Конституция Российской Федерации закрепляет положения, устанавливающие свободу предпринимательства, а также свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 37). Предпринимательская деятельность малого и среднего уровня на протяжении достаточно длительного времени находится под постоянным контрольно-надзорным воздействием. Ключевыми особенностями малого и среднего бизнеса являются небольшой объем товарооборота и, соответственно, ограниченный доход. В статье рассматриваются некоторые административноправовые барьеры, оказывающие негативное воздействие на развитие малого и среднего предпринимательства, и меры, направленные на их устранение
Исследуются роль прокурора в судебно-контрольных производствах, вопросы реализации им надзорных полномочий, напрямую влияющих на решение суда. Рассуждая о состязательности сторон в современном российском уголовном процессе, автор поддерживает идею переформатирования модели деятельности прокурора в досудебном производстве путем предоставления части надзорных функций начальнику подразделения дознания и считает, что это позволит прокурору, участвуя в заседаниях судов в порядке ст. 108, 109, 115.1, 118, 125, 165 УПК РФ, давать заключение по существу юридических споров и реагировать на законность решений суда
Проводится исследование исполнительных действий, связанных с проведением проверок в отношении лиц, участвующих в исполнительном производстве. В процессе принудительного исполнения исполнительных документов судебный пристав-исполнитель осуществляет контроль и отдельные исполнительные действия по проверке исполнения исполнительных документов, которые по своей правовой природе близки к надзору. Автором обосновывается вывод, что в рамках исполнительного производства должностное лицо службы судебных приставов осуществляет «исполнительный надзор», позволяющий должностным лицам службы судебных приставов проверить законность действий (бездействия) лиц, участвующих в исполнительном производстве, в целях своевременного и полного исполнения требований, содержащихся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц.
В статье анализируются проблемы организации и осуществления денацификации в послевоенной Германии и ее исторический опыт. Показаны отличия в подходах к проведению и формах денацификации в советской и западной зонах оккупации, оценивается эффективность процесса денацификации Германии. На этой основе делаются выводы об уроках денацификации для современного мира и факторах денацификации и освобождения от компрадорского, неофашистского, русофобского, бандеровского режима на Украине.
Данная статья посвящена исследованию и разработке автоматизированной информационной системы (АИС) учета и контроля патентной деятельности. Целью исследования является создание системы, позволяющей эффективно управлять процессом получения, поддержания и коммерциализации патентов, а также контролировать сроки, расходы и правовой статус объектов интеллектуальной собственности. В рамках работы были проанализированы существующие практики патентной деятельности, выявлены основные потребности пользователей, определены функциональные и нефункциональные требования к системе. Результатом исследования стала разработанная и протестированная АИС, демонстрирующая повышение эффективности управления патентным портфелем за счет автоматизации ключевых процессов, таких как мониторинг сроков, подготовка документации и анализ патентной активности конкурентов. Практическая значимость работы заключается в возможности применения разработанной системы для оптимизации патентной деятельности организаций, снижения рисков и повышения конкурентоспособности.
Целью настоящего исследования является формирование на предприятии функциональной системы управления промышленным инжинирингом, обеспечивающей эффективное реагирование на внешние изменения и внутренние взаимосвязи производства.
Задачи исследования включают: идентифицировать базовые элементы функциональной системы управления, выявить механизмы взаимодействия указанных элементов в процессе управления, определить роль цифровых технологий и автоматизации в повышении эффективности промышленного инжиниринга.
Методология основывается на применении классической схемы функциональной системы, предложенной П. К. Анохиным, дополненной современными методами анализа и синтеза.
Основные результаты исследования: представлены базовые элементы функциональной системы управления промышленным инжинирингом - внешняя среда, память, ресурсы, блок программирования и исполнительный орган, определены принципы формирования структурированных связей между этими элементами, показано, что внедрение цифровых технологий существенно улучшает способность предприятия оперативно реагировать на изменения окружающей среды.
Исследование подтвердило предположение о необходимости комплексного подхода к управлению промышленным инжинирингом, включающего регулярный мониторинг и интеграцию цифровых технологий.
Данная статья посвящена исследованию и разработке автоматизированной информационной системы (АИС) управления проектами. Целью исследования является создание системы, позволяющей эффективно управлять проектами, контролировать сроки, бюджет и ресурсы. В рамках работы были проанализированы существующие методы управления проектами, определены функциональные и нефункциональные требования к системе, разработана архитектура АИС с использованием современных технологий и проведено тестирование ее функциональности и производительности. Результатом исследования стала разработанная и протестированная АИС, демонстрирующая повышение эффективности управления проектами за счет автоматизации ключевых процессов, таких как планирование, контроль исполнения и анализ результатов. Практическая значимость работы заключается в возможности применения разработанной системы для управления проектами различной сложности и масштаба, способствуя повышению эффективности работы организаций.
Введение. Рецепторы горького вкуса (TAS2R) могут экспрессироваться в эпителии дыхательных путей и представляют интерес как терапевтические мишени для лечения бронхиальной астмы (БА). Ранее в ходе пилотного исследования мы идентифицировали наиболее экспрессируемые TAS2R в назальном эпителии больных БА и здоровых лиц методом секвенирования нового поколения (NGS). Цель. Определить взаимосвязь экспрессии TAS2R в назальном эпителии с контролем заболевания, маркерами воспаления, проходимостью и ремоделированием дыхательных путей у больных БА. Материалы и методы. В исследование было включено 173 больных БА (46,0 ± 1,13 лет, 60% женщины) различной тяжести (56,4% – легкая БА, 41,3% – среднетяжелая БА, 2,3% – тяжелая БА), преимущественно – с неконтролируемым течением заболевания (71%). Пациентам выполняли спирометрическое исследование с тестом на обратимость бронхиальной обструкции и морфометрию сегментарных бронхов B1 и B10 по данным компьютерной томографии (КТ) на фоне бронхолитика. Сывороточные концентрации общего IgE и цитокинов (интерлейкина (IL)-2, IL-4, IL-5, IL-6, IL-9, IL-10, IL-13, интерферона γ, фактора некроза опухоли α, IL-17A, IL-17F, IL-22) измеряли методами иммуноферментного и иммунофлуоресцентного анализа на микрочастицах (LEGENDplex), соответственно. Экспрессию генов TAS2R4, TAS2R5, TAS2R14, TAS2R20, TAS2R31 и TAS2R38 определяли на уровне мРНК методом количественной ПЦР с обратной транскрипцией в образцах, полученных из браш-биоптатов нижней носовой раковины. Результаты. Экспрессия всех генов, за исключением TAS2R4, была взаимосвязана. Снижение контроля БА по данным вопросника ACT сопровождалось увеличением экспрессии TAS2R20 (β = -0,20, p = 0,03) и TAS2R38 (β = -0,20, p = 0,02) после коррекции на пол, возраст, индекс массы тела, индекс курения, величину объема форсированного выдоха за 1 секунду и уровень IgE методом множественной линейной регрессии. Показатели вентиляционной функции легких и реакции на бронхолитик не были взаимосвязаны с экспрессией генов TAS2R. С помощью анализа PLS-SEM было установлено, что Th17 воспаление, преимущественно определяемое уровнем IL-17A, является основным фактором, ассоциированным как с КТ-признаками ремоделирования бронхов (обратная ассоциация с размерами бронхов – β = -0,57, p < 0,001; прямая – с утолщением бронхиальной стенки – β = 0,34, p = 0,05), так и с повышенной экспрессией TAS2R (наиболее существенно – с TAS2R5 β = 0,40, p = 0,01 и TAS2R20 β = 0,41, p = 0,01). Само ремоделирование бронхов также сочеталось с апрегуляцией TAS2R, в особенности, TAS2R5 (R2 = 0,17, p = 0,002) и TAS2R20 (R2 = 0,15, p = 0,006), при этом значимая ассоциация с экспрессией прослеживалась только для латентной переменной, отражающей размеры бронхов (β = -0,33, p < 0,001 – как для TAS2R5, так и для TAS2R20). Заключение. Мы обнаружили признаки увеличения экспрессии генов TAS2R при снижении контроля БА, а также у пациентов с более выраженным бронхиальным ремоделированием и повышенным уровнем IL-17A в сыворотке крови. При условии, что индукция TAS2R носит вторичный, компенсаторный характер, рецепторы TAS2R5 и TAS2R20 представляют интерес как наиболее перспективные объекты для дальнейшего изучения.
В статье автор определяет основные задачи планирования затрат на производство, рассматривает процесс организации планирования и контроля посредством постановки системы бюджетирования затрат на производство сельскохозяйственного предприятия. Кроме того, автором рассмотрена классификация бюджетов предприятия и по отчетным данным сельскохозяйственного предприятия представлена методика составления генерального бюджета
Каждая строительная организация должна иметь собственную систему управленческого учета, анализа и внутреннего контроля. Доказано, что с позиций построения и организации внутренней учетно-аналитической системы большое значение имеет группировка затрат по месту их возникновения, носителям, объектам и центрам. В данной статье рассмотрены особенности концептуальной модели управленческого учета, анализа и внутреннего контроля в строительстве
В настоящее время развитие цифровых технологий, которые коренным образом трансформируют различные аспекты человеческой активности, является одной из наиболее актуальных тем в науке и практике. Одной из таких технологий является искусственный интеллект (далее - ИИ) и нейросети, которые становятся все более значимыми инструментами в политической сфере. Трансформационные изменения, обусловленные интеграцией искусственного интеллекта, охватывают многие аспекты политической деятельности - начиная от планирования избирательных кампаний и заканчивая оптимальным управлением государственной машиной. Искусственный интеллект может предоставить возможность анализировать огромные массивы данных и уже активно применяется в различных странах, открывая новые перспективы для понимания социальных динамик. Проанализированы основные риски и потенциал внедрения технологий искусственного интеллекта в политическую сферу. Цель исследования - определение основных угроз и возможностей применения технологий искусственного интеллекта в современной российской политике. Методами сбора эмпирических данных стали глубинное интервью экспертов (32 эксперта, представители академического сообщества, специалисты в области IT-технологий, сотрудники органов власти, а также эксперты в области реализации и внедрения цифровых технологий) из 7 регионов страны, серия фокус-групп (5 фокус групп) среди представителей молодежи (18-35 лет), средний возраст (36-59 лет); старший (пенсионный) возраст (60 и более). В каждой фокус-группе участвовало 10 респондентов. По результатам исследования были выявлены основные угрозы и возможности применения технологий искусственного интеллекта в политической сфере.
В настоящее время со стороны государства все больше внимания уделяется деятельности корпоративных структур, что проявляется в осуществлении бюджетных инвестиций посредством приобретения доли в их уставном капитале и расширении способов взаимодействия между бюджетными и коммерческими организациями. В связи с этим повышается внимание к вопросу законности и эффективности деятельности таких корпоративных структур со стороны контрольных органов, а с учетом наблюдаемой тенденции расширения границ контроля на всех уровнях государственного управления повышается и ответственность за целевое и эффективное использование соответствующих денежных средств.
В статье на основе проведенного анализа и оценки практики организации и осуществления внутреннего контроля в экономических субъектах корпоративного и государственного секторов структурированы стадии формирования института внутреннего контроля в корпоративных структурах с государственным участием на примере контроля за движением денежных средств. Процесс предусматривает 12 этапов, последовательное выполнение которых способствует формированию указанного института, включая анализ внутренних и внешних условий функционирования организации, оценку системы внутреннего контроля, специфику стратегии ее развития и роль в экономике регионов и экономики страны в целом, способов его организации, его возможные формы, функции, цели и задачи, методы и контрольные действия (процедуры). Рекомендации к процессам определения элементов механизма казначейского контроля представлены в данной статье.
По результатам всестороннего анализа существующей практики внутреннего контроля в отношении движения денежных средств и специфики функционирования корпоративных структур, в том числе с государственным участием, разработана методика организации и осуществления корпоративного казначейского контроля.