Данная статья исследует ключевые инновации в сфере информационных технологий (ИТ), определяющие современный этап развития цифровой экономики. Целью работы является анализ текущего состояния и перспектив развития ИТ, а также выявление их влияния на различные сферы жизни. В рамках исследования рассмотрены такие инновации, как искусственный интеллект, интернет вещей, облачные вычисления, блокчейн и квантовые технологии. Результаты исследования демонстрируют значительный потенциал данных технологий для решения актуальных задач в медицине, образовании, промышленности, финансах и других областях. Научная новизна работы заключается в комплексном подходе к анализу инноваций в ИТ, учитывающем их взаимосвязь и синергетический эффект.
Цифровизация становится неотъемлемой частью современных экономик, однако она влечет за собой новые вызовы для экономической безопасности государства. В данной статье анализируется влияние цифровых технологий на экономическую безопасность, выявляются ключевые угрозы и возможности, связанные с внедрением новых технологий в финансовую и информационную сферы. Особое внимание уделяется рискам, возникающим от киберугроз, зависимостью от внешних цифровых платформ и развитию криптовалют, а также положительному влиянию цифровизации на повышение эффективности государственного управления, финансовой стабильности и оптимизации налоговых систем. Рассматриваются меры государственного регулирования и международного сотрудничества для защиты экономики от новых угроз и предложения по укреплению экономической безопасности в условиях цифровизации.
В статье рассматривается влияние искусственного интеллекта (ИИ) на энергетическую безопасность, определяемую как снижение уязвимости жизненно важных энергетических систем. Анализируются существующие инициативы по внедрению ИИ в энергетику, включая прогнозирование потребления, интеллектуальное управление энергосистемами, оптимизацию сетевой инфраструктуры и предиктивное техническое обслуживание. Особое внимание уделяется вопросам цифрового суверенитета и кибербезопасности, поскольку зависимость от зарубежных технологических решений может создавать дополнительные риски для энергетической стабильности. В качестве одного из перспективных направлений предлагается концепция Каспийской цифровой информационно-аналитической платформы, предназначенной для интеграции данных о нефтегазовом комплексе, экологии, климате, транспортно-логистических потоках и развитии нормативно-правовой базы в регионе. Использование ИИ в рамках этой платформы позволит анализировать энергетические потоки, выявлять возможные кризисы и обеспечивать устойчивое развитие энергосистем Каспийских государств. В статья сделан вывод, что успешная цифровая трансформация энергетического сектора требует комплексного подхода, включающего развитие цифровой инфраструктуры, нормативно-правового регулирования и программ по подготовке специалистов. Развитие региональных платформ управления энергоресурсами на основе ИИ может стать значимым шагом к формированию глобальной архитектуры энергетической безопасности, сочетающей надежность, эффективность и экологическую устойчивость.
Развитие искусственного интеллекта (ИИ) кардинально меняет банковский сектор, ускоряя цифровую трансформацию и повышая эффективность бизнес-процессов. Внедрение интеллектуальных алгоритмов позволяет автоматизировать клиентское обслуживание, управление рисками и борьбу с финансовыми мошенничествами. ИИ-аналитика улучшает кредитную оценку, персонализирует финансовые продукты и оптимизирует управление активами. Использование машинного обучения снижает операционные издержки, повышает уровень кибербезопасности и улучшает точность прогнозирования рыночных трендов. В статье анализируются основные направления внедрения ИИ в банковской сфере, оценивается его экономическая эффективность и рассматриваются ключевые риски и барьеры цифровой трансформации финансовых учреждений.
Рост киберугроз в цифровой экономике делает кибербезопасность критическим фактором инвестиционной привлекательности компаний. Защита данных, устойчивость к кибератакам и соответствие нормативным требованиям оказывают непосредственное влияние на стоимость активов, уровень доверия инвесторов и доступ к капиталу. Киберинциденты приводят к финансовым потерям, репутационным рискам и снижению рыночной капитализации, что делает корпоративные стратегии в сфере кибербезопасности неотъемлемым элементом управления рисками. В статье рассматриваются экономические последствия кибератак, влияние уровня защищённости компании на инвестиционные решения и доступ к финансированию, а также роль государственных и международных стандартов в формировании безопасного цифрового пространства. Анализируются отраслевые различия в восприятии киберрисков инвесторами, а также перспективы регулирования и внедрения киберстрахования как механизма защиты активов.
Развитие умных городов требует внедрения интернета вещей (IoT) в городскую инфраструктуру для оптимизации управления и повышения качества жизни. Внедрение IoT-решений обеспечивает сокращение затрат, развитие цифровой экономики и увеличение инвестиционной привлекательности городов. Экономическая эффективность таких систем обусловила снижение энергопотребления, автоматизацию коммунальных услуг и повышение эффективности управления потоками. Однако цифровизация городской среды связана с рисками, включая киберугрозу, высокими затратами на модернизацию и необходимостью разработки гибких регуляторных принципов. В статье проводится экономический анализ IoT-инфраструктуры городского бюджета, рассматривается источник финансирования цифровой трансформации и рассматриваются перспективы использования передовых технологий в городском управлении.
Статья посвящена изучению нормативно-правового поля, регулирующего информационно-медийное пространство Республики Армения (РА), предпринята попытка анализа современного состояния армянского законодательства по части регламентации деятельности медиа. Исследование выявило основные проблемы ключевые вызовы обеспечения информационной безопасности страны. В статье поднимается вопрос о необходимости реализации правовых реформ, которые должны будут осуществляться с учетом важности обеспечения свободы слова и информации, сохранения контрольной функции медиа как четвертой власти и соблюдения интересов национальной безопасности страны. Междисциплинарный подход к исследованию, выбранная методология, базирующаяся в том числе на социологическом опросе и экспертных интервью, позволили обозначить основные тенденции и риски по рассматриваемой проблеме, а также дать профессиональные рекомендации.
Данная статья посвящена вопросам цифровой трансформации финансовых рынков и ее воздействию на стабильность экономических систем. В условиях стремительного прогресса технологий, таких как искусственный интеллект, блокчейн и анализ больших данных, финансовые рынки сталкиваются с новыми вызовами и возможностями. С одной стороны, технологии позволяют увеличить рост эффективности, снижая затраты за счет доступности финансовых услуг, а также создают новые инструменты управления рисками. С другой стороны, эта трансформация может привести к киберугрозам, рискам утечки конфиденциальной информации, что приводит к значительным проблемам в обществе. В исследовании подчеркивается, что цифровизация способствует укреплению финансовой стабильности и повышению эффективности клиентского обслуживания. Вместе с тем, проанализированы проблемы кибербезопасности и защиты информации. Цели данного исследования заключаются в анализе влияния механизмов цифровой трансформации на устойчивость финансовых рынков, а также в выявлении новых возможностей и угроз, возникающих в результате внедрения цифровых технологий. В рамках данного исследования поставлены следующие задачи: оценить воздействие цифровых технологий на финансовые транзакции и процессы обеспечения финансовой устойчивости; исследовать вопросы кибербезопасности в обеспечении устойчивости финансовых рынков; проанализировать изменения в потребительских предпочтениях и их влияние на бизнес-модели финансовых учреждений. Методология исследования опирается на применение структурно-динамического анализа и статистических методов. Результаты исследования могут быть использованы для разработки стратегий цифровизации и создания более гибких и адаптивных финансовых систем, способствующих устойчивому экономическому развитию, повышению уровня кибербезопасности и защиты информации. Ограничения исследования связаны с быстрыми изменениями в технологиях и недостаточной доступностью данных о киберугрозах и их влиянии на финансовые рынки.
Статья посвящена анализу обновленных национальных целей развития Российской Федерации, утвержденных 7 мая 2024 года, в контексте цифровизации государственного управления. Рассматриваются ключевые вызовы и возможности реализации проектов в данной сфере через призму экономической эффективности, управления рисками и адаптации методологий проектного управления. Особое внимание уделено роли межведомственной координации и интеграции цифровых решений в существующие административные процессы. Подчёркивается важность интеграции экологических, технологических и цифровых данных для обеспечения устойчивого развития. В качестве инновационного решения предлагается создание Национальной системы мониторинга (НСМ), которая может преодолеть фрагментацию информационных потоков и обеспечить синергию между различными сферами.
Улучшение системы кибербезопасности и защиты данных становится неизбежным шагом для обеспечения устойчивого развития цифровой экономики. Работа посвящена анализу современных вызовов и угроз, связанных с кибератаками, утечками данных и адаптацией общества к цифровой трансформации. Рассмотрены ключевые направления повышения безопасности информационных систем, включая внедрение блокчейна, использование технологий искусственного интеллекта и развитие квантовой криптографии. Особое внимание автором в статье уделено масштабным утечкам данных в России за последние годы, включая взлом Единого государственного реестра недвижимости, что подчеркивает остроту проблемы защиты государственной и коммерческой информации. Приводятся примеры успешных инициатив, таких как внедрение квантовых каналов связи, обучение специалистов в области кибербезопасности и применение централизованных систем мониторинга сетевых угроз. Автор подчеркивают важность не только технологического обеспечения, но и повышения цифровой грамотности пользователей. Также в статье сделан акцент на необходимости согласованных международных усилий в борьбе с глобальными киберугрозами. В заключении обсуждаются перспективы развития российских технологий в контексте глобальной информационной безопасности.
Цель исследования. В статье рассматривается взаимодействие России и Китая в цифровом пространстве и как это влияет на международные отношения в целом. Целью исследования является анализ стратегий и политик России и Китая в области цифровых технологий, включая инициативы, касающиеся кибербезопасности, защиты данных и цифрового суверенитета. Это необходимо для прогнозирования тенденций и потенциальных изменений в международном цифровом пространстве с учетом растущего влияния России и Китая, а также их возможные стратегии в глобальной арене. Выводы. В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу, что в условиях нарастающей многополярности мирового порядка Россия и Китай стремятся расширять свое влияние в международном цифровом пространстве, что подразумевает использование различных стратегий, направленных на усиление своей роли в глобальной экосистеме технологий. Авторы делают вывод, что сотрудничество между Россией и Китаем в цифровой сфере становится все более тесным, что может стать значительным фактором в изменении баланса сил в глобальной политике. Оба государства, используя свои уникальные модели управления и подходы к цифровым технологиям, имеют возможность влиять на формирование международных норм и правил в этой области. Результаты исследования подчеркивают важность государственной политики для определения основных вызовов и рисков, связанных с цифровым сотрудничеством между Россией и Китаем, включая кибератаки, утечку данных и вопросы конфиденциальности.
Целью исследования является ответ на вопрос, как экономика данных меняет городское управление, переходя от традиционных моделей к подходам, основанным на данных, где умные города становятся центрами данных, а данные — ключевым ресурсом для принятия обоснованных решений, оптимизации процессов и повышения качества жизни горожан. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью повышения эффективности управления, основанного на данных, проактивного предоставления услуг и сервисов.
В исследовании использованы такие методы, как сравнительный анализ, обобщение, методы наукометрического анализа и качественного контент-анализа научных публикаций. Базируясь на проведенном исследовании, авторы выделяют основные тенденции управления умным городом на основе данных и вызовы в сфере управления умным городом, предлагают меры, направленные на решение существующих проблем и снижение угроз.
Так, особое внимание следует уделять вопросам создания защищенной среды для совместной обработки данных, безопасности городской инфраструктуры, ее защите, а также подготовке квалифицированных кадров, способных учитывать уязвимости на этапе проектирования как физической, так и ИТ-инфраструктуры умного города.