«Блэксифор» как модель кооперации военно-морских сил стран Черноморского региона (2025)

Стратегический вакуум после распада Советского Союза стал причиной появления альтернативных инициатив по поддержанию стабильности и мира в Черноморском регионе. В статье рассматривается уникальная модель сотрудничества «Блэксифор», учрежденная соглашением о создании Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия, и операция «Черноморская гармония», направленная на сдерживание терроризма и асимметричных угроз в регионе. Прежде всего акцент делается на истории создания модели, ее цели, задачах и той роли, которую играла «Блэксифор» в системе региональной безопасности и межнациональном взаимодействии. Предпринята попытка объяснить практические механизмы военно-морской кооперации, а также причин сворачивания инициативы и роли Турецкой Республики. Делается вывод, что модель стала исключительным примером того, как можно объединить военно-морские силы стран одного региона с различными геополитическими позициями и внешнеполитическими ориентирами для построения атмосферы взаимного доверия и сотрудничества. Однако, после пятого расширения НАТО развитие «Блэксифор» не находило поддержки у Румынии, Болгарии и Грузии, которые были заинтересованы в присутствии военно-морских сил Альянса в Черном море, чему продолжали препятствовать Российская Федерация и Турция.

Издание: ВЕСТНИК РГГУ. СЕРИЯ: ПОЛИТОЛОГИЯ. ИСТОРИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Поляков Денис И.
Сохранить в закладках
ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАНГЕЗУРСКОГО КОРИДОРА: РИСКИ, ВЫЗОВЫ И ПУТИ К СТАБИЛЬНОСТИ (2025)

Создание Зангезурского коридора представляет собой сложный геополитический процесс, который выходит за рамки простого инфраструктурного проекта и является отражением геополитической конкуренции Ирана и стран НАТО на Кавказе. На протяжении многих лет Турция стремится изменить баланс сил на Кавказе, продвигая политику блока НАТО в регионе. Страны военно-политического блока не хотят учитывать важный факт, что государства Южного Кавказа являются постсоветским пространством, и данный регион граничит с Российской Федерацией. Азербайджан и Турция рассматривают коридор как стратегический инструмент для региональной интеграции и укрепления своих геополитических позиций. Армения, напротив, воспринимает данный проект как угрозу территориальной целостности, что еще больше обостряет конфликтную динамику в двусторонних отношениях с Азербайджаном. В свою очередь, Иран находится в оппозиции по отношению к геополитическим планам Азербайджана и Турции, т. к. опасается изменения регионального транзитного порядка и ослабления собственных позиций на Южном Кавказе. И тут важно обозначить, что Российская Федерация является единственной страной, которая имеет моральные и политические основания участвовать в региональных процессах Южного Кавказа: Россия стремится сохранить стратегическое равновесие на Южном Кавказе, минимизируя уровень эскалации в регионе, а также является единственной страной, которая обладает высоким уровнем профессионализма в ведении миротворческих миссий и поиске путей по стабилизации политических процессов в регионах.

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № 4 (2025)
Автор(ы): Эбжноу Давид Эмильевич
Сохранить в закладках
МЕГАПРОЕКТЫ В ТУРЦИИ: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ (2025)

В связи со 100-летнем юбилеем Турецкой Республики, празднование которого проходило в Турции в 2023 году, в стране интенсифицировалась дискуссия о мегапроектах. К этой дате правительство Республики запланировало реализацию более тридцати мегапроектов, которые были призваны значительно улучшить экономическое положение страны. Многие из них действительно были реализованы. Однако встает вопрос о том, какой вклад мегапроекты внесли в экономику Турции и насколько им удалось повысить ее конкурентоспособность. В настоящее время интерес к мегапроектам в мире значительно увеличивается, в связи с чем в научном сообществе появляется все больше исследований, посвященных данному феномену. На примере Турции можно проследить, как мегапроекты могут повлиять на экономическое положение страны и оценить перспективы их дальнейшего внедрения.

Издание: ЭТАП: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ, АНАЛИЗ, ПРАКТИКА
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): МАСУМОВА Н.Р., ИВАНОВА С.А.
Сохранить в закладках
ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ КУРДОВ В ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (2025)

В статье поднимается вопрос статуса курдского населения Турции в контексте государственной политики Анкары в отношении национальных меньшинств. С этой целью рассматривается исторический контекст развития турецко-курдского конфликта и сформировавшихся препятствий для интеграции курдов в турецкое общество. Кроме того, анализируется информация о позиции сторон конфликта в контексте объема прав, которые должны или могут быть предоставлены курдам. Авторы исследуют актуальное состояние положения курдов и предпринимаемые властями попытки урегулирования конфликта, в первую очередь внутри страны. Значительное внимание уделяется сравнению подходов правящей Партии справедливости и развития (ПСР) и главной оппозиционной силы, Республиканской народной партии (НРП) к урегулированию конфликта с курдами в контексте важности последних с электоральной точки зрения.

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № 3 (2025)
Автор(ы): Данилова Наталья Михайловна, Соболев Максим Михайлович
Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ ФАКТОРА СИРИЙСКИХ БЕЖЕНЦЕВ НА ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ 2023-2024 ГГ. В ТУРЦИИ (2025)

В статье рассматривается вопрос влияния проблемы сирийских беженцев на итоги всеобщих и муниципальных выборов 2023-2024 гг. в Турции. С этой целью приводятся данные о численности беженцев из Сирии, взгляды представителей власти и оппозиции по данному вопросу. В работе также содержится информация о позиции экспертного сообщества, как проблема сирийских беженцев изображались в турецких СМИ. В результате исследования было установлено, что проблема сирийских беженцев, будучи одной из ключевых кризисных точек, все же не оказала решающего воздействия на итоги двух электоральных циклов, а повышенное внимание к ней было обусловлено серьезным экономическим кризисом в самой Турции.

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № 1 (2025)
Автор(ы): Данилова Наталья Михайловна, Соболев Максим Михайлович
Сохранить в закладках
БУХАРЕСТСКИЙ САММИТ «ТРОЕМОРЬЯ» 2023: СТАНЕТ ЛИ ГРЕЦИЯ «ТРОЯНСКИМ КОНЕМ» ПОЛЬШИ В БОРЬБЕ С РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИМ ВЛИЯНИЕМ НА БАЛКАНАХ? (2025)

В статье проводится исследование деятельности Инициативы трех морей (ИТМ) - объединения 13 стран Центральной и Восточной Европы, а также Балкан, активно продвигавшегося польской партией «Право и справедливость» (ПиС). Автор рассматривает итоги Бухарестского саммита ИТМ, а также возможность вытеснения Грецией России и Турции с балканского газового рынка. В статье указывается и на ряд слабостей Инициативы. В заключении автор констатирует, что перспективы ИТМ с приходом к власти в Польше леволиберального правительства Д. Туска, ориентирующегося на укрепление отношений с Францией и Германией, туманны, поскольку президентский пост в Республике Польша занимает А. Дуда - евроскептик и союзник ПиС.

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № 1 (2025)
Автор(ы): Матюхин Денис Сергеевич
Сохранить в закладках
Фанарский Патриархат в турецко-греческих отношениях: идентичность, суверенитет и международные нормы (2025)

Роль Фанарского Патриархата в отношениях между Турцией и Грецией, рассматриваемая с исторической и теоретической точек зрения, является вопросом, лежащим на стыке идентичности, понимания суверенитета и международных норм. Вопрос о Патриархате во всех этих аспектах вызывает ряд различных проблем в отношениях между Турцией и Грецией. Турция, в рамках Лозаннского договора, рассматривает Патриархию как местную религиозную институцию, обслуживающую греческое православное меньшинство в Стамбуле, в то время как Греция и западные игроки, утверждая, что Патриархия является «экуменической», поддерживают этот статус и выносят вопрос на международный уровень. В данной статье принят качественный подход. В работе исторические события интерпретируются с учетом конструктивистской и реалистической перспектив теорий международных отношений. С помощью метода анализа источников была изучена академическая литература на турецком и английском языках, проанализированы дипломатические документы и международные нормы. В работе сравнивается официальная риторика Турецкой Республики, основанная на национальном суверенитете, с подходом Греции и западных игроков, поддерживающих экуменический статус. Рассматривается позиция Турции, считающая Патриархат внутренним делом; кроме того, в теоретическом ключе анализируются противоположные мнения. Кроме того, обсуждаются конструктивистский подход, подчеркивающий важность норм, и реалистичные подходы, основанные на безопасности. В данной статье всесторонне рассматривается вопрос о том, каким образом Фанарская греческая патриархия выступает в качестве фактора, влияющего на отношения между Турцией и Грецией в контексте исторических процессов, формирования идентичности, понимания суверенитета и международных норм. Научная новизна работы заключается в том, что она рассматривает данную тему не только в контексте двусторонних отношений, но и в многомерном аспекте в свете теорий международных отношений, в частности реалистического и конструктивистского подходов. Исследование показывает, что статус Патриархии стал символическим и стратегическим элементом в дипломатических отношениях между двумя странами. В результате, историческое наследие, национальные интересы и международные ожидания продолжают создавать напряженность, и эта проблема должна решаться не только посредством двустороннего диалога, но и с помощью комплексных дипломатических стратегий, учитывающих региональную и глобальную динамику.

Издание: ПРАВО И ПОЛИТИКА
Выпуск: № 7 (2025)
Автор(ы): Пекшен Джелал
Сохранить в закладках
Влияние нормализации турецко-египетских отношений на политическую, экономическую и геополитическую сферы (2025)

Отношения между Турцией и Египтом, которые были разорваны после падения правительства Мухаммеда Мурси 4 июля 2013 года, начали улучшаться после 10-летнего перерыва, в 2023 году дипломатическое представительство было взаимно увеличено до уровня послов, а затем и лидеров представители двух стран собрались вместе и подписали соглашения о сотрудничестве. В данной статье рассматриваются последствия нормализации отношений между Турцией и Египтом в политической, экономической и геополитической сферах. Цель этой статьи - изучить влияние шагов по нормализации отношений, предпринятых администрациями Турции и Египта, на политическую, экономическую и геополитическую сферы между двумя странами. В разделе Политические Влияния были рассмотрены результаты нормализации дипломатических и официальных отношений, а в разделе экономических Влияний - их влияние на коммерческую и экономическую деятельность. Геополитические последствия нормализации были оценены на примере споров в Восточном Средиземноморье. В этом исследовании взаимная политика и стратегии правительств Турции и Египта были рассмотрены в рамках институционального метода. В этом направлении официальные документы были изучены в рамках концептуального анализа, а дискурс-анализ был проведен на основе заявлений властей. Экономические отношения рассматривались путем изучения официальных данных с использованием метода статистического анализа. Несмотря на то, что было проведено много исследований турецко-египетских отношений, недостаточно исследований о последствиях недавно начатого процесса нормализации в различных областях. Данная статья восполняет этот пробел. В статье делается вывод о том, что нормализация отношений между Турцией и Египтом оказала положительное влияние на двусторонние отношения в различных областях, но отношения между двумя странами еще не были установлены на структурной и регулярной основе. Отношения все еще хрупкие из-за идеологических разногласий между правительствами Турции и Египта, а также нестабильности в регионе. В статье делается вывод о том, что если Турция и Египет подпишут соглашение, определяющее границы морской юрисдикции в Восточном Средиземноморье, отношения между двумя странами выйдут на структурный и стратегический уровень.

Издание: ПРАВО И ПОЛИТИКА
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): Гюзалтан Онур Синан
Сохранить в закладках
ПРОТУРЕЦКИЕ ИСЛАМСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВО ФРАНЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ "МЯГКОЙ СИЛЫ" ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ (2024)

В статье рассмотрены некоторые аспекты деятельности двух крупных общественно-духовных организаций («Милли герюш» и «Координационный комитет турецких мусульман во Франции»), действующих в Пятой Республике и представляющих собой основные структурированные объединения, выражающие на национальном уровне интересы и ценности значительной части турецкой диаспоры. На основе анализа заявлений их лидеров, сделанных в средствах массовой информации, коммюнике, размещенных в социальных сетях, а также выступлений должностных лиц Франции, автором установлен ряд основных направлений общественно-политической активности данных сообществ, демонстрирующих как их непосредственную вовлеченность в политическую деятельность в стране, так и их подконтрольность официальной Анкаре, лоббирование ее интересов. Представлены подтверждения того факта, что турецкие диаспоры не ориентированы не только на ассимиляцию, но и на интеграцию в общество страны проживания, и в значительной степени осознают себя как турок, проживающих во Франции, а не как граждан Французской Республики турецкого происхождения, что расходится с республиканским понятием о гражданстве. Также автором проведена оценка численности сторонников данных организаций. Сформулированные в работе выводы показывают потенциальную возможность влияния протурецких общественно-духовных организаций на общественно-политическую обстановку во Франции и необходимость учета влияния данного фактора.

Издание: УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Выпуск: № 6 (186) (2024)
Автор(ы): Чистяков Алексей Владимирович
Сохранить в закладках
Энергетическая политика Турции в Черноморском регионе (2025)

Предметом исследования является энергетическая политика Турции в Черноморском регионе, с акцентом на её стратегические цели в области энергетической безопасности, сокращения зависимости от импорта и расширения национального энергетического потенциала. Объектом исследования являются двусторонние энергетические отношения между Турцией и Россией, включая реализацию крупных совместных проектов, таких как газопроводы «Голубой поток» и «Турецкий поток», а также сотрудничество в рамках энергетической дипломатии. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как роль Черного моря в качестве стратегического энергетического узла, значение турецких инициатив по разведке и добыче природного газа, в том числе работы на месторождении Сакарья, а также интеграция этих ресурсов в национальную систему. Отдельное внимание уделено развитию возобновляемых источников энергии, таких как оффшорные ветровые электростанции, и их значению для устойчивого роста. Методология исследования основана на комплексном анализе энергетических проектов и двусторонних соглашений между Турцией и Россией. Используются методы сравнительного анализа, контент-анализа документов, а также анализ статистических данных и научных публикаций для оценки влияния на энергетическую безопасность и экономику региона. Основными выводами проведенного исследования являются следующие: развитие энергетической политики Турции в Черноморском регионе имеет стратегическое значение как для обеспечения национальной энергетической безопасности, так и для укрепления её международных позиций. Турция стремится к диверсификации источников энергии, снижению зависимости от импорта и развитию собственного потенциала, включая использование ресурсов Черного моря. Особым вкладом автора в исследование темы является всесторонний анализ реализуемых энергетических инициатив, таких как проекты по разведке и добыче природного газа в черноморском шельфе, интеграция этих ресурсов в национальную энергетическую систему, а также развитие инфраструктуры для внутреннего распределения. Кроме того, исследование освещает перспективы использования возобновляемых источников энергии, таких как оффшорные ветровые электростанции, что открывает новые горизонты для устойчивого развития и экологической безопасности региона. Эти меры способствуют формированию Турции как энергетически независимого и регионально влиятельного актора.

Издание: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Сатылмыш Мевлюде Гюнеш
Сохранить в закладках
Политика Египта в Восточном Средиземноморье (2025)

В статье представлен анализ политики Арабской Республики Египет (АРЕ) в восточно-средиземноморском регионе. Автор исследует споры за газовые месторождения на морском шельфе, которые порождают конфликт между странами региона. Исследуется роль Египта в урегулировании конфликта в секторе Газа, так как достижение мира и стабильности в регионе необходимо для национальной безопасности АРЕ. В статье анализируются египетско-израильские отношения. Исследуется роль Египта и Турции в разрешении ливийского кризиса, которые прикладывают усилия в разрешении борьбы за власть в стране. Работа прослеживает исторический контекст египетско-турецких отношений, выявляя сценарии их развития. Объектом исследования является внешняя политика Египта. Предметом исследования является восточно-средиземноморское направление во внешней политике Египта. В исследовании был использован структурно-функциональный метод для изучения феномена внешней политики АРЕ. Системный подход позволяет выявить матрицу внешней политики и хронологический анализ предмета исследования. Был использован метод сопоставительного анализа для выявления общего и особенного в концепциях внешней политики Египта. В последние годы АРЕ стала более активной в регионе, укрепила свои военные возможности в регионе. Новизна предлагаемой работы также состоит в попытке выделить то, на что направлена внешняя политика Египта, с какими странами у него есть конфликт интересов и какие меры предпринимаются для решения тех или иных споров, которые возникают между Египтом и государствами Средиземноморья. Исследовательский вопрос сформулирован следующим образом: какую внешнюю политику проводит Египет в Восточном Средиземноморье и как это влияет на ход событий данного региона? Цель научного исследования состоит в том, чтобы проанализировать внешнюю политику Египта в Восточном Средиземноморье и объяснить позицию Арабской Республики Египет в конфликтах данного региона. Основная гипотеза статьи: Египет стремится играть ключевую роль в Восточном Средиземноморье, используя свое географическое положение, военную мощь и экономические ресурсы, чтобы укрепить свое региональное влияние и защитить свои национальные интересы. Автор приходит к выводу, что политика Египта в Восточном Средиземноморье имеет большое значение для региона и за его пределами. Она оказывает влияние на безопасность и развитие региона.

Издание: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Мордвинцев Устин Игоревич
Сохранить в закладках
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПОСТАВОК РОССИЙСКОГО ГАЗА В СОТРУДНИЧЕСТВЕ С ТУРЦИЕЙ В АКТУАЛЬНЫХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ И ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ (2024)

В последние годы Россия отчетливо сталкивается с реализацией вызовов и угроз, определенных в «Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года». В частности, использование санкционных мер и дискриминационных ограничений в отношении экспорта российского природного газа привело к усилению колебаний конъюнктуры европейского и мирового газовых рынков, изменению структуры спроса на энергоносители и структуры их потребления. В актуальных сценарных геополитических условиях перед российской газовой отраслью стоит задача противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности и защиты национальных интересов. С целью формирования предложений по диверсификации экспорта российского газа, опираясь на существующие географические, политические и инфраструктурные возможности и ограничения, в статье рассматриваются предпосылки для изменения структуры экспортных поставок. В работе приведены результаты SWOT анализа различных инициатив с учетом влияния экономических, юридических, геополитических и других видов, которые могут быть воплощены в рамках российско-турецкого сотрудничества и направлены на наращивание объемов и повышения экономической эффективности экспортных поставок природного газа, в том числе за счет формирования альтернативных европейским газовых хабов и географической диверсификации поставок. Результаты проведенного анализа показывают целесообразность реализации инициатив, связанных с реализацией газа потребителям ЕС транзитом через Турцию, наращивания поставок на внутренний рынок Турции и дальнейшей проработке вопроса создания газового хаба на территории страны

Издание: УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ МЕЖДУНАРОДНОГО БАНКОВСКОГО ИНСТИТУТА
Выпуск: № 2 (48) (2024)
Автор(ы): АНТИПОВСКИЙ АЛЕКСЕЙ ИГОРЕВИЧ
Сохранить в закладках