Обзор доктринальных воззрений на международную правосубъектность Святого престола в XIX и первой половине XX вв. (2025)

ВВЕДЕНИЕ. Исследование предпосылок современного международно-правового положения Римского престола и Государства Град Ватикан требует осмысления статуса папства в период с 1870 по 1929 г. В этот временной промежуток Апостольский престол (верховный понтифик и Римская курия) как орган руководства Католической церковью сохранил свою самостоятельную международную роль, несмотря на присоединение старого Папского государства к Италии в октябре 1870 г. Анализ доктрины того времени позволит продемонстрировать, какие первые теоретические конструкции предлагались юристами-международниками для объяснения уникального места Римского престола в межгосударственном общении.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. При проведении исследования были изучены работы представителей русской и зарубежной доктрины международного права XIX и первой половины XX в. Были использованы общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, системный метод) и специальные (историко-правовой, формальноюридический и др.) научные методы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В статье осуществлен анализ зарубежной и русской (включая раннюю советскую) доктрины относительно статуса Апостольского престола в период с 1870 по 1929 г., подготовлен обзор концептуальных расхождений ученых в отношении данной темы.

ОБСУЖДЕНИЯ И ВЫВОДЫ. На основе проведенного анализа доктринальных источников сделан вывод о том, что правовое положение папства начало пользоваться вниманием юристов-международников после событий сентября – октября 1870 г., когда Церковная область была присоединена к Италии. Падение государства римского епископа положило начало интенсивной дискуссии среди ученых о том, сохранилась ли после произошедших событий международная личность папства. Подавляющее большинство правоведов было убеждено в том, что папство после 1870 г. в любом случае утратило государственный статус, полностью лишившись прерогатив управления в отношении определенной территории и населения. Часть ученых, отождествляя международную правосубъектность только с государственностью, тем не менее пришла к выводу о сохранении после 1870 г. собственного международно-правового статуса Римским престолом де-факто (как проявления квазисубъектности). Другие исследователи видели в Святом престоле носителя уникальной правосубъектности, причисляя его тем самым к международным единицам наравне с государствами. Небольшая группа ученых отрицала международную правосубъектность Святого престола как де-факто, так и де-юре.

Издание: МОСКОВСКИЙ ЖУРНАЛ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Выпуск: Выпуск 1 (2025)
Автор(ы): Марзанов Ахмед Юсуфович
Сохранить в закладках