Предметом исследования выступают особенности и актуальные проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, включая их правовое регулирование и применение в доказывании по уголовным делам. Целью работы является анализ проблем использования результатов ОРД в исправительных учреждениях и разработка предложений по совершенствованию этой деятельности в условиях функционирования учреждений, исполняющих наказание. В научно-исследовательской работе анализируются актуальные проблемы использования результатов ОРД в исправительных учреждениях, вопросы, связанные с совершенствованием процедуры включения полученных сведений в уголовное доказывание, проблемы, возникающие в процессе расследования преступлений в исправительных учреждениях, вносятся предложения, необходимые для совершенствования этой деятельности в условиях функционирования учреждений, исполняющих наказание. Результаты работы указывают на наличие существующих актуальных проблем использования результатов оперативно-розыскной деятельности, а также вносятся предложения, необходимые для совершенствования этой деятельности в условиях функционирования учреждений, исполняющих наказание. Методологическая основа данной работы представляет собой анализ норм оперативно-розыскного и уголовно-исполнительного законодательства, а также результатов режимных мероприятий и оперативно-розыскных действий, проводимых сотрудниками исправительных учреждений в доказывании по уголовным делам. Научная новизна исследования заключается в том, что рассмотренные проблемы, связанные с оформлением режимных мероприятий в местах лишения свободы осуществляется зачастую без вынесения соответствующего постановления, участия понятых, а также соблюдения уголовно-правовых требований закона, вследствие чего результаты ОРД в пределах исправительного учреждения должны быть признаны недопустимыми и не могут использоваться в процессе уголовного судопроизводства. Выводы, которые были сформулированы в работе направлены на решение рассматриваемых проблем. Для этого необходимо, в первую очередь, внести соответствующие изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, которые позволят дополнить существующую систему доказательств, вследствие чего результаты оперативно-розыскной деятельности, полученные в исправительных учреждениях, смогут быть использованы при производстве по уголовному делу.
В связи с тем, что в статье рассматриваются вопросы правового регулирования пенитенциарной системы в Российской империи первой половины XIX века, предметом исследования являются организационно-правовые основы деятельности уголовно-исполнительной системы в данный период. Объектом исследования является сама пенитенциарная система Российской империи. Авторами предпринята попытка комплексного анализа нормативных правовых актов, затрагивающих уголовно-исполнительную систему с 1801 по 1845 годы, прослежена их реализация на региональном уровне, на примере Владимирской губернии, как территориального образования, в котором были представлены практически все имевшиеся на тот момент в стране места лишения свободы. Временные рамки обусловлены первыми попытками реформирования пенитенциарной системы в XIX столетии и изданием Уложения о наказаниях уголовных и исправительных в 1845 году - своего рода первого российского уголовного кодекса. Методологической основой исследования является совокупность общеисторических методов исследования, использование которых определяется характером изучаемого материала: Полное собрание законов Российской империи, документы государственного архива Владимирской области. Анализ показал, что первая половина XIX столетия является периодом серьезных изменений в законодательстве, становлением новой пенитенциарной системы страны. Именно тогда была создана отраслевая система управления государством, в которой нашлось место и учреждениям уголовно-исполнительной системы. Возникло попечительное о тюрьмах общество, которое имело целью нравственное исправление осужденных, улучшение условий содержания их под стражей. Были регламентированы деятельность тюрем, арестантских рот, запрещены пытки и пр. К сожалению, как было выявлено в ходе исследования, реализация многих начинаний на местах, в частности во Владимирской губернии, запаздывала из-за традиционной бюрократической волокиты и хронической нехватки денежных средств. Хотя, конечно же, стоит отметить вклад неравнодушных людей в нелегкое и неблагодарное пенитенциарное дело.
В статье рассматриваются проблемные вопросы нахождения в учреждениях уголовно-исполнительной системы лиц, имеющих заболевания органов зрения. На основе анализа нормативных правовых актов, закрепляющих в своем содержании перечень болезней, препятствующих содержанию под стражей и отбыванию наказания, а также качественной динамики развития отечественной уголовно-исполнительной системы авторами рассматриваются возможные направления совершенствования степени правовой защищенности лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
В статье с применением метода историко-правового анализа рассматривается деятельность уголовно-исподнительных инспекций уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Анализируется расширение функционала уголовно-исполнительных инспекций с момента их создания (бюро принудительных работ) до последних изменений уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального законодательства. Также обозначаются направления по улучшению работы уголовно-исполнительных инспекций. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
В статье рассматриваются вопросы дополнительного профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы в сфере развития педагогических компетенций; анализируются и обобщаются результаты практик повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования образовательных организаций ФСИН России; предлагаются варианты обновления системы непрерывного образования взрослых по актуальным вопросам воспитания и личностного развития.
Предметом статьи является анализ практики существующей системы повышения квалификации сотрудников уголовно-исполнительной системы по проблемам организации воспитания и предложения по ее совершенствованию.
Цель исследования - формирование предложений по обновлению постдипломного обучения работников ведомственных структур и организаций.
Методами исследования стали анализ научной литературы и методических разработок; сравнение, обобщение и системно-структурный метод при анализе материалов, размещенных на сайтах образовательных организаций ФСИН России.
Научная новизна заключается в рассмотрении предмета исследования под иным углом и предложении новых стратегий развития образовательной практики в ведомственных организациях.
Теоретическая значимость исследования - в предложении модели педагогических компетенций работника ФСИН России, применимой в системе повышения квалификации; определении профессиональной деятельности сотрудников УИС в сфере воспитания как полисубъектной.
Практическое значение представленного материала заключается в актуализации повышения квалификации сотрудников по педагогике; акцентируется внимание на усилении воспитательной проблематики в дополнительных профессиональных программах.
Сделаны выводы о необходимости пересмотра традиционных подходов к обучению сотрудников УИС в системе дополнительного профессионального образования; предложены стратегии обновления системы непрерывного образования кадров УИС.
26 января 2024 года в рамках XXXII Международных рождественских образовательных чтений «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего» в Общественной палате Российской Федерации в формате круглого стола прошли слушания на тему «Участие священнослужителей в работе общественных наблюдательных комиссий (ОНК) по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания». Выявляются тенденции изменения правового положения священнослужителей в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации. Рассматриваются направления и формы участия священнослужителей в реализации права подследственных и осужденных на свободу совести и вероисповедания. Особое внимание уделяется анализу основных проблем при реализации данного права в условиях следственных изоляторов. Внесены предложения по совершенствованию правового регулирования и правоприменительной практики в области взаимодействия учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с традиционными в России централизованными религиозными организациями.
Исследование посвящено вопросам деятельности религиозных организаций в учреждениях уголовно-исполнительной системы России. В статье выявляются тенденции изменения уголовно-исполнительного законодательства в сфере укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей в уголовно-исполнительной политике Российской Федерации. Рассматриваются социальные концепции традиционных в России религиозных организаций в части оказания помощи осужденным, а также направления и формы участия священнослужителей, религиозных и некоммерческих организаций в реализации основных средств исправления осужденных. Особое внимание уделяется изучению роли религиозных организаций, а также религиозно ориентированных некоммерческих организаций в содействии ресоциализации и социальной адаптации осужденных. Внесены предложения по развитию средств правового регулирования и правоприменительной практики в области взаимодействия учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с традиционными в России централизованными религиозными организациями.
На основе анализа положений нормативных правовых актов (Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и других законов) выявляется ряд коллизий законодательства, регламентирующего применение режима особых условий в различных учреждениях уголовно-исполнительной системы (преимущественно в исправительных учреждениях и следственных изоляторах). Акцентируется внимание на основаниях введения режима особых условий в рассматриваемых учреждениях, организации их деятельности, объеме ограничений, налагаемых на содержащихся лиц, процедуре введения режима особых условий. Отдельно отмечается отсутствие законодательного регулирования введения режима особых условий в исправительных центрах.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СОТРУДНИКИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Проблема предупреждения делинквентного поведения осужденных, создания условий для их психолого-педагогической поддержки, коррекции и снижения рецидивности является одной из приоритетных задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой. Статья посвящена исследованию психолого-педагогических условий, необходимых для профилактики делинквентности осужденных. Такими условиями могут стать организация целенаправленного воздействия на уровень агрессивности, нейротизма осужденных, работа по саморегуляции их поведения, повышение уровня сотрудничества между осужденными и сотрудниками уголовно-исполнительной системы.
Современные реалии жизни диктуют неоспоримую значимость патриотического воспитания. Важным направлением в деятельности уголовно-исполнительной системы является привлечение сотрудников, курсантов к поисковым мероприятиям, проводимым в рамках Всероссийской «Вахты Памяти» при участии Поискового движения России. В исследовании мы раскрываем аспекты взаимодействия военно-патриотического клуба Академии ФСИН России «Поиск», действующего с 2005 года, с институтами гражданского общества в организации«Вахты Памяти» и участии в этом мероприятии, а также анализируем проблемы, возникающие при реализации деятельности поискового отряда в рамках сотрудничества, предлагаем возможные пути их решения. Привлечение все большего количества неравнодушных граждан к Поисковому движению России имеет большое значение для сохранения исторической памяти, помогает восстановить справедливость и вернуть имена героев, которые отдали свою жизнь, защищая Отечество.
В статье анализируется история становления и развития научной школы «Частноправовое обеспечение отношений в уголовно-исполнительной системе». Раскрываются исторические предпосылки ее возникновения, характеризуются основные направления деятельности научной школы и ее научные результаты, их практическое использование. Автор определяет перспективы исследований научной школы, в том числе в сфере сотрудничества с отечественными и зарубежными организациями.