Научный архив: статьи

Реконструкция дисциплин библиотечного образования в Узбекистане в контексте трансформаций библиотечно-информационного пространства (2025)

Цель статьи: обосновать необходимость реконструкции дисциплин библиотечного образования в Узбекистане в условиях меняющегося социума, предложить подходы к формированию комплексной учебной дисциплины «Эволюция библиотечно-информационного пространства Узбекистана в контексте историко-культурных и социальных трансформаций».

Сделан акцент на адаптации содержания курса к современным вызовам и потребностям образовательной среды. Подчеркивается необходимость усиления историко-национального компонента в учебной программе для формирования профессиональной идентичности специалистов, совершенствования их культурной компетентности. Обсуждаются современные вызовы и тенденции, связанные с трансформацией библиотечного пространства, включающей процессы цифровизации, развитие информационно-коммуникационных технологий, глобализации и одновременно локализации библиотечного дела, оказывающие влияние на профессиональное образование, в том числе содержание образовательных программ.
Предлагается структурно-содержательная модель учебной программы курса, направленной на развитие у обучающихся аналитического мышления, устойчивых профессиональных ценностей, интереса к историческому наследию и современному состоянию информационно-библиотечного пространства страны. Формирование комплексной учебной программы и внедрение ее в учебный процесс учреждений библиотечного образования должно способствовать: повышению профессиональной компетентности будущих специалистов в условиях перманентного развития информационно-коммуникационных технологий; сохранению и популяризации национального культурного наследия в глобальном информационном пространстве.

Издание: ТРУДЫ ГПНТБ СО РАН
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): Цай Ирина Константиновна, Артемьева Елена Борисовна
Сохранить в закладках
ФАКТОРЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА КОСТЮМА ОБСКИХ УГРОВ. МЕТОДЫ НАУЧНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ И РЕПЛИКАЦИИ (2023)

В статье рассматриваются научные основания для изучения художественно-образного своеобразия ансамбля костюма Югры, особенностей эстетического понимания мира жителей региона, отражение в вещах художественных, представлений в объектах и их композиционной структуры. Сохранение особого отношения к костюму и украшениям у хантов и манси обусловлено вложенными в них на протяжении многих столетий образными смыслами, которые рождались в процессе осмысления человеком самого себя и окружающего мира, и определения своего места в этом мире. В оценке потенциала костюма как объекта искусства имеют значение научные, культурные, технологические аспекты. Общая закономерность костюма обских угров хорошо прослеживается с эпохи бронзы. Это был всемирно-исторический процесс повсеместного распространения земледелия, скотоводства и металлургии. Древняя аутентичная основа материальных вещей ханты и манси является очень важным фактором для рассмотрения средствами искусства художественно-образного архетипа в культуре двух народов.

Издание: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВА
Выпуск: № 1-2 (2023)
Автор(ы): БУБНОВЕНЕ О. Д.
Сохранить в закладках
Экспедиции С. А. Маслиха по древнерусским городам (2025)

В статье рассказывается о методике С. А. Маслиха по изучению, классификации, копированию и реконструкции изразца, основанной на личных экспедициях по древнерусским городам. Приводятся высказывания автора о целях и задачах коллекционера, мере его ответственности за сохранение существующих образцов древнерусского изразцового искусства. По следам маршрутов экспедиций создателя коллекции акварельных копий изразцов рассматривается все этапы ее создания – от изучения работ авторитетных исследователей русского изразцового искусства XV–XIX веков до создания уникальной иллюстрированной истории его развития, позволяющей мастерам будущих поколений развивать и обогащать русское изразцовое искусство, используя обретенные исторические данные, а также новые практики и технологии. Актуальность и востребованность коллекции, созданной С. А. Маслихом, подтверждается ее неоднократным использованием в создании современных проектов и экспозиций на многих выставочных площадках нашей страны до настоящего времени.

Издание: ПОДЛИННИК. ВОПРОСЫ АТРИБУЦИИ И РЕСТАВРАЦИИ
Выпуск: № 2 (6) (2025)
Автор(ы): СУХОМЛИНОВА О.Б.
Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ БОЛОТООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СЕВЕРНОМ ЗАУРАЛЬЕ (2025)

На основе палеоэкологических методов изучения торфяных отложений и радиоуглеродного датирования рассмотрены этапы развития болот в Северном Зауралье в голоцене. Проведенные исследования позволили детально реконструировать историю развития болотной растительности в Северном Зауралье, выявить катастрофические события, которые привели к смене растительных сообществ на болотах и увязать их со временем. В качестве объектов исследования выбрано 3 болотных массива: Троицкий, Большой сосновый и торфяное обнажение Хорпия в долине р. Лозьвы. Показано, что процессы заболачивания в Северном Зауралье начинались в разное время. На торфянике Троицкий торфонакопление началось около 8.0 тыс. лет назад, в Большом Сосновом - около 5.7 тыс. лет назад, в пойме р. Лозьвы (участок Хорпия) - около 5.4 тыс. лет назад. Основными путями заболачивания можно считать суходольное заболачивание лесов в понижениях рельефа и заболачивание послеледниковых озер. При заболачивании озер (Большое сосновое и Троицкое) торфообразование начинается с переходной стадии, с зарастания мелководий пушицей и сфагновыми мхами. При заболачивании елового леса в условиях застойного переувлажнения (торфяник Хорпия) торфообразование начинается с накопления древесного торфа. Этапы развития растительного покрова болот обусловлены климатическими изменениями. В теплые, сухие периоды на болотах развивается древесная растительность. В период похолодания и промерзания торфяников древесные растения исчезают, взамен начинается экспансия сфагновых олиготрофных мхов.

Издание: ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: БИОЛОГИЯ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): АНТИПИНА ТАТЬЯНА ГЕННАДЬЕВНА
Сохранить в закладках
Сновидения и семиотические схемы как посредники между душой и телом (2025)

В статье обсуждается еще один вариант связи души и тела. Но сначала автор рассматривает решение этого вопроса в Древнем мире, Аристотелем, Декартом и З. Фрейдом. У Декарта решение сводится к предположению, что телесный процесс (движение животных духов) создает условия для психического (страстей), а у Фрейда вырисовывается более сложная картина: душевные (психические) процессы создают условия для телесных трансформацией, а те, в свою очередь, - для новых душевных изменений. Собственный подход автор основывает на предположении, что между душой и телом в качестве посредников выступают сновидения и семиотические схемы. Для обоснования этого предположения он предлагает реконструкцию и объяснение двух кейсов (детского сновидения автора и подросткового воспоминания К. Юнга). Автор показывает, что все основные процессы, участвующие в построении сновидений, двояки: и психологические, т. е. относящиеся к душе, и физиологические, относящиеся к телу. Так желание как программа, это с одной стороны, семиотическое и психическое образования, в которых посредством языка заданы события, подлежащие реализации. С другой стороны, программа - физиологический процесс, создающий в организме давление и напряжение, требующие разрешения. Двойная природа программ и других процессов сновидения позволяет считать сновидения посредниками между душой и телом. В рациональном осмыслении главную роль играет построение схем. Схема - это построение (изобретение) индивида, позволяющая разрешить проблемную ситуацию, задать тем самым новую реальность и видение, открыть возможность по-новому действовать. В конце статьи автор проблематизирует вопрос о желании психолога и медика получить ответ на вопрос о том, как устроены механизмы, позволяющие переходить от души к телу и обратно, обусловливающие эти переходы. На его взгляд, подобная постановка вопроса не совсем правильная. Не переходы, а взаимообусловленность, одновременное действие души и тела, посредниками между которыми выступают сновидения и схемы.

Издание: ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕХНИКА
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Розин Вадим Маркович
Сохранить в закладках
К идее трансформации модели сценической площадки: театральный потенциал современного БДТ им. Г. А. Товстоногова (2025)

Закрепившаяся в искусствоведческом лексиконе терминологическая пара «театральное пространство» и «пространство театра» весьма широко употребима, она драматически определяет разницу подходов к изучению различных явлений, в том числе, и современного театра. В данной статье рассматривается проблема формирования театрального потенциала не столько с позиции организации пространства в целом, сколько с применением особой профессиональной, театроведческой, «оптики» - взгляда на технологические особенности самих сценических подмостков. Автор статьи анализирует опыт старта деятельности последнего десятилетия современного Большого драматического театра им. Г. А. Товстоногова под руководством А. Могучего (2013-2023) с точки зрения влияния результатов осуществленной реновации комплекса реконструированного здания на открывшийся потенциал возможностей формирования нового имиджа театра. Применимый в данной статье исторический метод исследования позволяет изучить проблему шире: от технологии конструирования новой сценической площадки к идее технологии конституирования нового театра. Методологической базой статьи стали монографии историков и теоретиков театра, а также интервью практиков современного театрального процесса. В орбиту исследования вошёл обзор организационно-технологического процесса переустройства типа сценической площадки БДТ в период с 2011 по 2014 гг. Автор выдвигает гипотезу о том, что перемены, связанные с самой архитектоникой театрального здания и переосмыслением возможностей техники сцены академического театра, прямым образом обернулись и буквальным знаком начала рубежа новых страниц летописи БДТ им. Г. А. Товстоногова. Настоящий исследовательский материал представляется уникальным и претендует на первую попытку научного осмысления значимости специфики модели сценической площадки на последующие художественно-творческие произведения, определяющие динамику развития театрального процесса в исторической перспективе. Научная новизна проблемного поля претендует на мысль о взаимовлиянии технологических процессов на результаты театрально-драматического действования.

Издание: ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА
Выпуск: № 4 (2025)
Автор(ы): Батаршин Роман Раифович
Сохранить в закладках
«КИММЕРИЙСКИЕ» УЗДЫ ИЗ КУРГАНА У СЛОБОДЗЕИ (НИЖНЕЕ ПОДНЕСТРОВЬЕ) (2024)

Новое изучение состава погребального инвентаря из раннекочевнического («киммерийского») погребения 3 кургана 3 у с. Слободзея в бассейне Нижнего Днестра (западный фланг «Великого пояса степей») позволило уточнить количество найденных в могиле элементов фурнитуры и декора узд по категориям находок. Их анализ показал, что в захоронении присутствовали детали не менее пяти комплектов узд, причем для оголовий одних использовались круглые в сечении ремни, для других - плоские. Особенности оголовий обусловили и различия в декоре узд. Сделаны два варианта реконструкции узд из круглых и плоских ремней. Новые наблюдения подтверждают, что курган 3 Слободзея был сооружен для захоронения в нем воина-всадника высокого социального статуса (погребение 3). Второе предскифское («киммерийское») захоронение в насыпи (погребение 1) свидетельствует, что этот курган был специально маркирован и мог опознаваться ранними кочевниками региона как «свой» («могила предков»).

Издание: ПОВОЛЖСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ
Выпуск: № 4 (50) (2024)
Автор(ы): Степанова Елена Владимировна, Кашуба Майя Тарасовна
Сохранить в закладках
Трактовка культуры как культа и рационального дискурса (2025)

В статье разводятся две трактовки культуры: как культа и рационального построения; в последней автор в свою очередь различает семиотические, психологические и социальные нарративы. Анализируется характеристика культуры, предложенная Михаилом Гефтером: культура - это «отношение к тому, что человеку не дано непосредственно, но имеет для него спасительно-преобразующее значение». На основе нее автор утверждает, что человек культуру полагает, причем, не только мысля рационально, но и в плане веры. Двойная трактовка культуры - сакральная и рациональная складывается уже в античности и дальше воспроизводится применительно к разным культурным условиям. Рассматриваются исторические примеры такой трактовки: в архаической культуре, в средних веках в «Исповеди» св. Августина, в эпоху Возрождения Николаем Кузанским. Новоевропейская культура (социологи чаще говорят, модерн), по мнению автора, представляет собой последний вариант двух версий культуры. Поскольку культура модерна завершается, претерпевая глубокий кризис, представления о природе, личности и социальности, лежащие в основе культа модерна, перестают восприниматься в качестве сакрального основания, а рациональные построения перестают эффективно работать. В конце статьи обсуждаются идеи космической реальности, а также истории, выдвигаемые на роль нового культа следующей большой культуры («фьючекультуры»). Есть и другие претенденты на роль культа для фьючекультуры (мировые религии, Человечество, Разум, искусственный интеллект, диктатура и др.) но все они пока не принимаются основными участниками современного дискурса «Спасения». Автор, сравнивая разные исторические варианты “Спасения”, ставит вопрос, есть ли у человечества запас времени для решения «монблана» современных проблем современности.

Издание: ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА
Выпуск: № 5 (2025)
Автор(ы): Розин Вадим Маркович
Сохранить в закладках
РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ ВЫДЕЛЕНИЯ ПЫЛИ ПРИ РЕКОНСТРУКЦИИ УЧАСТКА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ (2025)

Строительство, реконструкция и эксплуатация автодорог связаны с оказанием воздействия на окружающую среду. При этом изменению подвергаются все составляющие ее элементы - воздух, вода и земли. Цель исследования заключалась в проведении процедуры оценки воздействия на окружающую среду, оказываемого реконструкцией и последующей эксплуатацией 12-километрового участка автодороги Кемерово - Анжеро-Судженск. Расчет интенсивности поступления и приземных концентраций загрязняющих веществ в воздушной среде выполнен посредством программного обеспечения «Эра». Контроль величин полученных расчетом концентраций загрязняющих веществ в воздушной среде осуществлялся посредством натурных измерений одноканальным аспиратором «Бриз». Эквивалентные и максимальные уровни звукового давления измерялись с помощью универсального многофункционального устройства, включавшего в себя шумомер, люксметр, термометр и гигрометр. Путем сопоставления расчетного и экспериментального уровней загрязнения воздушной среды было определено, что сократить воздействие на нее возможно путем замены дизельной электростанции на подключение потребителей к линии электропередач, а также обработки перемещаемых грунтов измельченными или чешуйчатыми по структуре хлоридами. Полученные результаты основаны на количественном и качественном анализе интенсивности поступления и концентраций загрязнителей в воздушной, водной и земельной средах, формирующихся в период выполнения строительно-монтажных работ и эксплуатации реконструированного участка автодороги. Внедрение рекомендаций по профилактике выделения пыли позволило сократить загрязнение атмосферы в период ведения строительно-монтажных работ по реконструкции участка автодороги и связанные с ним природоохранные платежи. Результаты анализа особенностей использования водной среды и земельных ресурсов при реконструкции и эксплуатации участка автодороги говорят об отсутствии их сверхнормативного загрязнения. Порядок образования, а также временного накопления отходов производственной и хозяйственно-бытовой деятельности работников, предусматривающий их передачу специализированной организации для дальнейшего обращения, гарантирует их минимальное воздействие на окружающую среду в пределах рассматриваемого участка автодороги.

Издание: УСПЕХИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): Цыганков Дмитрий Анатольевич, Григорьева М. А.
Сохранить в закладках
Исследование методов анализа и визуальной трансляции культурного наследия в дизайне городского бренда (2025)

Предметом исследования является выражение элементов локального культурного наследия в визуальной системе городского бренда и методы их визуального перевода. Объектом исследования являются элементы культурного наследия в визуальной системе городского бренда. В отличие от предыдущей публикации автора в журнале, в данной работе предлагается к обсуждению трехуровневый путь выражения: «культурное очищение - реконструкция формы - визуальная коммуникация». Подробно анализируются три метода трансляции: очищение и перекодирование символов, деконструкция паттерна и реорганизация ритма, а также реконструкция и символизация регионального цветового спектра. Данное исследование посвящено художественному выражению локального культурного наследия в дизайне визуальных элементов городского бренда и обосновывает, как культурные символы транслируются в образ города. Применяется метод, сочетающий теоретические исследования с анализом конкретных случаев: сбор и анализ успешных практик (Бишань, Людуань, Юньнань). Также семиотический анализ: интерпретация культурных символов через призму теории знаков (например: маски Нуо как знаки ритуального наследия). Визуальный анализ ритмики орнаментов Людуань. Полевое исследование на этапе «культурной очистки». Исследование показало, что традиционные культурные ресурсы не только укрепляют узнаваемость городской культуры посредством научной визуальной реконструкции, но и расширяют коммуникационный путь системы бренда. В данной статье представлены теоретическое обоснование и методические рекомендации по визуальному конструированию городских брендов, а также рассматривается проектный путь, позволяющий расширить возможности современного выражения культурного наследия. Научная новизна исследования заключается в преодолении традиционной линейной модели «извлечение элементов - простое применение» за счёт интеграции трёх взаимосвязанных процессов: декодирования культурного ядра, современной дизайн-реконструкции и оптимизации коммуникативной эффективности. Автор разрабатывает трёхэтапную визуальную модель («культурная очистка - формальная реконструкция - визуальная коммуникация»), систематизирующую логику трансляции наследия в городском брендинге, а также предлагает три конкретных метода - символьную очистку, реструктуризацию орнаментов и цветовую адаптацию, - для повышения эффективности и применимости теории. При этом формулируются четыре принципа визуальной стратегии: упрощение, семантическая согласованность, современная эстетика и системное единство. Даны рекомендации для интеграции культурного наследия в визуальные системы разнотипных городских брендов.

Издание: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Выпуск: № 7 (2025)
Автор(ы): Гао Гуанминь
Сохранить в закладках
Комплексный подход и схема художественной коммуникации (авторская концепция на материале текстов Меира Шалева) (2025)

В статье предлагается оригинальная схема художественной коммуникации. Автор считает, что теория коммуникации довольно хорошо разработана. В ней построены ряд моделей коммуникации, как правило, основанные на нескольких подходах (главные - семиотический, информационный, социально-психологический, инженерный), но с акцентом на каком-то одном. Подходы задают соответствующие проекции художественной коммуникации. Предложенную новую схему автор назвал комплексной, она построена в рамках авторской концепции «методологии с ограниченной ответственностью». Особенность этой концепции - анализ мышления и творчества (в данном случае, естественно, в искусстве), опосредованный культурологией, семиотикой, психологией личности. Комплексная схема художественной коммуникации включает в себя четыре проекции: семиотическую, художественной реальности, социально-психологическую и духовную (речевую). В зависимости от типа изучаемого произведения или художественного феномена, а также особенностей исследовательской задачи на первый план будут выходить те или иные проекции, а остальные проявляются в структуре содержания. Понятие лексикода У. Эко позволяет анализировать художественную коммуникацию в рамках семиотического подхода, но автор считает, что если стоит задача уяснения сущности искусства и особенностей художественных произведений, семиотический подход явно недостаточен. Намечаются четыре послойные реконструкции художественной коммуникации: первая, произведение как художественная реальность (первая проекция); вторая, произведение как реализация выразительных средств (семиотическая проекция); третья, произведение как способ социализации (третья проекция); четвертая, нарратив (речь) художника как условие его контакта со зрителями (четвертая проекция). При этом в качестве эмпирического материала используются кейсы из романов Меира Шалева «Вышли из леса две медведицы», «Фонтанелла» и «Эсав», а также интервью Шалева данное журналу «Лехаим». Автор утверждает, что, учитывая семиотический и антропологический характер искусства, оно во многом сводится к художественной коммуникации.

Издание: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Выпуск: № 6 (2025)
Автор(ы): Розин Вадим Маркович
Сохранить в закладках
Схема, модель, произведение, проект (анализ семиотических и эпистемических различений и связей) (2025)

В статье анализируются семиотические понятия знак, знание, схема, а также понятия модель, художественно произведение, проект. Указываются три уровня реконструкции этих понятий: структурный (например, понятие знак задается как структура, содержащая собственно «знак», его «значение» и «смысл», «денотат»; при этом в разных семиотических концепциях структура знака различна), коммуникационный (участники коммуникаций, создаваемый, передаваемый и понимаемый текст), модальный в отношении определенной реальности бытия (языковой, условной, виртуальной, как симулякр или, наоборот, реальные события мира). Заявленный подход автор реализует на материале фрагмента произведения Марка Твена «Янки при дворе короля Артура». В этом фрагменте (тексте МТ) последовательно выделяются и реконструируются перечисленные понятия. Результат реконструкции изображается для оперативных целей и лучшей наглядности в таблицах. Обсуждает обусловленность становления анализируемых понятий временем и культурой, при этом различается семиотическая технология и гуманитарные и исторические исследования, предполагающие реконструкцию социокультурного контекста семиотических понятий. Продумывая условия становления данных понятий, включающие также характер европейской культуры и ее развития, автор приходит к гипотезе, что сложившийся в истории социокультурный контекст рассматриваемых представлений неотделим от их сущности, что когда он элиминируется, эти понятия редуцируются до уровня семиотической технологии, чем и воспользовался Марк Твен в романе «Янки при дворе короля Артура». Писатель в художественной форме проделал социальный эксперимент, чтобы посмотреть, что получится, если будущее вторгается в прошлое, заставляя его развиваться семимильными шагами, игнорируя традиции и возможности людей (сначала будущее побеждает и перекраивает всю жизнь, но рано или поздно маятник начинает идти в другую сторону, снося все новшества). В конце статьи на примере подросткового переживания К. Юнга иллюстрируется необходимость анализа жизненного контекста понятия схемы. И во многих других случаях, если речь идет о гуманитарных исследований и практиках, необходима реконструкция социокультурного контекста перечисленных понятий.

Издание: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Выпуск: № 5 (2025)
Автор(ы): Розин Вадим Маркович
Сохранить в закладках