Научный архив: статьи

КАК ФИЛЬМЫ ПРО ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ВЛИЯЮТ НА ОТНОШЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ МЕГАПОЛИСОВ К ТЕХНОЛОГИЯМ УМНОГО ГОРОДА (2024)

Статья исследует историческое развитие искусственного интеллекта (ИИ) от первых технических разработок до современных нейронных сетей, анализируя его отражение в культуре и кинематографе. Рассматривается эволюция общественного восприятия ИИ через призму художественных произведений, начиная с мифологических сюжетов и заканчивая современными кинолентами. На основе анализа 58 популярных фильмов выявлены четыре базовых представления об ИИ в сознании жителей мегаполисов: антропоморфные роботы (36,2%), разумные системы (29,3%), технологически улучшенные люди (24,1%) и анимационные образы (10,3%). Особое внимание уделяется роли кинематографа в формировании общественного мнения об интеллектуальных технологиях и их влиянию на развитие цифрового общества. Исследование демонстрирует взаимосвязь между культурным восприятием ИИ и реальным технологическим прогрессом.

Издание: СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: Т. 14 № 6 (2024)
Автор(ы): Гараганов Артур Владимирович
Сохранить в закладках
Репрезентация феномена специальной военной операции в средствах массовой информации (2025)

В статье рассматриваются проблемы репрезентации феномена специальной военной операции в средствах массовой информации. Эмпирической основой послужили данные 443 статей 3 общественно-политических изданий РФ 2022–2023 гг. Контент-анализ прессы позволил получить информацию о динамике и характере информационной картины, формируемой СМИ. Во-первых, в изучаемый период преобладают новости и информационные заметки, что указывает на высокую динамику событий и их интенсивное освещение в СМИ, реже встречаются публикации специалистов военных аналитиков с научно-эмпирическим и аналитическим осмыслением событий и результатов спецоперации. Во-вторых, среди сюжетов журналистской публицистики доминирует дискурс власти, в котором в большей степени акторами выступают политические деятели. В-третьих, эмоциональная тональность информационной картины характеризуется неопределенностью и неустойчивостью контента. В-четвертых, публикуются материалы, которые можно разделить по 5 кластерам: рефлексия об СВО, военные сводки, события вокруг СВО, мобилизация и мирная жизнь при СВО.

Издание: ВЕСТНИК РГГУ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Зайцева Анастасия Андреевна
Сохранить в закладках
ГЕНЕРАТИВНЫЕ НЕЙРОСЕТИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ НОВОСТНОГО И РЕКЛАМНОГО КОНТЕНТА: АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИИ (2025)

Статья представляет собой исследование развития генеративных нейросетей Gigachat, YandexGPT и ChatGPT для создания новостного и рекламного контента. В работе анализируются особенности алгоритмов, применяемые методы анализа текстов, а также возможности и ограничения этих моделей. Наиболее важной частью исследования является актуализация данных и сравнение точности, структуры и эмоциональной окраски текстов, созданных нейросетями с 2023 по 2025 год. Исследование подчеркивает важность глубокого понимания принципов работы языковых моделей для эффективного их использования в медиасфере, включая борьбу с фейками и дезинформацией.

Издание: РОССИЙСКАЯ ШКОЛА СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Выпуск: № 37 (2025)
Автор(ы): Мальцев Никита Дмитриевич
Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РОССИЙСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ О ВКЛАДЕ СССР В МИРОВУЮ НАУКУ И КУЛЬТУРУ (2025)

В статье анализируются результаты опросастудентов московских вузов, обучающихся по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью», раскрывающего их представления о вкладе СССР в мировую науку и культуру. Исследование показывает, что, несмотря на противоречивость информационной среды, в которой формируются эти представления, все студенты признают вклад советской науки и культуры в мировое развитие. При этом, научный вклад считают очень значимым 57,9% и значимым — 39,5% респондентов, а культурный вклад очень значимым — 53,8% и значимым — 38,5% респондентов. По мнению респондентов, наибольшее влияние на формирование их представлений о научном вкладе оказывают научная и научно-популярная литература, документальные материалы в СМИ и СМК и школьная программа. На представления о культурном вкладе СССР больше всего влияют советские фильмы, художественная литература и документальные материалы в СМИ и СМК.

Издание: РОССИЙСКАЯ ШКОЛА СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Выпуск: № 36 (2025)
Автор(ы): ОСИПОВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА, Осипова Александра Валерьевна
Сохранить в закладках
ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ПРОЦЕССЫ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА: ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА ИЛИ ВЫБОР ВОЗМОЖНОСТЕЙ? (2025)

В статье предпринята попытка провести комплексный анализ влияния цифровой среды, платформенных решений и алгоритмов на общественно-политическую сферу общества. На основе интерпретационного анализа автор проводит оценку функционирования демократии в самом широком смысле. На основе анализа результатов социологического исследования в ведущих странах мира выявлена неудовлетворенность работой институтов демократии. Исследование автора позволяет констатировать, что цифровая среда, воздействие зарубежных медиаконгломератов способны не только оказывать влияние на индивидуальные запросы и медиапотребление пользователей социальных сетей, но и формировать общественные установки, оказывать давление на процесс функционирования политических институтов.

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № 3 (2025)
Автор(ы): Серавин Александр Игоревич
Сохранить в закладках
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ В УСЛОВИЯХ ПЛЮРАЛИЗМА МНЕНИЙ И ЦИФРОВИЗАЦИИ ПУБЛИЧНОЙ СФЕРЫ (2025)

Актуальность исследования определяется все возрастающим вниманием общества к роли массмедиа, СМИ, их функционированию в условиях цифровизации и сетевизации политического процесса. Исследования политического дискурса массмедиа раскрывают комплекс проблем ожиданий общества от демократических процедур, роли политических институтов и государства, рефлексию органов публичной власти на вызовы, стоящие перед обществом. Влияние цифровизации на публичную сферу, институты гражданского общества значительно так же, как и влияние социальных сетей на политические и электоральные процессы. Своей целью в статье авторы видят обобщение и раскрытие феномена политического параллелизма в условиях плюрализма мнений и цифровизации публичной сферы. Методами и методологией исследования являются общенаучные методы синтеза и анализа, структурно-функциональный анализ политического процесса, подверженного влиянию цифровых технологий. На примере зарубежного опыта авторы анализируют проблемный дискурс влияния средств массовой информации на раскрытие идеологических позиций политических партий, лидеров, их возглавляющих, констатируя пристрастность СМИ в формах и средствах подачи информации.

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № 1 (2025)
Автор(ы): Еремеев Станислав Германович, Серавин Александр Игоревич
Сохранить в закладках
Telegram: возможности и инструменты мессенджера на примере канала интернет-издания Белгородской области (2025)

Данная статья посвящена изучению возможностей функционала и инструментария мессенджера Telegram для публикации контента, увеличения аудитории интернет-СМИ и возможности использования чат-ботов для удобного и оперативного взаимодействия с читателями. Предметом данного исследования является Telegram канал регионального интернет-издания Bel. ru. - лидера рейтинга самых цитируемых СМИ Белгородской области за 2023 год по данным исследования Медиалогии. Объектом данного исследования является современное медиапространство. В ходе анализа были изучены 549 публикаций на канале Bel. ru. В статье автор уделяет особое внимание используемым форматам публикаций, их количеству, а также рассматривает особенности алгоритма публикации сообщения в мессенджерах и в социальных сетях, которые имеют существенные отличия. Автор обращает внимание на быстрые темпы роста популярности Telegram и выдвигает предположение о дальнейшей интеграции интернет-СМИ с мессенджером. В данной работе используются следующие методы анализа: метод анализа контента, метод описания, структурно-типологический метод. Полученные в ходе исследования результаты могут быть полезны редакциям интернет-изданий, планирующим создание канала в мессенджере Telegram или уже имеющим такой канал. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что современное интернет-издание использует множество доступных инструментов для создания разнообразного контента, взаимодействия с аудиторией и увеличения ее охвата. В свою очередь, мессенджер Telegram отвечает требованиям интернет-изданий, в частности, предлагая широкий выбор форматов публикаций и возможностью настройки чат-ботов. Автор исследования приходит к выводу, что редакции интернет-изданий, стремящиеся расширить свою аудиторию, могут использовать возможности мессенджера для увеличения присутствия в информационном пространстве, а также увеличения охватов публикаций и дополнительной монетизации.

Издание: ФИЛОЛОГИЯ: НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Корнышева Полина Евгеньевна
Сохранить в закладках
Анализ взаимной динамики котировок акций и тональности текстовых упоминаний в СМИ компании «OZON Holdings PLC» с применением корреляционного и сентимент-анализа (2025)

Предметом исследования является количественная оценка взаимосвязи между тональностью упоминаний компании «Ozon Holdings PLC» в русскоязычных средствах массовой информации (СМИ) и динамикой котировок ее акций на Московской бирже. В современной цифровой экономике понимание этого нефинансового фактора имеет критическое значение, особенно для технологических компаний, таких как Ozon, чьи акции характеризуются высокой волатильностью и чувствительностью к информационному фону, а также репутационным рискам. Актуальность работы обусловлена необходимостью для компании Ozon разрабатывать эффективные стратегии управления своим медиа-образом. Это является значимой проблемой в условиях высокой конкуренции и информационного давления, поскольку негативное восприятие способно подорвать доверие инвесторов и негативно сказаться на рыночной капитализации. Целью исследования является установление наличия, направления и силы статистически значимой связи между квартальным агрегированным показателем медиа-тональности и изменением цены акций Ozon. Основная гипотеза предполагает прямую положительную корреляцию: улучшение тональности упоминаний в СМИ ассоциируется с ростом котировок, а преобладание негативной информации - с их снижением. Методология включала сбор квартальных данных о котировках акций Ozon и текстовых упоминаний (Google Новости, 2021-2024). Для сентимент-анализа применялась нейросетевая модель DeepPavlov. Взаимосвязь медиа-тональности и динамики цен акций оценивалась корреляционным анализом Пирсона (α=0.05). Научная новизна заключается в количественной оценке влияния агрегированной поквартальной тональности русскоязычных новостных сообщений на динамику котировок акций крупной российской e-commerce компании, дополняя знания о специфике российского информационного поля. Основные результаты подтвердили гипотезу: выявлена сильная положительная статистически значимая корреляция (r = 0.72, R² = 0.52, p “ 0.001) между медиа-тональностью и ценами акций Ozon. Это указывает, что около 52% вариаций в изменении цен акций могут быть объяснены тональностью СМИ. Исследование имеет ограничения (не учтены соцсети, корпоративные новости, макрофакторы). Практически результаты могут использоваться инвесторами для оценки рисков, а Ozon - для разработки PR-стратегий, оперативного реагирования на негатив и формирования позитивного имиджа для укрепления рыночных позиций и повышения инвестиционной привлекательности.

Издание: ФИНАНСЫ И УПРАВЛЕНИЕ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Шиболденков Владимир Александрович, Тюрнев Александр Николаевич, Афанасьев Кирилл Миронович, Пресняков Артем Олегович
Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ ПУБЛИЧНОГО ДИСКУРСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СТРАН БЫВШЕЙ ЮГОСЛАВИИ) (2023)

Цель исследования - на основе анализа медиаконтента Сербии, Хорватии и Черногории об украинском кризисе показать влияние публичного дискурса на формирование общественного мнения. В статье рассматривается информационная политика государственных СМИ стран бывшей Югославии и делается попытка авторского анализа комментарийной активности медиааудитории для выявления общественной позиции по релевантным вопросам предметного поля исследования. Представлен авторский анализ релевантной комментарийной активности медиааудитории государств - объектов исследования. Показана специфика формирования мнения о российской внешней политике в традиционных и новых средствах массовой информации Сербии, Хорватии и Черногории. Результирующей выступают методы и приёмы, используемые СМИ для формирования общественного мнения, специфика информационной политики, находящейся во взаимосвязи с внешнеполитическим курсом государства. Показаны отличия в восприятии событий на Украине хорватских и сербских граждан, а также противоборство общественных позиций в Черногории. Представлены данные о соотношении внутригосударственных и внешних (геополитических) факторов формирования общественного мнения в черногорском социуме. Особое внимание уделено возможностям расширения российского присутствия в медиасегментах стран бывшей Югославии. Материалы статьи могут стать основой разработки стратегии информационного присутствия России в европейских сегментах медийного пространства.

Издание: СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
Выпуск: Т. 18 № 1 (2023)
Автор(ы): Шундич Марияна Аксентевна
Сохранить в закладках
СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ КОНВЕРГЕНТНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ В РАМКАХ СТУДЕНЧЕСКИХ СМИ (2024)

В статье рассматриваются особенности подготовки конвергентных журналистов в рамках студенческих СМИ. С этой целью были изучены основные типологические характеристики студенческих СМИ, выявлено их влияние на формирование профессиональных компетенций у студентов, рассмотрены принципы и методы организации работы редакций студенческих СМИ, наконец, процесс их объединения в конвергентную редакцию «ФСТ-медиа». В ходе исследования было проведено интервью с экспертным сообществом об особенностях подготовки конвергентных журналистов, а также контент-анализ содержания студенческих СМИ с точки зрения их корреляции с информационными запросами молодежной аудитории. По мнению автора, создание объединенной редакции «ФСТ-медиа» стало возможным только благодаря основному принципу подготовки будущих журналистов: от узкой специализации к универсализму.

Издание: УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Выпуск: № 4 (184) (2024)
Автор(ы): Ким Максим Николаевич
Сохранить в закладках
Цифровая трансформация медиапространства: новые вызовы и возможности для политической коммуникации в эпоху социальных медиа (2025)

В статье подробно рассматривается меняющаяся роль СМИ в контексте цифровой трансформации, подчеркивается растущее влияние социальных сетей как центрального элемента политической коммуникации. Стремительное развитие цифровых технологий существенно изменило медийный ландшафт, стерев границы между традиционными средствами массовой информации и новыми формами массовой коммуникации. Этот сдвиг создал новые возможности для демократизации коммуникации и расширения участия граждан в политической и общественной жизни. В связи с тем, что сегодня социальные сети стали основным инструментом для оперативного распространения информации, это значительно ускорило обмен мнениями и ускорило реакции на политические события, а также усилило зависимость от цифровых платформ, которые управляют потоками информации через различные алгоритмы и рекомендации. При проведении исследования, помимо общенаучных методов, и метода сравнительного анализа, использовался метод контент-анализа, а именно анализ сообщений и контента, распространяемого через традиционные СМИ и социальные сети, с целью выявления изменений в политической коммуникации и манипуляциях с информацией. Цифровизация коммуникаций привела к значительным изменениям в способах получения и распространения информации, что требует пересмотра существующих норм и стандартов, которые были разработаны для традиционных медиа. В исследовании подчеркивается двойственный характер этой трансформации несмотря на то, что она способствует большей прозрачности, вовлечению общественности и демократизации, она также порождает такие проблемы, как дезинформация, поляризация, сетевая пропаганда и использование искусственного интеллекта (ИИ). Эта двойственность подчеркивает сложность управления современными информационными потоками и подчеркивает важность нахождения баланса между преимуществами цифровизации и потенциальными угрозами. С одной стороны, цифровые технологии предоставляют мощные инструменты для участия граждан в политической жизни, облегчая доступ к информации и позволяя оперативно реагировать на события. С другой стороны, они создают благоприятную среду для манипуляций, распространения ложных данных и усиления поляризационных тенденций.

Издание: МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Киричук Дарья Анатольевна
Сохранить в закладках
Компьютеризованный контент-анализ статей журнала «Вестник финансов, промышленности и торговли» за 1917 год: апробация возможностей модуля искусственного интеллекта в программе MAXQDA (2025)

Предметом исследования являются статьи официального печатного органа российского Министерства финансов - журнала “Вестник финансов, промышленности и торговли” - за 1917 г. Бесспорно, этот год был поворотным в отечественной истории. В связи с этим важно использовать новые подходы для раскрытия информационного потенциала во многом уникального источника, содержащего ценные сведения об экономике страны (причём не только о тех сферах, которые вынесены в название журнала, но и, например, о налоговой и таможенной политике, а также о подготовке ряда реформ, включая аграрную). Кроме того, необходимо учитывать, что в рассматриваемый период журнал издавался на фоне продолжавшейся Первой мировой войны, и соответствующая проблематика также нашла отражение на его страницах. Методически статья базируется на компьютеризованном контент-анализе. Основной фокус - инструменты искусственного интеллекта в составе специализированного программного обеспечения MAXQDA. Новизна исследования заключается в том, что впервые протестированы возможности модуля искусственного интеллекта AI Assist и его новейшего компонента, MAXQDA Tailwind, находящегося на момент печати статьи в стадии бета-версии. Автор по приглашению разработчиков получил ранний доступ ко всем функциям продукта, отправил обратную связь по итогам работы. Международная виртуальная конференция пользователей MAXQDA (MAXDAYS 2025), на которой будет представлен функционал MAXQDA Tailwind, пройдёт 18-19 марта этого года. Таким образом, читатели смогут ознакомиться с ним ещё до официального релиза. В статье доказано, что искусственный интеллект ни в коем случае не заменяет учёного-историка, но может помочь ему углубить и сделать более комплексным анализ исторических источников.

Издание: ИСТОРИЧЕСКАЯ ИНФОРМАТИКА
Выпуск: № 1 (51) (2025)
Автор(ы): Воронкова Дарья Сергеевна
Сохранить в закладках