На основе данных «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ «Высшая школа экономики» (RLMS-HSE)» осуществлён динамический анализ представлений мужчин и женщин, состоящих в зарегистрированном браке и проживающих вместе без регистрации отношений, о своём влиянии на принятие решений в семье. Анализ охватывает 2006-2021 годы. Раскрываются современные тенденции изменения самооценок степени влияния респондентов на принятие решений в семье, роль различных факторов, определяющих формирование семейных решений. Показано, что сложившееся распределение власти между супругами при выработке решений в семье характеризуется высокой устойчивостью, но за завесой подобной стабильности нередко скрываются разнообразные и динамичные изменения частного порядка, подталкивающие к переосмыслению понимания механизма принятия таких решений. Поскольку процесс выработки семейных решений определяется возрастом, уровнем образования, наличием работы супругов, количеством детей в семье и другими обстоятельствами, влияние которых опосредуется гендерными особенностями, мужья и жёны воспринимают свою роль и влиятельность при принятии этих решений по-разному. Но в целом, жёны, продолжающие контролировать домашнюю сферу, заметно выше, чем их мужья оценивают свою влиятельность при принятии решений в семье. Хотя власть во многом определяет способность и возможность конкретного человека влиять на других людей и принимаемые ими решения, мужчины и женщины, состоящие в браке, редко связывают свою влиятельность при принятии решений в семье с обладанием властью как таковой. Но в то же время ощущение своей влиятельности в семье является важной детерминантой социального самочувствия супругов.
Статья посвящена осмыслению опыта отечественной кинокритики в ситуации «оттепели». Этот временной период становится историческим контекстом деятельности одного из выдающихся и самых известных кинокритиков второй половины ХХ века - Н. М. Зоркой. В статье делается акцент на то, что начиная с рубежа 50-60-х годов советское кино испытывает заметный подъем, в кинематографе возникает важное направление, которое в мировом контексте традиционно именуют «новой волной», значимым феноменом которой в советском кино является появление и утверждение «авторского» фильма. Указано, что именно это направление советского кинематографа нередко наталкивается на непонимание массового зрителя, свидетельствуя о неготовности понимать изменяющиеся формы киноязыка. Массовый зритель привык к кино, которое сводило свои функции к пропагандистским и охранительным функциям. Определено, что советское кино продолжало быть апологетическим по отношению к утопическому социальному строю, хотя именно в это время уже было очевидно, что утопия не может быть реализуема в жизни. Данное настроение порождает кинокритику нового поколения, которая становится активным звеном кинематографической жизни, в которой все больше проявляется гражданская позиция. Функция кинокритики как комментатора, учителя и наставника расширяется. Кинокритика становится активным посредником между авторами (режиссерами), с одной стороны, и реципиентами - с другой. Столь высокий статус кинокритики в этот период объясняется еще и тем, что впервые кинокритика начинает опираться на науку. Так, она успешно ассимилирует научные методы, которыми к этому времени уже располагала возрождающаяся во второй половине ХХ века социология как наука. Обращаясь к творческой биографии одного из самых известных кинокритиков этого периода - к Н. М. Зоркой, автор предпринимает не только характеристику кинокритики этого периода в целом, но и ставит общие вопросы, связанные с осуществлением критикой функции наставничества, понимаемого в широком смысле.
В современной когнитивной лингвистике наблюдается много направлений, определяющих различные подходы к функционированию аллюзивного антропонима в художественном тексте. Цель научного исследования заключается в проведении лингвокогнитивного анализа функционирования аллюзивных антропонимов в тексте романа D. Tartt «The Secret History» с использованием основных положений теории концептуальной интеграции, которая позволяет проанализировать более широкий материал, не ограничиваясь концептуальной метафорой, и рассмотреть процесс формирования концептов в динамическом аспекте. Достижение цели работы заключается в решении следующих задач: 1) осуществить обобщающий анализ научной литературы по вопросу особенностей и моделей использования теории концептуальной интеграции; 2) обобщить факторы, обеспечивающие выбор данной модели для анализа функционирования аллюзивного антропонима в художественном тексте; 3) выявить этапы анализа функционирования аллюзивного антропонима в художественном тексте на основе использования модели теории концептуальной интеграции; 4) провести отбор методом сплошной выборки аллюзивных антропонимов из романа D. Tartt «The Secret History» / Д. Тартт «Тайная история» и проанализировать их в соответствии с выбранной методикой, сделать необходимые выводы. Результаты работы показали продуктивность использования модели на основе теории блендинга, которая позволяет обобщить композиционные особенности взаимодействия ментальных пространств, задействованных при формировании контекстуального значения аллюзивного антропонима в художественном тексте. Наиболее частотной является композиционная структура соположения, затем достраивания и развития. Соположение и достраивание могут быть осложнены метафтонимическим переносом и структурой развития.
В статье выделены четыре основных направления, определяющих стратегические цели Китая в арктическом регионе: энергетический сектор, инфраструктура, туризм, образовательное и научное сотрудничество. Особое внимание уделяется аспектам стратегической дружбы между Россией и Китаем в контексте арктической политики. Российско-китайское партнерство в этом регионе рассматривается как ключевой фактор обеспечения стабильности и развития Арктической зоны России. Взаимодействие между двумя странами не только способствует укреплению экономических связей, но и обеспечивает безопасность и устойчивое развитие региона. В работе приводятся примеры сотрудничества между Республикой Карелия и Китайской Народной Республикой, анализируя эти отношения как пример практической реализации арктической стратегии Китая на региональном уровне. Важно отметить, что реализация многих инвестиционных проектов по разведке и добыче полезных ископаемых в Карельской Арктике связана с привлечением китайских инвестиций в эту отрасль. В статье также оцени-
ваются интересы КНР в Карельской Арктике в иных сферах, таких как реализация инфраструктурных проектов ГЭС в Кемском районе и пер- спективные проекты по строительству морского глубоководного порта в Кеми или морского торгового порта в Беломорске.
В данной статье проведено исследование клиентоориентированности государственных структур с целью выбора перспективных направлений развития государственных услуг и системы управления этими услугами, которая формируется с целью выявления социальных резервов и основана на выявлении ключевых факторов успеха.
Для обеспечения клиентоориентированности государственных структур необходимо также внедрение системы управления внутренними информационными ресурсами.
В статье представлен анализ сильных и слабых сторон, их взаимосвязей, который необходим для выявления основных критериев улучшения качества обслуживания клиентов.
В статье доказано, что в практическом исполнении внедрение системы управления услугами с использованием внутренних информационных ресурсов может стать основой развития системы предоставления государственных услуг.
Стихи Сергея Стратановского сразу узнаются по меланхолической саркастичности, сочетанию эпически спокойного изложения с парадоксальным изображением современности. Но речевые стратегии, прежде всего, позиция повествователя в отношении к другим голосам, не всегда ясны, стихи Стратановского производят впечатление многоголосья. На примере редкого для поэта киноэкфрасиса, иронического пересказа фильма М. Антониони «Забриски пойнт», показано, как устроены такие повествования у Стратановского. Стихотворение, завершающее цикл из книги «Молотком Некрасова», может интерпретироваться с равным основанием как одобрение студенческих движений или как их осуждение. Но внутри цикла стихотворение прочитывается как продолжение работы поэта с монологической речью. В стихах цикла многоголосье подчинено двойственности монолога: монолог пластически подражает герою стихотворения, воспроизводит его речевые техники, стремясь передать парадоксальность его намерений, монолог же реализует себя в качестве нормативного речевого жанра, который отличается прямолинейностью свидетельства и признанием необратимости исторических событий. Герой оказывается в области фортуны или фатума, постоянной реинтерпретации себя, тогда как повествователь как свидетель - в области хроники и неотменимых фиксаций уже произошедшего. Ни описываемая позиция героя, ни производимая в стихотворении позиция свидетеля не исчерпывают позиции самого стихотворения, но позволяют упорядочить многоголосье и обогатить стихи новыми стратегиями изображения истории ХХ века, в том числе, имитацией мгновенных фотоснимков, фотомонтажа, газетного репортажа. Все эти стратегии достигают апофеоза в финальном стихотворении, в котором необычная для Стратановского густая метафоричность шифрует кинематографическую поэтику Антониони. Основным сюжетом оказывается не противостояние героя и системы, но превращение героя в киногероя, в невольного подражателя экранных персонажей. Это и позволяет поэту объяснить мир героя, не сводя содержание фильма к отдельным запоминающимся кадрам.
В статье рассматривается становление и развитие основных направлений исследований рождаемости населения в СССР в 1960-е - 1980-е гг., когда после свёртывания в 1930-х-1950-х гг. изучения демографических проблем (руководители государства опасались, что в ходе таких исследований будут выявлены тяжёлые демографические последствия социальных потрясений первых десятилетий советской власти) оно вновь интенсифицировалось. В работе показаны историческая преемственность данного процесса, проблемы, которые ставились на разных его этапах, формирование новых подходов и методов изучения рождаемости. В научных трудах, касающихся рассматриваемого нами времени, обобщённо описаны тенденции рождаемости в Советском Союзе. В качестве концептуальной основы использовался социалистический закон народонаселения. Однако в дальнейшем стало очевидно, что с его помощью нельзя объяснить новые тенденции в воспроизводстве населения и учёные стали работать над другими теоретическими подходами, в том числе, методологией демографического перехода. В 1970-е гг. был осуществлён научный сдвиг в рассматриваемой области, был опубликован ряд трудов, оставивших заметный след в изучении рождаемости. В 1980-е гг. активность изучения рождаемости и репродуктивного поведения несколько уменьшилась, в том числе из-за ограничений, наложенных на количество публикуемых статистических показателей. В целом, в рассматриваемый период проведена большая и кропотливая работа по исследованию рождаемости, в опубликованных статьях и монографиях проанализированы её количественные и качественные параметры.
Статья посвящена анализу научно-педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава кафедры истории стран Ближнего и Среднего Востока в преддверии 270-летней годовщины Московского университета. Авторы ставили своей основной целью дать объективную оценку современного состояния кафедры и ее вклада в развитие российского гуманитарного знания, определить ее место в структуре университетской науки и образования. Подобное исследование дает возможность охарактеризовать специфику подготовки российских востоковедов - специалистов по странам ближне-, средневосточного и североафриканского регионов, истории и культуре ислама в стенах Московского университета. Наряду с этим, оно позволяет составить адекватное представление о сформировавшихся на кафедре научных школах, уровне проводимых ею научных изысканий, с тем чтобы оценить многогранную работу кафедрального коллектива в рамках общероссийских и международных востоковедных исследовательских проектов. В ходе работы было убедительно продемонстрировано, что на современном этапе кафедра истории стран Ближнего и Среднего Востока прочно заняла свою нишу в структуре отечественного востоковедения, став важной составной частью российского гуманитарного сообщества, признанным центром обучения и воспитания квалифицированных востоковедных кадров для нужд страны.
ИСАА в течение десятилетий является флагманов подготовки специалистов по самому широкому спектру знаний, связанным с развитием Азии и Африки. ИСАА, безусловно, является символом и одновременно отражением всех этапов развития советского и российского востоковедения. Главная задача Института - сохраняя традиции классического востоковедения, отвечать на запросы сегодняшнего дня, предлагать востребованные, научно-обоснованные программы подготовки, расширять программы подготовки, усиливать свою расширять свою роль как центра экспертного востоковедения, укреплять научные и прикладные партнерства, и отвечать национальным запросам развития России.
Статья посвящена исследованию актуальных проблем, связанных с использованием искусственного интеллекта в маркетинге бизнеса.
Цель исследования - выявить и обобщить типовые проблемы применения искусственного интеллекта в маркетинге и способы их предупреждения на примере стратегий в социальных сетях.
Рассматриваются сущность и наличие противоречий в понимании технологий искусственного интеллекта в современной литературе.
Выделяется проблемный характер осведомленности маркетологов об искусственном интеллекте и технических механизмах его работы.
Подчеркивается важность внедрения искусственного интеллекта в маркетинг как средства повышения эффективности, что связывается с постановкой целей внедрения, переоценкой рисков и контролем потенциальных проблем внедрения.
На примере стратегий маркетинга в социальных сетях выделяются характерные преимущества, а также способы повышения эффективности применения искусственного интеллекта.
Обобщаются ошибки маркетинга в социальных сетях с использованием искусственного интеллекта. Вырабатываются общие рекомендации и принципы применения таких технологий и инструментов в деятельности современной компании.
В числе таких рекомендаций базовую роль приобретают: обучение персонала работе с искусственным интеллектом, финансово-экономическое обоснование, оценка достаточности функциональных возможностей, выработка регламентов и стандартизация применения.
Корпоративная социальная ответственность (КСО) в коммерческих банках играет важную роль в улучшении их репутации, повышении вовлеченности сотрудников и развитии корпоративной культуры.
В статье рассматриваются ключевые особенности программ КСО коммерческих банков по сравнению с компаниями других отраслей, а также анализируются успешные примеры корпоративного волонтерства и его влияние на банк и общество.
Корпоративная социальная ответственность (КСО) коммерческих банков представляет собой стратегический подход к интеграции социальных и экологических аспектов в повседневную деятельность банков.
Основные направления КСО включают финансовую грамотность, улучшение доступа к финансовым услугам для уязвимых групп населения, устойчивое финансирование и борьбу с мошенничеством.
Эти программы помогают улучшить репутацию банков, повысить вовлеченность и удовлетворенность сотрудников, а также способствуют решению актуальных социальных и экологических проблем.
Успешные примеры КСО-программ включают инициативы Danske Bank, BNP Paribas и Deutsche Bank, которые активно участвуют в корпоративном волонтерстве и других социальных проектах, демонстрируя свою ответственность перед обществом и окружающей средой.
Статья посвящена исследованию потенциала больших языковых моделей в преодолении проблем переговорного процесса в бизнесе.
Выявляются типовые проблемы ведения переговорного процесса бизнеса, возникающие на различных этапах коммуникации и служащие фундаментом, актуализирующим необходимость их планомерного преодоления (несоблюдение принципов добросовестности, выбор неэффективных коммуникационных стратегий, отсутствие четкого планирования и т. д.).
В основу исследования положена ключевая проблема переговоров, связанная с ростом трансакционных издержек бизнеса, которая исходит из недостижения результатов взаимодействия сторон.
Показано, как большие языковые модели позволяют осуществлять оптимизацию переговорного процесса на каждом этапе: от подготовки к переговорам (сбор и анализ информации, моделирование сценариев) до ведения переговоров (контекстуальный анализ, формулировка предложений) и реализации соглашений (контроль исполнения, мониторинг).
Выделяется, что большие языковые модели способны обеспечить: объективность и скорость обработки информации; улучшение планирования и прогнозирования; повышение эффективности коммуникации; снижение трансакционных издержек.
По итогам проведенного исследования делаются выводы о том, что применение больших языковых моделей является перспективным направлением развития для оптимизации переговорного процесса в бизнесе, способствующим сокращению трансакционных издержек, и укреплению конкурентоспособности компаний с расширением способностей человека в управлении коммуникацией в бизнесе.