Научный архив: статьи

Советская библиотечная политика по организации взаимодействия науки и общества в 1920–1930-х гг. (2024)

Целью статьи является критический анализ исторического опыта по формированию просветительской советской государственной библиотечной политики в 1920–1930‑х гг. и определение возможностей его современного использования. Показано, что основу этой политики составили взгляды на науку и ее популяризацию отечественных революционных демократов, а также идеи В. И. Ленина о политическом воспитании рабочего класса и развитии его политического сознания. Отмечено, что библиотечная просветительская политика начала складываться в рамках просветительской концепции библиотечного дела как одной из форм внешкольного образования и политической пропаганды в конце XIX – начале XX в., однако политические и организационные условия для ее реализации сложились только в советское время. Основным мотивом формирования советской просветительской политики стала необходимость подготовки рабочих и крестьян к участию в государственном управлении по всей вертикали власти, борьба с церковью, а также повышение технической и сельскохозяйственной грамотности рабочих и крестьян. Базовой формой взаимодействия стала пропаганда как наиболее концентрированное выражение политического, научного и технического просвещения. Раскрыты политические и педагогические принципы этой политики и сделаны выводы о перспективности использования опыта тех лет при формировании современной библиотечной политики по организации взаимодействия науки и общества. Проанализированы основные достижения и недостатки. Опыт 1920–1930-х гг. показывает, что такая политика станет успешной при реализации следующих условий: 1) библиотечная политика в этом направлении будет составной частью общегосударственной просветительской и научной политики; 2) ­будет организовано управление просветительским и научным чтением; 3) библиотечное воздействие должно носить активный характер; 4) принципы современной просветительской библиотечной политики модернизируются с учетом достижений педагогической науки в области просветительства, социологии чтения, информационной культуры и популяризации науки.

Издание: ТРУДЫ ГПНТБ СО РАН
Выпуск: № 2 (2024)
Автор(ы): Плешкевич Евгений Александрович
Сохранить в закладках
ЖАНР «РИХЛЯ» - ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ К ПОСТМОДЕРНИЗМУ (2025)

Арабский травелог - рихля - посвящен путешествиям восточного человека по миру.

Цель исследования - показать роль данного жанра в развитии арабской национальной культуры на протяжении веков, его влияние на современную арабскую прозу. Авторы выделили отличительные черты рихли на фоне подобных записей путешествий в иных культурах и в других временных периодах, обосновав таким образом правомерность введения термина «рихля», несмотря на имеющиеся уже в научном обороте «литература путешествий», «описание путешествия», «травелог». Вместе с тем найдены параллели между арабской рихлей и «Хожением за три моря» Афанасия Никитина. Глубокое укоренение этого феномена в арабской культуре, его тесная связь с религией и наукой, по мнению авторов, не дали жанру исчезнуть в Средневековье. Поэтому одной из задач стало проследить и обобщить историю рихли в Новое время и позже. В работе обоснованы условия зарождения жанра, описана его трансформация к XIX веке, объяснена роль в появлении поздней национальной беллетристки и арабском возрождении в целом, показано развитие данного стиля в новейшей литературе, сделана попытка представить различные виды авторских реализаций травелога на материале произведений современных египетских писателей (Н. Махфуза, Г. Аль-Гитани, Ю. Зейдана). Все это позволило выстроить единую нить истории жанра, показать, что на него во многом опирался зарождавшийся арабский роман, к нему предпочитали обращаться экспериментаторы арабского постмодернизма, совпавшего по времени с волной подъема национального самосознания. При этом связь современных произведений с жанром рихли устанавливается при сохранении одной из двух его важнейших характеристик - близостью к научной фактографии либо представлением физического путешествия как духовного испытания, духовного пути.

Издание: ВЕСТНИК РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДРУЖБЫ НАРОДОВ. СЕРИЯ: ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ЖУРНАЛИСТИКА
Выпуск: Том 30 № 1 (2025)
Автор(ы): Зарытовская Виктория Николаевна, Аль-Рахби Ахмед Мохаммед
Сохранить в закладках
Библиотеки исследовательских учреждений Сибирского отделения Российской академии наук и продвижение науки в общество (2025)

Цель статьи – определение отношения руководителей библиотек исследовательских учреждений, находящихся под научно-методическим руководством Сибирского отделения Российской академии наук, к проблеме продвижения научных знаний в обществе и степень вовлеченности библиотек в этот процесс. Актуальность темы обусловлена изменением подходов к реализации библиотеками просветительской функции в условиях, когда, с одной стороны, наблюдается повышенное внимание органов государственной власти к научно-техническим библиотекам, происходит интенсивное развитие коммуникации науки и общества, а с другой – библиотеки продолжают поиск новых форм взаимодействия с пользователями. Формы и методы, а также активность в реализации научно-просветительской функции в немалой степени зависят от типа библиотеки. Обработка результатов онлайн-анкетирования позволила установить, что более половины библиотек принимают участие в распространении научных знаний, в том числе при поддержке учреждений науки или совместно с ними. Часть библиотек проводит просветительные мероприятия вне зависимости от требований со стороны научной организации. К наиболее распространенным направлениям деятельности библиотек в этой сфере относятся выставочная, музейная и экспозиционная работа, а также развитие электронных информационных продуктов и участие в научно-просветительских мероприятиях разных форматов. В статье авторы перечислили основные причины, по которым ряд библиотек не имеет возможности осуществлять просветительскую функцию, а также назвали положительные эффекты от участия библиотек в продвижении науки.

Издание: ТРУДЫ ГПНТБ СО РАН
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): Юдина Инна Геннадьевна, Вахрамеева Зоя Владимировна
Сохранить в закладках
Международная научно-практическая конференция «Наука, технологии, информация в библиотеках (Libway-2025)», 24–28 марта 2025 г.: итоги (2025)

Цель статьи – представить информацию о международной научно-практической конференции «Наука, технологии, информация в библиотеках (Libway-2025)», прошедшей в ГПНТБ СО РАН 24–28 марта 2025 г., охарактеризовать мероприятия с кратким обзором докладов и сообщений.

Издание: ТРУДЫ ГПНТБ СО РАН
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Артемьева Елена Борисовна, Альшевская Ольга Николаевна, Махотина Наталья Витальевна, Минаков Александр Григорьевич, Панченко Анатолий Михайлович, Плешакова Мария Александровна
Сохранить в закладках
Тенденции развития системы научных коммуникаций Донбасса до 2030 г. (2025)

Определение тенденций эволюции системы научных коммуникаций и сервисов научно-технической информации является одной из ключевых задач в деятельности научно-технических библиотек с целью реализации своего функционального назначения – информационного обеспечения, популяризации и использования научного опыта как в среде обучающихся, так и в научном пространстве, что, в свою очередь, приведет к оперативному использованию теоретических знаний в практической деятельности. Статья посвящена анализу существующих и перспективных тенденций, определяющих развитие коммуникаций научно-технической информации, с применением нормативных правовых актов, служащих юридической основой исследования. Цель публикации – представить результаты анализа зарубежного и отечественного опыта ведущих научно-технических библиотек Российской Федерации и Союзного государства (Республики Беларусь) для определения эффективности их функционального назначения – информационного обеспечения, популяризации и использования научного опыта для формирования системы научных коммуникаций новых субъектов РФ, в частности Донецкой Народной Республики (ДНР). Указана необходимость модернизации модели Центральной научно-технической библиотеки ФГБНУ «Институт научно-технической информации» (далее – ЦНТБ) ДНР как цифрового центра научных знаний на территории новых субъектов РФ. В результате исследования предложена структура ЦНТБ, включающая ряд секторов с указанием функциональных задач и направлений их деятельности.

Издание: ТРУДЫ ГПНТБ СО РАН
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Броварь Александр Витальевич, Курган Елена Геннадьевна
Сохранить в закладках
ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА НА ЭТАПЕ ДОСТИЖЕНИЯ КИТАЕМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА. ЧАСТЬ 3.2. ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОЕ СРЕДНЕСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ЕГО СВЯЗЬ С ПОДГОТОВКОЙ КАДРОВ (2025)

В статье представлены системное и взаимосвязанное изложение социально-экономических аспектов реформирования системы образования и науки Китая на этапе достижения им технологического лидерства и реализации возможности по использованию опыта Китая такого реформирования, а также результаты анализа последствий реформирования отечественной системы образования и науки по «китайскому образцу» для обеспечения экономической безопасности России.

Актуальность темы обусловлена происходящими технологическими прорывами и изменениями в международной обстановке, которые положили начало новым подходам в сфере политических, экономических и военных отношений государств «стратегического треугольника» Россия-США-КНР и других стран мирового сообщества. В этих условиях обеспечение экономической безопасности России тесно связано с решением ряда политических, экономических и военных вопросов взаимодействия с Китайской Народной Республикой в направлении «равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия». Вместе с тем, поскольку угроза мировой войны в современном мире окончательно не снята, с особой остротой встает проблема обеспечения экономической безопасности России с учетом реализации политики Соединенных Штатов Америки и Китайской Народной Республики в области образования и науки.

Предмет/тема. В условиях обострения борьбы за лидерство между США и Китаем, введения антироссийских санкций для России особенно актуальной становится задача укрепления стратегического партнерства Российской Федерации с Китайской Народной Республикой в области образования и науки, расширения научных, образовательных и торгово-экономических связей между Россией и Китаем.

Цели/задачи. Оценить влияние перспектив расширения научных, образовательных и торгово-экономических связей между Россией и Китаем в условиях введения антироссийских санкций в области образования и науки.

Методология. В работе проведен анализ результатов реформирования системы образования и науки Китая на этапе достижения им технологического лидерства и перспектив расширения научных, образовательных и торгово-экономических связей между Россией и Китаем.

Результаты. Предложен подход к анализу перспектив расширения научных, образовательных и торгово-экономических связей между Россией и Китаем в условиях антироссийских санкций в области образования и науки.

Обсуждение/применение. Предложенный подход к оценке перспектив расширения научных, образовательных и торгово-экономических связей между Россией и Китаем в условиях антироссийских санкций в области образования и науки позволяет дать прогноз последствий реформирования отечественной системы образования и науки по «китайскому образцу» для обеспечения экономической безопасности России. Выводы/значимость. Результаты оценки перспектив научных, образовательных и торгово-экономических связей между Россией и Китаем в условиях антироссийских санкций могут быть использованы для обоснования рекомендаций руководству нашей страны по реформированию отечественной системы образования и науки. Сделан вывод о том, что Российская Федерация и Китайская Народная Республика являются друг для друга важными стратегическими партнерами.

Издание: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ
Выпуск: Том 2 № 9 (2025)
Автор(ы): Гордиенко Дмитрий Владимирович
Сохранить в закладках
ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА НА ЭТАПЕ ДОСТИЖЕНИЯ КИТАЕМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА. ЧАСТЬ 1. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО, СРЕДНЕГО, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ (2025)

В статье представлены системное и взаимосвязанное изложение социально- экономических аспектов реформирования системы образования и науки Китая на этапе достижения им технологического лидерства и реализации возможности по использованию опыта Китая такого реформирования, а также результаты анализа последствий реформирования отечественной системы образования и науки по «китайскому образцу» для обеспечения экономической безопасности России.

Актуальность темы обусловлена происходящими технологическими прорывами и изменениями в международной обстановке, которые положили начало новым подходам в сфере политических, экономических и военных отношений государств «стратегического треугольника» Россия - США - КНР и других стран мирового сообщества. В этих условиях обеспечение экономической безопасности России тесно связано с решением ряда политических, экономических и военных вопросов взаимодействия с Китайской Народной Республикой в направлении «равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия». Вместе с тем, поскольку угроза мировой войны в современном мире окончательно не снята, с особой остротой встает проблема обеспечения экономической безопасности России с учетом реализации политики Соединенных Штатов Америки и Китайской Народной Республики в области образования и науки.

Предмет/тема. В условиях обострения борьбы за лидерство между США и Китаем, введения антироссийских санкций для России особенно актуальной становится задача укрепления стратегического партнерства Российской Федерации с Китайской Народной Республикой в области образования и науки, расширения научных, образовательных и торгово- экономических связей между Россией и Китаем.

Цели/задачи. Оценить влияние перспектив расширения научных, образовательных и торгово- экономических связей между Россией и Китаем в условиях введения антироссийских санкций в области образования и науки.

Методология. В работе проведен анализ результатов реформирования системы образования и науки Китая на этапе достижения им технологического лидерства и перспектив расширения научных, образовательных и торгово - экономических связей между Россией и Китаем.

Результаты. Предложен подход к анализу перспектив расширения научных, образовательных и торгово-экономических связей между Россией и Китаем в условиях антироссийских санкций в области образования и науки.

Обсуждение/применение. Предложенный подход к оценке перспектив расширения научных, образовательных и торгово- экономических связей между Россией и Китаем в условиях антироссийских санкций в области образования и науки позволяет дать прогноз последствий реформирования отечественной системы образования и науки по «китайскому образцу» для обеспечения экономической безопасности России.

Выводы/значимость. Результаты оценки перспектив научных, образовательных и торгово - экономических связей между Россией и Китаем в условиях антироссийских санкций могут быть использованы для обоснования рекомендаций руководству нашей страны по реформированию отечественной системы образования и науки. Сделан вывод о том, что Российская Федерация и Китайская Народная Республика являются друг для друга важными стратегическими партнерами.

Издание: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ
Выпуск: Том 2 № 8 (2025)
Автор(ы): Гордиенко Дмитрий Владимирович
Сохранить в закладках
Технологический суверенитет как стимул развития отечественной науки (2024)

В современном мире наблюдается резкое изменение экономических и производственных отношений между странами, а процессы интеграции во многих случаях заменяются изоляцией, «островизацией» и суверенизацией. На данном фоне актуальным представляется анализ важнейших показателей российской науки и рассмотрение ее перспектив. В качестве основных показателей выбраны динамика числа ученых и их заработная плата, количество журналов и затраты на научные исследования. На основании полученных данных автор делает соответствующие выводы и надеется, что они поспособствуют дальнейшему грамотному управлению российской наукой и позволят обеспечить стабильное развитие России в новых экономических и политических условиях.

Издание: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. ВЕСТНИК ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Том 14, № 3 (2024)
Автор(ы): Коломийцев Сергей Юрьевич
Сохранить в закладках
ПРОГРАММА СТРАТЕГИЧЕСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА «ПРИОРИТЕТ-2030»: АНАЛИЗ ОПЫТА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ (2025)

В статье рассматриваются ключевые положения реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» и факторы, влияющие на её эффективность. Среди анализируемых элементов рассматриваются не только механизмы финансирования, но и активное взаимодействие с промышленным сектором, а также результативность адаптации инициатив к технологическому лидерству.

Цель исследования - представить основные направления и механизмы реализации программы, а также предложить рекомендации по её дальнейшему развитию с учетом требований достижения ключевых целей развития образования России, включая повышение конкурентоспособности вузов, интеграцию науки, образования и промышленного сектора, обеспечение технологического суверенитета страны. В качестве основы для анализа использованы публикации и исследования, посвященные стратегическому развитию высшего образования в России, интервью ректоров вузов-участников программы, а также статистические данные и отчеты о реализации программы. Особое внимание уделено трансформации университетов в условиях цифровизации и необходимости интеграции образовательных процессов с потребностями рынка труда и реального сектора экономики. Результаты исследования могут быть полезны для руководителей и команд развития университетов.

Издание: УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КРЫМСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ В. И. ВЕРНАДСКОГО. СОЦИОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ
Выпуск: Том 11 (77). № 3 (2025)
Автор(ы): Крылов Никита Евгеньевич
Сохранить в закладках
ИЗУЧЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА (2025)

В статье анализируются результаты опроса студентов Армавирского государственного педагогического университета по вопросам мотивации, организации и перспектив научно-исследовательской деятельности студентов бакалавриата и магистратуры. Представлены формы научной деятельности, в которых студенты принимают участие, перспективное видение студентами своей научной деятельности. Рассмотрены система информирования студентов о возможностях участия в научных мероприятиях, эффективные формы поддержки студенческих научных исследований. Дана оценка деятельности научного студенческого общества и Совета молодых ученых. Названы основные барьеры, препятствующие развитию научно-исследовательской деятельности студентов в вузе. Сформулированы рекомендации по оптимизации научно-исследовательской работы студентов и развитию их научно-исследовательского потенциала.

Издание: ВЕСТНИК АРМАВИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): ГЕРЛАХ ИРИНА ВИТАЛЬЕВНА, ТВЕЛОВА И. А., ХЛУДОВА Л. Н.
Сохранить в закладках
ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ: ЗНАК, СИМВОЛИЧЕСКИЙ ОБМЕН, ГИПЕРРЕАЛЬНОСТЬ, ГИПЕРБОЛА (2015)

В статье охарактеризованы некоторые особенности общества потребления как «научной» метафоры, означающей совокупность общественно-экономических отношений, организованных на базе феномена личного потребления в контексте глобализации товарноденежной сферы. Общество потребления основывается на стабильном, устойчивом стремлении к постоянному росту массового потребления материальных и иных благ и формировании специфической системы ценностей (консьюмеризм как уклад общества), психологических установок и поведенческих реакций на основе феномена личного потребления. Численность людей, разделяющих так называемые «ценности общества потребления» постоянно растет. Отмечено, что процесс «сглаживания» отрицательных характеристик и последствий общества потребления имеет большое значение не только в применении к языку, искусству или коммуникации, но и в применении к Человеку как важнейшей ценности

Издание: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: № 2 (277) (2015)
Автор(ы): Тихомиров Сергей Александрович
Сохранить в закладках
ФИЛОСОФИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ? (К 80-ЛЕТИЮ ДОКТОРА ФИЛОСОФСКИХ НАУК, ПРОФЕССОРА В. А. БАЛХАНОВА) (2025)

В статье рассматриваются проблемы преподавания философии и фундаментальных научных дисциплин в системе высшего и среднего профессионального образования. Исходя из парадигмы целостного мировоззрения, активно развиваемой известным российским философом В. А. Балхановым, автор исследует проблемы фундаментализации образования, объявленной одним из важнейших направлений развития российского образования в начале века, но в действительности недостаточно реализуемой сегодня в образовательных организациях, в значительной степени ориентированных на цели и задачи прикладного образования. Опираясь на опыт развития российской высшей школы, на аргументы исследователей и практиков, автор приходит к выводу о необходимости и безальтернативности осуществления профессиональной подготовки современных специалистов на базе целого комплекса фундаментальных гуманитарных и естественных наук и философии как формы рационального мировоззрения.

Издание: ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): ЗОЛХОЕВА МАРИЯ ВАЛЕНТИНОВНА
Сохранить в закладках