КРИМИНАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ И КРИМИНОГЕННЫЕ РИСКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (2024)

Введение: статья посвящена рассмотрению проблемных вопросов защиты несовершеннолетних от деструктивного влияния цифровых технологий, выявлению криминальных угроз и криминогенных рисков в условиях цифровой трансформации и поиску правовых решений для снижения криминальных угроз и криминогенных рисков.

Материалы и методы: материалами исследования послужили: законодательная база, составляющая правовую основу обеспечения криминологической безопасности несовершеннолетних, результаты проведенного социологического исследования, статистические показатели зарегистрированных преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних с использованием цифровых технологий. В качестве методологического инструментария выступили эмпирический и лингвистический методы познания, научно-аналитический подход, а также специально-юридические методы: социологический, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.

Результаты исследования: на основании результатов исследования криминальных угроз и криминогенных рисков бесконтрольного использования несовершеннолетними сети Интернет, социальных сетей и мессенджеров и итогов анкетирования несовершеннолетних по данной проблематике проведен анализ, позволивший прийти к выводу, что количество преступлений, совершаемых с использованием цифровых технологий в отношении несовершеннолетних, имеет тенденции к росту в 2023 г., как и в предыдущие годы. Особую опасность в настоящее время представляет сексуальное насилие в отношении несовершеннолетних в цифровой среде, поскольку именно оно наносит существенный ущерб физическому, половому, психологическому и моральному развитию формирующейся личности несовершеннолетнего. Снижение этого вида преступности потребует особого внимания и подхода к взаимодействию правоохранительных органов с операторами сетей и провайдеров с целью построения качественной и действенной системы регулирования потребления информационной продукции несовершеннолетними, которая не сможет нанести вред развитию подрастающего поколения.

Обсуждение и заключение: в тексте статьи, с учетом исследования современного состояния криминальных угроз личности несовершеннолетнего и криминогенных рисков, посягательств на его биосоциальную сущность с использованием цифровых технологий, низкой раскрываемости и высокого уровня латентности данного вида преступности, обоснована необходимость модернизации образовательного процесса подготовки специалистов, работающих с несовершеннолетними, а также обучения родителей; подготовки несовершеннолетних к пользованию сетью Интернет, социальными сетями и мессенджерами; взаимодействия правоохранительных органов на межведомственном, внутриведомственном и международном уровнях.

Издание: ВЕСТНИК КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
Выпуск: Т. 15 № 2 (56) (2024)
Автор(ы): ПИНКЕВИЧ ТАТЬЯНА ВАЛЕНТИНОВНА
Сохранить в закладках
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ (2025)

Статья посвящена вопросам совершенствования уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних с учетом международных стандартов. Исследуются ключевые принципы, закрепленные в международных правовых актах, таких как Конвенция о правах ребенка и Пекинские правила, и анализируется степень их имплементации в российское законодательство. Особое внимание уделено проблемам индивидуализации ответственности, внедрения восстановительных технологий, подготовки специалистов и организации правовой помощи подросткам. Делается вывод о необходимости комплексного подхода, сочетающего правовые, психологические и социальные аспекты, для эффективной защиты прав несовершеннолетних в уголовном процессе.

Авторами отмечено, что совершенствование уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних требует комплексного подхода, который бы учитывал как международные стандарты, так и специфику национальной правовой системы. Важным шагом на этом пути является внедрение восстановительных технологий, обеспечение доступности квалифицированной юридической помощи, создание системы мониторинга и оценки эффективности применяемых мер, а также подготовка специалистов, обладающих необходимыми знаниями и навыками для работы с несовершеннолетними.

Издание: ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Выпуск: № 2 (9) (2025)
Автор(ы): МИРОНЧУКОВСКАЯ В.В., СЕРОПЯН А.С.
Сохранить в закладках
ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ВОСПИТАННИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ: АНАЛИЗ, ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ (2024)

Введение: в статье на основе проведенного исследования профилактики противоправного поведения несовершеннолетних, находящихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представлен анализ преступных деяний, совершаемых в отношении таких детей, а также причины и условия, им способствующие. Особое внимание обращено на проблемы предупреждения совершения преступлений в отношении воспитанников указанных учреждений.

Материалы и методы: в качестве материалов в статье использованы результаты исследований других авторов, официальные данные ГИАЦ МВД России за 2021 - 2022 гг. о преступлениях, совершенных в отношении несовершеннолетних, и о потерпевших несовершеннолетних, а также информационные материалы, представленные региональными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (31 субъект) и территориальными органами внутренних дел Российской Федерации (56 субъектов) в части совершения преступлений в отношении исследуемой категории лиц. В качестве методологической основы исследования использованы диалектический метод познания, анализ, формально-логический и статистический методы.

Результаты исследования: установлены сходства (по характеру преступных деяний) с результатами исследований других авторов и отличия (по преобладающим видам преступлений).

Обсуждение и заключение: на основании полученных результатов сделаны выводы о необходимости профилактики причин и условий, способствующих совершению преступлений в отношении воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Издание: ВЕСТНИК КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
Выпуск: Т. 15 № 1 (55) (2024)
Автор(ы): КРЫМОВ ВИТАЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Сохранить в закладках
ПРАВОНАРУШЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, СВЯЗАННЫЕ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ: ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ (2025)

Введение: в статье представлена общая характеристика профилактики незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ среди несовершеннолетних. Подробно изучены общая и индивидуальная профилактика, рассмотрен вопрос о применении метода убеждения как способа влияния на несовершеннолетних.

Материалы и методы: методологической основой исследования выступили общенаучные и частнонаучные методы познания, в том числе диалектико-материалистический, сравнительно-правовой и формально-логический. Эмпирическую основу исследования составили статистические и аналитические данные о незаконном обороте наркотиков, опубликованные в статистических отчетах и периодической печати, анализ практики деятельности органов внутренних дел.

Обзор литературы: в рамках статьи проанализированы законодательство Российской Федерации, научные труды российских ученых по теме исследования.

Результаты исследования: установлено, что проблема нелегального оборота наркотических средств не является новой, но по-прежнему остается актуальным социальным явлением как в России, так и в мире, которое обусловливает совокупность антиобщественных деяний и выражается в форме болезненной зависимости человеческого организма от систематического приема наркотических средств и психотропных веществ.

Обсуждение и заключение: в результате исследования аргументируется вывод, согласно которому профилактику противоправных деяний, совершаемых несовершеннолетними, в сфере незаконного потребления и оборота наркотических средств необходимо осуществлять посредством реализации мер, принимаемых как со стороны субъектов государственной системы профилактики, так и родителей (законных представителей), акцентируя внимание на использовании информационных технологий. Перспективными практиками по работе с молодым поколением являются современные активности Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых», занимающего лидирующее положение по количеству вовлеченных в свои ряды несовершеннолетних. Стратегически важно выстраивать точечное взаимодействие с руководителями детских общественных объединений по мотивации несовершеннолетних на включение их в полезную деятельность. Как показывает практика, в регионах, где вопросам досуга несовершеннолетних уделяется повышенное внимание, степень их криминальной активности имеет выраженную тенденцию к снижению.

Издание: ВЕСТНИК КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
Выпуск: Т. 16 № 2 (60) (2025)
Автор(ы): ТКАЧЕНКО ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ, КОЛЕНИЧЕНКО ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ, ШУМСКИЙ ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ
Сохранить в закладках
НАМЕТИВШИЕСЯ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ КИБЕРПРЕСТУПНОСТИ (2025)

Выявлены основные факторы, оказавшие непосредственное влияние на неконтролируемый рост совершаемых преступлений в современном киберпространстве; установлена причинно-следственная связь между общемировыми событиями и неконтролируемым ростом киберпреступности в период с 2020 г. по настоящее время; проведен скрупулезный анализ статистических данных, представленных компетентными органами иностранных государств и международных организаций, относительно роста совершаемых киберпреступлений в течение последних трех лет; изучена структура исследуемого явления; раскрыты основные характеристики, присущие такому негативному явлению современности, как киберпреступность.

Издание: ЯЗЫК, КОММУНИКАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА
Выпуск: № 23 (2025)
Автор(ы): Шестак Виктор Анатольевич, ЧЕБОТАРЬ А.С.
Сохранить в закладках
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СОЗДАНИЮ КЕЙСОВ ПО РАННЕЙ ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ (2025)

В статье раскрывается проблема использования образовательных технологий в процессе подготовки студентов педагогического вуза к осуществлению деятельности по ранней профилактике противоправного поведения несовершеннолетних на примере технологии кейсов. Дается описание технологии обучения студентов созданию кейсов по ранней профилактике противоправного поведения школьников. Данная технология позволяет вовлечь студентов в решение поставленной проблемы, осмыслить свою роль и место в осуществлении профилактики. В статье дается анализ этапов внедрения технологии кейсов в процесс обучения в вузе, в рамках которых будущие педагоги не только анализируют проблемы, предлагают способы их решения в предложенном преподавателем кейсе, но и создают на основе личной педагогической практики собственные кейсы. Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что использование технологии кейсов не только в контексте решения, но и его создания способствует включению обучающихся в процесс собственного образования, где они обмениваются опытом, создают образовательные смыслы, что повышает не только деятельностный, но и мотивационный компонент подготовки к осуществлению ранней профилактики противоправного поведения школьников.

Издание: МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Автор(ы): Красникова Арина Васильевна
Сохранить в закладках
Особенности переживания тревожности и одиночества как предикторы употребления ПАВ у подростков (на материале анкетирования зависимых 12-18 лет) (2025)

Исследование посвящено описанию особенностей переживания одиночества и тревожности подростками старшей и младшей возрастных групп, употребляющих ПАВ и находящихся на реабилитации в наркологическом центре. Объектом исследования стали особенности переживания одиночества и тревожности, предметом - их предиктивная роль в формировании зависимости от ПАВ у подростков разных возрастных групп. Целью исследования является выделение особенностей переживания одиночества и тревожности у подростков, употребляющих ПАВ. Новизна проведенного исследования заключается в непосредственном изучении подростков, страдающих от химической зависимости и находящихся в процессе реабилитации. Для проведения исследования нами были использованы методики: оценка субъективного переживания одиночества Д. Рассела, М. Фергюсона (UCLA); шкала тревоги А. Бека (BAI); шкала явной тревожности для подростков А. М. Прихожан. Участниками исследования стали 50 подростков (25 мальчиков и 25 девочек, из них 20 младшего подросткового возраста - 10 мальчиков и 10 девочек - и 30 старшего подросткового возраста - 15 мальчиков и 15 девочек), употребляющих различные виды ПАВ и находящихся на реабилитации в наркологических центрах. Выборка респондентов максимально упорядочена по половозрастному и социодемографическим критериям (полные семьи, средний уровень достатка, постоянное проживание в Москве и/или Московской области, регулярное употребление ПАВ одного типа). В результате исследования нами были выявлены устойчивые особенности в переживании тревожности и субъективного переживания одиночества: мальчики-подростки обеих возрастных групп более склонны к переживанию одиночества как непонимания со стороны окружающих и среднему уровню проявления тревожности, тогда как уровень тревожности девочек-подростков значительно выше и связан с проявлением шкалы социальной желательности. При этом подростки младшей возрастной группы склонны к более высокому уровню тревожности, а подростки старшей - к более глубоким переживаниям субъективного одиночества в аспекте нарушения социальных взаимодействий.

Издание: ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕХНИКА
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Комиссарова Ольга Андреевна, Милованова Ольга Андреевна
Сохранить в закладках
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КОЛЛЕДЖА (2024)

Введение. На сегодняшний день в Российской Федерации существует серьезная проблема относительно детской преступности и иного противоправного поведения.

Теоретический анализ. Деятельность по профилактике и предотвращению детских правонарушений ведется государственными органами, однако, чтобы искоренить данную проблему, к ней надо подходить комплексно. Профилактическая работа на данный момент закреплена за различными учреждениями, в том числе образовательными. В настоящей статье рассмотрены основные особенности профилактической работы среди студентов средних учебных заведений; дано определение девиантному поведению подростков. Изучены основные виды форм, методов и приемов профилактической работы педагога; выделены ключевые направления работы по профилактике противоправного поведения подростков. Дано понятие «средства профилактики», перечислены их виды. Подчеркнута важность умения педагога правильно, ярко и глубоко выражать свои мысли в ходе профилактической работы с подростками.

Заключение. Обосновывается необходимость ведения систематической и непрерывной профилактической работы среди студентов средних профессиональных образовательных организаций. Отмечается важность участия и активного взаимодействия в данном процессе именно педагогов и педагогов-психологов.

Издание: ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Выпуск: Т. 24 № 3 (2024)
Автор(ы): БАЛАНДИН АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Сохранить в закладках
Публичные библиотеки: читатели и книги. Тематическое исследование услуг для несовершеннолетних читателей в провинции Гуандун (Китай) (2024)

Цель статьи – прояснить эволюцию таких понятий как «читатели» и «книги» для публичных библиотек. Исследование сосредоточено на развивающемся сегменте посетителей библиотек – несовершеннолетних читателях. На примере библиотечных услуг, оказываемых в китайской провинции Гуандун несовершеннолетним, рассматривается и обсуждается роль публичных библиотек в установлении между читателями и книгами эффективных связей, которые будут способствовать устойчивому развитию библиотечного обслуживания. Представлен опыт реализации двух библиотечных проектов: «21-дневный вызов чтению» и «Я – владелец библиотеки», но реализуются и другие проекты, направленные на популяризацию чтения среди юных пользователей. Актуальность темы обусловлена острой проблемой кризиса чтения, с которой сталкиваются все публичные библиотеки сегодня; поиском путей привлечения в библиотеки потенциальных читателей, которые могут быть незнакомы с библиотеками или не испытывать энтузиазма по поводу чтения. Помимо проведения разнообразных мероприятий по чтению, сосредоточенных на литературных ресурсах, существует необходимость в разработке целевых программ, адаптированных к конкретным характеристикам аудитории. Эти стратегические проекты, направленные на приобщение более широкого круга новых читателей к эффективным и научно обоснованным инициативам по продвижению чтения, заслуживают внимания публичных библиотек. Автор приходит к выводу, что публичные библиотеки должны практически адаптироваться к постоянно меняющейся окружающей среде, новым технологиям и появляющимся информационным потребностям.

Издание: БИБЛИОСФЕРА
Выпуск: №1 (2024)
Автор(ы): Лин Сонг
Сохранить в закладках
Структура и содержание программы профилактики асоциального поведения несовершеннолетних на основе аксиологического подхода (2025)

Предметом исследования является разработка, содержание и пути реализации программы профилактики асоциального поведения несовершеннолетних. Данная программа основана на аксиологическом подходе, включает формирование ценностных установок, методические рекомендации и тематический план. Ее целью является формирование и развитие у несовершеннолетних устойчивых просоциальных ценностных установок и соответствующих им моделей поведения. Программа предназначена для работы с несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет. Указанная программа включает диагностику ценностных установок, формирование нравственных ориентиров, развитие социальных навыков и профилактику асоциального поведения. Внедрение программы профилактики асоциального поведения способствует снижению уровня асоциального поведения, укреплению морально-этических норм и улучшению социальной адаптации несовершеннолетних. Программа может быть полезна педагогам, психологам, социальным работникам и другим специалистам, занимающимся профилактикой асоциального поведения среди несовершеннолетних. Основными методами исследования являются методы проектирования и моделирования деятельности, методы анализа и синтеза теоретических данных, педагогического эксперимента, анкетирования, наблюдения, анализа результатов внедрения программы. Новизна исследования заключается в разработке программы профилактики асоциального поведения несовершеннолетних, основанной на аксиологическом подходе. Используемый аксиологический подход предполагает ориентацию на формирование у несовершеннолетних системы ценностных установок, способствующих предотвращению асоциального поведения. Программа включает уникальный тематический план, направленный на формирование конкретных ценностных установок, а также методические рекомендации для субъектов, осуществляющих педагогические функции при реализации разработанной программы. Теоретическая значимость состоит в обосновании эффективности аксиологического подхода как средства профилактики асоциального поведения. Указанная программа может быть рекомендована для внедрения в образовательных учреждениях, социальных службах и других организациях, работающих с несовершеннолетними. Систематическая, последовательная работа по данной программе позволит создать условия для полноценного личностного развития несовершеннолетних.

Издание: ПОЛИЦЕЙСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Зяблова Анастасия Геннадьевна
Сохранить в закладках
Правовые аспекты защиты прав детей в цифровом пространстве (2025)

В статье рассмотрены проблемы формирования безопасного цифрового пространства для гармоничного развития и воспитания несовершеннолетних. Предметом исследования являются правовые акты, регламентирующие основные направления государственной политики в рассматриваемой сфере, а также угрозы, связанные с неправомерным использованием сети «Интернет» и мероприятия, реализуемые в целях предупреждения и пресечения их общественно-опасных последствий. Основная проблематика определена неурегулированностью вопросов взаимодействия несовершеннолетних с большим объемом информационного пространства и отсутствия понимания алгоритма конкретных действий, необходимых в различных ситуациях при появлении угроз, способных причинить вред нравственному и физическому здоровью детей. Международные объединения, органы государственной власти, общественные организации и родительское сообщество заинтересованы в создании условий для формирования у детей навыков самостоятельного, осознанного и ответственного использования информационной продукции, защиты несовершеннолетних от внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия. В ходе исследования были использованы общенаучные методы (дедукция, системный и логический анализ) и специальные методы: статистический метод, нашедший применение при изучении качественных и количественных показателей уровня вовлечения несовершеннолетних в цифровое пространство, а также правовой анализ законодательства. Новизна исследования заключается в анализе правовых актов и различных программ, реализуемых в Российской Федерации, которые направлены на выявление, предупреждение и пресечение угроз информационной безопасности детей, а также созданию информационной продукции, способствующей личностному развитию подрастающего поколения. В результате проведенного исследования, учитывая основные риски, с которыми может столкнуться ребенок при взаимодействии с цифровым пространством, авторы пришли к выводу о необходимости повышения уровня защиты прав несовершеннолетних в цифровой среде путем реализации мероприятий в сфере информационной безопасности для детей и их родителей, тесного взаимодействия государственных органов и общественных организаций, а также создания понятного алгоритма действий в случае возникновения информационных угроз, способствующих деструктивному воздействию на детей.

Издание: ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Подустова Оксана Леонидовна, Чурочкина Анастасия Алексеевна
Сохранить в закладках
Информационная безопасность сквозь призму теории Джеймса Биллингтона: «Пожар в сознании» и угрозы цифровой эпохи (2025)

В статье выделяются и анализируются современные угрозы информационной безопасности (кибератаки, манипуляции, утечки данных) и подчеркивается необходимость комплексного подхода, сочетающего технические, организационные и законодательные меры, развитие цифровой грамотности, критического мышления и философское осмысление вызовов цифровой трансформации для защиты информационного пространства. Особое внимание уделяется роли информационных технологий. Цель исследования заключалась в объяснении динамики цифровых угроз и разработке эффективных стратегий мер по их противодействию. Задачи исследования заключались в выявлении механизмов трансформации информации в инструмент манипуляции, анализе современных угроз и выработке рекомендаций по их противодействию. Предмет исследования в рамках предложенной концепции определяется как методологическая основа для анализа и изучения динамики цифровых угроз в современном контексте. В процессе написания работы применен системный подход, позволяющий выявить взаимосвязи между технологиями, психологией и политическими аспектами. Применялись методы: анализ и синтез, позволившие создать теоретическую основу исследования и выявить эволюцию распространения радикальных идей; сравнение, позволившее определить исторический аспект и особенности современных угроз; метафорический анализ, способствующий образному осмыслению социальных процессов. Научная новизна исследования заключается в обобщении мер по комплексному противодействию угроз информационной безопасности, выявлении особенностей информационных угроз на современном этапе развития общества и их трансформацию в социальных процессах, проведена их классификация, предложены рекомендации по их противодействию. В результате проведенного исследования установлено, что цифровые технологии не только предоставляют новые возможности для политической мобилизации и социальной коммуникации, но также и создают вызовы и угрозы, требующие детального изучения и принятия соответствующих мер реагирования. Информационные угрозы действуют по принципу «пожара», то есть быстро распространяются, имеют широкий географический охват территории и сложности в осуществлении контроля. В этой связи, в условиях цифровой эпохи феномен «пожар в сознании» трансформировался в инструмент глобальных угроз, что обуславливает необходимость применения комплексного и междисциплинарного подхода для эффективного их противодействия. В условиях глобализации и технологического прогресса понимание механизмов и последствий информационных угроз становится стратегически важным элементом для обеспечения безопасности общества и государства.

Издание: ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Матюхин Олег Игоревич
Сохранить в закладках