Научный архив: статьи

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РАЗНЫХ СФЕРАХ ЖИЗНИ (2025)

Статья посвящена исследованию возможностей применения искусственного интеллекта в различных сферах человеческой деятельности.

Целью работы является анализ текущего состояния и перспектив развития искусственного интеллекта, а также выявление его потенциала для решения актуальных задач в различных отраслях. В результате исследования систематизированы основные направления применения искусственного интеллекта, такие как медицина, образование, промышленность и финансы, и проанализирована их эффективность. Практическая значимость работы заключается в формировании комплексного представления о возможностях и ограничениях искусственного интеллекта, что позволит специалистам разных областей принимать обоснованные решения о внедрении технологий искусственного интеллекта в свою деятельность. Выявлен потенциал искусственного интеллекта для решения сложных задач, оптимизации процессов и создания новых продуктов и услуг, что способствует инновационному развитию экономики и общества в целом.

Издание: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ
Выпуск: Том 2 № 5 (2025)
Автор(ы): Даудова Асет Адлановна, Мальсагов Киану Вахабович, Исраилова Марьям Рамзановна
Сохранить в закладках
КРИТЕРИИ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ: СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ (2024)

В статье представлен системный анализ термина «цифровая грамотность». Отмечается, что в публикациях по цифровой грамотности проявляются прежде всего три различные точки зрения. Первая берет свое начало с работы П. Гилстера и ориентирована на навыки. Вторая концепция основана на понимании многоаспектного характера цифровой грамотности.
И третья, более критическая точка зрения определяет цифровую грамотность через рефлексивный подход. Указывается, что при определении цифровой грамотности авторами очерчиваются различные области применения цифровой грамотности, например социальные практики и опыт действия субъекта в цифровых пространствах. В заключение делается вывод о том, что системный анализ феномена цифровой грамотности демонстрирует, что основными критериями выступают когнитивный, поведенческий, социальный и рефлексивный критерии.

Представленный в работе системный анализ исследований обеспечивает понимание термина «цифровая грамотность», раскрывая эволюцию концептуальных представлений. Общей характеристикой различного понимания цифровой грамотности является то, что со временем концепции превратились из исключительно оперативного и технического подходов к использованию технологий в ориентированные на знания, когнитивные, критические и рефлексивные подходы. Обзор также демонстрирует, что эти теории используются в различных предметных областях, в том числе в области высшего образования.

Издание: СИСТЕМНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ
Выпуск: № 2 (50) (2024)
Автор(ы): ПРЮС ФРАНЦ, ПЕРЕВОЗКИНА ЮЛИЯ МИХАЙЛОВНА, ПЕРЕВОЗКИН СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ, МОРОЗ МИХАИЛ ИГОРЕВИЧ
Сохранить в закладках
Социально-философский анализ ценностных ориентаций университетов (2025)

Цель. Провести социально-философский анализ ценностных ориентаций университетов.

Процедура и методы. Методологией исследования выступают комплексный подход к изучению моделей университетских структур, мониторинг корпоративной социальной ответственности, теоретико-философский анализ социально-экономического и научного потенциала.

Результаты. Выявлено, что ценностные ориентации современных университетов варьируются в зависимости от специфики их деятельности и основных направлений: научно-исследовательского, экономического, социального, политического и экологического, взаимосвязь и взаимообусловленность которых предопределяется духовно-нравственными ценностями.

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при детальной проработке специфической деятельности университетов, определении критериев оценки, ценностных ориентаций образовательных технологий в сочетании с гибридными формами обучения.

Издание: СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): Майкова Валентина Петровна, Молчан Эдуард Михайлович
Сохранить в закладках
ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКОМЕРНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ДЕЙСТВУЮЩЕГО НООСФЕРНОГО ИМПЕРАТИВА ВЫЖИВАЕМОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (2025)

Данная работа представляет собой изложение доклада, с которым автор выступил на Пленарном заседании III-ей Международной конференции по технологическому усовершенствованию обучения в высшем образовании, состоявшемся в Липецком государственном техническом университете (г. Липецк, Российская Федерация). Показана необходимость подчиненности цифровых технологий обучения в современном образовании, в том числе в системе высшего образования, в России главной цели образования - становлению в человеке личности, как его системно-социального качества, в том числе раскрытию творческих потенций интеллекта человека. Эта главная цель приобретает особое содержание в контексте действия ноосферного императива выживаемости человечества, включающего в себя императив выхода из первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы через переход к научному управлению социоприродной эволюцией.

Издание: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА
Выпуск: № 1 (121) (2025)
Автор(ы): Субетто Александр Иванович
Сохранить в закладках
Машинное обучение в сфере национальной экономики (2025)

В данной статье рассматривается применение машинного обучения в национальной экономике. Описываются основные концепции и методы машинного обучения, включая контролируемое, неконтролируемое обучение и обучение с подкреплением. Анализируются ключевые направления использования этой технологии в экономике, такие как прогнозирование рыночных тенденций, управление финансовыми рисками и анализ экономических данных. Особое внимание уделяется преимуществам машинного обучения, включая повышение эффективности принятия решений, автоматизацию процессов и обработку больших объемов данных. Вместе с тем рассматриваются проблемы внедрения данной технологии, такие как потребность в качественных данных, правовые и этические аспекты, а также нехватка квалифицированных специалистов. В статье предлагаются рекомендации по развитию инфраструктуры машинного обучения, инвестициям в иссчледования и подготовке кадров, что может способствовать экономическому росту и повышению конкурентоспособности страны.

Материалы и методы: В данной работе использовались различные методы и подходы к изучению машинного обучения в сфере национальной экономики. Основные методы включают анализ научной литературы, статистический анализ данных, моделирование с использованием алгоритмов машинного обучения, а также практическую реализацию экономических моделей с применением языков программирования Python и библиотек машинного обучения. Для анализа экономических данных были выбраны методы линейной регрессии, деревьев решений и нейронных сетей, так как они позволяют эффективно прогнозировать изменения ключевых макроэкономических показателей, таких как ВВП, инфляция, курс валют и уровень безработицы. В качестве инструментов использовались библиотеки Pandas, NumPy, Scikitlearn и Matplotlib, позволяющие обрабатывать, анализировать и визуализировать данные. Исследование основано на данных официальных статистических агентств и финансовых учреждений, включая исторические данные о макроэкономических показателях, рыночных тенденциях и финансовых рисках. Для обработки данных использовались методы очистки, нормализации и преобразования данных, что позволило повысить точность моделей. Практическая часть исследования включала разработку алгоритмов машинного обучения для прогнозирования экономических показателей. Модель линейной регрессии использовалась для предсказания роста ВВП, а более сложные модели, такие как случайные леса и градиентный бустинг, применялись для анализа более сложных взаимосвязей в экономике. Таким образом, использование современных методов машинного обучения в экономике позволяет получать точные прогнозы, выявлять закономерности в экономических данных и принимать стратегические решения на основе объективного анализа.

Заключение: Применение методов машинного обучения в национальной экономике открывает значительный потенциал для улучшения экономического анализа и принятия решений. С помощью современных алгоритмов и инструментов, таких как линейная регрессия, деревья решений и нейронные сети, можно эффективно моделировать и прогнозировать ключевые макроэкономические показатели, включая рост ВВП, инфляцию и финансовые риски. Эти методы позволяют более детально и точно понимать экономические тренды и взаимосвязи, что приводит к более обоснованным стратегическим решениям со стороны правительств, бизнеса и финансовых учреждений. Используя такие современные технологии, как Python, Pandas, NumPy и Scikit-learn, исследование продемонстрировало возможность обработки и анализа больших объемов экономических данных с высокой точностью. Машинное обучение предоставляет ценный инструмент для прогнозирования экономических показателей, управления рисками и оптимизации распределения ресурсов. Однако эффективность этих моделей зависит от качества используемых данных, и существуют проблемы, связанные с полнотой данных, интерпретируемостью моделей и вычислительными ресурсами. В заключение, машинное обучение является мощным инструментом для улучшения экономического прогнозирования и управления рисками. Для успешной интеграции этих технологий в национальные экономические системы страны должны инвестировать в исследования, улучшать цифровую инфраструктуру и разрабатывать образовательные программы для подготовки квалифицированных специалистов. Правильное внедрение машинного обучения может способствовать быстрому экономическому росту, более эффективному принятию решений и усилению конкурентоспособности на мировой арене.

Издание: ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Выпуск: Том 29, № 3 (2025)
Автор(ы): Усмонов Азамджон Акрамджонович
Сохранить в закладках
СИСТЕМА НАСТАВНИЧЕСТВА В СРЕДЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ФАКТОР ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (2025)

В статье предлагается модель реализации наставничества в среде обучающихся. В современном педагогическом пространстве актуализация системы наставничества станет эффективным ресурсом для оптимизации образовательного процесса и решения ряда стратегических задач в системе образования и формирования личности молодого поколения.

Издание: УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КРЫМСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ В. И. ВЕРНАДСКОГО. СОЦИОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ
Выпуск: Том 11 (77). № 2 (2025)
Автор(ы): Михайлова Е. Ю.
Сохранить в закладках
ПРИЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОЙ СРЕДЕ (российско-китайский опыт педагогического взаимодействия в МГУ-ППИ в Шэньчжэне) (2025)

В статье рассматриваются приемы начального этапа обучения китайских студентов русскому языку в неязыковой среде на основе педагогического опыта взаимодействия российского и китайского преподавателей. В условиях спроса в Китае на специалистов со знанием русского языка, тема статьи очень актуальна на современном этапе.

Целью исследования является анализ приемов обучения китайских студентов русскому языку на начальном этапе обучения в неязыковой среде на основе опыта взаимодействия китайского и российского преподавателей МГУ-ППИ в Шэньчжэне.

Для достижения цели были поставлены задачи выявить специфику преподавания русского языка в китайской аудитории, особенности организации учебного процесса китайским и российским преподавателями, проанализировать методы преподавания китайского и российского преподавателей русского языка как иностранного в обучении китайских студентов.

В качестве основных методов исследования были использованы описательно-аналитический и сравнительно-сопоставительный. Был произведен сравнительно-сопоставительный анализ основных приемов начального этапа обучения китайских студентов русскому языку в неязыковой среде на основе опыта педагогического взаимодействия российского и китайского преподавателей. Полученные результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе, а также для дальнейшей разработки проблемы.

Издание: ВЕСТНИК СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Выпуск: Том 14, № 1 (2025)
Автор(ы): Винокурова Елена Игоревна
Сохранить в закладках
РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КИТАЯ В ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ (2025)

В статье рассматривается взаимодействие России и Китая в образовательной сфере в последние годы. Гуманитарное сотрудничество всегда было одной из важнейших областей в двусторонних отношениях наших двух стран. В 21 веке контакты и обмены в сегменте высшего образования вышли на новый этап развития, кроме того, Россия и Китая начали активно наращивать взаимодействие на уровне школьного и профессионального образования. Страны расширяют горизонты сотрудничества, взаимодействуя не только на межгосударственном уровне, но и на международных площадках, как, например, БРИКС, ШОС и в рамках инициативы «Один пояс, один путь», находят все новые форматы сотрудничества, такие как, создание альянсов между учебными заведениями, совместное открытие школ и колледжей, активные обмены и консультации в подготовке кадров. Все это в перспективе должно еще больше укрепить фундамент социально-экономического сотрудничества между государствами и принести практическую пользу для народов наших стран.

Издание: ВЕСТНИК СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Выпуск: Том 14, № 1 (2025)
Автор(ы): Гулева Мария Александровна
Сохранить в закладках
Арабские общественные библиотеки и социальноэкономическое развитие (2025)

В данной статье рассматривается роль общественных библиотек в содействии социально-экономическому развитию, с акцентом на арабский мир. Опираясь на исторические примеры и современную литературу, авторы описывают многомерные преимущества, которые библиотеки предоставляют, включая развитие образования, экономическое стимулирование, социальную сплоченность и поддержку общественного здравоохранения. Хотя во всем мире существуют надежные микроэкономические данные, арабские страны в значительной степени были исключены из исследования из-за ограниченности данных. Данное исследование объединяет данные по странам о предоставлении услуг общественных библиотек с рядом социально-экономических показателей, показывая, что арабский мир значительно отстает в обеих областях от неарабских стран и стран ОЭСР. Хотя причинно-следственная связь не может быть установлена, выявленные закономерности указывают на то, что недостаточное инвестирование в создание общественных библиотек может быть фактором, способствующим разрыву в региональном развитии. В статье содержится призыв к усилению внимания ученых и политиков к библиотекам как к недорогим, высокоэффективным учреждениям и подчеркивается важность понимания колониального наследия и структурных ограничений для формирования текущих результатов.

Издание: ЭКОНОМИКА БЛИЖНЕГО ВОСТОКА
Выпуск: № 1, Том 2 (2025)
Автор(ы): Аль-Убайдли Омар, Заид Салман Юсуф, Юнис Хасан
Сохранить в закладках
Анализ гендерного разрыва в уровне образования в странах ССАГПЗ (2025)

В данной работе исследуется гендерное неравенство в уровне образования в странах Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) на основе данных последних раундов международных сравнительных оценок (TIMSS и PIRLS). В отличие от мировых тенденций, где мальчики, как правило, превосходят девочек по математике и демонстрируют паритет в естественных науках, в странах ССАГПЗ наблюдается устойчивый и значительный разрыв в пользу девочек по классам и предметам, особенно по естественным наукам и языкам. В работе рассматривается горбообразная траектория этого разрыва, достигшая пика примерно в 2015–2016 гг., а затем несколько сократившаяся после пандемии COVID-19. В то время как в Бахрейне, Кувейте, Омане и Саудовской Аравии наблюдается меньший разрыв, а иногда и обратный. Опираясь на международную литературу и региональную специфику, в статье рассматриваются биологические, экологические и биопсихосоциальные факторы, а также динамика, характерная для ССАГПЗ, такая как гендерно-сегрегированные сети и инициативы по расширению прав и возможностей женщин. Полученные результаты ставят под сомнение доминирующие мировые представления и требуют целенаправленных исследований и разработки политики для устранения потенциальных долгосрочных социальных и экономических последствий сохраняющейся низкой успеваемости мужчин.

Издание: ЭКОНОМИКА БЛИЖНЕГО ВОСТОКА
Выпуск: № 1, Том 2 (2025)
Автор(ы): Аль-Убайдли Омар, Альсюф Мэй
Сохранить в закладках
ФИЛОСОФИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ? (К 80-ЛЕТИЮ ДОКТОРА ФИЛОСОФСКИХ НАУК, ПРОФЕССОРА В. А. БАЛХАНОВА) (2025)

В статье рассматриваются проблемы преподавания философии и фундаментальных научных дисциплин в системе высшего и среднего профессионального образования. Исходя из парадигмы целостного мировоззрения, активно развиваемой известным российским философом В. А. Балхановым, автор исследует проблемы фундаментализации образования, объявленной одним из важнейших направлений развития российского образования в начале века, но в действительности недостаточно реализуемой сегодня в образовательных организациях, в значительной степени ориентированных на цели и задачи прикладного образования. Опираясь на опыт развития российской высшей школы, на аргументы исследователей и практиков, автор приходит к выводу о необходимости и безальтернативности осуществления профессиональной подготовки современных специалистов на базе целого комплекса фундаментальных гуманитарных и естественных наук и философии как формы рационального мировоззрения.

Издание: ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): ЗОЛХОЕВА МАРИЯ ВАЛЕНТИНОВНА
Сохранить в закладках
К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИХ ОСНОВАНИЯХ ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ БУДДИЗМЕ (2025)

Статья посвящена анализу социально-философских оснований института образования в буддизме. Автор рассматривает цели, методы буддийского образования и его значение для духовного развития человека и общества. В заключение приходит к выводу, что образование в буддизме - это не простое накопление знаний, а помощь на пути целостной трансформации сознания, пути, ведущего к избавлению от страданий. Основными целями образования являются преодоление невежества (авидьи), развитие мудрости и сострадания, воспитание нравственности и, наконец, достижение просветления (нирваны). И образование на этом пути становится именно средством, а не самоцелью.

Издание: ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): ЖАПОВА НАТАЛЬЯ АМОГАЛАНОВНА
Сохранить в закладках