Успешное развитие экономики в современных условиях во многом определяется ее способностью воспроизводить инновации. В этой связи особое внимание и в научных исследованиях, и на практике уделяется развитию инновационного потенциала на различных уровнях экономики (макро-, мезо-, микро-) с тем, чтобы создать предпосылки для устойчивого инновационного развития. Реализация этого потенциала и его величина зависят от многих факторов. В статье анализируется взаимосвязь инновационного потенциала и уровня развития инновационной инфраструктуры экономики. Показано, что эти два элемента не только тесно связаны, но и оказывают друг на друга стимулирующее воздействие. Выявленные эффекты взаимного влияния инновационного потенциала и инновационной инфраструктуры могут быть учтены при реализации экономической политики, ориентированной на ускорение инновационного развития российской экономики.
Объектом исследования являются региональные бюджеты. Предметом исследования - расходы и доходы региональных бюджетов в Российской Федерации. Авторы осуществили исследование вопросов, связанных с управлением расходами и доходами региональных бюджетов в начале 2025 года. При этом в рамках раскрытия заявленной темы осуществляется акцентирование на региональных диспропорциям в темпах их роста. Особое внимание сконцентрировано на вопросах, связанных с потенциальными направлениями повышения прозрачности управления региональными бюджетами в современных социально-экономических условиях, отличающихся и позитивным, и негативным воздействием на динамику изменения показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Это дополнительно актуализирует значимость и актуальность исследования вопросов данной темы, в т. ч. с учётом складывающихся современных тенденций и действующего законодательства, а также национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года. Статья базируется на использовании комплекса методов: анализ и синтез данных, индукция и дедукция. В целях обеспечения наглядности полученных результатов применён графический инструментарий. Авторы базируют своё исследование на официальных данных единого портала бюджетной системы Российской Федерации за январь-май 2025 года. Научная новизна сопряжена с недостаточной изученностью в отечественной и зарубежной научной литературе вопросов, связанных с управлением доходами и расходами региональных бюджетов в 2025 году. В процессе проведенного исследования авторы предложили активнее применять как давно зарекомендовавшие себя инструменты (например, обзор бюджетных расходов и инициативное бюджетирование), так и новые (связанные, прежде всего, с проникновением искусственного интеллекта в обыденную жизнедеятельность и автоматизацией осуществляемых процессов). Реализация авторских предложений представляется крайне важной в контексте обеспечения достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года. Полученные результаты будут полезны к практическому использованию в деятельности Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства России, Минфина России и Минэкономразвития России, а также региональными органами государственной власти Российской Федерации в целях обоснования потенциальных направлений модернизации проводимой в регионе бюджетной политики.
В данной работе рассматриваются мотивы, процесс развития и глобальные последствия экономического и финансового сотрудничества между Китаем и Россией в период с 2014 по 2024 год. В условиях санкций западных стран против России она столкнулась с блокировкой на международном рынке и в финансовой системе, тогда как Китай, используя свои экономические преимущества, усилил торговое сотрудничество с Россией и содействовал внедрению механизма расчетов в национальных валютах. Сотрудничество между Китаем и Россией основано не только на экономической взаимодополняемости и торговых интересах, но и отражает стратегическую адаптацию двух стран к изменению мировой конфигурации сил. Это сотрудничество оказывает глубокое влияние на глобальную финансовую систему и способствует многополярности мировой экономики. В настоящем исследовании на основе теории реализма анализируются мотивы, развитие и влияние экономического и финансового сотрудничества между Китаем и Россией, рассматривается взаимодействие международных санкций и экономической стратегии, а также объясняется, как китайско-российское сотрудничество влияет на глобальную финансовую систему. Научная новизна данной статьи заключается в том, что период исследования данной статьи охватывает период с 2014 по 2024 год, который является наиболее репрезентативным и критическим десятилетием в развитии китайско-российского сотрудничества, и он полезен для анализа тенденций китайско-российского экономического и финансового сотрудничества. Выводы: Результаты исследования показывают, что китайско-российское сотрудничество не только ослабляет влияние западных санкций, но и способствует многополярному развитию мировой экономики, углубляя взаимодействие в различных сферах. По мере расширения сотрудничества между двумя странами их стратегическое партнерство укрепляется, а координация и взаимодействие в международных делах становятся более тесными. В будущем сотрудничество Китая и России будет двигаться в направлении большей диверсификации и институционализации, что повысит устойчивость и влияние обеих стран в глобальной экономической системе.
Нигерия, самая густонаселенная страна Африки, традиционно является получателем иностранной помощи. Только в 2023 году она получила более 4 миллиардов долларов официальной помощи в целях развития. Этот поток иностранной помощи направлен на поддержку усилий нигерийского правительства по решению серьезных социально-экономических проблем, таких как бедность, неадекватное медицинское обслуживание и нехватка рабочей силы. Однако, несмотря на значительный объем помощи, Нигерия продолжает сталкиваться с политическими и социально-экономическими вызовами. Среди ученых ведутся постоянные дискуссии о том, как международная помощь влияет на траекторию развития страны. Эти дебаты отражают сложную взаимосвязь между динамикой внешней помощи и политической экономикой Нигерии. Политические факторы также играют свою роль в определении политики и использования иностранной помощи, оказывая непропорционально большое влияние на некоторые регионы по сравнению с другими. Коррупция и неэффективное управление в Нигерии препятствуют использованию помощи для выгодных инвестиций, что ограничивает её экономические выгоды. Данное исследование посвящено анализу влияния иностранной помощи на развитие страны, и основано на тематических исследованиях, теоретической базе и обзоре литературы. В исследовании используется политэкономический подход, который подчёркивает взаимосвязь политических, экономических и социальных факторов, определяющих результаты развития. Уникальность этого исследования заключается в сочетании существующей литературы с углублёнными тематическими исследованиями, что позволяет глубже понять особенности предоставления помощи в нигерийском контексте. Теоретические основы, такие как институциональная теория, рассматриваются в контексте реальных примеров, таких как Программа реинвестирования субсидий и расширения прав и возможностей (SURE-P) и Цели развития тысячелетия (ЦРТ). Это обеспечивает комплексный анализ вопросов управления, подотчётности и устойчивости помощи. Результаты этого исследования свидетельствуют о том, что для повышения прозрачности и подотчетности в области помощи необходимо укрепить институциональные основы, улучшить системы сбора и мониторинга данных и способствовать более тесному сотрудничеству между государством, гражданским обществом и иностранными донорами. Это исследование предоставляет ценную информацию для политиков и специалистов по развитию, стремящихся максимально увеличить положительное влияние иностранной помощи на устойчивое развитие Нигерии.
Цель исследования - сформировать системное представление о потенциально возможных импульсах для развития взаимовыгодного сотрудничества Российской Федерации и стран ближнего зарубежья. Задача исследования - выявить основные тренды, влияющие на финансовую политику этой группы стран.
Методология - заключается в применении методов общеэкономического анализа с учетом специфики деятельности национального регулирования. Изучены данные национальной статистики стран, дополняемые аналитическими макроэкономическими обзорами и анализом национальных документов стратегического планирования, регламентирующих рассматриваемую сферу отношений.
Результаты. Представлено систематизированное описание процессов, наблюдаемых в экономике стран ближнего зарубежья; оценена внешнеэкономическая позиция стран; систематизирована информация о основных приоритетных направлениях стратегического характера, выбираемых в изучаемых странах.
Выводы. Полученные результаты исследования позволяют сформировать однозначный вывод о том, что страны ближнего зарубежья переживают непростой этап своего развития, связанный с торможением роста экономики, сокращением возможностей извлечения выгод от имеющейся внешнеторговой специализации. Страны осознают ограничения своего развития и активно формируют стратегические приоритеты, способные, по их мнению, сформировать импульс для выхода на новый, устойчивый уровень экономического роста. Учет этих фактов представляется крайне важным для целей уточнения современной российской политики финансового сотрудничества с этими странами.
The article presents a historical study of two theories of economic management. In the course of development of world economic research, two cardinally different methods of economic regulation stood out. The first one is considered in detail by A. Smith in his seminal work “Wealth of Nations”. The second method is associated with the works of the English economist J. M. Keynes, who scientifically substantiated the impossibility of self-regulation of the economy and the need for public policy to balance aggregate demand and supply, overcome crises and help stabilize the economy.
Развитие управления малоэтажным строительством является сложным комплексом процессов, блоков и направлений, формирующих в себе различные инженерные, технические, экологические, технологические, эксплуатационные, правовые, организационно-экономические и финансовые составляющие, которые необходимо учитывать при разработке многоуровневой концептуальной модели управления.
В рамках исследования разработаны инструментарно-методологические элементы управления малоэтажным жилищным строительством, среди которых, матрица управленческих механизмов оптимизации затрат в малоэтажном строительстве и модель управления малоэтажным жилищным строительством в условиях современного экономического пространства.
Предложенные инструменты будут способствовать качественному функционированию бизнес-субъектов строительно-девелоперской деятельности в периоды конкурентной борьбы, а также позволит формировать предпосылки для достижения показателей эффективности и результативности бизнес-деятельности и развития малоэтажного жилищного строительства в целом.
В работе представлены результаты исследований влияния на экономику Новосибирской области двух последовательных шоков, которые сопровождались массовым разрывом глобальных цепей поставок: пандемии 2020 г. и международных санкций, инициированных Западом в 2022 г. Сравнение их последствий показало, что регион проявил лучшую устойчивость к санкциям по сравнению с ограничениями пандемии. Ресурсами адаптации к санкциям стали структурные характеристики, особенности географического положения, изменение геополитических интересов страны, а также восстановление внутрироссийских кооперативных связей.
В статье представлен обзор теорий фирмы с точки зрения природы ее существования, а также анализируется вклад этих теорий фирмы в организационную устойчивость и перспективы развития организаций. Данные теории позволяют показать разнообразные обязательства и процессы, с которыми фирма сталкивается при определении краткосрочных тенденций и долгосрочных перспектив своего устойчивого развития.
В статье проводится комплексный анализ экономической ситуации в двух малых странах Южной Азии - Бутане и Непале. Исследуются сельскохозяйственная, промышленная, туристическая, гидроэнергетическая отрасли национальных экономик, спектр производимых ими товаров, а также круг их главных торгово-экономических партнеров. Отдельно рассмотрена роль доходов от трудовой миграции для повышения уровня благосостояния населения обоих государств. Автором проанализированы показатели социально-экономического развития согласно классификации ООН. На основе проведенной работы делается вывод о ключевой роли экономических и социальных интересов гималайских государств в определении их внешнеполитической стратегии.
Актуальность темы вызвана необходимостью более глубокого понимания процессов в социально-экономической сфере, которые проходят сегодня в Китае, оказывая влияние не только на данную страну, но и на всю мировую экономику. Китай остается важным элементом системы мирового хозяйства на протяжении длительного периода. Подчеркивается, что эволюция развития экономики Китая осуществляется во многом как на основе объективных глобальных и национальных процессов, в том числе и наличия объективных факторов производства, так и государственной политики и регулирования в соответствии с поставленными Правительством целями, задачами и стратегией развития страны. В статье произведена этапизация социально-экономического развития Китая с 1949 г. по настоящее время. Показана взаимосвязь и взаимозависимость данных этапов между собой.
На развитие мировой автомобильной промышленности растущее влияние оказывает мировой рынок энергетики и его основная тенденция - развитие источников возобновляемой энергии (ВИЭ). Этот сегмент глобального рынка получил сегодня значительное развитие, перспективы его дальнейшей эволюции, как показано в статье, очень многообещающие, а зачастую и решающие. Они базируются на невозможности обеспечить устойчивый рост на основе ограниченных невозобновляемых источников энергии, с одной стороны, и необходимости такого роста с точки зрения целей устойчивого развития (ЦУР). Автор высказывает точку зрения о том, что данная ситуация может значительно ускорить в будущем уже начавшуюся трансформацию структуры и характера автомобильного транспорта, как легкового, так и грузового. Это следует принимать во внимание при формировании и реализации государственной стратегии развития не только энергетики, но и автомобильной промышленности в различных странах мира, в том числе - в Российской Федерации для обеспечения в перспективе национальной безопасности и конкурентоспособности автопрома на мировом и национальном рынках, а также повысить степень отечественной технологической безопасности. В статье автор исследует перспективы развития возобновляемых источников энергии как фактора, оказывающего все более заметное воздействие на мировую автомобильную промышленность.