Статья раскрывает проблему потенциала нового обязательного учебного курса «Основы российской государственности». Акцент сделан на реализации воспитательного потенциала, формировании патриотических компетенций у студентов, метапредметных и межпредметных связях нового курса, гражданственности. Проанализирован опыт проведения практических и лекционных занятий. На основе анкетирования студентов подведены промежуточные итоги, выработаны рекомендации и предложения по корректировке основного содержания учебного курса.
В статье поставлены четыре принципиальных вопроса, ответы на которые позволят дать ответ на вопрос, заявленный в названии статьи «кто отвечает в школе за формирование компетенции защиты Родины, патриотической культуры: первый вопрос: является ли проблема защиты Родины предметной, или ее следует рассматривать как проблему междисциплинарную, межпредметную, интегративную, в решении которой будут задействованы все предметы школьной программы; второй вопрос: как организовать образовательный (воспитательный) процесс формирования патриотической культуры в школе; третий вопрос связан с оценкой достижения прогнозируемого результата - формирования патриотической культуры; и наконец, четвертый вопрос: кто из педагогов отвечает за формирование компетенции защиты Родины: это учитель отдельного предмета, такого как «Основы безопасности и защиты Родины», или весь педагогический коллектив школы? В статье сделана попытка ответа на поставленные вопросы с точки зрения научных публикаций по философии, психологии и педагогике, а также по результатам социально-педагогического исследования отношения педагогов к введению обновленного курса «Основы безопасности и защиты Родины», к проблеме формирования патриотической культуры и опыта педагогической деятельности в области патриотического воспитания.
В статье обозначена актуальность использования религиозных памятников в патриотическом воспитании обучающихся, проведен анализ имеющихся теоретических источников. Помимо теоретического изучения вопроса в работе рассмотрен практический опыт Российского православного университета святого Иоанна Богослова в реализации просветительского проекта «Памятники религиозной культуры в жизни современной молодежи».
В статье обосновывается важность патриотического воспитания молодого поколения россиян в современных геополитических условиях и раскрывается значение личности учителя как образа-образца подлинного патриота России в формировании патриотического сознания, гражданской идентичности, патриотической культуры обучающихся. Раскрывается роль патриотической позиции педагога в воспитании патриотизма молодого поколения. Аргументируется, что содержание патриотической позиции учителя определяют отношения, основания которых образуют ценности, ключевой из которых является патриотизм. Осуществляется анализ понятия «патриотизм» на уровне философского, социологического, психологического и педагогического научного знания. Обосновывается, что на философском уровне патриотизм понимается как базовая нравственная ценность и принцип ответственности перед Родиной; на социологическом уровне - как механизм сплочения общества и формирования гражданской идентичности; на психологическом уровне - как личностная установка, чувство, мотив, определяющие отношение к Родине; на педагогическом уровне патриотизм связан с патриотическим воспитанием обучающихся через образовательную деятельность. Выявляется то общее, что объединяет философию, социологию, психологию и педагогику в понимании феномена патриотизма - его трактовка как ценности. Приводятся доказательства того, что патриотизм в статусе ценности определяет аксиологические основания патриотической позиции учителя: становится важным элементом аксиосферы педагога; обусловливает мировоззрение учителя, задавая основу для становления его осознанной патриотической позиции; определяет структуру и содержание педагогической деятельности по патриотическому воспитанию обучающихся; обеспечивает эффективную трансляцию педагогом молодому поколению гражданских и нравственных смыслов патриотизма.
Статья посвящена исследованию динамики эмиграционных настроений среди российских граждан в период с 2020 по 2025 г. На основе анализа данных ВЦИОМа, Левада-Центра, Института Гэллапа авторы выявляют тенденции снижения эмиграционного потенциала на фоне значимых внешнеполитических и внутренних событий. Особое внимание уделяется влиянию факторов пандемии коронавируса, проведения специальной военной операции, внутренней мобилизации и повестки дня на общественные установки. Результаты показывают, что, вопреки классическим моделям push-pull миграции, эмиграционные намерения граждан России достигли исторического минимума. Объяснение видится в усилении патриотических настроений, консолидации общества и переоценке ценности гражданства в условиях мировой конфронтации.
В статье рассматриваются основные вызовы, с которыми сталкивается современная российская молодежь. Автор отмечает, что данная проблема достаточно широко освещается в отечественном научном дискурсе. Предложена авторская классификация вызовов, включающая экономические, социально-психологические и политические. Отдельное внимание уделено политической коммуникации молодежи с представителями власти, в т. ч. посредством сети Интернет. Автор анализирует результаты социологических опросов молодежи в регионах России и полагает, что молодежная политика должна учитывать плюрализм ценностей и мнений молодых людей.
В статье рассматриваются понятие и сущность патриотического воспитания молодежи, затрагиваются проблемы повышения уровня вовлечения молодого поколения в политические процессы посредством патриотического воспитания. Автор анализирует критерии и показатели патриотической воспитанности на основе использования информационно-коммуникационных технологий. Актуальным становится переосмысление культурного и политического многообразия процессов жизнедеятельности и их влияния на развитие общества. Растущее стремление к сохранению самобытности и возрождению традиционных ценностей делает данное исследование особенно актуальным, поскольку оно раскрывает механизмы взаимодействия между культурно-политическим наследием и потенциалом социума.
В статье представлены результаты исследования, отражающего опыт Дальневосточного федерального округа по формированию гражданственности и патриотизма у детей и молодежи. Актуальность затронутой проблемы обусловлена нарастающим внешним деструктивным информационно-психологическим воздействием на жителей российского Дальнего Востока. Среди социально-демографических групп-мишеней такого воздействия - молодежь, среди территориальных объектов - ряд конкретных территорий. В этих условиях исследовательский и практический опыт ДФО, направленный на формирование гражданственности и патриотизма молодого поколения, приобретает особое значение.
Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как проблема патриотического воспитания в России в период с 1990-е по 2000-е гг., когда отсутствовала единая государственная политика в области патриотического воспитания детей и молодёжи, и последствия его отсутствия. При этом внимательно исследуется вопрос о возможной взаимосвязи между указанным пробелом в государственной политике и протестных настроений и мероприятий в российском обществе, которые активно себя проявили в ходе серии митингов на Болотной площади в Москве в 2011 г. и в последующие годы. Также автор уделил особое внимание современному состоянию государственной патриотической политики и её взаимосвязи с внутренним укреплением российского общества в настоящий момент. В основу исследования легли статистические данные, которые были выявлены в рамках социологических исследований, о демографических показателях лиц, участвовавших в протестных движениях, а также относящих себя к патриотам, а также сравнительный анализ данных. Новизной проведённого исследования является выведение закономерности между отсутствием единой государственной политики в области патриотизма в период между 1990-ми и 2000-ми гг. и ряда событий в виде серии митингов, начиная с Болотной площади, заканчивая митингами, направленными против проведения специальной военной операции. Так же в качестве вывода автор отметил, что для устойчивого развития государства необходимо проведение патриотической политики, которая консолидирует общество и делает его более устойчивым от внешних и внутренних деструктивных идей и движений. Современная политика патриотического воспитания явно даёт свои положительные результаты, она обусловлена закономерностями развития общества. Эти результаты наглядны прослеживаются в увеличении количества лиц, которые причисляют себя к патриотам страны, а также увеличении числа волонтёров, которые готовы оказать реальную поддержку и помощь без какого-либо вознаграждения. Тем не менее актуальным видится придание системности этой работе на всех уровнях власти.
Введение. В данной статье предпринята попытка проанализировать патриотизм как этико-социальный феномен. Предметом исследования является содержание древнего философского трактата Кун-цзы цзя юй (Речи школы Конфуция), который атрибутируется как конфуцианский текст. Теоретический анализ. Основой для развития патриотизма в Кун-цзы цзя юй служат конфуцианские добродетели: сыновняя почтительность, человеколюбие, преданность и др. Патриотизм несет в себе идентификационную, регулятивную, гармонизирующую, интегративную функции, а также функцию этического самосовершенствования для индивида. Носителями патриотических идей выступают конфуцианские благородные мужи, а конечной целью патриотических поступков являются принесение пользы своему государству, умиротворение Поднебесной и личное моральное саморазвитие. Будучи частью политической доктрины конфуцианства, патриотизм как этико-социальный феномен с древности занимал важное место в научных изысканиях видных философов и со временем стал мощной духовной силой китайской нации.
Заключение. Роль патриотизма как основы стабильности социума, духовного подвига личности сложно переоценить и в то же время ее необходимо детально анализировать и осмысливать в разные исторические периоды, учитывая специфику текущей мировой обстановки. Патриотизм в современном китайском обществе является мощной консолидирующей и духовной силой для многонационального народа.
Статья посвящена исследованию феномена «государственно-патриотическое воспитание». Целью статьи является анализ подходов отечественных ученых к рассматриваемому явлению и определение сущности, структуры и особенностей государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи морского университета. Применены педагогические методы: изучение и анализ научной литературы, контент-анализ научных публикаций, синтез, обобщение, конкретизация, беседа, опрос. Результат исследования - обоснованы и раскрыты сущность и компоненты государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи морского университета; систематизированы характерные особенности изучаемого явления. Материалы и выводы обладают научной новизной, теоретической и практической значимостью и являются основой для разработки концепции государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи. Они будут востребованы учеными и исследователями, преподавателями высшей и средней профессиональной школы, организаторами патриотического воспитания учащейся молодежи для проведения научных изысканий, организации воспитательно-патриотической работы.
Актуальность исследования обусловлена современными реалиями трансформации ценностно-смысловой сферы нашего общества (прежде всего молодежи), связанной с сохранением и укреплением традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Ценностный выбор человека по-прежнему остается одной из основных проблем, интересующих современную педагогическую аксиологию. Очень важно, какие ценности будут определяющими для личности, особенно на этапе своего профессионального становления. Особое место в формировании ценностных ориентаций обучающихся вузов, в том числе военных, занимает ценностный потенциал дисциплин гуманитарного цикла. В современных условиях прослеживается отсутствие баланса гуманитарных дисциплин, что может привести к снижению их популярности среди обучающихся и ослаблению гуманитарной подготовки в военном образовании.
Цель: обоснование роли дисциплин гуманитарного цикла в контексте формирования ценностных ориентаций будущих офицеров в условиях военного вуза.
Результаты: установлено, что актуализация аксиологического потенциала учебных дисциплин гуманитарного цикла, содержательное наполнение структуры курсов дисциплин традиционными российскими ценностями с учетом опыта специальной военной операции, способствуют формированию у обучающихся осознанного отношения к защите Отечества и личной ответственности за его судьбу. Доказана эффективность внедрения в образовательный процесс военного вуза новой дисциплины «Основы российской государственности». Основные выводы: преподавание дисциплин гуманитарного цикла в условиях военного вуза является ключевым фактором духовнонравственного развития военных специалистов. Показано, что преподавание дисциплины «Основы российской государственности» в военном вузе способствует совершенствованию содержания и повышению эффективности учебно-воспитательного процесса высших военных образовательных учреждений. Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы при организации образовательного процесса военных вузов в области гуманитарной подготовки будущих офицеров.