Предметом статьи является исследование производственных структур, состоящих из совокупности самостоятельных фирм - предприятий, взаимодействующих друг с другом через поставки продукции по горизонтальным и вертикальным связям в единой производственно-технологической цепочке. Предполагается, что фирмы на разных уровнях цепи не только поставляют комплектующие вверх, но и реализуют их на рынке, организуя взаимодействие с оптовыми покупателями. Механизм взаимодействия учитывает экономические интересы, спрос на продукцию фирмы на рынке и отражает ситуацию равновесия. Научной новизной исследования является углубление методологической базы для описания взаимодействия участников технологической цепи с помощью матричного моделирования, основанного на принципах построения матриц межотраслевого баланса. Рассмотрены такие характеристики фирм и системы в целом, как конечный продукт, валовый продукт, объемы ресурсов. На основе полученных конечных формул установлены зависимости экономических характеристик деятельности фирм и системы в целом от снижения (повышения) цен на ресурсы, от изменения спроса. Предложенный подход к определению конечного продукта системы представляется вполне обоснованным: во-первых, объемы выпуска системы увязаны через взаимодействие производителя и продавца, учитывающих рыночный спрос, а, во-вторых, величина объема продаж отражает экономические интересы сторон. Соотношение «цена продукции на рынке - объем предложения» становится обоснованным со стороны функции спроса (конечный потребитель), продавца и изготовителя продукции. Такой оптимизационный подход к определению результатов взаимодействия оперативно учитывает изменения рыночной среды и корректирует показатели деятельности участников в направлении их согласованности, что позволяет повысить устойчивость функционирования системы. Установлено, что при ухудшении ситуации на рынке в результате роста цен на факторы производства или сокращения платежеспособного спроса наблюдается процентное снижение конечного выпуска продукции в стоимостном выражении, однако темпы его сокращения ниже. Случай снижения спроса имеет более негативное влияние на экономику фирмы и всей системы. Таким образом, темпы роста экономики и благосостояние населения определяются эффективностью работы сложных иерархических структур с горизонтальными и вертикальными взаимосвязями.
Продолжен предпринятый ранее в ряде работ анализ современного состояния рынка GaAs и приборов на его основе. Двойное полупроводниковое соединение арсенид галлия (GaAs) — традиционный материал СВЧ-электроники. До недавних пор одним из наиболее быстрорастущих сегментов рынка применений этого материала были высокочастотные интегральные схемы на GaAs для мобильной телефонии. Однако, парадигма развития рынка GaAs меняется. Новым двигателем развития мирового рынка арсенида галлия становится фотоника и терагерцовая техника. Это означает, что в технологиях выращивания монокристаллов GaAs произойдет смена акцентов в сторону кристаллов «оптоэлектронного качества», получаемых методом вертикальной направленной кристаллизации. В средне- и долгосрочной перспективе мировые рынки пластин и эпитаксиальных структур GaAs будут расти. В ближайшей перспективе необходимо учитывать последствия пандемии COVID. Пока рынок GaAs тесно связано с разработками на рынке смартфонов. Очень вероятно, что после длительного периода роста рынок GaAs будет второй год подряд сокращаться — производство GaAs в 2020 году может снизиться на 11—12 %. Если предположить, что пандемия будет как-то взята под контроль в 2021 году, общее производство смартфонов вероятно, вырастет начиная с 2021 г.
На данный момент российский рынок полупроводниковых соединений для развития фотоники и электронно-компонентной базы (GaAs и др.) имеет незначительный объем и в ближайшей перспективе не достигнет уровня, необходимого для появления конкурентоспособного отечественного производителя, даже при условии выполнения программ импортозамещения. В то же время, существует понимание, что для создания современной электронной компонентной базы в России необходимо развивать производства исходных материалов.
Развитие рынка инфракрасных (ИК) тепловизионных приборов с момента их возникновения было обусловлено прежде всего применением этих устройств в военной технике. Сегодня спрос на тепловизионные камеры наблюдения в военном секторе по-прежнему обеспечивает некоторый рост рынка. Но парадигма развития изменилась – основное увеличение объема выпускаемой продукции связано с гражданской термографией, охранным и пожарным наблюдением, персональными системами ночного видения (PVS) и локальными рынками безопасности (муниципальными, частными и пр.).
Растущий спрос на тепловизионные ИК-системы, продиктованный как военным, так и гражданским применением, в свою очередь, вызовет рост мирового рынка тепловых фотоприемных устройств в ближайшие годы.
Продолжен предпринятый в работе [1] анализ современного состояния рынка GaAs и приборов на его основе.
До недавних пор одним из наиболее быстрорастущих сегментов рынка применений этого материала были высокочастотные интегральные схемы на GaAs для мобильной телефонии. Однако парадигма развития рынка GaAs меняется. Новым двигателем развития мирового рынка арсенида галлия становится фотоника.
В работе обсуждается современное состояние технологии получения, а также особенности мирового рынка арсенида галлия, дан анализ тенденций его развития. Рассмотрены особенности различных технологий выращивания кристаллов арсенида галлия; проведен анализ характеристик получаемых материалов, приборов на их основе, а также основных производителей.
Рассмотрено текущее состояние и перспективы развития мировых рынков полупроводникового поликристаллического кремния и монокристаллического солнечного и электронного кремния, получаемого методом Чохральского (Cz-Si). Отмечено, что после периода низких цен на ПКК, что препятствовало инвестициям в отрасль, наступает период выравнивания цен до уровня инвестиционной привлекательности. Приведены оценки баланса спроса и предложения до 2024 года и в долгосрочной перспективе. Проанализированы основные технологические схемы получения ПКК и Cz-Si в современных условиях. Отмечено, что некоторый профицит рынка ПКК сохранится в ближайшей и среднесрочной перспективе. Однако, провозглашенный всеми правительствами «зеленый поворот» в энергетике, развитие локальных рынков и восстановление цен до инвестиционно-привлекательного уровня, способствовало появлению новых проектов заводов по производству ПКК. Отечественная солнечная энергетика наконец приблизилась к порогу, который делает рентабельным реализацию всей технологической цепочки производства фотовольтаической продукции. Следующим этапом должно стать расширение локализованного производства Cz-Si в дополнение к существующему сегодня единственному производству в Подольске
Статья посвящена анализу позиции России на мировом рынке серебра. Ретроспективный анализ позволил констатировать снижение позиции России в мировой добыче серебра и стабильное ее положение в предложении переработанного серебра. Корреляционный анализ позволил установить, что взаимосвязь предложения российского серебра и цены на Лондонской бирже имеет средний уровень тесноты связи, как и образование излишка или дефицита серебра на рынке. Объем предложения добытого российского серебра и баланс мирового рынка характеризуются обратной связью, т.е. при их росте цена серебра падает. В то же время, объем предложения на мировом рынке российского переработанного серебра характеризуется прямой связью. Обозначено наличие влияния России на мировой рынок серебра. Дальнейшее развитие позиции России на мировом рынке серебра будет определяться показателями макроэкономической стабилизации и успешности разрешения энергетического кризиса на фоне общей геополитической нестабильности.
В данной статье рассматривается потребительское поведение и его изменение в условиях санкций, которые влияют на экономику Российской Федерации, в частности, на спрос, предложение, объемы продаж, условия и факторы производства товаров. Тенденции потребительского поведения россиян оказывает прямое воздействие на денежное обращение и прирост валового внутреннего продукта. Целью является исследование потребительского поведения россиян на фоне санкций, введённых в 2022 году со стороны западных стран. Рассмотрены последствия санкций на банковскую сферу, ритейл, рынок онлайн товаров и т.д., а также предложены рекомендации для стабилизации экономической ситуации в стране и улучшения потребительского спроса.
В данной работе представлены основные проблемы, возникающие перед FMCG-компанией в условиях глобального экономического кризиса: проблемы с долгосрочным планированием, разработкой стратегии, проблемы с поставками и общей логистической цепью, цепочкой создания ценности, реализацией готовой продукции и т.п. В статье рассматриваются особые условия, необходимые для соблюдения реализации стратегии долгосрочного планирования объемов реализации компании в ключевых федеральных торговых сетях и то, каким образом необходимо подходить к анализу и оценке эффективности прошедших отгрузок с целью последующей корректировки основных показателей. Основное внимание уделяется вопросу объема производства, так как в условиях воздействия кризисных явлений от оценки произведённой продукции зависит доходность компании. Также рассматривается вопрос о расширении или сужении рынка сбыта. Делается вывод о том, что компании, производящие и реализующие FMCG-продукты имеют устойчивый рынок сбыта. В статье делается акцент на важность учета таких факторов, как эффективная проработка товарной матрицы, формирование промо-мероприятий, определение эффективного взаимодействия с поставщиками сырья в условиях экономического кризиса, как важных и необходимых условиях долгосрочного планирования.
Цель. Проанализировать маркетинговую конъюнктуру высшего образования Донецкой Народной Республики. Методика. При исследовании использованы традиционные методы аналитического поиска, информационного синтеза, дедукции и индукции.
Результаты. В статье проанализирована маркетинговая конъюнктура высшего образования Донецкой Народной Республики. С точки зрения научного подхода она систематизирована и визуализирована. Обоснована проблематика исследования и представлена ее связь с важными научными и практическими задачами. Приведен анализ последних исследований и публикаций в рамках научной проблемы. Анализ маркетинговой конъюнктуры высшего образования Донецкой Народной Республики показал, что в ней выделяются объекты и субъекты, которые взаимодействуют в рамках «спроса- предложения» образовательных услуг и рынка труда. Выявлено влияние факторов внешней среды на процессы, происходящие в высшем образовании в контексте маркетинга. Отмечено влияние государственного регулирования и нормативного правового аспекта на исследуемую маркетинговую конъюнктуру. Научная новизна. Получил дальнейшее развитие научный подход к систематизации маркетинговой конъюнктуры высшего образования Донецкой Народной Республики, который позволит стандартизировать номенклатуру факторов, виды взаимосвязей, характер влияния ее компонентов, спроса и предложения на функционирование и развитие сферы высшего образования. Практическая значимость. Систематизация маркетинговой конъюнктуры будет полезна органам сферы высшего образования и профильным министерствам с целью регулирования и контроля функционирования рынка образовательных услуг.
На основе публикаций последних лет сделан обзор современного состояния мирового и российского рынков селена и теллура.
В работе обсуждается современное состояние технологии получения, а также особенности мирового рынка арсенида галлия, дан анализ тенденций его развития. Рассмотрены особенности различных технологий выращивания кристаллов арсенида галлия; проведен анализ характеристик получаемых материалов, приборов на их основе, а также основных производителей