Поиск и развитие направлений деятельности библиотеки, когда она перестала быть единственным хранителем информации и организацией, предоставляющей к ней доступ, является одной из насущных проблем нынешнего времени. Научные библиотеки давно занимаются популяризацией науки. Сейчас, помимо популяризации, во взаимоотношениях науки и общества выделяют также понимание научных результатов и вовлечение общественности в науку. На примере этических проблем науки автор анализирует, какие из имеющихся форм деятельности библиотеки могут быть использованы для поддержки всех основных направлений коммуникации науки и общественности для их решения, их плюсы и минусы, а также их пригодность с точки зрения основных направлений взаимодействия науки и общества, и приходит к выводу, что 1) плюсами приемлемых форм являются высокое качество за счет приглашения к участию ученых; контроль повестки (плана мероприятия); возможность выбора аудитории (она может быть огромной); непосредственное общение, привлечение внешних партнеров как экспертов и возможность записи мероприятия и его демонстрация через интернет. Минусами могут быть сложность контроля восприятия информации (нет полного контроля со стороны ученых); зависимость от ресурсов организации; необходимость дополнительной работы по привлечению читателей; владение навыками общения; 2) почти все названные формы работы библиотеки пригодны для популяризации науки. Значительно меньше форм можно использовать для понимания научных явлений и результатов. При этом все они требуют непосредственного участия ученых. Для вовлечения широкой общественности можно воспользоваться любой формой (кроме БД и репозитория), причем для разных целей этого направления нужно использовать и различные формы; 3) созданные в библиотеках репозитории и научные БД предназначены для ученых, но они мало контролируются ими. Кроме того, они могут использоваться не только учеными, и это усиливает возможность для неверного истолкования полученных результатов обществом; 4) при создании рекомендательных библиографических ресурсов важна позиция эксперта, подбирающего и рекомендующего научнопопулярную литературу, а также мнение читателя, имеющего возможность разместить свой отзыв при рекомендуемом документе.
В статье проводится историко-культурологический анализ вклада выдающегося деятеля эпохи Возрождения Эразма Роттердамского в науку, культуру и образование эпохи Возрождения и последующих веков. Авторы определяют Эразма Роттердамского как гуманиста, открывшего людям новые способы борьбы с недостатками общественного строя, существующими в его время, и опасности доминирования религиозного уклада во всех сферах жизни общества. Знакомство с гуманистическими идеалами Эразма Роттердамского необходимо историкам и культурологам для того, чтобы, во-первых, понять, на каких мировоззренческих и методологических основах он формирует свои гуманистические идеи, во-вторых, уточнить, какие метанарративы античной культуры он заимствует у своих предшественников, а какие внедряет сам. В основу содержания статьи положены гуманистические нарративы немецкого гуманиста Иоганна Рейхлина, француза Жака Лефевра д’Этапля, английских гуманистов Джона Колета и Томаса Мора, а также западных и российских историков, философов и культурологов. Эразм Роттердамский указал новые пути общественного развития в эпоху Возрождения посредством человеческой активности, триумфа науки и образования, показал различие между Средневековьем и Новым временем. Это был уникальный духовный опыт, который в центр Вселенной поставил человека. Гуманистические идеи Эразма Роттердамского не потеряли своей актуальности и в наше время и предоставляют исследователям его творчества уникальный материал для анализа и внедрения его в научную, культурную и образовательную сферу деятельности современного человека и общества.
Научное сообщество стоит на пороге революции, обусловленной интеграцией искусственного интеллекта (ИИ) в академическую среду. С появлением новых инструментов, способных анализировать информацию с невиданной ранее скоростью и точностью, а также создавать информационный контент, встает неотложная задача адаптации к этим переменам, чтобы максимально их использовать в пользу науки. Исследуется, как именно ведущие учебные заведения России - РУДН, ВШЭ и МГУ - реагируют на вызовы и возможности, связанные с ИИ. Анализ их официальных регламентов позволяет выявить подходы к регулированию использования ИИ в научной деятельности и оценить, как эти стратегии влияют на репутацию учебных заведений. Обзор показал, что эффективное внедрение ИИ в научные процессы требует балансирования между энтузиазмом к новым возможностям и осознанием возможных рисков для академической добросовестности. Понимание этого баланса и формирование четкой стратегии использования искусственного интеллекта имеет решающее значение для обеспечения того, чтобы университеты не только находились в авангарде научного развития, но и сохраняли свою академическую честь и доверие общества.
Автор обращается к вопросу о том, почему наука не возникла в Вавилонии и Древнем Египте. В Вавилоне и в Египте в VI в. до н. э. имелись предпосылки для возникновения науки в виде обширного слоя образованных людей, большого количества накопленных преднаучных знаний, системы их воспроизводства, а в Греции в ту пору уровень развития культуры был невысоким. Автор критикует политическую теорию, согласно которой возникновению науки на Ближнем Востоке помешал авторитарно-монархический строй, тогда как в Греции демократия стала «повивальной бабкой» и «воспитательницей» науки и философии. Автор приводит две главные причины, помешавшие возникновению науки в Вавилонии и Египте: консервативная образовательная система и религиозно-мировоззренческая стабильность древних ближневосточных обществ.
Объектом исследования выступает научно-техническая деятельность аэродинамической лаборатории Санкт-Петербургского политехнического института. Предметом исследования является организация и осуществление научно-технической деятельности аэродинамической лаборатории. Цель работы - исследование аэродинамической лаборатории как особо значимого исследовательского центра страны. В работе отражено значение лабораторного пространства в высшем учебном заведении и роль лаборатории в становлении новой научной отрасли знаний. Стремительное развитие авиации в начале XX в. напрямую связано с аэродинамическими исследованиями. При кораблестроительном отделении Санкт-Петербургского политехнического института в 1911 г. открывается аэродинамическая лаборатория, в которой были организованы прикладные аэродинамические исследования. Проведение исследований стало возможным при помощи специальной материально-технической базы. Научная статья предоставляет сведения об оборудовании, приборах, закупаемых и создаваемых для нужд лаборатории. В работе указаны исследования, которые были организованы на базе лаборатории учеными-политехниками. При написании научной публикации применялись сравнительный и описательные методы. Принципы историзма и объективности позволили провести всесторонний анализ организационных особенностей и технических характеристик в вопросе создания и функционирования аэродинамической лаборатории. Научно-техническая деятельность аэродинамической лаборатории, открытой в 1911 г. при Санкт-Петербургском политехническом институте, открыла новые возможности для прикладных исследований в области авиации и аэродинамики. Свою исследовательскую деятельность осуществляли в лаборатории И. И. Сикорский, В. А. Слесарев, Г. А. Ботезат. В числе прикладных исследований, проведенных в лаборатории, были исследования моделей самолета «Илья Муромец», проектирование самолета «Святогор», изготавливались трубы Прандтля. Возможности лаборатории использовались для теоретической подготовки летчиков и мотористов, осуществляемой в стенах института. Техническое оснащение лаборатории, внушительный приборный ряд, постоянное обновление и пополнение материальной базы, а также грамотная организационная работа со стороны сотрудников Политехнического института привели к тому, что аэродинамическая лаборатория Политеха 1910-1920-х гг. являлась ведущим научно-техническим центром подобного профиля в стране.
Рассматриваются существующие в науке подходы к пониманию содержания научных основ теории криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений, характеризуются их особенности. Обосновывается авторский взгляд по этому вопросу с учетом понятия и сущности предмета криминалистической науки, а также ее общей задачи. Дана характеристика научных основ теории в широком и в узком смысле. Проведено обобщение изложенных в научных исследованиях предложений по периодизации становления основ теории криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений. Отмечается, что данная теория является теорией большей степени обобщения, так как ее предмет носит в значительной степени общий характер. Подчеркивается существенная роль трудов А. Ф. Волынского и представителей его научной школы для формирования научных основ теории. Акцентируется внимание на важности единообразного и четкого определения основных терминов, в частности понятия криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений. Обозначается необходимость совершенствования научных основ рассматриваемой теории, их обновления с учетом современных достижений научно-технического прогресса, развития информационных технологий и изменения информационной среды общества. Отмечено существенное значение научных основ теории криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений для построения качественных и отвечающих потребностям практики рекомендаций в современных условиях.
Вопросы повышения качества судебно-экспертной деятельности (СЭД), надлежащего и эффективного управления ею, в последнее время все чаще являются предметом научного исследования, поскольку необдуманный подход к организации СЭД способен привести к негативным последствиям. Автор обозначает организационные основы судебно-экспертной деятельности как часть судебной экспертологии, анализирует соотношение теории управления и судебной экспертологии, определяет специфику СЭД как объекта управления. Рассматривая основные современные доктринальные разработки и выделив аспекты, оказывающие существенное влияние на генезис судебно-экспертной деятельности, автор приходит к выводу о фактическом формировании частной теории управления СЭД. В статье предложены основные элементы теории управления судебно-экспертной деятельностью, в частности даны определения предмета и объекта, обозначена примерная структура теории управления.
Статья посвящена академической научной школе административного права. Показано значение научной школы для научного сообщества. Собственно научная школа понимается не иначе как объединенное общей идеей локальное научное сообщество, которое является частью профессионального сообщества ученых. Выделены основные признаки научной школы. Наличие в рамках научной школы обособленных научных направлений является ее самостоятельным признаком. Как правило, таких направлений несколько. Обычно они складываются в зависимости от сферы научных интересов и предпочтений наиболее авторитетных представителей соответствующей научной школы. Рассмотрено зарождение и развитие академической научной школы административного права, основателем которой по праву считается профессор Семён Севастьянович Студеникин. Проанализированы те его основные идеи, которые составили фундамент академической научной школы административного права, а также выделены научные направления, особенно интересовавшие ученого. Дан краткий обзор научной деятельности и достижений представителей академической научной школы, сформировавшейся и продолжающей успешно развиваться в Институте государства и права Российской академии наук. Выделены научные направления этой научной школы. Анализ трудов представителей академической научной школы административного права позволяет говорить о трех ее научных направлениях: теоретическом, государственно-управленческом, защиты субъективных прав граждан в сфере государственного управления. Два первых направления заложил и плодотворно разрабатывал профессор С. С. Студеникин. Основоположником третьего направления являлся профессор М. Д. Загряцков. Показан вклад последователей этих ученых, включая современных представителей академической науки административного права, в разработку каждого из трех основных направлений научной школы.
Предлагаемая вниманию читателей статья представляет собой очерк биографии величайшего ученого, одного из основателей современной статистики в России Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского (1827— 1914). Описаны факторы, сформировавшие личность ученого, его воззрения как государственного деятеля. Освещается его роль в формировании традиций всеобщей переписи населения, характеризуется его просветительская деятельность. Раскрывается роль Тян-Шанского в истории России как коллекционера и мецената. Авторское видение биографического портрета величайшего ученого-статистика представляет собой признание масштаба личности одного из основателей российской статистики. Автор приглашает к внимательному изучению вклада Тян-Шанского в развитие социально-экономической статистики России с позиций современности, роли личности ученого в прогрессе научного знания и отечественной культуры. Представленный материал отнюдь не претендует на роль оригинального биографического исследования, цель его состоит в популяризации значимой фигуры российской истории и российской науки П. П. Семёнова-Тян-Шанского.
Научная рецензия на четырёхтомное 5-е издание учебника по методологии науки и прикладной аналитики за авторством И. В. Понкина и А. И. Лаптевой [1, 2, 3, 4].
В статье рассматриваются особенности арктической научной дипломатии (АНД) США и Канады. Авторами выделены основные причины использования АНД в регионе этими странами, а также определены ключевые акторы, участвующие в ее координации и реализации. На основании проведенного анализа установлено, что оба государства признают важную роль научной дипломатии в успешной реализации своих арктических стратегий и считают эту разновидность публичной дипломатии значимым ресурсом своей политики в регионе. Вместе с тем в доктринальных документах США по арктической политике, в отличие от канадских стратегий АНД, наиболее явно прослеживается силовая составляющая, что делает Вашингтон менее привлекательным партнером в данной сфере международных отношений и накладывает определенные ограничения на участие субъектов американской АНД и ее инфраструктуры в арктическом сотрудничестве.
Цель публикации заключается в системном анализе трансформации уголовно-правовой науки. В ходе исследования использовались общенаучные (анализ, синтез, индукция и дедукция) и специальнонаучные (исторический, социологический) методы познания, а также метод контент-анализа. В процессе подготовки публикации использовались достижения отечественной теории уголовного права, философии, философии права, теории права. Рабочей гипотезой исследования выступает мысль о том, что между научной революцией и трансформацией науки нет принципиально значимых различий. Авторами отмечается, что вопрос о существовании и смене парадигм отечественного уголовного права фактически не исследован. Исследователями установлена тенденция, согласно которой, начиная с 2009 года, влияние политики на уголовно-правовую науку не только не исчезло, но и окрепло. Исходя из общей логики понимания социальных трансформаций, авторами выделено два основных этапа развития отечественного уголовного права начиная с 80-х годов ХХ века, что позволило выделить характерные черты для каждого из предложенных этапов. Сделан прогноз относительно развития отечественного уголовного права в ближайшей перспективе. В ходе исследования авторами проанализированы труды: О. Н. Бибика, А. И. Бойко, Б. В. Волженкина, Я. И. Гилинского, Л. В. Головко, О. С. Гузеевой, Д. В. Гурина, Г. А. Есакова, А. Э. Жалинского, Н. Г. Иванова, А. Г. Кибальника, Т. В. Кленовой, И. А. Клепицкого, В. В. Кулыгина, Н. А. Лопашенко, И. М. Рагимова, Е. Н. Рахмановой, а также иных авторов.