Рассматриваются основные вопросы, связанные с проблемами и перспективами осуществления общественной экспертизы в Российской Федерации. Анализируются изменения, внесенные в законодательство об общественной экспертизе, исследуются направления совершенствования законодательства в этой части. Отмечается, что всесторонняя проработка видов и форм общественной экспертизы, порядок формирования экспертной комиссии и определение правового значения результатов общественной экспертизы позволят повысить эффективность данного института, его значимость в установлении баланса государственных и общественных интересов
Исследуются отдельные вопросы, связанные с предоставлением органами внутренних дел государственных услуг гражданам. Автором рассматривается современное состояние системы предоставления органами внутренних дел государственных услуг. Особое внимание уделяется вопросам эффективности и доступности государственных услуг, а также взаимодействию граждан и органов внутренних дел в процессе их предоставления
Исследуется трехуровневая система современной уголовно-процессуальной политики Российской Федерации, раскрывающая механизм трансформации правовых идей от теоретического осмысления до их практической реализации, подчеркивается взаимосвязь доктринального, правотворческого и правоприменительного уровней ее реализации. Оригинальность авторского подхода заключается в переосмыслении роли доктринального уровня, который традиционно рассматривается как второстепенный. Проведенное исследование указывает на то, что научные концепции, предложения по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства и другие гражданские инициативы оказывают влияние на правотворческую деятельность законодательных органов государственности власти. Выводы, представленные в настоящей статье, подкреплены анализом конкретных законопроектов, подтверждающих процесс воплощения теоретических разработок субъектов, не обладающих правом законодательной инициативы, в соответствующие нормативные правовые акты
В статье проводится комплексный анализ нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность общественных объединений в сфере защиты животных в Российской Федерации. Автор рассматривает основные законодательные акты, определяющие правовой статус зоозащитных организаций, их права и обязанности, а также ключевые проблемы правоприменительной практики. Особое внимание уделяется межотраслевому характеру регулирования, сочетающему нормы гражданского, административного, экологического и уголовного права. Статья исследует пробелы и коллизии в действующем законодательстве, в частности, в Федеральном законе «Об ответственном обращении с животными», и предлагает направления для его совершенствования. Делается вывод о необходимости формирования целостной и непротиворечивой системы правового регулирования зоозащитной деятельности в России.
Специфика ситуации в современном обществе порождает необходимость обновления межкультурной политики, которая может служить ответом на вызовы этнического разнообразия. Рассматривается потенциал межкультурной политики для повышения устойчивости в условиях изменений в гражданских сообществах. Решение данной проблемы укажет на ключевую роль, которую такая межкультурная политика должна играть в условиях гражданского общества в воспитании и интеграции граждан, проживающих в интернациональной среде. Делается вывод о том, что неформальная межкультурная политика, основанная на межкультурной коммуникации (диалоге), не только укрепляет связи между различными культурами, но и способствует сохранению и развитию этнокультур в условиях глобализационных процессов. Реализация ключевых идей статьи важна для решения многих задач этнокультурного развития.
В статье представлен авторский взгляд на особенности гражданского общества в западном цивилизационном пространстве. Универсальные характеристики, содержащиеся в теории политологии, не в полной мере описывают этот феномен. Автор попытался восполнить пробел в конкретном контексте определения западного гражданского общества.
Традиционная для российского предпринимательства благотворительность, наряду со спонсорством и меценатством исторически базировались на идеологии, уходящей в догматику христианских добродетелей, сегодня вытесняемой идеологией pr-стратегий и, в меньшей степени, устойчивого развития. В России сформирована правовая основа и институциональная среда для корпоративной и иной благотворительной деятельности, потребность в их совершенствовании существует, но производна не столько от дефектов или недостаточности законодательства, сколько от слабости гражданского общества, падения авторитета традиционных ценностей и меркантильного понимания целей устойчивого развития как pr-стратегии. Корпоративная благотворительность, как и благотворительность в целом, была и остается исключительно добровольной, не предполагая императива государства, которое лишь пресекает попытки и практики использования благотворительности для прикрытия незаконной деятельности. В корпоративном сегменте приоритет остается за нормами мягкого регулирования, добровольно принимаемым предпринимательским сообществом. В рамках концепций корпоративной социальной ответственности благотворительность включается в стратегии устойчивого корпоративного управления, которое также во многом регулируется повсеместно признанными, но все же мягкими нормами. Развитие рассматриваемого социально-правового института в большей степени зависит от проникновения в предпринимательскую среду идеологии и целей устойчивого развития социальной рыночной экономики, понимания осознание ответственности в сфере. Возможности правового регулирования в данном случае востребованы для обеспечения свободного функционирования институтов гражданского общества, а также государственного стимулирования благотворительной деятельности. В этом смысле рекомендовано дополнить Указ Президента России от 9 ноября 2022 г., включив благотворительность, а перечень традиционных ценностей (п.5), к которым она, безусловно исторически, ментально и традиционно относится.
Исследование актуально в связи с необходимостью изучения современных тенденций развития гражданского общества и военно-гражданских отношений. Проблема заключается в определении механизма взаимодействия государства и гражданского общества при решении актуальных вопросов. Цель – оценить роль гражданского общества в развитии государства и Вооруженных сил РФ, а также в защите прав и интересов граждан. Методы исследования: анализ научной литературы и опрос. Результаты показали, что гражданское общество стало влиятельной системой, развитие которой определяется, в том числе, актуальными национальными проектами. Основные выводы: эволюция развития гражданского общества происходит по пути привлечения его институтов и организаций к решению большего круга социальных вопросов
Целью статьи является выявление сходств и различий в артикуляции программных положений и реализации проектных практик крупнейших политических партий государств-участников Союзного государства Беларуси и России, «Белой Руси» и «Единой России». Выявляется значение ролей исследуемых партий в контексте формирования направлений развития государственного управления и гражданского общества. Подчеркивается сближение контуров формальной организации партийных систем Российской Федерации и Республики Беларусь при условии сохранения специфических механизмов политического участия граждан, свойственных политическим системам государств. Делаются выводы о сходстве сущностных параллелей в постулируемых обеими партиями установках относительно приверженности пути суверенного и независимого развития государств с сохранением самобытности традиционных ценностей и основ культуры, открытости к конструктивному сотрудничеству по отношению к дружественно настроенным государствам, упрочнения информационного и технологического суверенитета. Анализ проектных практик партий позволил сделать выводы о наличии содержательных сходств и различий в рамках ряда проектов, направленных на коммуникацию государства и общества с целью укрепления предпосылок формирования гражданской патриотической идентичности. Особое внимание уделяется статусу анализируемых партий в общей структуре партийных систем России и Беларуси.
Статья посвящена анализу феномена социальной мобилизации и его оценке как фактора поступательного развития государства. За основу берется концептуальный подход Г. Блумера, подразумевающий, что любая деятельность, направленная на поддержание общности, является социальной мобилизацией. Анализируется влияние на процессы социальной мобилизации новых технологий распространения информации и медиатизации политической жизни в государствах современного типа. Более подробно рассматриваются отдельные типы социальной мобилизации, выделенные авторами: институциональная, протестная, гибридная и спонтанная. Делается вывод о том, что российский опыт дает возможность предполагать особую роль мобилизации в жизни государства, отличную от европейских аналогов. Это связано с тем, что в современной России на протяжении многих лет пространство политической активности постепенно переходило под контроль государства, а после начала СВО в 2022 г. публичные гражданские инициативы групп, не подконтрольных чиновникам и неодобряемые государственной властью, оказались вне легального правового поля. В связи с этим, с одной стороны, мы наблюдаем патриотическую самоорганизацию вокруг добровольной помощи участникам боевых действий. С другой стороны, часть общества сосредоточена на решении частных, бытовых проблем, а ее участие в политической жизни страны трансформируется в некие ритуальные действия. Здесь социальная мобилизация приобретает специфические формы: спонтанные всплески, триггерами которых выступают неполитические поводы, вызывающие массовое возмущение (случаи жестокого обращения с животными или экологические бедствия и т. д.).
Введение: статья посвящена исследованию особенностей построения категории «научная общественность» в условиях проводимой государственной политики, направленной на совершенствование действующего законодательства о науке и научно-технологическом развитии современной России. Цель - изучить конституционно-правовую сущность категории «научная общественность» в современной науке и действующем законодательстве и выявить возможность закрепления особых правовых режимов, направленных на становление и развитие отечественной научной общественности.
Методологическая основа: общенаучные (диалектический, анализ, синтез) и частнонаучные (формально-юридический, функциональный).
Результаты: определены роль категории «научная общественность» в структуре современного гражданского общества и значение формирования изучаемой категории для отечественного научно-технологического развития, предложены подходы, способствующие развитию научного общества.
Выводы: обоснована необходимость продолжения широкой научной и общественной дискуссии, направленной на обоснование необходимой трансформации нормативно-правовой регламентации отечественной науки и научно-технологического развития в аспекте построения самостоятельной категории «научная общественность».
Введение: в современных условиях актуализируются проблемы взаимодействия публичной власти и гражданского общества ввиду интенсивного развития цифровых инструментов правовой коммуникации. Цель - исследовать правовое сотворчество публичной власти и общества в контексте современных цифровых тенденций.
Методологическая основа: диалектическая логика, социологический метод, системный подход, в частности структурно-функциональный анализ, информационный, формально-юридический и другие методы исследования.
Результаты: раскрыта связь современных цифровых технологий и правового сотворчества публичной власти общества, выражающаяся в интенсификации данных процессов и предоставлении дополнительных правосотворческих возможностей гражданам посредством работы специальных цифровых платформ и сайтов, обеспечивающих данное взаимодействие.
Выводы: обозначены некоторые тенденции, связанные с влиянием цифровизации на процессы правового сотворчества власти и гражданского общества. Указывается, что, несмотря на положительное влияние цифровизации на развитие правового сотворчества, имеются риски и проблемы, связанные с излишней автоматизацией, механизацией данных процессов.