относится использование статистических данных о денежных доходах населения. Показаны распределение номинальных денежных доходов на душу населения, размеры среднего и медианного дохода, распределение денежных доходов по 20-процентным группам населения, увеличение коэффициентов Джини и фондов. Рассмотрены дифференциация номинальной среднемесячной начисленной заработной платы по видам экономической деятельности, федеральным округам и регионам, зарплатное неравенство по первой с наименьшими и пятой с наибольшими заработными платами 20-процентным группам работников, гендерное неравенство по оплате труда, зависимость уровня заработной платы от дефицита кадров, просроченная задолженность по заработной плате.
Основным выводом является утверждение о том, что для повышения уровня денежных доходов, прежде всего, заработной платы необходимо повышать производительность труда, развивать экономику.
В обзоре отечественной литературы следует отметить, что опубликовано большое количество работ по различным аспектам денежных доходов населения. Среди них можно назвать такие темы, как доходы, расходы и сбережения населения, доходы и социальная политика государства, политика доходов и заработной платы, система оплаты труда, налог на доходы физических лиц, оплата труда в различных отраслях и регионах, организация, нормирование, мотивация, стимулирование и оплата труда, производительность и оплата труда, прокурорский надзор за исполнением законов об оплате труда.
Актуальность темы исследования определяется национальной целю развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года - сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи [1]. Цель статьи состоит в рассмотрении национального проекта «Семья» на 2025 – 2030 годы. Объектом исследования являются национальный проект «Семья» и входящие в его состав федеральные проекты - Поддержка семьи, Многодетная семья, Охрана материнства и детства, Старшее поколение, Семейные ценности и инфраструктура культуры. Использованы методы исследования: статистический, анализ и синтез, дедукция и индукция.
В качестве полученных результатов можно назвать использование паспортов национального проекта «Семья» и федеральных проектов - Поддержка семьи, Многодетная семья, Охрана материнства и детства, Старшее поколение, Семейные ценности и инфраструктура культуры. Рассмотрены цели и динамика показателей национального проекта и федеральных проектов, финансовое обеспечение национального проекта. Основным выводом является признание значительной роли национального проекта и федеральных проектов в сохранении населения, укреплении здоровья и повышении благополучия людей, поддержке семьи.
В обзоре литературы следует отметить, что после утверждения и начала реализации национального проекта прошло немного времени, поэтому появились статьи в основном в печатных средствах массовой информации. Вполне понятно, что в процессе его реализации в течение шести лет появятся статьи, в которых будет анализироваться его результаты.
Н. П. Кондаков (1844 - 1925) сделал много для археологической науки. С 1870 г. он трудился на кафедре теории и истории искусств в Новороссийском университете (Одеесса). В 1873 г. Н. П. Кондаков защитил магистерскую диссертацию о Памятнике гарпий в Малой Азии. В 1876 г. исследователь был приглашен в Императорскую археологическую комиссию. С этого времени Н. П. Кондаков проводил раскопки курганов Боспора Киммерийского. С 1888 г. он принимал активное участие в организации систематических исследований Херсонеса Таврического. Его научные публикации основаны на понимании археологии как части истории искусств. Этой идее Н. П. Кондаков был верен до конца своих дней.