Актуальность темы исследования заключается в том, что внешняя трудовая миграция остается одним из наиболее значимых направлений регулирования государственной миграционной политики Российской Федерации. Это обусловлено несоответствием реальных потребностей рынка труда и имеющихся качественных характеристик иностранной рабочей силы, а также существующего порядка ее свободного привлечения. Целью исследования является выявление особенностей системы организованного привлечения иностранной рабочей силы как эффективного механизма регулирования внешней трудовой миграции. Задачи исследования заключаются в выявлении концептуальных принципов реализации системы организованного набора, обосновании востребованности организованного набора в миграционной политике Российской Федерации на современном этапе и анализ организованного набора как комплекса мер в контексте управленческих функций государства в сфере миграции. В качестве методов исследования выступают политико-правовой анализ, позволивший определить принципы формирования и регулирования механизмов организованного набора в системе внешней трудовой миграции современных государств, и институциональный анализ, используемый в целях рассмотрения деятельности различных акторов, оказывающих влияние на процесс формирования, реализации и совершенствования миграционной политики. Результаты проведенного исследования позволяют подтвердить эффективность системы организованного набора иностранной рабочей силы как одного из способов регулирования внешней трудовой миграции с учетом имеющихся интересов государства и общества в сфере экономики и национальной безопасности, а также противодействия потенциальным миграционным рискам. В выводах исследования приводятся ключевые характеристики, отличающие механизм организованного набора от имеющейся практики свободного привлечения внешних трудовых мигрантов, что позволяет повысить эффективность государственного управления в данной области государственной миграционной политики современной России.
В статье представлен теоретический и эмпирический анализ демографического потенциала молодых семей Хабаровского края как количественно-качественной меры при измерении их объективных и субъективных характеристик. Обзор доступных научных публикаций по тематике молодой семьи показал акцентуацию исследователей преимущественно на проблемы и усилия государства по ее социальной поддержке материальными ресурсами. В то же время репродуктивная и воспитательная функция, брако-разводные и другие семейные отношения в молодых семьях остаются уделом лишь узкого круга исследователей. В методологическом плане показаны возможности институционального и группового социологического анализа демографического потенциала молодой семьи с учетом классических и современных научных подходов его познания. Представлены результаты социологических исследований методами массового опроса молодых семей, экспертного опроса, фокусированных интервью и статистики, позволяющие понять характер семейной идентификации молодой семьи, отношение семейной молодежи к бракам и разводам, репродуктивные установки и поведение, миграционные планы. Основные выводы и результаты социологического исследования могут быть использованы для совершенствования государственных и муниципальных программ демографического развития Хабаровского края.
В современных условиях кадрового голода на отечественном рынке труда для большинства российских компаний актуальной является задача кадрового обеспечения. Одно из направлений решения проблемы – привлечение иностранной рабочей силы. В данной статье проведен анализ рынка труда дружественных стран-доноров рабочей силы для отечественного рынка труда, в частности, стран, входящих в экономические объединения БРИКС и ЕАЭС. В качестве основных показателей для сравнения были определены численность населения, численность рабочей силы, численность занятого населения, уровень его участия в рабочей силе, уровень занятости населения, уровень безработицы, процент квалифицированных работников. Авторами определены основные показатели рынка труда, оказывающие наибольшее влияние на перспективность и целесообразность привлечения иностранных работников из стран-доноров рабочей силы: численность безработных в разрезе квалификационных уровней, средний уровень заработной платы, степень владения русским языком, необходимость оформления разрешительных документов для работы в России. Предложены критерии выбора наиболее перспективных стран с точки зрения привлечения рабочей силы различных уровней квалификации на российский рынок труда.
Данная статья посвящена исследованию принципа невмешательства Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в контексте гуманитарного кризиса рохинджа. Актуальность темы определяется нарастающей международной озабоченностью массовыми нарушениями прав человека в Мьянме и необходимостью оценки возможностей региональных механизмов реагирования. В условиях усиливающейся глобализации и региональной интеграции подобная тема исследования представляется необходимой для переосмысления устойчивости нормативных основ АСЕАН в изменяющейся международной среде. Объектом исследования выступает институциональный принцип невмешательства в деятельности АСЕАН. Предметом является применение этого принципа при кризисе рохинджа и его влияние на внутреннюю и внешнюю политику организации. Цель работы - выяснить, каким образом строгое соблюдение принципа невмешательства влияет на легитимность и институциональную роль. В работе применены методы документального анализа (научные публикации, отчёты неправительственных организаций, нормативные акты и юридические тексты), кейс-стади и анализ вторичных данных. Результаты показывают, что принцип невмешательства блокирует создание обязательных санкционных и контрольных механизмов со стороны AICHR, демонстрирует избирательное применение в интересах сильных членов и фактически выступает инструментом защиты авторитарных режимов, а не прав человека. Результаты данного исследования ставят под вопрос осуществимость существующих подходов АСЕАН к интеграции и разрешению кризисов. Научная новизна заключается в системном раскрытии прямой связи между нормой невмешательства и институциональной слабостью АСЕАН перед лицом гуманитарных катастроф. Выводы рекомендуют реформировать процедуры реализации невмешательства, внедрить эффективные механизмы коллективных санкций за массовые нарушения прав человека и создать при АСЕАН независимый судебный орган по правам человека для балансирования суверенитета и «ответственности защитить».
Одним из условий социально-экономического роста является развитие интеллектуального капитала, способствующее инновационным трансформациям общества. В настоящее время наряду с опасностями современной социальной реальности, существуют риски его сокращения и нарастают угрозы гуманитарно-психологического характера. Среди первостепенных проблем для России особое место занимает преодоление негативных демографических и миграционных тенденций. В их числе падение рождаемости, рост смертности, старение населения, продолжающаяся естественная убыль населения, усугубляющееся неравномерное его размещение по территории страны, огромный разрыв условий жизни между регионами. Актуальность исследования определяется тем, что из-за сложившейся демографической ситуации и неконтролируемой трудовой миграции Россия теряет высококвалифицированных специалистов, которые играют большую роль в формировании качественной структуры человеческого потенциала. Цель статьи – показать необходимость и привлечь внимание государственных структур к активизации политики демографического роста и регулирования миграционных процессов для повышения экономической мощи государства. Результатом исследования стало выявление протекающих в России неблагоприятных и миграционных тенденций, ведущих к деструктивным процессам в развитии интеллектуальных ресурсов, угрожающих ее технологическому суверенитету.
Особое место в миграционной политике современной России занимают отдельные категории мигрантов, отношение к которым со стороны власти и других общественных институтов заключается в задачах по упрощению миграционных процедур и ускоренному способу включения в общество. Как правило, такие категории отражают особую связь с Россией с точки зрения близости по этническому составу, владения русским языком, либо речь идёт о представляющих особую ценность специалистах высокой квалификации. Предметом анализа становятся положения отечественного законодательства, закрепляющего изменения в административно-правовом регулировании, связанные с нововведением, определяющим правовое состояние иностранных граждан - иммигрирующих в Россию по мотивам оказания содействия лицам, разделяющим традиционные российские духовно-нравственные ценности. Цель исследования состоит в изучении сущности правового механизма привлечения идеологических мигрантов среди общего правового положения других категорий мигрантов и его самостоятельного значения в качестве направления миграционной политики. Результаты в виде осмысления положительных сторон и явных недостатков рассматриваемого миграционного механизма могут послужить поводом для научной доработки и более глубокого общественного обсуждения законодательных иммиграционных инициатив. Методологическую базу исследования составили общенаучные методы: анализа, синтеза и аналогии, а также частно-научные формально-юридический и сравнительно-правовой методы. Новизна исследования заключается в выводах, характеризующих составные элементы механизма обеспечения нового миграционного притока, обусловленного потребностями в разрешении внутренних проблем и призванного выполнять инструментальную роль в российском внешнеполитическом влиянии. Выяснено, что особенность нововведения состоит в том, что оно не требует от потенциальных мигрантов соответствия этническому происхождению или иным родственным связям, но должно отвечать ряду условий, главное из которых заключается в факте самоидентификации субъекта. Нормативное действие данного принципа без наличия иных требований в законе не только уравнивает иностранных граждан в отношении мер по защите интересов с соотечественниками за рубежом, но в определенном смысле предоставляет им преимущества на начальном этапе натурализации. В статье отмечается возникающие проблемы определения лояльности потенциальных мигрантов, а также в самой миграционной политике, характеризуемой определенной предвзятостью по отношению к разным категориям мигрантов.
В представленной статье исследованы миграционные процессы и их влияние на этнические и социально-демографические характеристики населения в XIX–первой половине XX вв. Выявлены социально-экономические и политические факторы, способствовавшие миграции населения в указанный период.
В данной статье рассматриваются тенденции образовательной миграции на мировом уровне, постсоветском пространстве, в Молдове и Приднестровье. Анализируются тенденции развития и особенности миграционных процессов в регионе и перспективы образовательной миграции в Приднестровье на основе социологического опроса.
Статья посвящена теоретическому обзору существующих методик оценки трудового потенциала региона с точки зрения учета в них миграционного влияния. Цель статьи - определить критерии оценки этого влияния, в том числе посредством выявления потенциал-разрушающего и потенциал-формирующего воздействия миграции на трудовой потенциал региона. Исследование показало, что влияние миграции на трудовой потенциал региона может быть учтено в составе демографической, образовательной, экономической, профессионально-квалификационной, креативной и мотивационной компонент.
Конфликт в Сахеле, начавшийся в 2012 г., тесным образом связан с феноменом транссахарских нелегальных потоков, пролегающих через Мали, Нигер и Ливию. Эти потоки представляют собой вид транссахарской торговли, в настоящее время состоящей из набора трафиков: наркотрафика, трафика мигрантов, трафика нелегально добытого золота. В данной статье рассматривается фактор этих потоков в конфликтной политэкономии Сахеля. Утверждается, что появление и интенсификация этих потоков усилили межэтнические и внутриэтнические противоречия между основными племенами, задействованными в этой торговле: туарегами, арабами и тубу. Используя теоретико-методологические наработки по политэкономии конфликтов, авторы показывают: эти потоки не только поддерживали деятельность вооруженных этнических группировок, но сами по себе предоставляли возможность традиционно маргинализированным группам пересмотреть свое положение в социально-экономической иерархии. Этот феномен анализируется в статье на примере трех взаимосвязанных регионов: севера Мали (Азавад), севера Нигера (Агадес) и юго-запада Ливии (Феццан). В статье также рассматривается эволюция географических маршрутов нелегальных потоков и стратегий государственных акторов по их кооптации. Авторы приходят к выводу о центральном характере этих потоков не только в рамках политэкономии конфликта в Сахеле, но и в целом для экономики пустынных регионов, что говорит об устойчивости феномена транссахарской нелегальной торговли.
Статья посвящена проблеме появления гуннов в Северном Причерноморье во второй половине IV в. н. э. Существует мнение, что некоторые из кочевников гуннского круга племен, например, алпидзуры, проникли в регион из глубинных районов Азии, немного ранее появления здесь основной волны гуннов. Авторы с целью решения данной проблемы, предлагают привлечь в качестве важнейших источников для исследования, две тамги на зеркале-подвеске из женского погребения Кизиярская Балка (Мелитополь), относящегося к одному из ранних погребений гуннов в Северном Причерноморье. На основании тщательного анализа данных тамг, авторы приходят к выводу, что пришедшие в Северное Причерноморье алпидзуры и местные кочевники имели общих легендарных предков. Более того, как у алпидзуров, так и у их родственников, в том числе и из числа боспорской элиты, в достаточной степени был развит особый пласт религиозных представлений, связанный с почитанием своих прославленных родоначальников. Видимо именно на базе таких представлений, подошедшие в Северное Причерноморье кочевники, имеющие общих прославленных героических предков с местными варварами, смогли создать с последними совершенно новое, возникшее уже в Северном Приазовье объединение, получившее название алпидзуры («герой-народ-дзур»). Возможно именно такое тесное взаимодействие с представителями боспорской и варварской элиты Северного Причерноморья, способствовало, не только быстрой адаптации к местным условиям, но и к переходу части указанных варваров на оседлый образ жизни.
Целью настоящего исследования является исследование понятия и значения интеграционных норм в сфере миграции и их влияния на развитие российского миграционного права как подотрасли административного права, отмечается неразработанность концепции интеграционных норм и форм их объективизации.
В результате исследования было выявлено, что интеграционные нормы обладают комплексом специфических признаков, отличающих их от норм международного и национального права, что обусловлено самой правовой природой их возникновения и ролью, которую они выполняют в рамках достижения целей деятельности интеграционного объединения, каковым является Евразийский экономический союз.
Вывод: в результате исследования сформулировано определение понятия интеграционной нормы, рассмотрены интеграционные нормы в сфере внешней трудовой миграции трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза, признанна их субъинституциональное место в системе российского миграционного права.