СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОВЫХ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2024)

Новые регионы Российской Федерации (Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Херсонская и Запорожская области) обладают значимым социально-экономическим потенциалом. Суммарная площадь этих территорий достигает 110 тыс. км2, а численность населения составляет примерно 8 млн чел. На данный момент продолжение на их территории специальной военной операции и только начавшийся процесс интеграции в российскую экономику не позволяет точно оценить состояние их социально-экономического развития, однако доступные статистические данные делают возможным оценку их потенциала. Целью данного исследования является анализ социально-экономических показателей новых регионов Российской Федерации с целью оценки возможностей их развития. Поскольку интеграция регионов в единое статистическое пространство нашей страны началось только в 2023 г., социальные и экономические показатели развития оценивались по данным Государственной службы статистики Украины по состоянию на начало 2022 г. Анализ статистических данных показал достаточно высокий уровень экономической активности в Донецкой Народной Республике и Запорожской области, что обусловлено развитым на их территории промышленным производством. В целом динамика социально-экономических показателей продемонстрировала значимое отставание по уровню развития регионов в составе государства Украина от среднероссийских показателей, что является следствием неэффективной политики правительства. Новые регионы РФ имеют значительный экономический потенциал и трудоспособное население, которое стремится работать и развивать свои навыки. Для их восстановления и развития принята Программа развития новых регионов РФ, которая уже сегодня демонстрирует свои результаты.

Издание: ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: № 1 (2024)
Автор(ы): Борблик Карина Эдуардовна
Сохранить в закладках
ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА 2025 Г. И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2026 И 2027 ГГ (2025)

Представлена оценка ключевых параметров прогноза социально-экономического развития Республики Башкортостан на среднесрочный период. Авторами выявлено, что достижение большинства прогнозных показателей, заявленных в базовом сценарии, при сохранении текущих тенденций является вполне реалистичным и обоснованным. В условиях возникновения внешних и внутренних рисков более вероятным является реализации консервативного сценария. Однако, по мнению авторов, с учетом вклада инвестиций в рост ВРП для достижения показателей, заложенных в базовом и консервативном сценариях прогноза, необходимы опережающие темпы роста инвестиций, по сравнению с динамикой ВРП. Одним из ключевых рисков развития экономики в ближней и среднесрочной перспективе является дефицит рабочей силы. В этих условиях для достижения прогнозных темпов роста объемов ВРП государству и бизнесу следует вовлекать в экономику «недоиспользованные» трудовые резервы, а также активно участвовать в различных программах по подготовке и переподготовке кадров, повышению производительности труда, привлечению высококвалифицированных кадров в экономику региона и др. Авторами отмечено, что в представленном документе отсутствуют прогнозные значения индекса производительности труда Республики Башкортостан, что затрудняет процесс принятия обоснованных управленческих решений относительно социально-экономического развития региона в среднесрочной перспективе. В заключение представлены выводы о возможности достижения показателей, представленных в прогнозе социально-экономического развития региона.

Издание: ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Мамлеева Эльвира Рашидовна, Екомасова Наталья Вадимовна, Сазыкина Марина Юрьевна\
Сохранить в закладках
ТЕХНОЛОГИИ СОГЛАСОВАНИЯ ВЛАСТНЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ В РАКУРСЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОБРАЗА БУДУЩЕГО МОЛОДЕЖИ (2025)

Учет ценностных ориентиров граждан в политическом управлении является основой эффективного государственного управления. Ни одна программа развития, не содержащая в своей основе ценности и интересы граждан, не может быть эффективно реализована. Принятие во внимание ценностных ориентиров молодого поколения является одним из основных условий развития государства, в то время как их игнорирование неизбежно приводит к потере коммуникации поколений и весьма опасной с точки зрения экономических и демографических эффектов миграции населения. Таким образом, идентификация ценностей и интересов молодежи выступает стратегической задачей государства в целях его устойчивого развития. В статье рассматриваются ценностные ориентиры молодежи регионов современной России, а также технологии эффективного диалога молодежи и власти. В рамках исследования обозначенного вопроса автор анализирует проведенный социологический опрос населения по вопросам формирования образа будущего страны и механизмам социально-экономического развития регионов и муниципалитетов и определяет детерминанты образа жизни молодежи, на которые опирается формируемый в сознании образ будущего их регионов, а также государства в целом.

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № 3 (2025)
Автор(ы): Ильичева Мария Валерьяновна, Щунина Татьяна Евгеньевна
Сохранить в закладках
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР УКРЕПЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ (2024)

Введение: в статье раскрывается актуальность пересмотра подходов к образованию и воспитанию в условиях трансформации геополитических угроз, внутренней и внешней политики России.

Материалы и методы: в качестве материальной основы в статье использованы нормативные правовые акты, в том числе Конституция Российской Федерации; научные источники; применены общенаучные и специальные юридические методы, в частности метод сравнительного правоведения.

Результаты исследования: рассмотрены политико-правовые особенности формирования национальных приоритетов в образовании и воспитании с учетом их влияния на социально-экономическое развитие страны.

Обсуждение и заключение: в настоящее время переосмыслению подвергается вектор духовно-патриотического воспитания будущего поколения с учетом тех вызовов и угроз, с которыми столкнулась Россия в последние годы. Накопленный опыт либерального реформирования системы образования и воспитания, начиная с 90-х годов прошлого столетия, привел к необходимости трансформации идеологических основ этого стратегически важного направления внутренней политики, определяющего направления национальной безопасности.

Издание: ВЕСТНИК КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
Выпуск: Т. 15 № 2 (56) (2024)
Автор(ы): АНДРЕЕВ МАКСИМ ВАЛЕНТИНОВИЧ
Сохранить в закладках
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН (2025)

Статья посвящена рассмотрению роли особых экономических зон в контексте развития социально-экономического развития региона. Данные территории были учреждены для стимулирования экономического роста, привлечения инвестиций, развития новых технологий и повышения конкурентоспособности регионов. В статье подробно рассмотрены 4 основных типа ОЭЗ России, а именно: промышленно-производственные, технико-внедренческие, портовые и туристско-рекреационные. Описано влияние создания экономических зон на экономическое положение региона и его конкурентоспособность. Утверждается, что создание ОЭЗ в субъекте федерации положительно влияет на инновационное развитие, социальные, экологические, экономические и инфраструктурные аспекты. Таким образом, статья вносит вклад в научное понимание роли особых экономических зон как инструмента регионального развития, раскрывает их влияние на динамику локальных экономик и предлагает пути повышения эффективности существующих моделей ОЭЗ с целью достижения устойчивого социально-экономического прогресса.

Издание: ВОПРОСЫ ОТРАСЛЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
Выпуск: № 1 (9) (2025)
Автор(ы): ПИШИКИН Д.Г.
Сохранить в закладках
Идеологические основы внутренней и внешней политики Китайской Народной Республики (2025)

П о оценкам авторитетного историка экономики А. Мэддисона, еще в X I I I в. Китай был одновременно самой населенной и самой богатой страной в мире с доходами на душу населения, превышающими аналогичный показатель стран Западной Европы [1]. О днако впоследствии Европа переживает динамичное социально-экономическое развитие, а в Китае начался застой, трансформировавшийся в XIX в. в упадок.

Издание: ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Минакова Ирина Вячеславна, Расторгуев Антон Андреевич
Сохранить в закладках
Глобализация как ведущая тенденция мирового развития конца XX-начала XXI вв. и ее последствия (2025)

Объектом исследования выступают глобализационные процессы, активно происходящие в мировой экономике в конце XX - начале XXI вв. Предметом исследования являются социально-экономические и политические последствия глобализационных процессов для мирового развития. Целью данной работы выступает системное теоретическое исследование глобализационных процессов и их последствий для мировой экономики. В настоящей работе авторами проанализированы издержки глобализации, проявившиеся в усилении межстрановой дифференциации по уровню социально-экономического развития, маргинализации отдельных государств и регионов, замедлении темпов их экономического роста, нарастании конфликтогенности и связанных с ней военных расходов, обусловившие активизацию деглобализационных тенденций в мире. Информационной основой для написания работы послужили официальные данные Всемирного банка, международной информационной платформы Statista, международных аналитических центров, информация, опубликованная в периодических научных изданиях, Интернет-ресурсы. Исследование выполнено на основе системного подхода к изучению многоуровневых и иерархических социально-экономических систем. В процессе разработки проблематики исследования авторами использованы динамический, структурный, компаративный анализ, критический концептуальный анализ, институциональный анализ. Теоретической основой представленного исследования явились фундаментальные аналитические работы, посвященные анализу глобализационных процессов в мировой экономике. Авторами раскрыты этапы развития глобализационных процессов, представлен их теоретический фундамент. Авторами сделан вывод, что не смотря на существовавшие убеждения о том, что глобализация должна привести к более высоким темпам роста и обеспечить повышение уровня жизни, на практике этого не произошло. Если отдельным странам удалось извлечь выгоду из глобализации, экономическое положение в других странах практически не изменилось или даже ухудшилось. Систематизированы издержки глобализации: маргинализация отдельных стран и регионов, сопровождающаяся ростом безработицы, бедности, неравенства; нарастание конфликтогенности в мире и связанных с ней военных расходов. Обоснован вывод о значительном замедлении динамики мировой торговли и прямых иностранных инвестиций после 2008 г. при одновременном росте тарифных и нетарифных торговых ограничений, широком использовании санкций в международных отношениях. Установлена тенденция к динамично развивающейся регионализации, представляющей собой фрагментацию глобального экономического пространства.

Издание: ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Минакова Ирина Вячеславна, Расторгуев Антон Андреевич
Сохранить в закладках
Институциональное обеспечение развития «зелёной» экономики на региональном уровне: контент-анализ (2025)

Представленная статья посвящена анализу институционального обеспечения развития «зелёной» экономики на уровне субъекта Российской Федерации. Предметом исследования выступают институты государственного управления на региональном уровне в регионах Южного федерального округа (ЮФО). В качестве объекта исследования принимаются институты государственного управления «зелёной» экономикой субъекта РФ. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как сущность «зелёной» экономики как направления в экономической науке и актуальность её развития на современном этапе развития общества. Особое внимание уделяется теоретическому анализу сущности института государственного и муниципального управления и их видовой классификации с позиции выполняемых функций. В ходе исследования автором были рассмотрены органы государственной власти регионов ЮФО с позиции их деятельности в достижение сбалансированного социо-эколого-экономического развития. В рамках исследования использовался контент-анализ, который заключался в анализе массива положений об органах государственной власти субъектов РФ с целью выявления декларации целей по практической имплементации отдельных элементов «зелёной» экономики на территории определённого региона. Анализ институционального обеспечения проводился при разделении деятельности органов на три блока: «Экономика», «Экология» и «Социум». Новизна исследования заключается в том, что автором рассмотрены теоретические подходы к определению сущности института государственного управления и предложено авторское определение с учётом специфики «зелёной» экономики. Особым вкладом автора в исследование темы является проведённый контент-анализ документов, который позволил выявить институциональное обеспечение «зелёной» экономики в виде системы органов государственной власти субъектов РФ в регионах ЮФО, что позволило отметить различие подходов в формировании органов власти и определении целей их функционирования с позиции обеспечения устойчивого развития. Основным выводом проведенного исследования является выявление метаотраслевого характера «зелёной» экономики, который заключается в невозможности управления данным объектом в рамках деятельности лишь одного органа государственной власти. Автором подчеркивается важность формирования структуры управления «зелёной» экономикой, состоящей из трёх элементов: институт общей компетенции; специальные отраслевые институты и совещательный (координационный, контрольный) институт.

Издание: ФИНАНСЫ И УПРАВЛЕНИЕ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Каранда Алексей Викторович
Сохранить в закладках
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ (2024)

Развитие социально-культурной среды обуславливает формирование модели поведения общества как гуманитарной и экономической системы. Существует тесная взаимосвязь между духовно-нравственным и экономическим развитием общества. Неоднородность социально-экономического пространства России обуславливает дифференциацию условий воспроизводства человеческого капитала в региональном разрезе. В свою очередь, сформированный набор культурно-нравственных ценностей и поведенческих моделей влияет на развитие механизма экономического взаимодействия на мезоуровне. Важность количественной оценки развития социально-культурной среды определяется необходимостью конкретизации целей и задач культурной политики при разработке стратегий социально-экономического развития регионов. Целью исследования является выработка методических подходов к оценке развития региональной социально-культурной среды, которая представлена тремя компонентами: культурно-образовательной, культурно-просветительской и культурно-досуговой деятельностью. Предложены конкретные показатели оценки, и на их основе произведён расчёт индекса социально-культурного развития отдельных территорий. На основании разработанных методических подходов проведён сравнительный анализ развития социально-культурной среды регионов ЦФО. Предложенная методика позволяет выявить основные направления повышения эффективности региональной культурной политики как одного из механизмов формирования человеческого капитала.

Издание: ФОРПОСТ НАУКИ
Выпуск: Т. 18 № 1 (2024)
Автор(ы): Матвеев Владимир Владимирович, Ефименко Ирина Сергеевна, Илюхина Ирина Борисовна
Сохранить в закладках
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ (2024)

В новейшей истории публичная власть расширила свое политологическое и правовое толкование. Поправкой к Конституции РФ от 2020 г. о совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти, органы местного самоуправления (далее - органы МСУ) были отнесены к органам публичной власти. Согласно ст. 132 Конституции РФ органы МСУ вошли в единую систему публичной власти в Российской Федерации и стали осуществлять взаимодействие совместно с органами государственной власти для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории. Европейской хартией о местном самоуправлении определена, а Конституцией России закреплена историческая и правовая основа установления местного самоуправления на определенной территории - его самостоятельность. При этом должны учитываться культурные и исторические особенности жителей, проживающих на данных территориях. Население Санкт-Петербурга через местное самоуправление реализует конституционное право на осуществление власти. Оно обладает своим культурным кодом, который выражается в особенной истории, местных обычаях и традициях, многонациональным населением, множестве конфессий. Местное самоуправление представлено 111 внутригородскими муниципальными образованиями (далее - ВМО) и 1 Советом муниципальных образований. Регулирование деятельности местного самоуправления осуществляется законом об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге. От качества исполнения полномочий местным самоуправлением зависит степень реализации права жителей на власть, а значит, и на политическую стабильность в регионе. Муниципальные выборы 2019 г. изменили качественные составы представительных органов, дополнив их самостоятельными несистемными депутатами. Данное обстоятельство позволило иначе взглянуть на особенности деятельности местного самоуправления, функционирования органов МСУ. По мнению авторов, такое обновление является не столько желанием населения мегаполиса сменить составы представительных органов, сколько следствием последовательной государственной политики по сокращению полномочий органов МСУ. После встраивания местного самоуправления в систему органов публичной власти, городская государственная власть в целях установления эффективного взаимодействия не осуществляет нормативно-правовое совершенствование межинституционных отношений, а консолидирует экономические механизмы решения местных вопросов, что ведет к сокращению самостоятельности органов МСУ. В статье сделана попытка определить уровень самостоятельности органов МСУ Санкт-Петербурга, направление вектора нормативно-правового регулирования государственной власти в отношении конституционного института, подвергнуть анализу результаты полученных материалов, сделать выводы и дать оценку уровню самостоятельности местного самоуправления в политологическом аспекте, а также возможным последствиям подобной государственной политики на местах. Целью настоящей статьи является научное обоснование необходимости принятия определенных решений органами государственной власти с целью недопущения уменьшения самостоятельности местного самоуправления в Санкт-Петербурге, а также увеличения относительной автономии, предложения конкретных мер для принятия управленческих и нормативно-правовых решений региональными органами государственной власти.

Издание: УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Выпуск: № 2 (182) (2024)
Автор(ы): Семенов Владимир Анатольевич, Ерешкин Владимир Владимирович
Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ НАГРУЗКИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА (2024)

В статье исследуется роль административной нагрузки государственного управления инвестиционным климатом в субъектах Российской Федерации. Особое внимание уделено анализу итогов Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в рамках двух основных этапов рейтингования: в период 2015-2020 гг. и 2021-2024 гг., проведена оценка позиций дальневосточных регионов в рейтинге, отмечены регионы, которые выполнили задачу по вхождению в топ-30 Национального рейтинга: Республика Саха (Якутия), Амурская область, Камчатский край и Сахалинская область. По состоянию на 2024 г. верхние позиции в округе занимает Сахалинская область и Магаданский край, в конце рейтинга- Чукотский автономный округ и Еврейская автономная область. Проведен предметный анализ фактора «административная нагрузка на бизнес» Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. В статье выявлены основные проблемы административного давления органами государственной власти на развитие инвестиционного климата регионов и определены направления формирования расчетных инструментов оценки работы территориальных контрольно-надзорных органов для обеспечения содействия улучшению инвестиционного климата в регионах Дальнего Востока. Результаты исследования могут быть полезны органам государственной и муниципальной власти, обеспечивающим социально-экономическое развитие регионов.

Издание: ВЛАСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ НА ВОСТОКЕ РОССИИ
Выпуск: № 4 (109) (2024)
Автор(ы): Андреев Денис Викторович, Потанин Михаил Михайлович
Сохранить в закладках
СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТРУДА КАК ИНДИКАТОР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ (2024)

Наличие кадрового потенциала является одним из основных условий социально-экономического развития хозяйствующего субъекта любого масштаба: от предприятия до государства. Чаще всего работа с кадровым потенциалом, как в литературе, так и на практике, рассматривается в контексте его формирования. Между тем работа с кадровым потенциалом подразумевает и его рациональное использование, тем более в условиях недостаточности данного ресурса. Состояние рынка труда является основным индикатором использования кадрового потенциала территории. Структура безработицы, дисбаланс между потребностями рынка труда и реальной структурой занятости являются прямым следствием проблем формирования и использования кадров. Дальний Восток сегодня является объектом активной пространственной политики государства. По отношению к данному макрорегиону применяются специальные инструменты развития, начиная с программы «Дальневосточный гектар» до единственного в своем роде института - Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики. При этом одной из ключевых проблем развития территории является так называемый «кадровый голод». Проблемы формирования кадрового потенциала на Дальнем Востоке больше позиционируются как вытекающие исключительно из демографических проблем и не рассматриваются с точки зрения эффективности использования кадрового потенциала. В статье рассмотрены подходы к понятию кадрового потенциала региона, обоснован подход к оценке проблем использования кадрового потенциала через показатели рынка труда, используя расширенную концепцию рабочей силы. Показано, что использование кадрового потенциала в Дальневосточном федеральном округе в период с 2020 по 2022 гг. было неэффективно, что подтверждено разбалансировкой между спросом и предложением на рынке труда, уровнем безработицы и объемами потенциальной рабочей силы, а также разницей между уровнем занятости и уровнем участия в составе рабочей силы.

Издание: ВЛАСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ НА ВОСТОКЕ РОССИИ
Выпуск: № 3 (108) (2024)
Автор(ы): Хван Инна Сукиловна, Медведев Егор Александрович
Сохранить в закладках