На основе впервые введенных в научный оборот материалов Архива внешней политики Российской Федерации анализируется деятельность Совета государств Балтийского моря (СГБМ) по защите прав национальных меньшинств с 1994 по 2000 г. Хронологические рамки исследования определены периодом функционирования Комиссариата по демократическим институтам и правам человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам, когда должность комиссара СГБМ занимал О. Эсперсен. Авторы статьи пришли к выводу о том, что инициатором деятельности СГБМ по защите прав национальных меньшинств была Россия, заинтересованная в соблюдении прав русскоязычного меньшинства в странах Прибалтики. Несмотря на то что разрешить проблему дискриминации русскоязычного населения в Прибалтийских государствах в полной мере не удалось, Комиссариат СГБМ внес определенный вклад в унификацию и стандартизацию нормативно-правовой и институциональной основы обеспечения прав уязвимых групп населения, в первую очередь национальных меньшинств. Его деятельность, по мнению авторов, способствовала формированию и развитию общеевропейских правозащитных институтов, а также стимулировала Россию к совершенствованию национального законодательства в данной сфере.
Рассматриваются способы эффективной борьбы с инвестиционными мошенничествами. Особое внимание уделяется правоприменительной практике. Анализируются недостатки законодательства в исследуемой сфере и пробелы в межведомственном взаимодействии. На основе полученных данных предлагаются меры по совершенствованию законодательной базы и практики борьбы с этим видом преступлений
Резкое обострение отношений между Россией и странами Запада, начавшееся в феврале 2022 г., стало серьезным вызовом арктическому сотрудничеству, которое на протяжении нескольких последних десятилетий становилось все более интенсивным, плодотворным и в немалой степени взаимовыгодным для его участников. Китай, успевший продемонстрировать всему миру наличие у него амбиций в Арктическом регионе, находится перед лицом непростых вызовов. Ряд исследовательских вопросов, связанных с арктической стратегией Пекина, в этой связи требует уточнения. Не навредит ли укрепление сотрудничества с Россией выстраиванию взаимодействия с остальными арктическими государствами? В какой мере кризис безопасности и постепенная трансформация сложившейся системы международного сотрудничества в Арктике повлияет на планы Китая по интеграции региона в глобальные стратегические проекты Пекина? Какое место может быть отведено Китаю в будущей системе управления Арктикой?
Цель исследования - выявление изменений, происходящих в настоящее время в китайской арктической политике. Методологическую основу исследования составляет теория комплексов региональной безопасности Б. Бузана и О. Вейвера. Установлено, что политика выстраивания арктической идентичности, одной из ключевых составляющих которой выступает секьюритизация климатического дискурса, встречает все большее сопротивление со стороны западных стран. В условиях современного кризиса Пекин также вынужден поддерживать баланс двусторонних отношений с Россией и государствами Северной Европы. Эрозия сложившейся системы международного арктического сотрудничества для Китая представляется крайне нежелательной, поскольку эта система вопреки нормативно-правовым режимам полного господства арктических стран (секторальный подход) позволяла Пекину на законных основаниях принимать ограниченное участие в управлении регионом. Вместе с тем на доктринальном уровне отмечается смещение фокуса арктической политики Китая на более глобальное видение развития региона. Внешнеполитические трансформации вызваны рядом сторонних факторов, среди которых можно выделить последствия пандемии коронавируса и усиливающееся китайско-американское стратегическое противостояние.
В статье рассматривается эволюция экосистемы даркнета и ее влияние на международную информационную безопасность в Африке. Анализируются ключевые угрозы, исходящие из даркнета, включая нелегальную торговлю, киберпреступность и распространение дезинформации. Выделяются специфические вызовы, с которыми сталкиваются африканские страны в области кибербезопасности, такие как недостаток ресурсов и низкий уровень осведомленности. Также обсуждаются возможные стратегии повышения устойчивости и эффективности борьбы с киберугрозами в регионе, включая международное сотрудничество и развитие российско-африканских инициатив в области информационной безопасности.
Арктический регион приобретает все большую геополитическую и экономическую значимость в условиях изменения климата и роста конкуренции за ресурсы. При этом экономические интересы стран БРИКС в Арктике остаются недостаточно изученными, несмотря на растущую вовлеченность государств в развитие региона. Данная статья посвящена анализу наиболее значимых экономических интересов и целей стран БРИКС в Арктике, оценке возможности их достижения, а также выявлению стратегических приоритетов данных стран и потенциала для сотрудничества в регионе. Научная новизна исследования состоит в проведении всестороннего изучения экономических аспектов арктических стратегий стран БРИКС и учитывает как взаимодействие данных стран внутри политического объединения, так и их отношения с другими акторами арктического региона. Исследование основано на сравнительном анализе актуальных арктических стратегий и экономических программ стран БРИКС, а также на данных международных организаций и экспертных оценках. Особое внимание уделено российской стратегии развития Арктической зоны до 2035 г., китайскому проекту «Полярный шелковый путь», нефтегазовым инициативам Бразилии, энергетическим и логистическим интересам Индии, а также потенциалу ЮАР в научном сотрудничестве. Результаты проведенного анализа позволили выявить как общие тенденции, так и специфические национальные приоритеты стран БРИКС в Арктическом регионе. Было установлено, что каждая страна БРИКС имеет уникальные экономические интересы в Арктике: Россия фокусируется на освоении ресурсов и развитии Северного морского пути, Китай — на инвестициях в инфраструктуру и логистику, Бразилия и ЮАР — на научном сотрудничестве и климатических исследованиях, Индия — на энергетической безопасности и технологическом партнерстве. Полученные результаты отражают актуальные точки пересечения стран БРИКС в вопросах экономического развития арктического региона, при этом подчеркивая разнонаправленность интересов стран БРИКС в Арктике при наличии потенциала для кооперации. Дальнейшая работа должна быть направлена на изучение механизмов координации между странами БРИКС в условиях усиления конкуренции с традиционными арктическими державами.
Цифровизация становится неотъемлемой частью современных экономик, однако она влечет за собой новые вызовы для экономической безопасности государства. В данной статье анализируется влияние цифровых технологий на экономическую безопасность, выявляются ключевые угрозы и возможности, связанные с внедрением новых технологий в финансовую и информационную сферы. Особое внимание уделяется рискам, возникающим от киберугроз, зависимостью от внешних цифровых платформ и развитию криптовалют, а также положительному влиянию цифровизации на повышение эффективности государственного управления, финансовой стабильности и оптимизации налоговых систем. Рассматриваются меры государственного регулирования и международного сотрудничества для защиты экономики от новых угроз и предложения по укреплению экономической безопасности в условиях цифровизации.
Экстрадиция является важным инструментом в достижении эффективного международноправового сотрудничества между странами. В статье анализируются место выдачи (экстрадиции) в международной системе сотрудничества, цель такого сотрудничества, правовые основы исполнения, осуществления запроса выдачи.
В статье предпринята попытка оценить текущие позиции Катара на национальном, региональном и мировом уровнях, что крайне важно для понимания и оценки перспектив социально-экономической динамики Катара и ССАГПЗ в целом, особенно в условиях растущей глобальной трансформации экономической и политической сферы. Автор приходит к выводу о том, что наряду с традиционными факторами роста катарской экономики, такими, как углеводородный сектор национального хозяйства, широкое применение иностранной рабочей силы и региональная экономическая интеграция, Катар все шире использует возможности развития, которые предоставляются в результате постепенной диверсификации в стране, наращивания усилий в сфере декарбонизации, цифровизации и других современных направлений, а также все более широкого и всестороннего международного сотрудничества. В статье показано, что страна добилась успехов в сфере развития экономики. Однако сохранились и проблемы, важнейшими из которых, по мнению автора, остается углеводородная зависимость от внешнего рынка, что, в свою очередь, сокращает возможности обеспечения ряда направлений в сфере безопасности, например, продовольственной. Также стоит отметить определенные сложности в интеграционном процессе. Однако перспективы дальнейшего развития Катара представляются достаточно оптимистичными. Период исследования — 2014–2024 гг. Исследование проведено на основе статистических данных международной базы ЮНКТАД.
В условиях современной мировой экономики санкции представляют собой ключевой инструмент экономического регулирования, оказывая значительное влияние на финансовые системы стран-объектов ограничительных мер. Статья анализирует эволюцию и последствия международных санкций, наложенных на Российскую Федерацию после 2022 г. Авторы подробно рассматривают динамику количества санкций, их стратегическое воздействие на ключевые отрасли российской экономики и сравнивают их с мерами, примененными против других стран. Основное внимание уделяется последствиям санкций для финансовой системы и внешнеэкономической деятельности, а также реакции России на усиливающееся международное давление. В статье анализируются меры, принятые российским правительством для адаптации к новым экономическим условиям, включая введение параллельного импорта, поддержку отечественного производства и укрепление сотрудничества с государствами БРИКС и ШОС. Особое внимание уделяется вопросам финансовой безопасности, включая управление золотовалютными резервами, диверсификацию экономики и снижение зависимости от нефтегазовых доходов. В заключении обсуждаются перспективы экономического роста и инвестиционной активности в условиях санкционного давления.
В статье рассматривается международная акция «Диктант Победы» как эффективный механизм массового исторического просвещения. Исходя из актуальности сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне, автор рассматривает, как в последние годы меняются общественные представления о событиях войны и в этой связи подчеркивает просветительскую значимость Диктанта. Основу исследования составили данные об итогах акции в 2019-2025 гг., в том числе сведения о количестве участников и площадок, а также анализ тестовых заданий Диктанта. Автор детально раскрывает формат «Диктанта Победы», демонстрирует его направленность на широкую аудиторию, прежде всего на молодежь. Показано, что за 7 лет проведения акции число ее участников возросло со 150 тыс. до 2,75 млн человек, а количество площадок - с 1300 до 35,5 тысяч. В статье подчеркивается значение сопряженных с Диктантом мероприятий: лекций, выставок, онлайн-курсов, формирующих вокруг акции цельную просветительскую экосистему. Особое внимание уделено международному масштабу акции, ее мультиязычному и межкультурному охвату. Кроме того, отдельное внимание обращено на включение в задания вопросов, связанных с событиями специальной военной операции. В заключение автор делает вывод об эффективности «Диктанта Победы» как инструмента исторического просвещения, который основан на научных знаниях и при этом ориентирован на массовую вовлеченность.
В статье на основе данных о специфике реализации международного сотрудничества в современных условиях раскрываются новые функции органов прокуратуры Российской Федерации и дается развернутая характеристика ее основных результатов деятельности в данной сфере по следующим направлениям: взаимодействие с компетентными органами иностранных государств в сфере уголовного судопроизводства по вопросам выдачи; оказание правовой помощи; поручения об уголовном преследовании; правоохранительное содействие; розыск, арест, конфискация и возврат из-за рубежа активов, полученных преступным путем. Показаны перспективы развития международного сотрудничества в условиях текущей внешнеполитической ситуации и предстоящие задачи органов прокуратуры Российской Федерации, сформулированы основные направления деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации по линии международного сотрудничества на ближайшую перспективу.
Религия выступает одним из основополагающих факторов международного сотрудничества, так как объединяет представителей разных этносов, государств, континентов, являясь для них связующим звеном. Ислам – одна из основных мировых конфессий, а хадж, будучи одним из его главных столпов, способствует мобильности мусульман и их сближению. Рассматривается роль хаджа в российской публичной дипломатии, так как мусульмане являются важной составляющей многонациональной и многоконфессиональной России.