Оценка надежности лексических списков для автоматизированной оценки уровня владения русским языком как иностранным (2024)

Оценка языковой грамотности играет важную роль в образовании, но она часто оценивается субъективно, что может внести предвзятость и несоответствия в результаты оценки. В связи с этим многие исследователи предлагают использовать автоматизированные и полуавтоматизированные методы оценки на основе лингвистических характеристик текстов. В данном исследовании рассматривается применимость доступных списков лексики в качестве инструментов для автоматической оценки уровня владения русским языком студентами. Существует несколько различных видов лексических списков, такие как списки по частотности слов и минимальные списки лексики. В этом исследовании анализируются четыре популярных русскоязычных лексических списка, которые используются в образовании и анализе лексических знаний. Предполагается, что тексты студентов, оцененные на более низких уровнях языковой грамотности, будут в большей степени содержать часто употребляемые слова и слова низкого уровня, соответствующие распределению лексических элементов по частотности или уровню владения языком, представленному в этих списках. Студенты, оцененные на более высоких уровнях грамотности, наоборот, будут использовать менее часто встречающиеся и более сложные лексические единицы. Анализ корреляции между этими ресурсами и текстами, созданными студентами, позволяет получить понимание о целесообразности использования лексических списков для оценки уровня владения русским языком. Для анализа корреляции между выбранными лексическими списками и текстами студентов используются собственные скрипты Python. Кроме того, был применен метод кластерного анализа, известный как анализ главных компонент (PCA), чтобы проверить гипотезу о том, что тексты студентов на одном и том же уровне грамотности имеют тенденцию использовать схожий базовый словарь с некоторой степенью вариации.

Исследование поднимает важные вопросы о том, насколько эффективно можно использовать лексические списки для оценки языковой грамотности. Полученные результаты могут стать основой для создания более точных и всесторонних методов оценки лексической грамотности студентов, изучающих русский язык.

Издание: ВЕСТНИК НГУ. СЕРИЯ: ЛИНГВИСТИКА И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Выпуск: Том 22, № 3 (2024)
Автор(ы): Вахранев Антон Юрьевич
Сохранить в закладках
Взаимодействие Вьетнама и стран АСЕАН в достижении Целей устойчивого развития (2025)

В данном исследовании основное внимание уделяется взаимодействию Вьетнама и стран АСЕАН в реализации Целей устойчивого развития (ЦУР) с 2015 по 2024 год. Рассматривается актуальность темы в контексте глобализации и твёрдой приверженности стран АСЕАН ЦУР. Несмотря на важную роль Вьетнама в продвижении ЦУР в регионе, их реализация сталкивается с множеством трудностей, особенно из-за различий в уровнях развития стран региона и глобальных экологических проблем. Объектом исследования является взаимодействие Вьетнама и стран АСЕАН в достижении ЦУР в период с 2015 по 2024 годы, а предмет включает направления, формы и механизмы сотрудничества в реализации ЦУР. Цель работы заключается в выявлении специфики, анализе тенденций и проблем взаимодействия Вьетнама и стран АСЕАН в данной области за указанный период. В исследовании используются теории международных отношений, в частности неолиберальная парадигма, для анализа взаимоотношений Вьетнама и АСЕАН в процессе реализации ЦУР. Новизна исследования заключается в систематизации и углубленном анализе уникальных механизмов взаимодействия Вьетнама с АСЕАН в части реализации ЦУР, выявлении специфики его роли как ключевого актора в условиях разнородного регионального развития. Автор стремится обосновать новые знания о вкладе Вьетнама в преодоление климатических и финансовых вызовов через инновационные инициативы, которые ранее не получали комплексного изучения в контексте деятельности АСЕАН. Исследование впервые интегрирует анализ успехов Вьетнама в достижении ЦУР с критическим осмыслением структурных барьеров, таких как экономическое неравенство и недостаток финансирования, предлагая стратегии их преодоления через усиление региональной кооперации. Выводы исследования показывают, что, несмотря на значительное расширение сотрудничества между Вьетнамом и странами АСЕАН в реализации ЦУР, оно по-прежнему сталкивается с проблемами, такими как неравенство в развитии и нехватка финансовых ресурсов. Сотрудничество продолжает углубляться благодаря укреплению государственно-частного партнерства, увеличению финансирования проектов ЦУР и продвижению инициатив в области возобновляемых источников энергии. Таким образом, в статье представлен комплексный обзор сотрудничества Вьетнама и стран АСЕАН в реализации ЦУР, подчёркивающий его важность для устойчивого развития в регионе и в мире.

Издание: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Чан Зуй Тхань
Сохранить в закладках
УЧИТЕЛЬ КАК ОБЪЕКТ БУЛЛИНГА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (2025)

Современные реалии свидетельствуют о том, что в настоящее время российское общество сталкивается с проблемами криминализации. Криминальная среда оказывает воздействие на сознание и поведение людей как в целом в социуме, так и в отдельных сферах общественной жизни. В настоящей статье рассматривается такое явление, как буллинг учителей в общеобразовательных организациях; выделенный аспект важен для понимания общей динамики агрессии в образовательной среде. На современном этапе развития отношений между педагогами и обучающимися в общеобразовательных организациях проблема насилия в отношении учителей стала одной из актуальных, в связи с чем необходимо исследовать сам феномен буллинга в общеобразовательных организациях, его истоки, формы проявления и причины. Авторами дается правовое определение буллинга в отношении учителей. В статье представлен перечень основных детерминант насилия в отношении учителей, а также его последствия как для участников, так и для образовательного процесса в целом. Исследованы формы как физического, так и психического воздействия, которые способны не только подавлять эмоционально неустойчивую личность, но и в сильной личности пробуждать протест, нередко выражающийся в противоправном поведении. Выявление причин буллинга базируется на анализе судебной и административной практики; основными из них, по мнению авторов, являются низкая заработная плата педагогов, отсутствие желания заниматься педагогической деятельностью, сложности адаптации в условиях работы с применением информационных и телекоммуникационных технологий. В статье предлагаются комплексные меры предупредительно-профилактического характера по противодействию буллингу и созданию благоприятной среды как в общеобразовательных организациях, так и в семьях обучающихся.

Издание: ВЕСТНИК СИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: № 2 (25) (2025)
Автор(ы): ГОРОЖАНКИНА МАРИНА АНАТОЛЬЕВНА, ШАТИЛОВ СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ, ШАТИЛОВА ОКСАНА АНАТОЛЬЕВНА
Сохранить в закладках
Стимулирование инвестиций в человеческий капитал агропромышленного сектора как фактор обеспечения продовольственной безопасности (2025)

Статья посвящена разработке механизмов совершенствования развития человеческого капитала в аграрной сфере с участием государственных регуляторов. На основании обзора научной литературы автором выделены факторы, влияющие на агропромышленный комплекс, которые способствуют развитию национальной продовольственной системы (развитие сельских территорий и их инфраструктуры; инвестиции; человеческий капитал; инновации). Выделены следующие системные проблемы эффективного использования человеческого капитала в аграрной сфере: низкий уровень квалификации персонала в сфере сельского хозяйства и производства продуктов питания; несправедливое распределение результатов живого сельскохозяйственного труда. Изучены макроэкономические данные: количество выпускников по профессиям, аспирантов и докторантов, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по видам деятельности; касающиеся взаимодействия между человеческим капиталом, АПК и продовольственной системой. Применены следующие методы: сравнительный анализ, имитационное моделирование, интерпретативные исследования, табличный и графический методы представления данных, анализ динамического ряда и структурный анализ. Выявлено сокращение численности выпускников высшего и профессионального звена в целом за 2016-22 гг., а также по отраслям «сельское, лесное и рыбное хозяйство» и «промышленная экология и биотехнологии». Предложена в качестве инструмента накопления человеческого капитала концепция E-STEM-образования, основанная на взаимном партнерстве образовательных, научных учреждений и бизнеса и учитывающая предпринимательскую практику. Кроме того, проведена оценка оплаты труда по видам деятельности, на основании чего доказано несправедливое распределение оплаты труда пропорционально валовой добавленной стоимости. Для этого предложено использование финансовых механизмов регулирования. Научная новизна исследования состоит в комплексной разработке инструментов, воздействующих на накопление человеческого капитала в АПК через оптимизацию национальной образовательной и фискальной политики.

Издание: НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NOTA BENE
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Тихонова Анна Витальевна
Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ИМИДЖ ВУЗА ПРИ СОЗДАНИИ НАУЧНЫХ РАБОТ (2024)

Научное сообщество стоит на пороге революции, обусловленной интеграцией искусственного интеллекта (ИИ) в академическую среду. С появлением новых инструментов, способных анализировать информацию с невиданной ранее скоростью и точностью, а также создавать информационный контент, встает неотложная задача адаптации к этим переменам, чтобы максимально их использовать в пользу науки. Исследуется, как именно ведущие учебные заведения России - РУДН, ВШЭ и МГУ - реагируют на вызовы и возможности, связанные с ИИ. Анализ их официальных регламентов позволяет выявить подходы к регулированию использования ИИ в научной деятельности и оценить, как эти стратегии влияют на репутацию учебных заведений. Обзор показал, что эффективное внедрение ИИ в научные процессы требует балансирования между энтузиазмом к новым возможностям и осознанием возможных рисков для академической добросовестности. Понимание этого баланса и формирование четкой стратегии использования искусственного интеллекта имеет решающее значение для обеспечения того, чтобы университеты не только находились в авангарде научного развития, но и сохраняли свою академическую честь и доверие общества.

Издание: ИЗВЕСТИЯ ТУЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: № 4 (2024)
Автор(ы): Ширинов Фарид Арифович
Сохранить в закладках
ЛИБЕРАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ПЛАНЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО ЗЕМСТВА) (2024)

В статье анализируется образовательный проект Екатеринбургской земской управы, представленный на 48-й очередной сессии уездного земства в 1917 г. Земские уездные органы получили от Временного правительства право заведовать школьным делом не только в хозяйственном, но и в учебном отношении. В ведение Екатеринбургского земства перешли около 350 учебных заведений (земские, бывшие церковно-приходские и министерские начальные школы). Уездная земская управа предложила создать трехзвенную систему управления начальным образованием, включавшую местные, волостные и уездные школьные комитеты. Эти органы управления должны были избираться демократически и состоять из учителей, представителей местного общества, органов местного самоуправления и общественных организаций. Образовательную программу народных школ управа предлагала изменить в духе теории «школы действия». На первый план выдвигалась работа на уроке самих учащихся, преподавателю предлагалось лишь давать направление самостоятельной работе класса и следить за ней. Важное значение отдавалось изучению «родиноведения», позволявшего детям самостоятельно изучать окружающий мир.

Издание: КУЛЬТУРНЫЙ КОД
Выпуск: № 2 (2024)
Автор(ы): ДАШКЕВИЧ ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА
Сохранить в закладках
Гуманитарные проблемы и этические вызовы современного общества: роль международного сотрудничества (2024)

Важнейшей особенностью современной структуры международных экономических отношений является возрастание роли международного гуманитарного сотрудничества, что стало одним из проявлений глобальных трансформационных процессов. Современное общество сталкивается со множеством гуманитарных проблем, среди которых часто выделяют бедность, социальное неравенство, массовую миграцию, рост вооруженных конфликтов и т. д. В статье основное внимание уделяется новым гуманитарным проблемам и этическим вызовам, которые затрагивают вопросы, связанные с цифровой трансформацией экономики и автоматизацией бизнес-процессов, неравенством в доступе к образованию и возрастанием доли NEET-молодежи, а также ростом глобального неравенства. Показано, что в 2020 и 2021 гг. впервые за всю многолетнюю историю наблюдений отмечалось снижение значения глобального индекса человеческого развития (ИЧР). По оценкам экспертов ООН, если в ближайшие годы реальное значение глобального ИЧР будет ниже прогнозного, то в мировом масштабе потери для социально-экономического развития стран будут невосполнимыми. Решение указанных проблем, затрагивающих как развитые, так и развивающиеся страны, предлагается посредством развития международного гуманитарного сотрудничества в сфере образования, культуры, спорта и здравоохранения.

Издание: НАУКА И ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ / ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 3 (2024)
Автор(ы): Чавыкина Мария Александровна, Карпушина Екатерина А.
Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РАМКАХ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (2025)

Работа с детьми с ограниченными возможностями сопряжена с различными трудностями, что отражается как на работе специалистов, так и на взаимодействии структурных подразделений, в обязанности которых входит мониторинг и поддержка реабилитации, интеграции и приобщения таких детей. Однако на примере работы логопедов из различных учреждений в рамках междисциплинарного взаимодействия с другими специалистами можно проследить проблемные аспекты. Целью исследования является изучение механизмов обеспечения преемственности в работе структурных подразделений, участвующих в обеспечении населения услугами здравоохранения, образования и полноценной жизни. При подготовке работы использовались общенаучные, описательные и аналитические методы исследования. В статье подчеркивается важность системы нейрореабилитации для детей с ограниченными возможностями. Результаты исследования показывают, что в системе межведомственного взаимодействия остаётся много нерешенных проблем. Однако в ряде регионов и крупных городов сформировались практики, способствующие активной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Была описана одна из таких практик, указывающая на возможности психолого-педагогической поддержки детей в условиях стационара. Сделан вывод о том, что комплексный и системный подход в рамках междисциплинарного взаимодействия специалистов с участием логопедов будет способствовать успешной реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Издание: СОВРЕМЕННЫЕ НАУКОЕМКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Выпуск: № 6 (2025)
Автор(ы): Волкова С. В.
Сохранить в закладках
ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ (2025)

Данное исследование посвящено рассмотрению основных аспектов развития цифровых навыков и разработке и процессу применения технологии веб-квеста при подготовке научно-педагогических кадров. В работе выделены основные цифровые навыки, которые важны современному преподавателю высшей школы, инновационные направления по их формированию и развитию. Цель исследования заключается в разработке и внедрении образовательного веб-квеста на базе стандартных инструментов веб-разработки при подготовке научно-педагогических кадров. Авторы исследовали потенциал веб-квестов в подготовке научно-педагогических кадров, выявив преимущества и разработав рекомендации по их организации для преподавателей. Исследование включало анализ предметной области, сравнительный анализ веб-сервисов для создания образовательного контента, моделирование и разработку веб-квестов, направленных на формирование профессиональных компетенций у студентов. На примере разработанного и апробированного веб-квеста авторы продемонстрировали процесс развития цифровой компетенции у аспирантов, представив детальный сценарий, структуру, цели и задачи каждого этапа, а также необходимые ресурсы. В результате предложена подробная технология создания веб-квеста с использованием конкретного веб-сервиса и приведен пример успешной реализации. Может быть использован в качестве образца для разработки аналогичных образовательных ресурсов.

Издание: СОВРЕМЕННЫЕ НАУКОЕМКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Выпуск: № 6 (2025)
Автор(ы): Мельникова Г. Ф., Хусаинова Регина Зуфаровна
Сохранить в закладках
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ (ИИ), ОБЩЕЕ БЛАГО И ДЕФИЦИТ ДЕМОКРАТИИ В УПРАВЛЕНИИ ИИ (2024)

Широко распространено мнение, что искусственный интеллект должен способствовать общему благу, но неясно, что под этим подразумевается. Концепция общего блага имеет долгую историю в политической философии, корни которой уходят в учения Платона и Аристотеля. Она особенно очевидна в так называемой республиканской традиции размышлений о политике. Согласно этой традиции, государство существует в первую очередь не для защиты индивидуальных свобод, связанных с современным индивидуалистическим либеральным мышлением, а для содействия общему благу (и продвижения концепции свободы, связанной с этим общим благом). Важно подчеркнуть, что в нормативном определении общего блага есть не только пассивная, но и активная составляющая: с одной стороны, граждане воспринимают общее благо как полезное, с другой же, они также должны участвовать в его создании. В данной статье вопрос об общем благе используется в качестве инструмента для анализа того, что в современном управлении ИИ называется «дефицитом демократии», под которым понимается стремление отрицать внутренне присущий этому вопросу политический характер, а также выбирать кратчайший технократический способ решения; обсуждаются вопросы, связанные с этикой ИИ и управлением ИИ. Опираясь на республиканскую традицию в политической теории, автор приводит доводы в пользу более активной роли граждан и (конечных) пользователей не только как участников обсуждения, но и как лиц, обеспечивающих - как творчески, так и коммуникативно - вклад ИИ в общее благо. Истинная демократизация ИИ требует от общества инклюзивного, коллегиального и совещательного обсуждения.

Издание: ТЕХНОЛОГОС
Выпуск: № 4 (2024)
Автор(ы): КОКЕЛЬБЕРГ МАРК
Сохранить в закладках
HISTORY OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE DEPARTMENT OF THEORETICAL AND INDUSTRIAL HEAT POWER ENGINEERING OF VORONEZH STATE TECHNICAL UNIVERSITY: TO THE ANNIVERSARY OF THE DEPARTMENT (2025)

In 2025, the Department of Theoretical and Industrial Thermal Power Engineering (TPTE) of Voronezh State Technical University (VSTU) celebrates a significant date - 50 years since the first graduation. For this event it was decided to write a history of the department from the moment of its formation to the present day. This article, in our opinion, will be interesting to former graduates of the department, will raise their interest and pride for their “alma mater”. The article will be useful for modern employers, who will have to choose heat power engineering for their enterprise, as well as for applicants, who choose their future profession and the place of its obtaining.

Издание: BULLETIN SOCIAL-ECONOMIC AND HUMANITARIAN RESEARCH
Выпуск: № 25 (27) (2025)
Автор(ы): Бараков Александр Валентинович, Портнов Владимир Васильевич
Сохранить в закладках
DEVELOPMENT OF DISTANCE EDUCATION IN RUSSIA: BACKGROUND OF THE ISSUE (2025)

Every year the interest in software platforms for online learning among Russian customers continues to grow, which contributes to the activation of local companies specializing in the development of such systems. Recently, domestic manufacturers have started to actively promote their solutions for distance education, but it is premature to say that the market for such products in Russia has already been fully formed. This is confirmed by the fact that Russian companies often position their developments as unique, having no competitors in the domestic market. This situation is caused not so much by the desire to successfully promote their products as by the lack of studies that would analyze and compare Russian solutions in this area in detail. We hope that this article will help to change the current state of affairs.

Издание: BULLETIN SOCIAL-ECONOMIC AND HUMANITARIAN RESEARCH
Выпуск: № 25 (27) (2025)
Автор(ы): Соловьёва Светлана Ростиславовна, Макарова Анна Анатольевна, Жданова Татьяна Алексеевна
Сохранить в закладках