Введение: в основополагающих актах международного права семья позиционируется как первичная ячейка человеческого общества, поскольку играет первостепенную, основополагающую роль во всех сферах общественной жизни. Принцип государственной защиты семьи является одним из фундаментальных межотраслевых принципов. В связи с этим значительный научный и практический интерес представляет исследование как общих вопросов правосубъектности семьи, так и более узконаправленной проблематики правовых гарантий в конкретно отраслевом контексте, в частности в социально-трудовой сфере. Цель - провести научный анализ некоторых аспектов правового статуса семьи, лиц с семейными обязанностями с возможным последующим формулированием предложений по оптимизации национального законодательства в исследуемом направлении.
Методологическая основа: диалектический, метафизический, системный, сравнительно-правовой методы исследования.
Результаты: обоснована авторская концепция с точки зрения доктринальных подходов и контента законодательства относительно проблем правосубъектности семьи, правовых гарантий лиц с семейными обязанностями. Проведен сравнительно-правовой анализ указанных категорий, в том числе с позиций норм международного права.
Выводы: семья не является самостоятельным субъектом права, в качестве таковых выступают отдельные ее члены. Высказана идея о возможном совершенствовании (систематизации) понятийного аппарата и расширении перечня субъектов, пользующихся соответствующими льготами, закреплении дефиниции лиц с семейными обязанностями.
Автор статьи обращает внимание на изменение подходов к труду, произошедшее в обществе за последнее столетие. Показано, что трудовое воспитание включает несколько уровней (семейный, производственный (внесемейный), общественный), каждый из которых имеет свои особенности и сопровождается отдельной системой подготовки и освоения навыков такой деятельности. Рассмотрены современные подходы к трудовому воспитанию. Дано авторское определение семейного трудового воспитания, призванного приучать детей к различным видам труда (рутинному, инициативному, конструктивному) с учетом половозрастных особенностей, склонностей, особенностей здоровья с помощью психологических и социально-педагогических механизмов при участии взрослых (родителей и законных представителей своих детей). Показаны эмпирические данные, связанные с особенностью семейного трудового воспитания детей разного пола.
В статье в контексте развития принципов жилищного права проанализированы такие традиционные ценности, как жизнь, достоинство, права и свободы человека. Сделан вывод о том, что одним из главных аспектов поддержки традиционных ценностей в жилищном праве является защита интересов семьи. В качестве основного способа решения жилищной проблемы автор предлагает рассмотреть возложение соответствующих обязанностей на государство, которое должно создать необходимые условия для реализации гражданами права на жилище. Автор заключает, что проблема ценностного отбора непосредственно связана с формированием целостной системы правовых принципов, что возможно лишь путем целенаправленной государственной правовой политики. Значительная часть населения испытывает серьезные трудности с приобретением жилья. С учетом приверженности государства принципам социальной ответственности особую важность имеет забота обо всех гражданах, а не об их отдельных категориях. Автор делает вывод о том, что государство должно законодательно гарантировать право каждого человека на жилье, отвечающее минимальным стандартам для достойной жизни, возложив на себя соответствующую обязанность. Для решения выявленных проблем требуется разработка дополнительных мероприятий как на федеральном, так и на региональном уровне.
Статья посвящена проблемам семьи как основного феномена существования человечества. Утверждается важное значение обсуждения со студентами проблем семьи, а также организации в вузе психолого-педагогического сопровождения студенческих семей с целью оказания им помощи в решении встречающихся проблем.
ОБРАЗ БУДУЩЕЙ СЕМЬИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
В статье представлено смысловое определение понятия семьи, отличительные признаки традиционной российской семьи. Автор раскрывает особенности государственной политики в отношении семьи, характеризует проблемы современной семьи с позиции культурно-исторических условий развития страны, определяет состояние и тенденции, характерные для института российской семьи. Приведены результаты эмпирического исследования студентов и представлены выявленные мотивы вступления в брак современных юношей и девушек, а также их мнения о причинах разводов.
Статья посвящена проблематике формирования студенческой семьи. Рассматриваются основные педагогические идеи К. Д. Ушинского применительно к молодой семье, а также проблемы, с которыми сталкивается студенческая семья. Проблемы материального и нравственного характера можно решить, обратившись к традициям семейного воспитания, описанным, в частности, в трудах К. Д. Ушинского. Его идеи и педагогический опыт служат ориентиром для формирования системы взаимоотношений между студентами - молодыми супругами, становления их родительской компетентности.
Представлены результаты исследования, посвященные одному из направлений работы с семьей - социальному сопровождению. Проведена социологическая оценка современного состояния данной деятельности, а также анализ проблем семьи, которые могут быть решены посредством социального сопровождения. Рассмотрено содержание ключевого понятия «социальное сопровождение семьи» с позиций системного, структурно-функционального подходов, сетевой теории и теории социальной адаптации. В результате предпринята попытка определить сущность категории «социальное сопровождение семьи». Кроме того, в статье представлены результаты пилотажного эмпирического исследования, проведенного в Пермском крае. С помощью анкетного опроса социальных участковых собраны данные о состоянии практики социального сопровождения семьи. В результате анализа результатов опроса выявлены особенности в работе с различными типами семей, основные трудности в осуществлении мероприятий по социальному сопровождению, принципы организации. В качестве выводов приведены данные, полученные в ходе теоретического и эмпирического анализа социального сопровождения семьи, которое в российской практике представлено в различных моделях (институциональная, территориальная, смешанная). Уточнены субъекты социального сопровождения семьи в процессе своей деятельности, занимающие координирующую позицию в решении проблем клиентов, отмечается их нуждаемость в оснащении информационно-коммуникационными технологиями и создании материально-технических условий. В то же время определено, что социальное сопровождение, будучи формирующейся социальной практикой, является гибким и универсальным механизмом работы с семьей, но не может подменить другие узконаправленные смежные области и профессиональную деятельность специалистов других сфер.
Введение. Многочисленные научные исследования показывают тенденцию распространения социофобии у студенческой молодежи, что объясняется факторами неопределенности, глобального риска, резким изменением условий получения высшего образования, а также, преимущественно, личностными особенностями студентов. Однако большую роль в ее формировании играет семейная детерминация, которая недостаточно изучена. Привязанные к родителям, но ощущающие себя малозначимыми в семье, юноши и девушки оказываются недостаточно подготовленными к принятию новых вызовов вне семьи – их социальная тревога может усилиться до уровня социофобии. Цель исследования заключалась в выявлении особенностей семейной детерминации социофобии у студентов, определяемых по их близости к родителям и значимости в родительской семье.
Материалы и методы. Выборку составили студенты II и III курсов московских вузов (125 юношей и 125 девушек), не состоявшие ранее и не состоящие в браке на момент обследования. Использовались методики социально-психологической диагностики: «Семейная социограмма» Э. Г. Эйдемиллера и О. В. Черемисина; опросник социальной тревоги и социофобии О. А. Сагалаковой и Д. В. Труевцева (СТиСФ). В процессе исследования проводилась групповая дифференциация: по уровню социальной тревоги выделялись 2 группы (студенты с социофобией и без нее); по положению в семье – 4 группы (близкие к отцу, близкие к матери, одинаково близкие к обоим родителям, «отчужденные» от родительской семьи). Эмпирические данные подвергались математико-статистической обработке на основе пакета MS Office Excel, IBM SPSS Statistics 23. Межгрупповые различия определялись по t-критерию Стьюдента; корреляционный анализ выполнен по r-критерию Пирсона.
Результаты исследования. В совокупной выборке обнаружено около 29 % студентов с низкими показателями общего уровня социофобии, около 27 % – с повышенными показателями и около 44 % с высоким общим уровнем СТиСФ. Показатель общего уровня составил 47,8 балла, что соответствует повышенному уровню социальной тревоги с тенденцией к высокому. В выборке студентов-социофобов обнаружена меньшая процентная доля близких к отцу и большая – близких к матери, а также в равной степени близких к обоим родителям по сравнению с выборкой студентов без социофобии. Студенты-социофобы имеют достоверно более низкий статус в родительской семье, но межгрупповые различия в показателях близости к отцу или к матери не обнаружены (в обеих группах много студентов как близких с каждым родителем, так и отчужденных от них). Отмечено отсутствие тесных связей между показателями близости студентов к родителям, их значимости в родительской семье и показателями социофобии в совокупной выборке и выборке студентов-социофобов, однако выявлены их значимые корреляции в выборке студентов без социофобии.
Обсуждение и заключения. Положение студентов-социофобов в родительской семье является высоким по близости к обоим родителям, но невысоким по значимости в семье, тогда как положение студентов с низким уровнем СТиСФ характеризуется умеренной степенью значимости в семье и низкой равной степенью близости к обоим родителям. Возникновение социофобии менее вероятно у студентов, имеющих равную невысокую степень близости к обоим родителям и умеренную (в пределах 6-7 баллов) с тенденцией к высокой степени значимости в семье.
Рост крестьянского землевладения в аграрных обществах обычно связан с сокращением социальных иерархий вследствие улучшения социально-экономических условий, снижения доли крупного землевладения и развития мелких хозяйственных форм. Исследователи подтвердили, что воздействие крестьянского землевладения на развитие сельского хозяйства и социальную дифференциацию крайне вариативно, поскольку зависит от социально-исторического контекста. Статья призвана внести вклад в соответствующие дискуссии, показав, как рост крестьянского землевладения может порождать противоречивую динамику социально-пространственной дифференциации вследствие неоднородной «взаимосвязи земли и родства» или «воспроизводственных паттернов» крестьянских семей. Для проверки этой гипотезы автор рассматривает два европейских сельских региона - в северной Франции и Венето, сосредоточившись на развитии землевладения и аренды, систем родства и социально-профессиональных характеристик населения в выборке муниципалитетов с середины XIX до конца ХХ века. Помимо анализа совокупных данных на муниципальном уровне, автор рассматривает также развитие небольших районов в каждом изучаемом муниципалитете, используя качественный подход - «биографическое» описание некоторых видов собственности, землевладений, конкретных крестьян и их семей. Исследование опирается на такие открытые источники, как переписи населения, кадастровые записи и аграрные опросы, включая интервью и обращение к частным архивам.
Расторжение брака между супругами - это правовой институт, требующий комплексной оценки обеспечения гарантий имущественных и личных неимущественных интересов всех членов семьи, а не только супругов. Кроме этого, расторжение брака между отдельно взятыми супругами в целом должно встраиваться в государственно-правовую политику семьи материнства, отцовства и детства. В связи с этим в данной статье автор ставит задачу проанализировать виды интересов в семейном праве, нарушаемых при расторжении брака, рассмотреть понятие самих интересов в семейном праве и определить степень реализации правовых гарантий их обеспечения, особенно в отношении несовершеннолетних членов семьи - детей, как наиболее уязвимой группы членов семьи.
Авторами отмечено, что расторжением брака имеет смысл говорить о семье и обеспечении ее интересов исключительно в случае, если семья имела статус семьи с ребенком или несколькими детьми. И в этом случае главным вопросом выступает защита интересов семьи ребенка, которому предстоит в традиционном правовом варианте проживать с одним из родителей - получать от него уход, воспитание и заботу и не утратить аналогичных составляющих родительского воспитания и содержания от родителя, проживающего отдельно от ребенка, а также от родственников с его стороны.
Авторами рассматривается тема организации комплексного методического сопровождения трудового воспитания детей в едином образовательном пространстве дошкольной образовательной организации и семьи; раскрываются цели, задачи, принципы организации трудового воспитания дошкольников; делается акцент на разработку содержания методического сопровождения данного вида деятельности; характеризуются затруднения родителей воспитанников в организации трудовой деятельности детей и проводится анализ их отношения к вопросам организации трудового воспитания в семье; обосновываются тенденции становления трудовой деятельности в старшем дошкольном возрасте; уточняются различия организации трудовой деятельности детей, включающие параметры позиций общего воспитания и трудового в условиях семьи и детском коллективе дошкольной образовательной организации; приводятся результаты опроса, интервью, анкетирования родителей, детей, педагогов по организации трудового воспитания; определена степень удовлетворенности родителей воспитанников организацией методического сопровождения данного вида деятельности в дошкольной образовательной организации.