Методика герменевтического исследования и возможность ее использования в практике социальной работы (2024)

В статье социальная реальность анализируется философским методом герменевтики. Посредством этого выявлены сложность и многообразие социальной реальности, включающей в себя национальные традиции, язык и деятельность, общественное бытие и социальные институты. Автор отмечает, что до сих пор наследие герменевтической мысли не нашло должного использования в теории и практике социальной работы, хотя анализ герменевтических традиций помогает определить масштабы и перспективы социальной работы. На этой основе автор показывает важность роли герменевтики как метода понимания в теории и практике социальной работы.

Издание: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Выпуск: Т. 14, № 2 (2024)
Автор(ы): Муллобоева Дилфуза Абдусамадовна
Сохранить в закладках
МЕЖИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА И КОНГРЕССА США: ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ (2024)

Специфика политического и политико-административного управления США выявляет некоторые проблемные аспекты реализации главой государства своих должностных полномочий в ракурсе позитивных политических отношений с американскими конгрессменами, связанных с достижением политического консенсуса и принятием согласованных политических решений. В данной связи актуализируется поиск эффективных политических механизмов и инструментов межинституционального взаимодействия исполнительной и законодательной власти на современном этапе политического развития США. Рассмотрены нормативно-правовые основы политического и административного функционала президента США и Конгресса США. Проанализированы политико-исторические особенности межинституционального взаимодействия исполнительной и законодательной власти в США. Определены ключевые факторы и условия конфликтогенности политических отношений с американскими конгрессменами в рамках президентства Д. Трампа. Сформулированы основные причины и обстоятельства углубления межинституциональных противоречий в политической системе США с учетом функциональной роли Дж. Байдена. Сделан вывод о необходимости формирования политического доверия и использования апробированных политических инструментов, одобренных и президентом США, и американскими законодателями. При этом реальные причины наблюдаемых в США политических событий имеют объективный характер и требуют более глубинного и детального анализа. В результате представлены проблемные плоскости и уровни политико-административных отношений между государственными органами исполнительной и законодательной власти в США на современном этапе. Автором использованы количественные (многофакторный анализ, статистическое представление данных) и качественные (контент-анализ, вторичный анализ данных американских аналитических и научно-исследовательских центров) методы.

Издание: УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Выпуск: № 3 (183) (2024)
Автор(ы): Шевченко Екатерина Сергеевна
Сохранить в закладках
Метод синтетических фокус-групп в контексте цифровой трансформации социологического исследования (2025)

Предметом исследования является использование синтетических фокус-групп (СФГ), создаваемых с помощью больших языковых моделей (LLM), в рамках цифровой трансформации социологического анализа. Объектом исследования выступают инновационные методы сбора и интерпретации качественных данных, ориентированные на моделирование групповой дискуссии без участия реальных респондентов. В статье рассматривается эвристический потенциал СФГ, возможности применения метода в условиях ограниченного доступа к респондентам, а также его релевантность для изучения отношения к искусственному интеллекту в сфере высшего образования. Особое внимание уделяется способам организации взаимодействия с языковыми моделями через систему промптов, формированию ролей участников и анализу полученных дискурсивных позиций. В статье также затрагиваются этические и методологические вызовы, возникающие при использовании синтетических участников в исследовательских целях. Методология сочетает теоретический анализ научных публикаций с практическим моделированием СФГ, реализованным с помощью последовательных промптов к языковым моделям и последующей интерпретацией генерируемых данных. Научная новизна работы заключается в апробации метода синтетических фокус-групп (СФГ) как инновационного инструмента сбора качественной информации с использованием генеративных языковых моделей (LLM), таких как Gemini, Qwen, Llama, Deepseek, и Mistral. В исследовании особое внимание уделено моделированию СФГ на основе пользовательских промптов, направленных на изучение отношения студентов и преподавателей к искусственному интеллекту в системе высшего образования. Все использованные модели подчеркивали методологические ограничения СФГ: возможность искажения данных, необходимость четко обозначать синтетическую природу участников и дополнять такие исследования традиционными методами. Подобные методы могут быть полезны в ситуациях, требующих быстрого генерирования гипотез, предварительного тестирования исследовательских сценариев, а также в образовательной и экспертной практике. Вместе с тем, подчеркивается необходимость критического подхода к использованию СФГ, особенно в контексте валидности и репрезентативности получаемых данных.

Издание: СОЦИОДИНАМИКА
Выпуск: № 5 (2025)
Автор(ы): Филипова Александра Геннадьевна, Абросимова Евгения Евгеньевна, Зубова Оксана Геннадьевна
Сохранить в закладках
Методика преподавания дисциплины «Основы дизайн-проектирования» в учебном процессе бакалавриата по специальности 54.03.03 «Искусство костюма и текстиля» (2024)

Введение. Преподавание дисциплины «Основы дизайн-проектирования» тесно связано с художественными дисциплинами «Рисунок», «Живопись», «Общая композиция», а также с историей и методологией дизайна в области костюма.

Постановка задачи. Многолетний опыт позволил определить самые важные составляющие дисциплины, ее связь с блоком художественных дисциплин и возможности, которые она дает для дальнейшего обучения. «Основы дизайн-проектирования» стали своего рода «мостиком», связующим художественную и дизайнерскую направленность указанной специальности.

Методика и методология исследования. В процессе поиска необходимого подхода к преподаванию основ дизайн-проектирования для студентов специальности «Искусство костюма и текстиля» применены аналитический метод и метод сравнительного анализа заданий, ориентированных на развитие у обучающихся практических профессиональных навыков в области дизайнерской деятельности. Изучение методов проектирования становится важной составляющей обучения, дающей студентам возможность самим ориентироваться в поле проектной деятельности.

Результаты. В результате применения на практике авторской программы выявлены оптимальные практические задания, помогающие и дающие толчок к поиску образов в дальнейшем проектном творчестве. На протяжении почти десятилетнего опыта преподавания дисциплины разработанный подход показал свою эффективность. Метод подхода к решению проектной задачи, предложенный студентам, в дальнейшем был использован обучающимися при подготовке выпускных квалификационных работ для первоначальной проработки творческих проектов.

Выводы. Дисциплина направлена на развитие специальных навыков по созданию дизайн-проектов с учетом художественных способностей и теоретических знаний, полученных студентами на занятиях. Практические задания включают различные графические техники, компьютерную графику, коллаж, аппликацию. Ее практическое значение, связь с технологической направленностью специальности трудно переоценить в современном мире.

Издание: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Выпуск: Т. 14, № 2 (2024)
Автор(ы): Музалевская Юлия Евгеньевна
Сохранить в закладках
Методика обучения будущих преподавателей информатики интерактивным сетевым технологиям (2024)

Введение. В статье описываются прогрессивные, авангардные методологии преподавания современных сетевых технологий, в том числе рассматриваются различные электронные средства обучения и дифференцированный модульный подход.

Постановка задачи. Цель статьи заключается в обосновании необходимости разработки специальной методики преподавания современных сетевых технологий с применением электронных средств обучения.

Методика и методология исследования. Использование модульного подхода в процессе подготовки будущих учителей информатики позволяет индивидуально отнестись к каждому учащемуся, детально выявить уровень его знаний по всем темам. Следовательно, такая методология дает возможность определить, какие темы слабо усвоены учащимся и каким вопросам нужно уделить больше внимания. Например, задачи на вычисление количества информации, скорости приема и передачи информации в некоторой степени проблематичны для учащихся. Решение таких задач следует сопровождать приведением различных реальных фактов, показывая схемы перехода между единицами информации. В этих и других вопросах важно использовать современные электронные доски, проекторы и другие мультимедийные технологии для повышения интереса учащихся.

Результаты. Современные сетевые технологии играют важную роль в повседневной жизни. Каждый человек пользуется интернет-услугами, поддерживает связь с родными и близкими, делает различные заказы через интернет. Для правильной и повсеместной организации всех запланированных заданий требуется знание современных сетевых технологий, как технических, так и программных. В этом плане можно значительно сократить время на решение тех или иных задач, сэкономить материальные расходы на решение насущных проблем. Итак, научная новизна статьи состоит из разработки принципиально новой методики преподавания сетевых технологий на базе дифференцированного модульного подхода с применением электронных средств обучения. Такая методика имеет исключительное значение в подготовке высококвалифицированных специалистов и будущих учителей информатики.

Выводы. Очень важно использовать различные интерактивные средства (электронную доску, проекторы, специально подготовленные презентации) для повышения наглядности и уровня заинтересованности учащихся. Необходимо разработать модульный подход с последовательным усвоением учебного материала и параллельным тестированием знаний и умений учащихся.

Издание: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Выпуск: Т. 14, № 1 (2024)
Автор(ы): Гафаров Анар Арифович
Сохранить в закладках
МЕСТА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ССЫЛКИ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (2024)

Статья посвящена истории политической ссылки в Западной Сибири. На основании литературных источников, воспоминаний и писем политических ссыльных представлен краткий очерк наиболее известных мест политической ссылки, рассмотрены история и время их возникновения, географическое положение, природные условия, состав ссылки. Места политической ссылки рассматриваются в тесной связи с историей освоения Сибири. Первые русские остроги в Сибири - Тюмень, Тобольск, Березов, Сургут, Тара, Обдорск, позже Ялуторовск, Ишим, Нарым, Томск, Омск, Каинск - почти с момента их основания становились местами ссылки. В резиденции генерал-губернаторства Западной Сибири находился Омский каторжный острог, просуществовавший почти сто лет, до 1862 г. В Новосибирской области одним из мест ссылки и этапным пунктом ссыльных, направляющихся по Московско-Сибирскому тракту в Восточную Сибирь, был г. Каинск (ныне Куйбышев). На территории современной Томской области главным местом массовой политической ссылки участников революционного движения 1905-1907 гг. стал Нарымский край. В местах ссылки в разное время оказывались различные категории ссыльных: участники стрелецких бунтов, крестьянских восстаний в центральных губерниях России (XVII - XVIII вв.), участники освободительного движения национальных окраин страны, декабристы, представители революционно-демократической интеллигенции, участники революционного движения конца XIX - начала XX в. Исследование мест политической ссылки и их особенностей позволяет расширить и углубить представления об истории освоения Западной Сибири, уровне ее социального, экономического и общественного развития и имеет важное значение для изучения краеведения Сибири.

Издание: ВЕСТНИК СИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: № 3 (22) (2024)
Автор(ы): АКОПЬЯНЦ АНАИТ СУРЕНОВНА
Сохранить в закладках
Мультипотенциальные способности будущих педагогов и их трансформация в слэш-людей (2024)

Введение. Рассматривая проблему развития мультипотенциальных способностей будущих педагогов в процессе обучения в вузе, мы обратили внимание на различные исследования, связанные с изучением этого понятия, его структурного содержания, механизмов формирования способностей и т. д. В этой связи мы провели анализ основных составляющих понятия «мультипотенциальность педагога»: «способности», «идентичность», «профессиональное самоопределение», «саморазвитие», и «мультипотенциальность студентов вуза». Мультипотенциальность – это способность человека развивать параллельно либо последовательно два и более структурированных вида деятельности на протяжении трудоспособного периода жизни. Временной отрезок, организованный человеком согласно основным принципам мультипотенциальности, определен как индивидуальный жизненный проект. Идея возникновения слэш-человека напрямую связана с мультипотенциальностью. Современный человек и его многозадачность являются серьезным испытанием профессиональных возможностей педагога. В настоящих реалиях к будущему педагогу предъявляются повышенные требования, поскольку есть необходимость не только во владении воспитательно-образовательным процессом, но и в проявлении инициативности в вопросах организации различных процессов в образовательном учреждении.

Постановка задачи в процессе развития мультипотенциальных способностей будущих педагогов позволяет определить наиболее важные этапы в деятельности педагогов образовательных организаций на различных его ступенях. На первый взгляд структура мультипотенциальности не может сразу стать понятной, к примеру, студент-бакалавр с техническим образованием обнаруживает, что не хочет идти на производство, но хочет продолжить учительскую династию, или человек, получивший базовое педагогическое образование, понимает, что не может организовать детей, да и не хочет, потому что изначально ошибся с выбором профессии. Таких ситуаций множество. Способность к мультипотенциальности является преимуществом, поскольку предоставляет выбор для самоопределения.

Методика и методология исследования. В результате специально подготовленного, авторского опросника и применения метода инверсии нами было выявлено, что для успешной профессиональной деятельности необходимо точное понимание своего призвания, а в дальнейшем и профессиональной пригодности. В статье рассматриваются отечественные и зарубежные исследования в области мультипотенциальности, сказывающиеся на «самости» человека: самоопределении, самоактуализации, самореализации. Цель – изучить мультипотенциальные особенности и способности будущих педагогов в процессе обучения в вузе. Исходя из цели нами выделена главная задача исследования, которая заключается в определении профессиональных компетенций и их значимости для развития мультипотенциальных способностей будущих педагогов.

Результаты. В процессе прохождения исследования получены результаты, которые позволили определить, что тех, кто уверен в выбранной профессии на бакалавриате, гораздо больше, чем в магистратуре. Этот результат позволил сделать вывод: чем моложе респонденты, тем они более уверены в выбранной траектории развития. Среди магистрантов было гораздо более сомневающихся студентов. По мнению большинства респондентов-магистров, это обусловлено тем, что зачастую приобретенный опыт мешает быть объективным в процессе самореализации мультипотенциальных способностей.

Выводы. Мультипотенциальность является отличным инструментом процесса становления личности. Студент, выбравший определенный профиль, при желании может трансформировать свои знания и из так называемых «hard skills» («твердые навыки», то есть базовые, ключевые знания) в «soft skills» («мягкие навыки» – те знания, которые можно переквалифицировать/подстроить под нечто более прогрессивное и актуальное на текущий период).

Издание: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Выпуск: Т. 14, № 1 (2024)
Автор(ы): Гарифуллина Айсылу Маратовна
Сохранить в закладках
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ СЕТИ ДЕКЛАСТЕРИЗАЦИИ ПРИ ОЦЕНКЕ МИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (2024)

Для корректной оценки минерализации достигнутая разведочная сеть, по которой отбирались пробы, должна быть равномерной во всех трех измерениях. Однако на практике описанная ситуация встречается крайне редко. Значительно более частой является ситуация, при которой в распоряжении геолога есть либо сети разных стадий разведки, либо участки сгущения в наиболее «интересных» местах. В результате наличия такой неравномерности использовать исходные пробы без дополнительных манипуляций становится невозможным, поскольку пробы характеризуют резко различные объемы недр. Подобная неприятная особенность пространственных данных называется кластеризацией. В данной статье рассматриваются такие процедуры устранения кластеризации, как частичное разрежение сети и введение поправочных коэффициентов, которые позволяют учесть неравномерность сети и при расчете статистических характеристик используются для присвоения весов исходным данным опробования. Также в сданной статье рассматриваются достоинства и недостатки каждого метода декластеризации. Даются рекомендации по выбору оптимальной сети декластеризации для двух случаев кластерных данных: когда требуется декластеризация для компенсации влияния кластеризации в области высоких содержаний и когда требуется декластеризация для компенсации влияния кластеризации в области низких содержаний.

Издание: УСПЕХИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Выпуск: № 5 (2024)
Автор(ы): Вяльцев Андрей Сергеевич
Сохранить в закладках
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ОЛИМПИАДЫ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (2024)

Олимпиадное движение в России развивается с 30-х годов прошлого столетия. Многолетняя история математических олимпиад имеет свои традиции. Система организации и проведения олимпиад школьников и студентов изменялась за время их существования в соответствии с требованиями времени. С каждым годом увеличивается количество олимпиад, совершенствуются системы их проведения, расширяется список вузов, проводящих интеллектуальные состязания, многие олимпиады становятся ежегодными. Разнообразие форм проведения позволяет вовлечь в олимпиадное движение все больше участников. На данный момент олимпиады по математике - это часть образовательной системы, которые способствуют лучшему пониманию математических дисциплин, развитию логического мышления, формированию исследовательских навыков и творческих подходов к поиску методов решения, играют важную роль в становлении личности, ее социализации, помогают лучше овладеть профессиональными компетенциями. Олимпиадное движение в России имеет богатую историю. Начиналось оно с олимпиад школьников, со временем развивалось и совершенствовалось. Студенческие интеллектуальные соревнования стали проводиться гораздо позднее, на начальном этапе их организация учитывала опыт школьных олимпиад. В статье проанализирована преемственность школьных и студенческих олимпиад, их общие и отличительные характеристики. На примере участия студентов СибГУТИ в математических олимпиадах с 2002 по 2023 годы продемонстрировано развитие студенческого олимпиадного движения - значительное увеличение количества вузов, проводящих олимпиады, появление новых форм и форматов.

Издание: ВЕСТНИК СИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: № 2 (21) (2024)
Автор(ы): Захарова Татьяна Эрнестовна
Сохранить в закладках
Методы проектирования городской среды в контексте формирования патриотического сознания общества на примере реновации площади Серышева в г. Хабаровске (2025)

В статье рассматриваются вопросы проектирования городской среды для формирования патриотического сознания жителей на примере реновации площади Серышева в Хабаровске. Изучается значение общественных пространств как инструментов передачи исторических, культурных и национальных ценностей. Анализируются этапы развития площади, её исторические и функциональные особенности, а также символические образы, важные для жителей региона. Внимание уделяется роли личности С. М. Серышева, ландшафтным элементам и архитектурным решениям, позволяющим создать пространство, ориентированное на сохранение памяти и поддержание локальной идентичности. Исследование затрагивает тесную связь архитектурной среды с процессами патриотического воспитания и социализации горожан, рассматривает уникальные подходы интеграции мемориальных композиций в современную городскую структуру. На примере площади Серышева оценивается баланс между сохранением исторического наследия и удовлетворением современных потребностей общества, влияние проектных решений на формирование чувства сопричастности, гордости и ответственности за родной город. Для проведения исследования использовался комплексный междисциплинарный подход, включающий историко-культурный анализ, социологическое анкетирование, экспертные интервью, проектно-аналитический и сравнительный методы. Научная новизна исследования состоит в системном подходе к интеграции локальных исторических и природных символов в структуру современной городской среды. Предложены конкретные архитектурные, ландшафтные и дизайнерские решения, способствующие укреплению патриотических ценностей среди горожан. Впервые проведён комплексный анализ восприятия мемориальных объектов с учётом мнения как жителей, так и профессионального сообщества, что позволило выявить наиболее эффективные способы включения исторических маркеров в общественные пространства. Работа доказывает, что гармоничное сочетание мемориальных, образовательных и рекреационных зон способствует формированию устойчивого чувства принадлежности к истории и культуре региона. Сформулированные рекомендации позволяют не только повысить архитектурное качество среды, но и создать новые традиции взаимодействия с ней, передавая патриотические ценности молодым поколениям. Практические результаты могут быть использованы при реновации других общественных территорий с целью поддержки культурной преемственности и развития патриотического воспитания.

Издание: УРБАНИСТИКА
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Савкова Наталья Викторовна, Слепцова Олеся Александровна, Нищимных Юлия Анатольевна, Громенко Ирина Викторовна, Гарнага Анастасия Филипповна
Сохранить в закладках
МЕТОДОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ ЭТАЛОНОВ ДЛЯ КЛАССИФИКАЦИИ СЛОЖНЫХ ОБЪЕКТОВ (2024)

В некоторых моделях классификации сложных объектов требуется их сравнение с состояниями, позволяющими однозначно отнести их к определенному классу. Такие состояния названы авторами эталонами и определены как объекты, структура и состояния которых в наибольшей степени соответствуют целям решаемой задачи. Оценки показателей объектов могут быть качественными и количественными, точечными или интервальными, поэтому необходимы и различные подходы к формированию эталонов. Целью настоящей работы является разработка методологических подходов к построению эталонных объектов для целей классификации сложных объектов. В ней рассмотрено несколько способов построения эталонов: эмпирический, статистический, экспертный, сценарный, нормативный и комплексный. Задачами исследования являются обобщение материалов ранее проведенных исследований авторов и анализ применения эталонов для классификации в различных областях. Проанализированы некоторые неопределенности, возникающие при несочетаемости или неполной сочетаемости оптимальных значений показателей факторов или их дискретизации, этот вопрос выделен в отдельную задачу, требующую специального исследования. Еще одной причиной неопределенностей является отсутствие единой точки зрения на некоторые понятия и определения. Так как объемы и качество информации, используемые для описания и исследования объектов, постоянно изменяются, как и цели классификации, объекты-эталоны должны периодически подвергаться пересмотру, а их числовые значения - пересчету. Рассмотренные методы составления эталона могут быть применены как вместе с разработанной авторами функцией отклонений, так и с другими методами классификации объектов.

Издание: УСПЕХИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Выпуск: № 5 (2024)
Автор(ы): Коробов Владимир Борисович, Тутыгин Андрей Геннадьевич, Лохов Алексей Сергеевич
Сохранить в закладках
МОНИТОРИНГ БИОРАЗНООБРАЗИЯ ЭКОСИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИРОДНОГО РЕЗЕРВАТА "АКЖАЙЫК" (2024)

В данной статье проведен анализ по мониторинговому исследованию состояния и сохранности природных объектов Государственного природного резервата «Акжайык», расположенного в устье р. Урал и Каспийского моря. Видовой состав ихтиофауны в водоемах государственного природного резервата «Акжайык» включает 27 видов рыб, из них 17 видов промысловых. Анализ полученных за пятилетний период данных показал, что количественные характеристики зообентоса акватории исследований имеют тенденцию к уменьшению. Одной из причин низких количественных показателей организмов зообентоса являются дноуглубительные работы. Анализ состояния растительности водных и наземных экосистем показал, что существуют значительные изменения в видовом и количественном составе, связанные с неблагоприятным гидрологическим режимом. По учетам диких животных, проведенным в период с 2019 по 2023 г., наблюдается заметное увеличение численности кабана и волка. Климатические условия влияют на тюленей, так в связи с аномально теплыми и бесснежными зимами у тюленей крайне ухудшены условия воспроизводства. Анализ численности индикаторных видов птиц показывает, что уменьшается количество видов, при том что количество голов увеличивается. Причинами значительных колебаний численности биоразнообразия являются приток воды Каспийского моря, изменения береговой линии, воздействия сильных ветров, вызывающих сгонно-нагонные явления, а также сильная жара и отсутствие осадков в летние периоды и слабый снежный покров зимой на территории области.

Издание: УСПЕХИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Выпуск: № 4 (2024)
Автор(ы): Есенаманова Ж. С., Ажигалиева Ж. Б., Шунашева Ж. А., Есенаманова М. С., Тлепбергенова А. Е., Рысжан А. Е.
Сохранить в закладках