ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА - НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ В XXI ВЕКЕ (2024)

В статье рассматриваются проблемы формирования гражданского общества в современном российском государстве, возникшие в связи с пандемией COVID-19, ведением специальной военной операции и их влияние на изменение основ гражданского общества. Задачи исследования - рассмотреть, насколько изменение социально-политической ситуации, давление Запада, недружественных стран, влияют на основополагающие показатели российского гражданского общества, такие как демократия, духовность, политическое сознание и др. Авторы представили своё видение на историю развития и место гражданского общества в человеческой цивилизации. На основе методологических подходов дан исторический анализ формирования гражданского общества, показана корреляция основных проявлений власти и гражданского общества. Обозначены новые особенности современной цивилизации, их содержание и направления развития. Проведён факторный анализ процесса становления и функционирования структуры гражданского общества в современной России. Авторами отдельно выделена значимость роли науки в развитии гражданского общества. Рассматривая основные проблемы формирования гражданского общества в современной России, авторы считают целесообразным продолжать совершенствовать государственную образовательную политику на всех уровнях и направлениях.

Издание: ВЛАСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ НА ВОСТОКЕ РОССИИ
Выпуск: № 1 (106) (2024)
Автор(ы): Талынёв Валерий Егорович, Андриенко Олеся Юрьевна, Андриенко Юрий Иванович
Сохранить в закладках
Потенциал национально-культурных автономий в реализации публичной дипломатии (на примере деятельности национально-культурных автономий Республики Крым) (2025)

В качестве предмета исследования выступает потенциал национально-культурных автономий в реализации публичной дипломатии (на примере деятельности национально-культурных автономий Республики Крым). Следует отметить, что современное международное влияние базируется на способности привлекать внимание через культурные ценности, политические идеалы и гуманитарные инициативы, а публичная дипломатия выступает инструментом реализации данного влияния посредством диалога негосударственных акторов с иностранными аудиториями. Национально-культурные автономии (НКА), представляя интересы этнических и культурных общностей, могут стать ключевыми негосударственными акторами в этом процессе, так как они устанавливают тесные связи с культурными метрополиями и с государствами, где та или иная культура многочисленно представлена. Эти связи непосредственным образом, влияют на доверие, возникающее внутри этнических сообществ, и, как следствие, формируют позитивное представление о процессах, происходящих по линии национальное меньшинство - государство. В работе были использованы: институциональный метод (при анализе процесса оформления этнокультурного взаимодействия в Крыму); метод контент-анализа (при изучении уставных документов крымских региональных НКА); экспертный опрос (при анализе уровня вовлеченности крымских НКА в международную деятельность). Важным компонентом проведенного исследования стала концепция «мягкой силы», выступающая в качестве инструмента ненавязчивого влияния. Новизна исследования заключается в том, что впервые рассматривается деятельность национально-культурных автономий в контексте реализации публичной дипломатии. В результате проведенного экспертного опроса, направленного на определение уровня международной активности НКА, а также анализа деятельности крымских национально-культурных автономий, были обозначены параметры оценки эффективности их деятельности в реализации внешней политики. В результате проведенного исследования было выявлено, что национально-культурные автономии обладают значительным, но недостаточно изученным потенциалом в сфере публичной дипломатии. Так, из 13 руководителей НКА РК, принявших участие в опросе, 8 экспертов отметили, что их организации выходят за пределы регионального взаимодействия: 2 организации ограничиваются федеральным уровнем, 6 организаций выходят на международный уровень. Метрическое измерение каждого из обозначенных параметров дает возможность определять эффективность использования ресурса НКА в реализации публичной дипломатии.

Издание: МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Арутюнян Айкуи Генриковна
Сохранить в закладках
Международные неправительственные организации в области развития гражданского общества: современное состояние и перспективы развития (2025)

Настоящая статья посвящена анализу современного состояния и перспектив развития международных неправительственных организаций в области развития гражданского общества. Существование любого современного демократического государства невозможно без наличия развитого гражданского общества, которое, с одной стороны, выступает фундаментом, опорой для аппарата публичной власти, благодаря чему обеспечивается его устойчивость, а с другой стороны, является правовой гарантией реализации как системы правовых принципов, закрепленных в национальном и международном праве, так и всей системы прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц. Важное значение для развития гражданского общества в национальных государствах играет институт международных неправительственных организаций в области развития гражданского общества, которые, с одной стороны, обобщают на международном уровне опыт развития гражданского общества в национальных государствах, а с другой стороны, способствуют масштабированию успешного опыта данного развития повсеместно. В данной научной работе использовался ряд методов исследования, в частности: формально-логический; историко-правовой; сравнительно-правовой; статистический; социологический; метод анализа конкретных правовых ситуаций. Авторы выделили и проанализировали основные проблемы, которые препятствуют организации и деятельности международных неправительственных организаций в области развития гражданского общества, в числе которых можно выделить следующие: а) зависимость большинства международных неправительственных организаций от национальных правительств, либо от транснациональных корпораций; б) политизированность деятельности значительной части из них; в) огромное их количество (более 75 000 на 2024 год), что затрудняет, с одной стороны, процессы регламентирования их деятельности, а с другой стороны, усложняет механизм их организационно-технической, правовой и финансовой поддержки со стороны международного сообщества; г) наличие в ряде стран нормативно-правового ограничения деятельности их филиалов и представительств; д) отсутствие надлежащего общественного контроля за их деятельностью, актами и решениями на национальном и международном уровне. В работе разработана и обоснована система мероприятий по разрешению указанных проблем.

Издание: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Гончаров Виталий Викторович, Блинникова А. В., Малиновский Олег Николаевич, Чешин Андрей Владимирович, Петренко Елена Геннадьевна
Сохранить в закладках
ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ (2024)

Аргументируется необходимость проведения политики социального партнерства государства и гражданского общества, которая актуализирована тем, что в условиях современного мира гражданское общество играет все более значимую роль в принятии политических решений в различных сферах. Определяются сущностные признаки феномена социального партнерства, общие и особенные черты региональной политики социального партнерства государства и гражданского общества на примере города Москвы.

Издание: ИЗВЕСТИЯ ТУЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: № 3 (2024)
Автор(ы): Паршина Елена Владимировна
Сохранить в закладках
Общественный контроль космического пространства: к постановке проблемы (2025)

Настоящая статья посвящена анализу вопросов, связанных с возможностью организации и осуществления общественного контроля (контроля гражданского общества народов Объединенных Наций) за процессами исследования и использования космического пространства. Авторы отмечают, что космическое пространство имеет исключительную ценность и значение для процессов сохранения и развития человечества, так как: освоение космического пространства в последнее десятилетие осуществляется быстро растущими темпами; современные телекоммуникационные технологии не возможны без использования космического пространства; космическое пространство выступает важнейшим условием обеспечения оборонной безопасности государств; возросла опасность экологического загрязнения ближнего космоса отходами жизнедеятельности космонавтики; имеются серьезные риски дополнительной милитаризации космического пространства (вплоть до размещения в нем оружия массового поражения); слабо контролируется международным сообществом и гражданским обществом народов Объединенных Наций деятельность частных хозяйствующих субъектов в космическом пространстве. В работе использован ряд методов научного исследования, в частности: формально-логический; сравнительно-правовой; историко-правовой; статистический; социологический; метод анализа конкретных правовых ситуаций. В работе отмечается, что организация и осуществления общественного контроля (контроля гражданского общества народов Объединенных Наций) за процессами исследования и использования космического пространства сопряжены с рядом проблем: Устав ООН и международное законодательство прямо не закрепляет основания и пределы осуществления указанного контроля; нормы международного космического права не всегда детализируют возможность участия институтов гражданского общества в контроле за изучением и использованием космического пространства; отсутствует определенность относительно того, какие субъекты общественного контроля (контроля гражданского общества народов Объединенных Наций) должны организовывать и проводить его мероприятия за процессами исследования и использования космического пространства; данные субъекты не наделены набором реальных полномочий, которые смогут обеспечить законность вышеназванных процессов; указанные субъекты обладают слабой материально-технической базой; отсутствует механизм привлечения к правовой ответственности лиц, виновных в противодействии законной контрольной деятельности вышеназванных субъектов.

Издание: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Чешин Андрей Владимирович, Гончаров Виталий Викторович, Петренко Елена Геннадьевна, Малиновский Олег Николаевич
Сохранить в закладках
КОНЦЕПТЫ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В КОНТЕКСТЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ (2024)

Ставится задача инвентаризации методологических подходов и категориального аппарата отечественной политологии в контексте утверждения цивилизационной парадигмы в российской политической науке. Особое внимание сосредоточивается на необходимости выявления глубинных оснований отечественной политической традиции, их учета в теоретических исследованиях и вузовской практике. Поэтому обосновывается потребность в пересмотре ряда концептов политологии, заимствованных в ходе ее становления в России из евроатлантической традиции с ее претензиями на универсальность и игнорирование национальной специфики. В этой связи в центр анализа ставятся концепты гражданственности и гражданского общества, выявляется их связь с идеей служения России. В более общем плане данный посыл связывается с задачей утверждения национально ориентированной науки и национально ориентированной модели политологического образования в стране.

Издание: ИЗВЕСТИЯ ТУЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: № 1 (2024)
Автор(ы): Коваленко Валерий Иванович, Окуджава Хатиа Зауриевна
Сохранить в закладках
ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (2025)

Рассмотрены теоретико-прикладные аспекты развития гражданского общества в современной России. Подчёркнуто, что гражданское общество в России и странах БРИКС несколько отличается от такового на Западе. Автор обращает внимание на ряд опасностей, исходящих от зарубежных грантовых организаций. Рассматриваются также вопросы национальной безопасности в контексте функционирования гражданского общества. Проанализированы результаты социологических опросов в регионах России. Уделено внимение ценностным аспектам политического участия граждан. Подчёркнута роль российского гражданского общества в планировании новых национальных проектов.

Издание: ИЗВЕСТИЯ ТУЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): ЩЕДРОВА ГАЛИНА ПЕТРОВНА
Сохранить в закладках
Формы гражданского участия современной молодежи: особенности и тенденции в условиях цифровизации (2025)

Проанализированы формы гражданского участия молодежи в Российской Федерации в контексте современных социокультурных, политических и технологических изменений. Систематизированы основные формы гражданского участия молодежи с акцентом на выявление новых тенденций и специфики их участия в общественно-политической жизни страны. Рассмотрен переход от традиционных форм участия к более гибким форматам, обусловленный развитием цифровых технологий. Методология включает анализ результатов работ исследователей и вторичных данных крупных социологических центров. Особое внимание уделено различиям в формах гражданского участия молодежи, а также факторам, объясняющим преобладание социальных форм участия над политическими. Основные результаты показали, что молодежь проявляет высокую готовность к участию в социально значимых действиях, однако реальная вовлеченность часто существенно ниже и обусловлена возрастными и социальными факторами. Цифровые технологии играют ключевую роль, создавая новые каналы для выражения гражданской позиции. На основе проведенного анализа формы участия классифицированы по степени вовлеченности молодежи, что позволяет прогнозировать будущие тенденции молодежной активности. Настоящее исследование предоставляет комплексный анализ форм гражданского участия молодежи в Российской Федерации и их трансформаций, подчеркивая значимость цифровизации и возникновения новых форм самоорганизации в развитии гражданского общества.

Издание: ЦИФРОВАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Выпуск: Т. 8, №1 (2025)
Автор(ы): Миронов Михаил Викторович
Сохранить в закладках
Социально-профессиональные сообщества как предмет социологического анализа (2024)

В статье осуществляется глубокое исследование социально-профессиональных сообществ как предмета социологического анализа. Они играют все более значимую роль в гражданском обществе, отличаясь гибкостью и разнообразием социально-профессиональной направленности. Их развитие тесно связано с расширением коммуникативных связей между различными сообществами по интересам. Данные cообщества объединяют представителей всевозможных профессий и видов труда, а также являются независимыми общественными организациями, разнообразие которых обусловлено динамикой становления рынка профессий и потребностями развивающейся экономики. Актуальность исследования определено необходимостью изучения социально-профессиональных сообществ как важного элемента гражданского общества. В статье подробно анализируются их основные характеристики, роль в формировании гражданского общества и перспективы развития. Рассматриваются различные аспекты социально-профессиональных сообществ, включая структуру, функции. Особое внимание уделяется анализу их взаимодействия с другими элементами гражданского общества, такими как политические партии, общественные организации и средства массовой информации. Это исследование имеет важное значение для понимания роли социально-профессиональных сообществ в современном обществе и может служить основой разработки эффективных стратегий и политик в данной области.

Издание: ЦИФРОВАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Выпуск: Т. 7, №2 (2024)
Автор(ы): Ульянов Дмитрий Владимирович
Сохранить в закладках
Политическая сущность конструктивных гражданских инициатив негосударственных некоммерческих организаций (2024)

Статья посвящена проблематике конструктивизации инициатив негосударственных некоммерческих организаций в контексте все возрастающей потребности современных государств противодействовать проявлениям нежелательной политической деятельности третьего сектора. Конструктивные гражданские инициативы негосударственных некоммерческих организаций направлены в адрес органов публичной власти с целью удовлетворения нематериальных потребностей целевых групп, соответствующих основам конституционного строя и ценностям национальной государственности, реализующиеся в формах и технологиях, не запрещенных законом и этическими нормами. При этом сформулированы следующие критерии, позволяющие дифференцировать конструктивные гражданские инициативы данных организаций от деструктивных проявлений их социально-политической деятельности: соответствие сущности инициативы базовым ценностям национальной государственности; формат выражения гражданской инициативы, не запрещенный законом и отвечающий нормам публичной этики. В исследовании доказано, что вопреки мнению отечественных представителей либеральной мысли гражданские инициативы «протестной публики» не служат «спусковым механизмом» демократизации незападных стран (в том числе России), а чаще всего перерастают в деструктивные действия по отношению к идее национальной государственности. Сделан вывод о необходимости внедрения в российскую политическую науку и практику категории «конструктивные гражданские инициативы негосударственных некоммерческих организаций» в целях преодоления узколиберального подхода к изучению отечественного феномена общественных организаций, а также расширения возможностей для реализации российскими негосударственными некоммерческими организациями созидательного политического потенциала.

Издание: РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ
Выпуск: №4 (38) (2024)
Автор(ы): Баталова Юлия Владимировна, Айрапетян Юрий Рачикович
Сохранить в закладках
Институт лоббизма: специфика функционирования, основные тенденции развития (2025)

Введение. Статья посвящена исследованию института лоббизма как институционально оформленного механизма влияния на принятие политических решений в современных демократиях. Под демократией здесь понимается политическая система, отвечающая критериям конкурентных выборов, разделения властей и защиты прав человека. Лоббизм трактуется как целевое взаимодействие между бизнес-структурами, органами государственной власти и гражданским обществом, направленное на представление интересов и выработку законодательных инициатив в публичной сфере. В работе проведен сравнительно-правовой и контент-анализ основных моделей лоббистской деятельности (реестровая, консультационная, гибридная и цифровая), исследовано правовое регулирование (законы США, ЕС, Канады и нормативные пробелы в РФ) и оценено влияние лоббирования на этапы разработки государственной политики. Особое внимание уделено сравнительному анализу практик в США, Европейском Союзе и России, что позволило выявить общие принципы институционализации и существенные различия в механизмах прозрачности, отчетности и санкций.

Материалы и методы. В данном исследовании применён комплекс методов, включающий комплексный обзор литературы, анализ конкретных кейсов, сравнительный анализ, изучение правовых норм и статистический анализ. Первоначально был проведён систематический обзор научных публикаций, монографий и законодательных актов по лоббизму в России и зарубежных странах (США, ЕС, Канада, Бразилия, Индия), что позволило выявить ключевые концептуальные подходы и существующие пробелы в исследовании. Далее на основе отчетов по Lobbying Disclosure Act (США, 1995–2023 гг.), EU Transparency Register и Office of the Commissioner of Lobbying (Канада) анализировались конкретные примеры институционализированного лоббизма для понимания механизмов регистрации, отчётности и контроля. Сравнительный анализ различных систем лоббирования осуществлялся по критериям прозрачности, формализации, административных затрат и гибкости, а также по оценке их эффективности воздействия на процесс формирования государственной политики. Для определения охвата и ограничений нормативного регулирования выполнен подробный анализ действующих законов и нормативных актов, включая выявление отсутствия чёткого определения, участников и санкций в российском законодательстве. Статистический анализ затрат на лоббизм и их распределения по секторам базировался на открытых данных реестров и годовых отчётов лоббистских организаций, что позволило визуализировать структуру расходов.

Результаты исследования. Институционализированный лоббизм выступает одним из ключевых механизмов влияния на процесс принятия политических решений в современных демократических государствах. Профессиональные лоббисты и специализированные лоббистские организации влияют на формирование государственной повестки в широком спектре сфер — от хозяйственной и торгово-экономической до экологической и социальной политики. Анализ данных открытых реестров показывает, что в США затраты на лоббизм непрерывно растут, достигнув 4,5 млрд USD в 2023 г. (U. S. Senate, 2024), что свидетельствует о возрастающем весе корпоративных интересов в законодательном процессе. Прозрачность процедур регистрации и регулярной отчётности, характерная для реестровых моделей США и ЕС, играет критическую роль в обеспечении баланса между общественными интересами и интересами отдельных групп. В странах с чётко установленными правовыми рамками (жёсткие требования к раскрытию информации, санкции за нарушение отчётности) лоббизм демонстрирует более высокий уровень легитимности и публичного доверия. Вместе с тем недооценка роли контроля и недостаточные механизмы санкций могут привести к чрезмерному влиянию узких групп и созданию коррупционных рисков. Эффективность институционализированного лоббизма определяется ресурсами участников и качеством правового регулирования, прозрачностью процессов и строгой системой ответственности за нарушение норм.

Обсуждение и заключение. Современная практика институционализированного лоббизма демонстрирует его двойственный характер: с одной стороны, лоббирование способствует демократическому процессу, предоставляя законодателям экспертные данные из бизнеса, науки и общественных организаций, а с другой — при отсутствии чётких правовых рамок и механизмов контроля оно может стать источником политической коррупции и непрозрачного влияния. В условиях переходных и зрелых демократий важно выстроить комплексный подход к регулированию, включающий обязательную регистрацию участников, раскрытие финансовых потоков и санкции за нарушение отчётности. Такая система обеспечивает баланс между легитимным представлением интересов и недопущением доминирования узких групп. Лоббизм, будучи неотъемлемым элементом публичной политики, должен интегрироваться в единую правовую архитектуру, подкреплённую механизмами ответственности и мониторинга. Особую актуальность имеет дальнейшее изучение практик лоббирования в странах с формирующимися демократиями, где отсутствие традиций прозрачности усугубляет риски коррумпированного воздействия и преодоления институциональных барьеров для эффективного представительства гражданских и коммерческих интересов.

Издание: ПРАВО И УПРАВЛЕНИЕ. XXI ВЕК
Выпуск: том 21, № 2 (2025)
Автор(ы): Холин Никита Дмитриевич
Сохранить в закладках
ВОЗМОЖНО ЛИ ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ В АЗИАТСКОЙ АВТОКРАТИИ? К ПРОБЛЕМЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО АБСЕНТЕИЗМА ВО ВЬЕТНАМЕ (2025)

В данной статье представлен обзор теоретических основ изучения политического участия и неучастия, а также подробно проанализирован современный политический режим Вьетнама. В то время как западная политическая теория утверждает, что лишь гражданский активизм составляет ядро политического участия, то опыт функционирования централизованных политических режимов позволяет выявить более широкую палитру форм участия. Например, так называемые, организованные государством негосударственные организации (GONGOs) через формальные процедуры низовой демократии, способны влиять на принятие решений и политику «сверху вниз». Однако интерес к политике среди вьетнамской молодёжи крайне низок: в статье рассмотрены факторы политического абсентеизма среди молодых людей Вьетнама, а также причины, почему такая ситуация представляет серьезный вызов для стабильности политической системы Вьетнама.

Издание: ИСТОРИЯ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ
Выпуск: Номер 1 (2025)
Автор(ы): Зыонг Ван Линь
Сохранить в закладках