ГОРЦЫ И ЦАРСКАЯ ВЛАСТЬ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА С ИНСТИТУТАМИ САМОДЕРЖАВИЯ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ. (2025)

В истории Российской империи Северный Кавказ занимает особое место как регион, активно переживавший процессы колонизации и интеграции в состав государства. В конце XIX - начале XX в. отношения между некоторыми горцами и представителями царской власти стали особенно напряженными и многогранными, отражая как местные традиции и обычаи, так и амбициозные планы самодержавия по укреплению своего влияния. Этот период, отмеченный кризисом и политическими потрясениями, стал ключевым моментом, когда темы национальной идентичности, борьбы за права и социальную справедливость вышли на передний план. Царская власть, осознавая необходимость более эффективного контроля над регионом на фоне нарастающих межнациональных конфликтов и бандитизма, предприняла ряд шагов для пересмотра своей политики в отношении коренного населения региона. Восстановление Кавказского наместничества в 1905 г. и назначение И. И. Воронцова-Дашкова, сторонника диалога и регионализма, указывали на изменения в подходе к управлению и взаимодействию с местными жителями. Тем не менее подобные нововведения не всегда приводили к ожидаемым результатам. В данной статье мы рассмотрим и проанализируем ключевые, по мнению автора, аспекты взаимодействия коренного населения Северного Кавказа с институтами самодержавия.

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № 2 (2025)
Автор(ы): Габолаев Георгий Владимирович
Сохранить в закладках
ЛЕГИТИМНОСТЬ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ: ЗНАЧЕНИЕ ЦИФРОВОЙ КОММУНИКАЦИИ (2025)

В статье показаны особенности организации коммуникации органов местного самоуправления и населения в условиях ускоренной цифровизации, основные рамки которой были заложены в федеральном законе «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Авторы рассматривают эффективную коммуникацию как один из факторов легитимации местного самоуправления, показателем которого выступает доверие. Контент-анализ сайтов и страниц местных администраций в социальных сетях позволил сделать вывод, что форсированное создание интернет-ресурсов пока не привело к повсеместному качественному обмену информацией между властью и обществом. Исследование выявило несущественные региональные различия в плане функционирования официальных сайтов и страниц в социальных сетях муниципальных органов власти. Опираясь на эмпирические данные всероссийского мониторинга о динамике уровня доверия к местной власти, авторы делают вывод, что доверие к местной власти коррелирует с оценками уровня развития МСУ в стране. При этом коммуникация между властью и населением как механизм легитимации МСУ оценивается как низкоэффективная.

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № 1 (2025)
Автор(ы): Великая Наталия Михайловна, Гребняк Оксана Валерьевна, Станевич Анастасия Юрьевна
Сохранить в закладках
АКТОРЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ВНЕДРЕНИЯ ОДНОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (2024)

Целью статьи является исследование процессов формирования региональных идентичностей в контексте изменения системы местного самоуправления в России. Авторы опираются на оригинальные эмпирические данные, которые были получены в одном из преобразуемых в округ муниципальных районов Республики Карелия. Региональные идентичности формируются на разных уровнях в ходе процесса регионализации. Растущая самостоятельность регионов является причиной стремления государств к преобразованиям в сфере государственного и муниципального управления. В Карелии преобразование одного из муниципальных районов в муниципальный округ стало поводом для формирования политического антагонизма между городской и сельскими администрациями. Антагонизм выходит за пределы политико-административных отношений и находит выражение в нарративах о социальных и культурных факторах, конструирующих представление о границах региона. В ходе политического конфликта катализируются процессы формирования региональных идентичностей. В условиях объединения муниципальных образований отсутствие единого инфраструктурного кластера может приводить к росту протестных настроений в сёлах, где в результате передачи полномочий в районный центр предполагается снижение уровня автономии в решении вопросов местного значения. Авторы приходят к выводу, что муниципальные преобразования могут способствовать формированию региональной идентичности в локальных сообществах сотрудников сельских администраций, что потенциально создает условия для более острого социального конфликта и политической дестабилизации региона.

Издание: КРЕСТЬЯНОВЕДЕНИЕ
Выпуск: Т. 9 № 3 (2024)
Автор(ы): Андрианов Виталий Ростиславович, Кащеева Александра Романовна
Сохранить в закладках
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ПЕРИОДА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ (2024)

Введение: в статье рассматриваются особенности организации местного самоуправления в советский период развития государства, уделяется внимание полномочиям местных советов, анализируются проблемы реформирования самоуправления на различных исторических этапах, трансформация уровней советской государственности.

Материалы и методы: нормативной правовой основой исследования стали отдельные положения Декретов советской власти, Закона РСФСР от 19.07.1968 «О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР»; Закона РСФСР от 29.07.1971 «О районном Совете народных депутатов РСФСР», Закона СССР от 09.04.1990 № 1417-1 «Об основных началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», Закона от 06.07.1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР», Положения об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы 1993 года. Теоретико-методологическую основу исследования составили работы ученых - специалистов в области конституционного права, муниципального права, исторической науки, выдержки из публичных выступлений государственных деятелей в различные годы. Методологическую основу исследования составили системный подход, общедиалектический метод научного познания, а также сравнительно-правовой и историко-правовой методы исследования.

Результаты исследования: выявлены особенности историко-правового развития института местного самоуправления в советский период, проанализированы полномочия местных органов власти, обоснованы изменения, связанные с деятельностью местного самоуправления с периода образования РСФСР и до принятия Конституции Российской Федерации.

Обсуждение и заключение: авторы делают выводы о существенном изменении принципов организации и функционирования системы органов местного самоуправления в зависимости от проведения конституционных реформ, о незавершенности процесса формирования эффективно функционирующей системы реализации местной власти в советском обществе, что во многом определятся динамикой политической практики и необходимостью ее разностороннего теоретического осмысления

Издание: ВЕСТНИК КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
Выпуск: Т. 15 № 3 (57) (2024)
Автор(ы): БУРМИСТРОВА ЮЛИАНА ЮРЬЕВНА, МИКЕРИН АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Сохранить в закладках
ОПЫТ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН В ОТНОШЕНИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (2025)

В данной статье анализируется опыт некоторых стран Европы в области местного самоуправления. Администрации муниципалитетов при осуществлении своей деятельности затрагивают важнейшие аспекты жизни граждан, касающиеся каждого человека на конкретной территории. Это и порождает необходимость в создании и поиске наиболее эффективной модели муниципалитета сегодня. Проведя сравнительный анализ европейского опыта в данной сфере, автор приходит к выводу, что во всех моделях местного самоуправления видится наличие автономности самоуправляющихся территориальных единиц (сообществ, коммун, муниципалитетов, графств, префектур и проч.), которые взаимодействуют друг с другом на основании распределения между ними соответствующих полномочий и компетенций. Способ применения принципа местного самоуправления сильно варьируется от одной страны к другой, в зависимости от их истории и традиций. Местное самоуправление все еще оставляет желать лучшего в некоторых странах Центральной и Восточной Европы, где долгое время его вообще не было.

Издание: ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Выпуск: № 1 (8) (2025)
Автор(ы): Ёркина Татьяна Николаевна
Сохранить в закладках
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ: ОТ ЗАКОНА «О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ» ДО ЗАКОНОПРОЕКТА КЛИШАСА - КРАШЕНИННИКОВА (2025)

Статья посвящена роли и значению Закона Воронежской области «О местном самоуправлении в Воронежской области» в формировании и становлении законодательства о местном самоуправлении в Российской Федерации. Даны краткая характеристика основных этапов реформы и критический анализ отдельных положений законопроекта Клишаса - Крашенинникова.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРАВО
Выпуск: № 2 (61) (2025)
Автор(ы): Агибалов Ю. В.
Сохранить в закладках
О МЕРАХ ПООЩРЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (2025)

Введение: в статье проанализированы меры, применяемые для поощрения муниципальных образований, как необходимое условие эффективного функционирования органов местного самоуправления. Исследованы нематериальные (мотивирующий фактор) и материальные меры поощрения муниципальных образований, направленные на их устойчивое развитие.

Материалы и методы: автором рассмотрена совокупность норм конституционного, административного и бюджетного права, формирующих публично-поощрительные правоотношения, представлены научно-теоретические положения ученых и материалы судебной практики по обозначенной проблематике; использовались общенаучные методы, а также специальные: структурно-функциональный, формально-юридический.

Результаты исследования: анализ научной литературы и законодательства, регулирующего публично-наградные правоотношения, позволил выделить две группы мер поощрения: материальные и нематериальные. Нематериальные меры поощрения - это меры, основанные на признании заслуг местного сообщества, действующего исходя из коллективного сознания, сформированного общностью интересов и ценностей населения конкретной территории. Основными формами нематериального поощрения являются награды и присвоение почётных званий как на федеральном, так и региональном уровнях. Материальные меры поощрения муниципальных образований - это средства, поступающие в местный бюджет за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

Обсуждение и заключение: негативно оценено отсутствие в значительной части субъектов Российской Федерации законодательства, которое бы предусматривало награждение муниципальных образований, поскольку местное сообщество должно получать позитивную оценку своих заслуг. В наградной политике государства и соответствующих нормативных правовых актах необходимо предусмотреть награждение муниципальных образований государственными наградами и присвоение им почетных званий. Предлагается ввести понятие бюджетного гранта, предоставляемого муниципальному образованию.

Издание: ВЕСТНИК КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
Выпуск: Т. 16 № 2 (60) (2025)
Автор(ы): НИГМЕТЗЯНОВ АЛМАЗ АЛЬБЕРТОВИЧ
Сохранить в закладках
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ В СИСТЕМЕ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ НА ПРИМЕРЕ ЗАКОНОПРОЕКТА ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (2025)

Введение. Современная Россия находится в процессе реформирования системы публичной власти. Это обстоятельство неизбежно актуализирует вопросы качества и эффективности публичной власти. Ее эффективность, какой бы подход к определению этого понятия ни применялся, связывается с характером коммуникации между элементами этой системы, а также с параметрами коммуникации этой системы с внешним миром. Удобно рассматривать внешние и внутренние особенности коммуникативных взаимодействий в системе публичной власти на конкретных примерах, в частности, на примере подготовки и принятия базовых отраслевых законов, в том числе нового закона об общих принципах организации местного самоуправления.

Материалы и методы. Поставленные исследовательские задачи целесообразно решать с применением специальных методологических подходов, в центре внимания которых находится коммуникативная проблематика. Речь, в частности, идет о коммуникативной концепции права, с позиции которой конституционное право можно рассматривать в контексте диалога между гражданами, их объединениями и обществом в целом с государством, а также в контексте диалога между государственными органами и органами местного самоуправления в том числе по поводу формирования и функционирования системы публичной власти. Результаты и выводы. Подготовка текста проекта нового федерального закона об организации местного самоуправления на протяжении нескольких лет сопровождалась рядом дискуссий как в профессиональном, так и академическом сообществах. Одним из наиболее спорных решений проекта следует признать переход к одноуровневой территориальной организации местного самоуправления. Этот подход встретил особенно острую критику со стороны региональных властей тех субъектов Российской Федерации, которые обладают национальными или социально-экономическими особенностями. Отрицательные заключения на законопроект, направленные органами государственной власти таких субъектов Российской Федерации, не были учтены при подготовке к процедуре второго чтения. Однако позже в целях недопущения социальной напряженности и обеспечения политической стабилизации были внесены межфракционные поправки к законопроекту, предусмотревшие вариативность при выборе модели муниципально-территориального устройства в различных субъектах Российской Федерации. Обсуждение. Описанная ситуация демонстрирует бɮльшую эффективность политических инструментов при разрешении конституционно-правовых противоречий, нежели собственно юридических, к которым, в частности, можно отнести право законодательной инициативы, поправки к законопроектам, заключения по результатам правовой экспертизы законопроекта и иные привычные парламентские практики. Это в свою очередь актуализирует проблему совершенствования и актуализации упомянутых инструментов и в целом парламентских практик. Развитие полноценной коммуникации внутри системы публичной власти, в том числе по поводу принятия элементами этой системы важнейших регулятивных решений, а также коммуникации органов публичной власти с гражданами и институтами гражданского общества, несомненно, должно стать приоритетом государственной правовой политики.

Издание: МУНИЦИПАЛИТЕТ: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
Выпуск: № 1 (50) (2025)
Автор(ы): Блещик Александр Владимирович
Сохранить в закладках
ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ РЕГИОНОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ: ПРИОРИТЕТЫ И ОЖИДАЕМЫЕ ЭФФЕКТЫ (2023)

Целью исследования является выявление основных тенденций эволюции государственного и муниципального управления в России на региональном и местном уровнях после внесения изменений в Основной Закон РФ. Установлено, что поправки к Конституции Российской Федерации 2020 года дали старт организационно-правовому оформлению единой системы публичной власти в стране. На основе поправок уже трансформировано федеральное законодательство об организации власти на региональном уровне, ожидаются серьёзные изменения в правовом регулировании и организации местного самоуправления. Ключевой направленностью изменений являются унификация, централизация и «вертикализация» системы публичной власти. В то же время государственная власть в субъектах Российской Федерации получит дополнительные возможности в части регулирования деятельности местной власти и контроля над ней. Общая направленность уже принятых и предлагаемых к принятию новелл укрепляет систему вертикального политического и ресурсного контроля вышестоящих уровней публичной власти над нижестоящими. Она содействует государственной экономической политике, основанной на перераспределении ресурсов, аккумулируемых в федеральном центре, через государственные программы и проекты вниз по вертикали. Ключевыми проблемами в функционировании такой конструкции являются сложности при принятии решений об оптимальном распределении ресурсов, отчуждение граждан от процесса выработки и реализации государственной политики, искажение информации при превалировании иерархического политико-управленческого контроля.

Издание: СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
Выпуск: Т. 18 № 1 (2023)
Автор(ы): Слатинов Владимир Борисович
Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕФОРМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (2025)

Цель статьи представить результаты социологического исследования особенностей состояния муниципальной публичной политики (далее МПП) в столице Республики Карелия - Петрозаводске в разрезе предполагаемых или уже реализуемых муниципальных преобразований, что позволяет определить тенденции и перспективу реализации задуманной реформы местного самоуправления с учетом минимизации ее социальных последствий. За основу эмпирического исследования были взяты методы количественного сбора эмпирической информации на базе индексного подхода. Сложносоставная природа концепта муниципальной публичной политики позволяет судить об оптимальном соотношении политических и административных свойств государственной и муниципальной власти, сочетающих административное регулирование и использование форм общественного участия населения. В Петрозаводск, согласно интегральному индексу МПП, сложился разрывной и одновременно неконсолидированный тип МПП в силу отмены выборов глав муниципальных образований, нарастания директивных методов управления и утраты НКО-сообществом права законотворческой инициативы. Исследование показало, что разрывной тип МПП, а тем более неконсолидированный, утяжеляет ситуацию с проведением реформы МСУ, связанную с дефицитом репрезентации общественных интересов, упраздняемых сельских и городских поселений, их удаленности от центра принятия решений и тем самым повышает уровень социального напряжения. Только партнерский тип МПП способствует конструктивной реализации проводимых муниципальных преобразований, реализуя технологии межсекторного партнерства и развивая принципы общественного диалога, взаимного учета общественных ожиданий.

Издание: СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
Выпуск: Т. 20 № 2 (98) (2025)
Автор(ы): НИКОВСКАЯ ЛАРИСА ИГОРЕВНА, ЯКИМЕЦ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ
Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО КОРПУСА РУКОВОДИТЕЛЕЙ РЕГИОНАЛЬНЫХ СТОЛИЦ В УСЛОВИЯХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РЕФОРМ (2025)

Целью исследования является выявление направленности и политико-управленческих эффектов изменений в порядке и характере процесса формирования кадрового корпуса руководителей административных центров субъектов Российской Федерации. В качестве предмета анализа выступает порядок наделения полномочиями глав региональных столиц областей Центрально-Чернозёмного экономического района (ЦЧР), а также руководителей исполнительной власти указанных городов. Методологической основой исследования заявлены неоинституциональный и сравнительный подходы. Автором осуществлён анализ процесса сменяемости глав городских столиц регионов ЦЧР, изучены их биографии, траектории карьерного роста и профессионального развития. Результаты исследования. Установлено, что изменения порядка наделения полномочиями глав городов связаны с институциональной трансформацией местного самоуправления в России. Вслед за введением в действие законодательства о местном самоуправлении 2003 года (ФЗ-131) в административных центрах трёх из пяти регионов Центрального Черноземья (Белгород, Курск, Тамбов) была закреплена модель управления, в которой глава администрации нанимался представительным органом после конкурсного отбора претендентов. В городах Воронеже и Липецке сохранялись прямые выборы глав муниципалитетов населением. В 2014-2015 годах в рамках «малой» муниципальной реформы субъектам РФ было предоставлено право императивно определять характер наделения полномочиями глав городских округов. Одновременно была расширена «линейка» вариантов избрания главы муниципального образования. После этого все административные центры областей Центрального Черноземья перешли к вариантам, где главу города (либо главу администрации, работающего по контракту) наделяют полномочиями депутаты представительного органа. Соответствующий порядок укрепляет политико-административный контроль региональной власти над муниципалитетами. Параллельно в рамках новой кадровой политики федерального центра начата подготовка кадрового резерва руководителей городов. Вкупе с утвердившимися практиками наделения полномочиями руководителей региональных столиц данная практика обеспечивает профессионализацию кадрового корпуса городских руководителей. Существенными проблемами функционирования данной конструкции являются частая смена руководства региональных столиц, а также отчуждение населения от процесса формирования исполнительной власти городов.

Издание: СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
Выпуск: Т. 20 № 1 (97) (2025)
Автор(ы): Слатинов Владимир Борисович
Сохранить в закладках
ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНОВ РОССИИ (2024)

На современном этапе исторического развития России при изучении вопросов, касающихся обеспечения финансовой безопасности регионов страны, должное внимание следует уделять финансовой безопасности муниципальных образований, поскольку финансовая безопасность муниципалитетов является базисной и фундаментальной составляющей финансовой безопасности регионов государства. Систематическая и регулярная оценка уровня финансовой безопасности муниципальных образований способствует развитию эффективного финансового управления, долгосрочному развитию регионов, а также позволяет своевременно выявлять риски, прогнозировать возможные проблемы и разрабатывать меры по их нейтрализации. В статье рассмотрены понятия «муниципальное образование», «местное самоуправление», «финансовая безопасность»; дано определение финансовой безопасности муниципальных образований; представлены параметры, в соответствии с которыми необходимо проводить анализ состояния финансовой безопасности муниципалитетов; а также выявлена методика для оценки уровня финансовой безопасности муниципальных образований.

Издание: ФОРПОСТ НАУКИ
Выпуск: Т. 18 № 2 (2024)
Автор(ы): Савостеева Наталья Алексеевна
Сохранить в закладках