Цель. Выявить и проанализировать средства речевого воздействия в антироссийской пропаганде в западных и украинских СМИ на лексическом и морфемном уровнях языковой иерархии.
Процедура и методы. В настоящем исследовании использован дискурс и контент-анализ текстов статей СМИ на английском, немецком и украинском языках. Методом сплошной выборки выявлены лексико-морфологические средства манипулирования в антироссийской пропаганде. Методы лингвистического описания и структурно-семантического анализа применяются в качестве приёмов исследования манипулятивного потенциала пропагандистских речевых средств.
Результаты. По итогам исследования сделан вывод о наиболее частотных и эффективных средствах речевого воздействия в антироссийской пропаганде.
Теоретическая и практическая значимость заключается в раскрытии воздействующего потенциала речевых единиц в рамках представленных языковых уровней в применении к актуальной политической ситуации, что может послужить для формирования методики по выявлению речевых средств воздействия и их дальнейшему использованию, а также для разработки контрмер против антироссийской пропаганды, распространяемой странами Запада и Украиной с целью дискредитации России на мировой арене
Цель статьи – представить путь становления Ленинградской военной библиотеки Рабоче-Крестьянской Красной Армии (сейчас – Информационный историко-научный центр – Военная историческая библиотека Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации) – главной научной библиотеки Наркомата по военным и морским делам СССР.
Актуальность темы обусловлена значимой ролью военных библиотек в деле сохранения исторической памяти как важнейшего направления обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составили принципы историзма, системности, объективности. Использованы источниковедческий, сравнительный, биографический методы. На основе анализа источниковой базы, большую часть которой составили ранее не публиковавшиеся материалы Российского государственного военного архива, установлены основные этапы развития библиотеки в 1921–1936 гг., исследованы ее штатный состав, основные виды деятельности, источники и динамика пополнения фонда. Выявлены национализированные в первые годы советской власти личные книжные собрания и библиотеки подразделений Русской императорской армии, полностью или частично поступившие в фонд библиотеки. Дополнены сведения о начальниках библиотеки и их вкладе в организацию ее работы.
Цель. Оценить прогностическое значение локальных захватов (ЛЗ) после изоляции устьев легочных вен (ЛВ) у пациентов с непароксизмальной формой фибрилляции предсердий (ФП) на отдаленные результаты радиочастотной аблации (РЧА).
Материал и методы исследования. Исследование одноцентровое обсервационное проспективное. Общее количество пациентов 110. Всем выполнена первичная катетерная аблация по поводу непароксизмальной формы ФП. Во время операции оценивалась активность ЛВ и наличие ЛЗ. Пациенты, у которых ЛЗ после изоляции ЛВ встречались хотя бы в одной ЛВ, вошли в первую группу; больные, у которых ЛЗ отсутствовали - во вторую. Первая группа - 54 пациента, вторая группа - 56 пациентов. Группы больных не имели статистически значимых различий по основным показателям - полу, весу, возрасту, длительности анамнеза, объему левого предсердия и фракции выброса левого желудочка, а также по сопутствующей патологии. Характеристики проведенных операций - время РЧА и флюороскопии, длительность - между группами так же не имели статистически значимых различий.
Результаты. Период наблюдения за больными составил в среднем 800 [286,5;800] дней. Среди всей когорты пациентов общая эффективность лечения составила 68,2% (75 пациентов из 110) с учетом повторных операций. В группе с ЛЗ синусовый ритм по истечении срока наблюдения сохранялся у 42 пациентов из 54 (77,7%), в группе без ЛЗ у 33 пациентов из 56 (58,9%). Различие является статистически значимым (отношение шансов 2,439 (95% доверительный интервал 1,060–5,615 p=0,034). Наличие ЛЗ при построении многофакторной логистической регрессионной модели является предиктором эффективности РЧА (χ2=14,710; р=0,012).
Заключение. В данном исследовании ЛЗ в ЛВ у пациентов с непароксизмальной формой ФП после выполнения катетерной изоляции ЛВ являлись предиктором улучшения отдаленных результатов радиочастотной аблации.
Цель. Изучить роль локализации и гистогенеза опухолей в качестве фактора риска осложнений и летального исхода после мультивисцеральных операций с панкреатодуоденальной резекцией.
Материал и методы. В исследование включили всех пациентов (n = 251), которые перенесли мультивисцеральную операцию с панкреатодуоденальной резекцией по поводу опухолей различных локализаций в двух лечебных учреждениях.
Результаты. При сравнительном анализе плотности поджелудочной железы достоверные различия получены между раком поджелудочной железы и раком большого сосочка двенадцатиперстной кишки (p = 0,012), раком дистального отдела общего желчного протока (p = 0,040), опухолями двенадцатиперстной кишки (p < 0,001), вторичными опухолями поджелудочной железы (p < 0,001), раком толстой кишки (p < 0,001), раком почки (p = 0,027), раком желудка (p < 0,001). Также достоверные различия получены при анализе пар рак большого сосочка двенадцатиперстной кишки – рак толстой кишки (p = 0,010); нейроэндокринная опухоль головки поджелудочной железы – рак толстой кишки (p < 0,001); нейроэндокринная опухоль поджелудочной железы – рак желудка (p = 0,006). При сравнительном анализе диаметра протока поджелудочной железы различия были достоверны между опухолями двенадцатиперстной кишки и раком поджелудочной железы (p = 0,016), раком толстой кишки и раком поджелудочной железы (p < 0,001), раком желудка и раком поджелудочной железы (p = 0,016). Частота послеоперационных осложнений во всей исследуемой группе составила 65,7% (n = 165), летальность – 7,2% (n = 18). Вероятность развития панкреатического свища достоверно увеличивалась при раке дистального отдела общего желчного протока (AOR 5,9; 95% ДИ 1,4–24,6; p = 0,015), при вторичных опухолях головки поджелудочной железы (AOR 4,7; 95% ДИ 1,06–21,0; p = 0,041), при раке желудка (AOR 2,8; 95% ДИ 1,048–7,691; p = 0,040). Вероятность развития несостоятельности панкреатодигестивного анастомоза больше при раке дистального отдела общего желчного протока (AOR 7,8; 95% ДИ 1,7–35,05; p = 0,007). При вторичных злокачественных новообразованиях головки поджелудочной железы вероятность летального исхода после операции достоверно больше (AOR 9,7; 95% ДИ 1,79–52,8; p = 0,008).
Заключение. Локализация и гистогенез опухоли могут быть независимыми факторами, определяющими непосредственный исход мультивисцеральной операции с панкреатодуоденальной резекцией. Протоковый рак головки поджелудочной железы является наиболее благоприятным гистотипом опухоли и локализацией в плане риска послеоперационных осложнений. Операции при раке общего желчного протока, метастатических опухолях головки поджелудочной железы, раке желудка сопровождаются значимо худшими непосредственными исходами.
Цель научной статьи состоит в описании сущности и особенностей личностно-созидающей стратегии взаимодействия педагогов образовательных комплексов с семьями обучающихся, которые направлены на достижение более высоких образовательных результатов.
Методология и методы исследования. В исследовании применялись личностно-ориентированные подходы; методы сравнительного анализа, метод опроса родителей учащихся, беседы с педагогическими работниками для выявления степени их взаимодействия с семьями обучающихся в рамках образовательных комплексов.
Результаты исследования продемонстрировали, что личностно-ориентированный подход должен уступить место личностно-созидающей стратегии образования, направленной на взаимодействие педагогического коллектива образовательного комплекса с семьями учеников, т. к. данное сотрудничество способствует повышению уровня вовлечённости родителей в образовательный процесс. Личностно-ориентированный подход (парадигма) предполагает учёт индивидуальных особенностей обучающихся, а значит, реализацию индивидуального подхода, что затрудняет процесс персонального развития личности и её социализации в едином образовательном процессе воспитания и обучения в рамках преемственности образовательных программ. В ходе исследования установлено, что личностно-созидающая стратегия улучшает процесс коммуникации педагогов с семьями учащихся и положительно влияет на академическую успеваемость и социализацию школьников. Результаты анкетирования позволили определить повышение процента удовлетворённости родителей образовательным процессом, увеличение доли активных семей в жизни школы.
Научная новизна, теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна состоит в описании личностно-созидающей стратегии взаимодействия педагогических коллективов образовательных комплексов с семьями учащихся, которая адаптирует инновационные подходы и психолого-педагогические практики к современным условиям. Теоретическое значение данного исследования состоит в расширении представлений о процессе взаимодействия общеобразовательных комплексов с семьями учащихся, начиная с дошкольного возраста, что на данном этапе способствует разработке современных моделей и инновационных подходов в рассматриваемой сфере. Практическая значимость исследования состоит в использовании полученных данных для разработки преемственных программ взаимодействия педагогов с родителями воспитанников дошкольных отделений и учащихся. Полученные результаты могут являться основой для разработки методических рекомендаций по совершенствованию процесса взаимодействия педагогического коллектива с семьями учащихся.
Выводы. В процессе исследования определено, что рассматриваемая в научной статье личностно-созидающая стратегия взаимодействия педагогов с родителями обучающихся способствует улучшению процесса коммуникации, что в данном случае положительно влияет на академическую успешность учащихся, она создаёт эмоционально-комфортную среду в образовательном комплексе.
В статье освещается проблема значимости личностной стрессоустойчивости для освоения навыка грамотной коммуникации с человеком, находящимся в ситуации острого эмоционального страдания. Для подтверждения актуальности проблемы личностной готовности к оказанию первой психологической помощи страдающему человеку авторами проведено эмпирическое исследование в ходе тренингов навыков грамотной коммуникации с пострадавшим методами опроса (анкетирования), стандартизированного наблюдения и моделирования сценария трагической ситуации (симуляции). В тренингах приняли участие 40 человек (большинство – психологи и студенты психологических факультетов). Для обоснования дизайна эмпирического исследования обозначены теоретические подходы, на основании которых сформулированы алгоритмы реализации навыка грамотной коммуникации с пострадавшими, являющиеся научнодоказательным теоретическим основанием для формирования методических пособий международных благотворительных институтов и отечественных обучающих практик навыку грамотной коммуникации с пострадавшим. Акцентировано и то, что личностные компетенции и стрессоустойчивость специалиста определяют эффективность реализации обучающих мероприятий по первой психологической помощи для участников тренингов. Соответственно, поставлена проблема подготовки профессионального сообщества психологов к ведению тренингов навыка первой психологической помощи для аудитории, не владеющей специальными психологическими знаниями. Исследование показало, что большинство участников тренингов ориентированы на алгоритмы и речевые модули реализации грамотной коммуникации. Они хорошо подготовлены теоретически, но уровень собственного стресса при реагировании на острое эмоциональное состояние пострадавшего человека ранее не рефлексировали и не учитывали. В выводах по результатам исследования отмечено, что на тренингах навыков грамотной коммуникации с пострадавшим и других обучающих мероприятиях по первой психологической помощи важно использовать образовательные технологии, способствующие развитию стрессоустойчивости участников подобных образовательных мероприятий и личностных компетенций тех, кто их проводит.
Цель статьи - осветить особенности и принципы личной эффективности преподавателя высшей школы, занимающегося педагогической деятельностью, для выработки оптимального сценария защиты от профессионального выгорания.
Методология и методы. Исследование проводилось на основе многолетних наблюдений за ходом образовательного процесса, анализа качества образования в отдельно взятом учебном заведении, синтеза и сравнения рационального соотношения «результат/эффект» в педагогической деятельности преподавателя высшей школы. Исследование опирается на педагогический опыт авторов, с учётом обзора нормативной и научной литературы, и с применением методов научного познания: анализ и синтез, наблюдение, сравнение.
Результаты. Анализ особенностей и принципов личной эффективности человека, занимающегося педагогической деятельностью, позволил определить детально, из чего складывается личная эффективность преподавателя высшей школы. На основании этого предложены следующие основные принципы грамотного увеличения личной эффективности и качественного выполнения поставленных задач: планирование, дробление, приоритетность, срочность, ресурсность, избирательность.
Научная новизна исследования - уточнено понятие «личная эффективность преподавателя», рассмотрены компоненты педагогического труда, определены особенности и принципы личной эффективности преподавателя, и факторы, влияющие на её снижение, предложены рекомендации по повышению личной эффективности преподавателя.
Теоретическая и/или практическая значимость. Дано определение, что «личная эффективность» преподавателя - это совокупность навыков и качеств, которые позволяют за заданный промежуток времени выполнить ряд задач максимально быстро с минимальными затратами. Перечислены компоненты, из которых складывается труд педагога: наиболее существенным компонентом является время, потраченное на выполнение задач. При этом важно рационально распределять время, с учётом особенностей труда педагога: ограничение учебной нагрузки, закреплённый индивидуальным планом перечень видов работ, соотношение аудиторной и внеаудиторной нагрузки как 2:1. Определены факторы, которые снижают личную эффективность преподавателя, и разработаны рекомендации её повышения: планировать свои задачи по времени, уход от многозадачности, правильно расставлять приоритеты задач, не откладывать задачи в «долгий ящик», стремиться к эффективному использованию ресурсов, быть избирательным в задачах. Апробация результатов проведённого исследования на практике позволит максимально эффективно выполнять задачи за заданный промежуток времени быстро по времени и с меньшими трудовыми затратами. Разработанные авторами рекомендации помогут педагогу, с учётом особенностей его труда, оптимально распределять своё время, обеспечить удовлетворительный баланс между работой и личной жизнью.
Выводы. Педагогическая деятельность имеет свои особенности, которые влияют на личную эффективность педагога. Исходя из принципов грамотного распределения своих внутренних ресурсов, поставленных задач и имеющихся методов их выполнения, личная эффективность, как и экономическая, определяется путём соотношения результата и затрат, породивших этот результат (эффект), т. е. ожидаемый результат (научный труд, проведённое мероприятие) не должен быть меньше затрат на его достижение (временных, трудовых и финансовых).
Статья посвящена образу усадьбы и дома в наследии Л. Н. Толстого, особенно в его позднем творчестве. Отмечается, что на рубеже веков и в первое десятилетие XX в. Толстой становится яростным сторонником защиты простого народа и фактически отрицателем прежней усадебной культуры, невозможной без барских домов с садами и парками, дополнительными постройками, содержащимися усилиями крестьян и дворовых, обеспечивавших всю бытовую сторону жизни. В восприятии Толстым усадеб и формировании в его наследии образа частного дома с небольшим хозяйством немаловажное значение играла идея опрощения. В статье показано сложное отношение писателя к усадьбам: при любви к Ясной Поляне и понимании ценности усадебной жизни, отрицалась Толстым чрезмерная роскошь, свойственная городским и загородным усадьбам дворян и людей властных структур. Анализируется обращение Толстого к философии Востока и образу бытия восточных народов, который, по мнению писателя, хранил забытые европейской цивилизацией ключевые основы жизни.
Рассматривается специфика лингвокультурологической парадигмы анализируемой языковой личности с ментальными особенностями при включенности субъекта в общество. Предложена авторская интерпретация культурной картины индивида в процессе его социализации как конструкта, представленного иерархией когнитивно-социальных парадигм в динамике, обусловленных решающим событием в жизни субъекта - операцией по увеличению интеллекта. Согласно антропоцентрическому подходу языковая личность идентифицируется на вербально-семантическом, тезаурусном и мотивационном уровнях. На мотивационном уровне увеличение рациональной составляющей субъекта определяется как основной стимул развития индивида с умственной отсталостью и как неотъемлемый фактор его включенности в социум. На тезаурусном уровне идентифицируется специфика функционирования концептуальных признаков социализации, интеллекта и вектора коммуникативной направленности общения. Выдвигается гипотеза о том, что низкая социализация индивида как при минимальной, так и при высокой рациональной составляющей интеллекта объясняется дисбалансом умственного и эмоционального компонентов интеллекта анализируемой языковой личности. Коммуникативное и речевое поведение индивида обусловливается коммуникативными стратегиями и речевыми тактиками. Обращение к кооперативным / некооперативным стратегиям и тактикам регулируется вектором коммуникативной направленности общения, изменение которого сопровождается сменой коннотативного знака соответствующих стратегий и тактик. Выявляется специфика функционирования коммуникативных стратегий и тактик с различной оценкой в процессе эволюции индивида. Выдвигается гипотеза о том, что возможна также интерпретация адресантом (обществом) стратегий и тактик анализируемой языковой личности с позитивной оценкой как некооперативных. Применительно к современной общественно-экономической формации, и англоязычному социуму в частности, затрагивается проблема социализации человека, детерминируемая очевидным предпочтением индивидом виртуального общения реальному как барьером для социального функционирования человека. Виртуальная коммуникация не способна сделать индивида социально значимым. Статья имеет междисциплинарный характер, написана на стыке лингвистики, социологии и психологии.
В статье представлен анализ лексических единиц семантического поля ‘телесность’ в испанском языке, лакунарность которых выявлена при анализе переводов романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Сделан вывод о лакунарности в испанском языке таких лексем русского языка, как «ухмыляться», «щуриться», «стоять», «манить» и «затылок». В качестве аргументации лакунарного характера данных лексем приводятся не только переводы романа на испанский язык, но и материалы словарей. Выявление и классификация лексических межъязыковых лакун представляет собой актуальное дидактические и переводческое направление современной лингвистики.
Цель – обозначить наиболее рискогенные процессы в языковой ситуации России, несовместимые с идеей сохранения культурных кодов россиян. Методологической основой работы являются описательный и интерпретативный методы, дискурс-анализ, допускающий расширение аргументационной базы в процессе размышлений и формулировок выводов; трансформационные методики, заключающиеся в замене компонентов оригинальных фраз из анализируемых форм общения (реклама и СМИ) возможными (с сохранением смысла), с целью выяснения приобретений или потерь с точки зрения влияния словоупотребления на формирование ценностной картины мира. Утверждается, что языку, выполняющему роль инструмента мышления, в современном глобализованном мире активно навязывается роль его корректора в целях создания в мировосприятии человека концепции «правильного» понимания закономерностей развития природы и общества. Ценности культуры, сформированные русской классической литературой, находятся в тесной связи с нравственными ценностями; реклама, СМИ, искусно манипулируя богатейшими ресурсами языка, предпринимают попытки изменить культурные коды россиян. Одним из принципов манипуляционных стратегий в речевой деятельности этих сред общения служит завуалированный обман, замешанный на апелляции к концептам культуры. Механизм действия этой манипуляции базируется на том, что речевые репрезентанты ключевых концептов культуры в тексте имеют сильный позитивный коннотативный «шлейф», которым способны накрыть расположенные рядом номинации. Второй опасной тенденцией языковой ситуации является англицизация, которая заключается в предпочтении из прагматического ряда слов (синонимов, антонимов) неродного слова, что способно разорвать нить культурной преемственности в развитии языка. Беспрецедентное распространение обсценной лексики в современном российском обществе – объективная оценка падения уровня нравственности.
Рассматривается сложившийся профиль литературной прагматики как филологической субдисциплины и перспективы ее развития, обусловленные так называемым «прагматическим» или «экспериенциальным» поворотом в гуманитарной науке – возрождением к концу ХХ в. интереса к философскому прагматизму и растущим влиянием энактивизма. Новые приоритеты диктуются сосредоточенностью когнитивного литературоведения на «воплощенных» формах сознания и эстетического опыта, на несимволических, миметических формах коммуникации и на категории «присутствия» (перцептивной иллюзии непосредственности контакта). При этом открываются новые подходы к исследованию авторского стиля, понимаемого как опыт интеракции, соучастная практика. Прагматика в новом ключе может внести вклад в изучение трансмедийной динамики литературного текста и содействовать продуктивному взаимодействию филологии с «науками о жизни» (психологией, антропологией, нейроэстетикой).