КОНЦЕПЦИЯ НАРОДНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА А. Д. ГОЛИЦЫНА В 1905 Г.: К ИСТОРИИ ЗЕМСКОГО КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА (2025)

В статье анализируются события 1905 г., определившие судьбу и облик будущего российского парламента. Если ранее дискуссии о необходимости трансформации государственного строя Российской империи были уделом относительно небольшой группы интеллектуалов, то «смута» вынудила задуматься о политике тех, кто ею прежде не интересовался. Это привело к заметному росту политического проектирования, причем огромную популярность в обществе стали набирать идеи созыва Учредительного собрания и всеобщего избирательного права. Проект народного представительства, составленный летом 1905 г. председателем Харьковской губернской земской управы князем Александром Дмитриевичем Голицыным (1874-1957), который рассматривается в статье, оппонировал этим настроениям. Подготовленная им записка стала ответом как на эскалацию революционного кризиса, так и на стремительную политизацию земского движения. В отличие от большинства подобных проектов, записка А. Д. Голицына была направлена не в Совет министров, а в Министерство внутренних дел и отложилась в фонде бывшего министра П. Д. Святополк-Мирского в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ). Документ впервые вводится в научный оборот. При его анализе оказались полезны подходы интеллектуальной истории, которые позволили рассмотреть записку в широком общественно-политическом контексте. Предложения автора проекта представляют интерес не сами по себе, а в сопоставлении с оценками, которые современники давали идее представительной власти. Поэтому особое внимание в статье уделено тому, как идеи А. Д. Голицына соизмерялись с правительственным, земским и неославянофильским дискурсами. Проект князя находился на стыке этих мировоззренческих установок и сочетал в себе различные их элементы. С большинством ноябрьского земского съезда 1904 г. А. Д. Голицына роднило требование парламента и категорическое неприятие корпоративного (в первую очередь - сословного) представительства. Со значительной частью бюрократии - славянофильские идеи и риторика. При этом А. Д. Голицын твердо отстаивал необходимость автономии земского самоуправления от деятельности представительных учреждений. Таким образом, князь пытался органично встроить народное представительство в политический «ландшафт» Российской империи, стремясь сделать ее более устойчивой к вызовам времени. Анализ проекта А. Д. Голицына и его места в дискуссии о путях выхода из революционного кризиса показывает, что идея представительной власти в середине 1905 г. стремительно становилась доминирующей в российском общественно-политическом интеллектуальном пространстве.

Издание: ВЕСТНИК АРХИВИСТА
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Новосельский Сергей Сергеевич
Сохранить в закладках
К ВОПРОСУ ОБ ОНТОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЯХ ПАМЯТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИДЕЙ МАТЕРИИ И СОЗНАНИЯ А. В. БРОВКОВИЧА (ЕП. НИКАНОРА) И А. И. ЯКОВЛЕВА (2024)

Актуальность статьи состоит в сравнительном анализе, целью которого фактически является метафизическое уточнение интервала философской и научной абстракции памяти. Показано, что такое уточнение необходимо для адекватной оценки перспектив и потенциала фундаментальных исследований и технологий, связанных с сознанием и памятью. Выявлены фундаментальные идеи относительно метафизических оснований индивидуальности и критериев изучения её элементов, качеств, свойств.

Издание: МИССИЯ КОНФЕССИЙ
Выпуск: Том 13. Часть 5 (№78) (2024)
Автор(ы): Александрова О. С.
Сохранить в закладках
КЕРАМИЧЕСКИЕ СТЕНОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ИЗ БАРХАННЫХ ПЕСКОВ (2025)

Выполнен химический анализ и определен фазовый состав барханных песков, которые состоят из кварца, глинистых минералов, карбонатов и мусковита. Макроструктура предлагаемой стеновой керамики состоит из гранул барханного песка размером менее 1,5 мм и тонкоизмельченной связки из барханного песка и кальцинированной соды.

Построены диаграммы плавкости барханного песка и композиционных связок из тонкомолотого барханного песка и кальцинированной соды. Наличие сродства связок к зернам барханного песка и их высокая реакционная способность по отношению к поверхности зерен обеспечивают высокую степень спекания и получение малонапряженных структур керамики.

Изучены физико-технические свойства гранул барханного песка и обжиговых связок. Добавки кальцинированной соды интенсивно повышают прочность образцов при сжатии, а также снижают показатели водопоглощения и средней плотности.

Наибольшее повышение прочности и снижение водопоглощения, средней плотности образцов достигается при добавке 3 % соды. Введение в состав смесей соды способствует появлению жидкой фазы при низких температурах (740–760 °С), количество которой увеличивается с повышением температуры; в результате интенсифицируется процесс спекания, вследствие которого происходит повышение физико-механических свойств керамики. Образующаяся жидкая фаза обволакивает всю поверхность ядра песка, заполняет пустоты между ними и стягивает ядра, создавая их наиболее выгодное местоположение. Кроме того, частично оплавляя поверхность ядра песка, жидкая фаза оболочки способствует интенсивному увеличению количества расплава.

Основной кристаллической фазой до начала кристаллизации тройных эвтектик являются кварц и анортит, образование которого, возможно, связано с протеканиями реакции между СаО, образующейся при разложении кальцита, и метакаолинитом, образующимся при обжиге.

Методом полусухого прессования и содержания барханного песка в шихте 97– 99 %, кальцинированной соды 1–3 % получен высокопрочный керамический кирпич прочностью 19,7 МПа и водопоглощением 15,4 %.

Издание: CONSTRUCTION AND GEOTECHNICS
Выпуск: № 1, Том 16 (2025)
Автор(ы): Сулейменов Жусупбек Таширбаевич, Сагындыков Аймахамбет Абуталипович, Абуталипов Ернур Аймахамбетович
Сохранить в закладках
КИТАЙСКАЯ И РУССКАЯ СОВРЕМЕННАЯ ПОПУЛЯРНАЯ МУЗЫКА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (2024)

В данной публикации проводится сравнительный анализ специфических особенностей китайской и российской популярной музыки. Цель данной статьи - проследив эволюцию становления и развития популярной музыки в Китае и России, определить особенности ее структуры, формы и внутреннего содержания в каждой из стран. В статье использовались исторический, аналитический, музыковедческий и сравнительный методы исследования. Результаты исследования показали, что, несмотря на некоторые общие черты китайской и российской популярной музыки, у каждой из них был разный путь развития, что привело к специфическим особенностям популярной песенной культуры в обеих странах. Автор статьи приходит к выводу, что популярная музыка должна идти в ногу со временем и отражать перемены, происходящие в обществе, в связи с чем необходима трансформация популярной музыки.

Издание: МИССИЯ КОНФЕССИЙ
Выпуск: Том 13. Часть 5 (№78) (2024)
Автор(ы): Сян Луин
Сохранить в закладках
КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ НАЦИОНАЛЬНОГО МЕНТАЛИТЕТА РОССИИ (2024)

В статье исследуется взаимосвязь таких категорий, как национальный менталитет и культура. Основной акцент делается на поиске культурных аспектов защиты национального менталитета российского государства.

Ключевым способом такой защиты является обеспечение преемственности поколений с помощью сохранения культурных традиций, обычаев, языка, религиозных ценностей, истории, произведений искусства и литературы.

При этом в статье подчеркивается, что защита национального менталитета не должна строиться на зацикленности или перегибах, приводящих к изоляционизму и агрессивному национализму. Для современной России становится актуальным ориентация на собственные культурно-ментальные особенности в условиях усиливающейся глобализации.

При этом их рациональное сочетание позволит нашей стране удерживать статус мировой державы, сохраняя собственную уникальность и уважая права других участников международных отношений.

Издание: НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск: № 1 (41) (2024)
Автор(ы): КОВАЛЕВ АНДРЕЙ АНДРЕЕВИЧ
Сохранить в закладках
КОНЦЕПТ "АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ" В ФИЛОСОФИИ Д. ЮМА (2024)

Данная статья посвящена проблемам первичной категоризации концепта «антропологический опыт» по работам Д. Юма. Следуя простому описанию устройства мира, то есть событиям, которые человеческий разум способен объединить как целое, Д. Юм верит, что все формы знания приходят из опыта: вне жизненного опыта мы должны следовать воздержанию в суждениях. В статье обосновывается отречение Юма от рационалистической позиции о существовании сверхчувственного или трансцендентного источника знаний. Автором выделяется специфика взглядов Юма и Локка по отношению к представлениям о реальности как источнику антропологического опыта.

Издание: НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск: № 1 (41) (2024)
Автор(ы): Кузнецов Андрей Владимирович
Сохранить в закладках
К СОЗДАНИЮ СИНТЕЗА ТЕАТРАЛЬНОЙ ПОСТАНОВКИ (2024)

В статье анализируется современный театральный синтез, основанный на многозадачности творчества и технологической части постановочного процесса. Автор описывает основные аспекты деятельности режиссера и художника-сценографа. Осуществляя профессиональную деятельность, режиссер сталкивается с множеством разнохарактерных обязательств перед театром. Как руководителю творческого коллектива ему необходимо, в строго определенной последовательности, решить все задачи постановки: от идеи спектакля до премьеры. Сценограф, отвечая за зрелищную составляющую, реализует материально-вещественное оформление спектакля, организует деятельность художников-технологов, вводит в театральное произведение инновационные средства усиления художественной выразительности режиссерского замысла - компьютерные технологии и мультимедийные эффекты. Театральный зритель, осваивающий коммуникативный потенциал мультимедиа, перевоплощается из «наблюдателя» в «сотворца», созидая уникальный творческий синтез.

Издание: МИССИЯ КОНФЕССИЙ
Выпуск: Том 13. Часть 5 (№78) (2024)
Автор(ы): Астафьева Т. В.
Сохранить в закладках
КАНТОВСКИЙ ВЗГЛЯД НА СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ (2024)

Статья посвящена немецкой классической философии. Главный итог и историческое значение немецкой классической философии, представленной именами классиков немецкой классической философии, можно выразить следующим образом: она поменяла стиль мышления в европейской, а значит, и мировой культуре. Философы Нового времени считали, что, опираясь на разум, можно понять основы веры, религии, человеческой свободы, принципы добра и зла, законы истории. Кант производит переворот в таком понимании роли и значения разума и рационального мышления. Он приходит к выводу об ограниченности разума сферой человеческой практики, практической жизнью людей и прежде всего моралью и религией. Новизна же, утвержденного ею стиля, заключается в предельной широте мышления и его универсальности.

Издание: МИССИЯ КОНФЕССИЙ
Выпуск: Том 13. Часть 4 (№77) (2024)
Автор(ы): Муталимов А. Э.
Сохранить в закладках
КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ ЦИКЛИЧНОЙ МОДЕЛИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ ЗЕРНА (2024)

Введение. В статье рассматривается влияние цифровых технологий на зерновое производство с акцентом внимания на глубокую и многогранную трансформацию системы управления и принятия решений. В результате интеграции передовых технологий, таких как искусственный интеллект (ИИ), наблюдаются значительные преобразования управленческих подходов и систем принятия решений в зерновом производстве. Эти изменения касаются всех уровней производственной системы и требуют переосмысления традиционных методов управления и взаимодействия между участниками цепочки создания стоимости. Материалы и методы. В работе использованы нормативные документы, устанавливающие направления развития зернового производства в ближайшей перспективе, информационно-технологические разработки современных отечественных и зарубежных ученых-экономистов в свете институционального обеспечения и тенденций цифровой трансформации. Результаты и обсуждение. Представленная в статье цикличная модель демонстрирует, как данные и мониторинг производственных бизнес-процессов, усиленные ИИ-технологиями, могут изменить принципы управления, заменяя интуитивные и субъективные оценки на объективные аналитические подходы. Основные преимущества мониторинга, основанного на интеллектуальных технологиях включают автоматизацию сбора данных, оптимизацию использования ресурсов, совершенствование системы управления рисками, повышение прозрачности производственного процесса и эффективную адаптацию к изменяющимся внешним условиям. В работе подчеркивается, что внедрение новой цикличной модели управления зерновым производством, основанной на данных и поддерживаемой ИИ, способствует инновационному развитию сектора, улучшению его конкурентоспособности и устойчивости. Новая модель предполагает, что управленческий персонал должен приобрести новые компетенции, такие как цифровая проницательность, аналитическое мышление и способность к цифровой интеграции, для эффективного использования цифровых инструментов и адаптации к изменяющимся условиям хозяйственной жизни.

Издание: ВЕСТНИК МАРИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: Т. 10 № 3 (39) (2024)
Автор(ы): Ариничев Игорь Владимирович
Сохранить в закладках
К ВОПРОСУ О РОЛИ ТЕМБРА В МУЗЫКАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ (2024)

Статья посвящена выявлению коммуникативного потенциала тембра, который автор рассматривает с традиционных музыковедческих позиций как характерную «окраску» звучания музыкального инструмента или певческого голоса.

Отсутствие в отечественном и зарубежном музыкознании системных исследований этом направлении обусловливает актуальность настоящей работы.

В качестве методологической основы аналитических размышлений избран семиотический подход, конкретизирующийся в определении музыкального знака В. В. Медушевского.

Принципиально важным для выявления знаковых свойств художественного тембра становится отделение собственно звукового начала музыки от интонационного и композиционно-логического (Е. В. Назайкинский).

В результате исследования автор приходит к выводам о том, что тембр музыкального инструмента или певческого голоса - это не только эстетический феномен, который обусловливает художественную выразительность музыкального звука.

Принимая участие в процессах формирования, хранения и воссоздания звуковой семантики в музыкальных текстах, тембр является понятным для всех акустическим кодом, знаком, обеспечивающим успешность музыкальной коммуникации.

Издание: НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск: № 1 (41) (2024)
Автор(ы): ЛИМИТОВСКАЯ АННА ВАЛЕНТИНОВНА
Сохранить в закладках
К ВОПРОСУ О «НАСИЛЬСТВЕННОМ» И «НЕНАСИЛЬСТВЕННОМ» ЭКСТРЕМИЗМЕ (2025)

В статье рассматривается актуальная научная проблема философского анализа экстремизма в контексте человеческого сознания, в том числе его насильственной и ненасильственной форм. Решение тематического и проблемного поля позволит преодолеть научно-исследовательские лакуны в определении антропологии и культурных оснований современного экстремизма. Исследование этих вопросов важно для выявления механизмов формирования экстремистских убеждений и поведения человека, прежде всего молодого. Акцент на факторе человеческого сознания и ментальности позволит провести глубокий анализ корней экстремистских тенденций и раскрыть влияние социальных, психологических и идеологических факторов на формирование этой проблемы в современном обществе.

Издание: НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск: № 1 (45) (2025)
Автор(ы): РИМСКИЙ АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ, ОЛЬХОВИКОВ В. С.
Сохранить в закладках
КАЗАЧИЙ ФОЛЬКЛОР ВОЕННОГО СТАЛИНГРАДА (2025)

В статье дается краткая характеристика казачьего фольклора периода Великой Отечественной войны, бытующего на территории Волгоградской области. Рассматривается жанровая классификация казачьих песен о войне, переработка традиционных песен самодеятельными авторами и их адаптация к новым реалиям.

Представлена фольклоризация песен советских композиторов. Приводится анализ военной лирики, трагической песни и баллады. Дается представление о героических песнях, истоки которых демонстрируют, с одной стороны, преемственность традиции русских солдатских песен, с другой - новые формы песенного фольклора с опорой на профессиональное сочинительство.

Рассматриваются исполняемые в обряде проводов на службу «провожальные» песни, входящие в сферу современных казачьих песен о Великой Отечественной войне. Вариативность фронтовых песен демонстрирует влияние на них как местных традиций, так и личностного творческого фактора.

Дается характеристика музыкально-выразительных средств и исполнительских приемов в песенных образцах. Жанрово-стилевая атрибуция поэтических текстов, образные символы, поэтические приемы определяют историческую принадлежность фольклорных образцов.

Приводятся оригиналы текстов и образцы их переработки, дающие представления об отличительных чертах донской певческой фонации, которые выделяют её из других певческих культур русского народа. В современном социокультурном пространстве региона проходит внедрение казачьих песен военного Сталинграда в репертуар фольклорных ансамблей.

Издание: НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск: № 1 (45) (2025)
Автор(ы): НИКИТЕНКО ОЛЬГА ГРИГОРЬЕВНА, ЛАЗАРЕВА ОЛЬГА ВЯЧЕСЛАВОВНА
Сохранить в закладках