Данная статья является логическим продолжением авторской публикации “Образ здоровья в блогосфере: социологический анализ” (Часть 1) и посвящена исследованию влияния блогосферы на конструирование социальных представлений о здоровье и практиках заботы о нем. Данная тема рассматривается как актуальная, но недостаточно разработанная в отечественном научном дискурсе, вследствие чего, а также с учетом значимости здоровья как важнейшей составляющей общественной и индивидуальной жизнедеятельности, возникает необходимость ее изучения. В работе предпринята попытка анализа особенностей репрезентации образа здоровья и практик здоровьесбережения в блогосфере, а также основных направлений научной дискуссии по данной теме посредством систематизации релевантных отечественных и зарубежных публикаций. По результатам проведенного исследования автором выявлены факторы, направления и способы воздействия блогинга на конструирование социальных представлений о здоровье и практиках заботы о нем.
В статье представлены результаты исследования, проведенные автором в сфере развития цифровых сервисов в государственном управлении. Автором проанализирован опыт внедрения цифровых сервисов в России и за рубежом. В результате были выявлены положительные практики их реализации, определено влияние цифровых услуг на качество предоставления госуслуг, выявлены основные тенденции развития цифровых услуг. Выявлены основные проблемы, возникающие при организации проектных процессов при создании Умных городов. Даны предложения по их решению и перспективы развития цифровых сервисов. Предложены методы оценки эффективности внедрения цифровых сервисов.
Всекитайские государственные вступительные экзамены в вузы, или Гаокао, — это крупнейший в мире стандартизированный тест, основа китайской системы отбора в учебные заведения и ключевой механизм социальной классовой мобильности в Китае. Несмотря на достижение в стране формального равенства в образовании, система Гаокао всегда сталкивалась с глубокими институциональными противоречиями, такими как, например, неравное распределение образовательных ресурсов и возможностей. В данной работе проводится анализ литературы и данных по рассматриваемой тематике, а также конкретных случаев образовательного равенства и неравенства возможностей в системе Гаокао на основе механизма функционирования Гаокао в Китае, логики разработки политики Гаокао и истории изменений. Цель работы — изучить роль и ограничения системы Гаокао в образовательном равенстве, ее влияние на социальную мобильность, а также осмыслить и выявить проблемы, с которыми она столкнется в будущем. Все это направлено на создание основы для теоретических и практических рекомендаций по построению более справедливой и разумной системы образования.
В статье анализируется реализация Целей устойчивого развития (ЦУР) ООН в России в контексте инфраструктурных проектов. Рассматриваются международные стандарты, такие как Принципы качественных инфраструктурных инвестиций G20, отчет BRICS по справедливому энергетическому переходу, роль OECD и UNEP в формировании правовой базы устойчивости. Выделяются вызовы российского законодательства: фрагментированность норм, отсутствие обязательных ESGраскрытий, инструментов LCCA и SROI, механизмов общественного участия. Предлагаются рекомендации по созданию единой концепции, внедрению сертификации, ESG-рейтингов, регулированию «зеленого» капитала и переподготовке кадров в условиях санкций. Анализ подчеркивает необходимость интеграции международных практик для повышения конкурентоспособности и доступа к устойчивым инвестициям.
В статье описан современный подход к формированию структуры нефтегазовых компаний для целей максимизации экономической эффективности деятельности. В ходе исследования подходов к формированию структуры нефтегазовых компаний показано, что традиционные линейно-функциональные и дивизиональные структуры ограничивают экономическую эффективность компаний, хотя эти структуры являются наиболее распространенными в отечественной нефтегазовой отрасли. Аналогичные структуры доминировали в крупнейших иностранных нефтегазовых компаниях до начала 2000-х годов. В этот период времени в мировой нефтегазовой отрасли одновременно проявилось действие двух факторов. Первым фактором стало возрастание сложности и затратности крупных, в основном морских, нефтегазовых проектов. Вторым фактором стал продолжительный период низкой мировой цены нефти. На этом фоне традиционные структуры нефтегазовых компаний исчерпали потенциал экономической эффективности. Для преодолений сложившихся проблем потребовались принципиально новые подходы. Был разработан и внедрен системный подход к управлению структурным и технологическим развитием компаний на основе изучения и обобщения лучших мировых практик. Подход включает, во-первых, формирование матричной хозяйственной структуры нефтегазовой отрасли с оптимальным распределением компонентов производственных систем между нефтегазовыми компаниями и их подрядчиками. Во-вторых, системно-программную методологию управления структурным и технологическим развитием нефтегазовых компаний. Общей практикой стала ежегодная оптимизация своей структуры крупнейшими нефтегазовыми компаниями мира, что обеспечило высокие показатели экономической эффективности в современных условиях. Внедренные в ведущих нефтегазовых компаниях мира подходы могут найти применение в отечественной практике.
Настоящая статья посвящена осмыслению роли средств массовой информации и пропаганды в современных социальных и политических процессах. Обозначив смысловые нагрузки термина “средства массовой информации”, автор статьи переходит к анализу их сущности и роли в общественной и политической жизнедеятельности современных обществ. При этом, автор статьи особо подчеркивает абсурдность словосочетания “четвертая власть” и указывает на недопустимость его использования применительно к деятельности средств массовой информации и пропаганды и их роли в обществе. В его представлении средства массовой информации и пропаганды не являются автономным субъектом социальных и политических процессов, а служат эффективным инструментом в руках различных субъектов общественной и политической жизнедеятельности, задействованных в процессах формирования общественного мнения, социального манипулирования и социального мифотворчества. Также в статье автор анализирует представления ряда современных исследователей о наборе средств, методов и технологий, используемых средствами массовой информации и пропаганды в процессах социального мифотворчества, манипулятивного воздействия, а также других социальных и политических процессах, считая необходимым усилить контроль за их деятельностью в контексте обеспечения национальной безопасности и защиты традиционных для России и русского народа систем духовно-нравственных ценностей.
Настоящая статья продолжает тему генезиса, распространения и функционирования в обществе социальных стереотипов — схематизированных, стандартизированных, обычно эмоционально окрашенных и обладающих высокой устойчивостью представлений о социальном объекте. Как правило, стереотипы воспринимаются некритически и часто просто принимаются “на веру”, поэтому не только способствуют неполному или искаженному восприятию окружающей действительности, но и реально влияют на массовое сознание и индивидуальное поведение. В числе наиболее распространенных разновидностей стереотипов расово — этнические стереотипы, аккумулирующие набор представлений о внешности, уровне интеллекта и характере представителей разных этносов; возрастные стереотипы, получившие название “эйджизм” и стандартизирующие поведение и возможности людей в зависимости от возраста; религиозные стереотипы, воплощающие набор представлений о содержании религиозных доктрин или представителях разных конфессий; социально-классовые стереотипы, маркирующие людей в зависимости от уровня материального достатка или социального статуса. Стереотипы также укоренены во всех сферах социальной жизни, в связи с чем выделяют экономические, политические, профессиональные и т. п. стереотипы. В гендерных стереотипных представлениях, которые являются наиболее распространенными, очевидно изначально четкое распределение социальных ролей и обязанностей полов, исторически восходящее к патриархальному общественному устою, закрепляющему превосходство мужчины во всех сферах социальной жизни. История эволюции социальных отношений, в том числе и гендерных, свидетельствует о том, что патриархальные взгляды и стереотипные представления о женственности и мужественности медленно, но уверенно шли по пути обновлений. Значительный вклад в данный процесс внесло феминистское движение, выступающее как за возрастающую социальную роль женщин, так и за право женщины определять себя как самостоятельную личность. Однако гендерные стереотипы все же продолжают сохраняться в культурной основе социальной реальности, и проявляют себя в различных областях социальной жизни, хотя и в более завуалированной форме. В статье рассматриваются три основные группы гендерных стереотипов, в соответствии с которыми на протяжении долгого времени выстраивались маркеры и образцы поведения мужчины и женщины. Их генезис, а также факторы, влияющие на укрепление в обществе, нашел отражение в многочисленных социологических исследованиях, которые являются особым предметом анализа в рамках настоящей статьи.
Введение. Изучение мирового опыта в области диагностики трудностей чтения взрослых показывает, что имеется ряд стандартизированных тестов. Однако их перенос в отечественную практику представляет собой методологическую проблему ввиду вариативного понимания термина «дислексия»; ориентированности большинства зарубежных тестов на чтение слов, а не текстов; своеобразия лингвистических характеристик различных языков. Актуальность разработки стандартизированных текстовых заданий для валидной количественной оценки возможностей чтения взрослых в отечественной практике обусловлена необходимостью создания научно обоснованных методов диагностики. Цель данной статьи – проанализировать международные диагностические тесты оценки чтения взрослых и описать основные характеристики диагностического инструментария для изучения чтения на срезе русскоязычного сегмента населения.
Материалы и методы. Валидизация результатов пилотного исследования письменно-речевой деятельности обучающихся педагогического вуза (2015-2023 гг.) и анализ содержания зарубежных тестов чтения для взрослых TOWRE, GORT, YAA-R, CC2A, BDT, DAST, MDDDT-A, TIL, SLS-Berlin, NART, программы оценки компетенций людей 16-65 лет PIAAC позволили определить основные положения протокола для проведения полномасштабного исследования чтения русскоязычных взрослых.
Результаты исследования. Разработан протокол выборочного исследования по изучению читательских характеристик русскоязычных людей 16-65 лет, определены критерии включения и исключения. Сконструирован диагностический инструментарий «ЧИТОПУС: тест чтения для взрослых», включающий четыре текста для чтения вслух и про себя. Сравнение тестового материала по параметрам: стиль, объем, структурная и лексическая сложность, удобочитаемость, а также дополнительное сопоставление пропозиций в текстах с имплицитным смыслом показали сбалансированность лексических заданий по лингвостилистическим характеристикам.
Обсуждение и заключения. Недостаточная разработанность в отечественной практике материалов, позволяющих достоверно оценивать различные аспекты чтения у взрослого населения, актуализирует необходимость подготовки диагностического инструментария для изучения чтения. Ключевым аспектом диагностики будет являться определение нормативных параметров чтения. Для этого требуется планомерное изучение различных характеристик чтения, включая скорость, правильность, способ, выразительность и понимание прочитанного текста. Важно установить референсные показатели, отклонение от которых может быть интерпретировано как проявление нарушения, возможно дислексию развития. Изучение читательских характеристик позволит пополнить данные о профилях русскоязычных взрослых с дислексией.
Введение. Уникальные возможности бизнес-образования в технических университетах России во многом ещё не раскрыты. Требуются обоснованные смелые системные решения, которые бы позволили вывести его на новый уровень, устранив описываемые в статье препятствия. Целью исследования стало комплексное рассмотрение ситуации в технических университетах с бизнес-образованием подготавливаемых кадров для промышленных предприятий России как центрах роста экономики и предложение путей системного развития такой подготовки с использованием существующих в стране возможностей.
Материалы и методы. При выполнении исследования, кроме анализа научных источников, законодательства, текущих активностей, связанных с рассматриваемой тематикой, представителей государственной власти, использовались опросы студентов, профессорско-преподавательского состава вузов технической направленности, анализ выполненных студентами 332 бизнес-планов, сравнительный анализ интенсивности и результатов бизнес-образования студентов и кадрового резерва предприятий.
Результаты исследования. В статье обосновывается целесообразность активного государственного финансирования второй ступени высшего образования в технических университетах по направлениям, относящимся к бизнес-образованию. Наибольший эффект будет получен при обучении на второй ступени тех, кто получил базовое отраслевое образование на первой. Автором предложена графическая модель возможного взаимодействия субъектов в организации и поддержке второй ступени высшего бизнесобразования в технических университетах. Рассмотрены противоречия между целями и мотивацией субъектов бизнес-образования в технических университетах. Проанализированы их причины, рекомендации по исправлению сложившейся ситуации. Рассмотрены направления поддержки талантливых студентов, получающих бизнес-образование в технических университетах России. Проанализированы позитивные результаты в этой сфере и даны рекомендации по дальнейшему развитию такой поддержки.
Обсуждение и заключения. Полученные результаты отражают актуальную ситуацию относительно бизнес-образования в технических университетах. Значимость исследований заключается в раскрытии направлений деятельности по совершенствованию подготовки кадров в технических университетах, способных повысить экономическую эффективность бизнес-процессов российских предприятий. К аргументам увеличения числа бюджетных мест на такие направления подготовки относится необходимость передачи знаний в области экономики и управления кадровому резерву организаций из технических специалистов, а также возвращающимся со службы военнослужащим. В настоящее время государство должно создать условия, чтобы достаточно большое число людей, проявивших себя на поприще защиты интересов Родины, имели бы возможность построения карьеры на госслужбе, в управлении экономическими процессами.
Введение. Интерес к информационному поведению студентов определяется высокой актуальностью исследований, посвященных взаимодействию людей с информацией в современном обществе, и значимостью студенчества как интеллектуального ресурса страны. Излагаются результаты пилотного педагогического эксперимента, цель которого состояла в изучении влияния педагогического инструментария на информационное поведение студентов в процессе поиска научной литературы.
Материалы и методы. Эксперимент проводился на базе РГУ имени С. А. Есенина в 2024 г.; в эксперименте приняли участие 26 студентов направления подготовки «Управление персоналом», уровень бакалавриата второго года обучения. Проверялась гипотеза о влиянии хабитуализации на формирование эффективных навыков поиска научной литературы. Наряду с экспериментом использовались методы описания, систематизации, анализа и обобщения. Для хабитуализации практик информационного поиска был разработан комплекс практических заданий с четко оговоренными требованиями к результатам поиска.
Результаты исследования. Полученные данные оценивались по критериям точности поиска и качества оформления списка. Критерии были операционализированы в 6 индикаторов, отражающих в баллах соблюдение хронологических рамок поиска и количественных требований к его результатам; соответствие теме, заданным видам научных работ и требованиям к оформлению библиографического списка.
Обсуждение и заключения. Сопоставление данных, полученных на диагностическом и завершающем этапах эксперимента, показало, что примененные педагогические средства обеспечили устойчивый прогресс и существенное улучшение качества: эффективность навыков поиска выросла на 27,2 %, по отдельным индикаторам процент отклонений сократился в разы. Выяснено, что наиболее медленно у студентов вырабатывается знание видов научной литературы. Можно утверждать, что использование хабитуализации положительно влияет на формирование у студентов навыков информационного поиска научной литературы, и в целом сделать вывод о том, что целенаправленное применение педагогического инструментария способствует успешному формированию результативного информационного поведения студентов.
В статье исследуются прикладные аспекты применения и развития налогового мониторинга в Р Ф. Цель исследования: на основе комплексного анализа институциональных преобразований и имеющихся статистических данных определить тенденции, проблемы и перспективы развития налогового мониторинга в Р Ф. Особое внимание уделено оценке его востребованности среди крупнейших налогоплательщиков по показателям динамики количества и структуры участников мониторинга в разрезе отраслей, применяемых способов информационного взаимодействия, с учетом особенностей организации деятельности и структуры собственности, а также количества мотивированных мнений и урегулированной ими суммы налогов и сборов. Исследовано возможное влияние цифровой трансформации налогового мониторинга на состояние систем внутреннего контроля и управления рисками в организациях, а также лучшие практики организации информационного взаимодействия и использования современных техноогий. Исследование проведено с применением общенаучных методов, методов экономического анализа (вертикальный и горизонтальный) и статистики (средние, удельные показатели). Информационную основу исследования составили Н К Р Ф и другие нормативно-правовые акты, отчетность Ф Н С Р оссии, крупных компаний – участников налогового мониторинга, результаты исследований зрелости систем внутреннего контроля и управления рисками, проведенных консалтинговыми компаниями. Сделаны выводы о невысокой доле крупнейших налогоплательщиков, перешедших на мониторинг, а также низкой его востребованности со стороны крупного частного бизнеса без государственного участия. О боснованы тенденции в развитии налогового мониторинга за 2015–2025 гг.: повышение его доступности; развития рискориентированного подхода за счет усиления как преимуществ для добросовестных налогоплательщиков, так и контрольного функционала мониторинга; цифровизация деятельности по налоговому мониторингу как налоговых органов, так и налогоплательщиков. К проблемам, снижающим востребованность мониторинга у налогоплательщиков отнесены: высокая сложность и стоимость входа; сохранение ограниченной эффективности мотивированного мнения; ограниченная эффективность риск-ориентированного подхода. В результате исследования проектов налоговых органов выявлены перспективы его развития. Элементы научной новизны содержат обоснованные автором тенденции и перспективы развития Н М, а также предложения по решению выявленных проблем. Недостаточное внимание уделяется развитию инструментов совместного комплаенса, что является перспективным направлением исследований
Введение. Современная педагогика уделяет значительное внимание вопросам духовно-нравственного воспитания детей, особенно в условиях глобализации и цифровизации образования. Воскресные школы, являющиеся исторически устоявшейся формой обучения религии и духовно-нравственного воспитания на приходах Русской Православной Церкви, выполняют важную роль в формировании у учащихся представлений о нравственных ценностях, однако влияние возрастных особенностей на этот процесс остаётся недостаточно изученным. Настоящее педагогическое исследование направлено на выявление педагогических условий, способствующих эффективному формированию и развитию нравственных представлений у детей младшего и подросткового возраста.
Материалы и методы. В ходе педагогического исследования использован комплексный подход, включающий анкетирование воспитанников воскресных школ, интервьюирование педагогов и метод структурированного наблюдения. Для анализа педагогических подходов применялись сравнительный и аналитический методы, а также статистическая обработка данных, что позволило выявить закономерности и различия в восприятии нравственных норм у детей разных возрастных групп.
Результаты исследования. Полученные данные показали, что представления о нравственных ценностях формируются с учётом возрастных особенностей: младшие школьники воспринимают нормы через авторитет взрослых и внешние стимулы, тогда как подростки осознают их через личный опыт и рефлексию. Педагогическое исследование также выявило значительную вариативность в подходах педагогов к учебно-воспитательной работе, что подчёркивает необходимость унификации методических рекомендаций и усиления внимания к интеграции духовно-нравственных ценностей в учебно-воспитательный процесс.
Обсуждение и заключения. Анализ педагогических подходов к организации учебно-воспитательной деятельности воскресных школ показывает, что эффективность духовно-нравственного воспитания зависит от использования возрастно-ориентированных методик. Для младших школьников целесообразно применение игровых и наглядных методов, тогда как для подростков более результативны дискуссии, проектная деятельность и социальные практики. Результаты педагогического исследования могут быть полезны для совершенствования программ духовно-нравственного воспитания, разработки методических материалов и повышения квалификации педагогов, работающих в системе религиозного образования.