В статье дан аналитический обзор литературно-критических выступлений в еженедельнике «Гражданин» 1872 г. В ходе проведенной атрибуции выявлен вклад Н. Н. Страхова, П. К. Щебальского и Б. М. Маркевича в формирование литературной политики издания. Ряд их статей введен в научный оборот впервые. «Литературные письма» Н. Н. Страхова возобновили продолженное им в журнале «Заря» формирование почвеннического фундамента эстетической критики, начатое еще А. А. Григорьевым и Ф. М. Достоевским во «Времени» и «Эпохе». Хаос в современной критике, по Страхову, имел философские корни, а именно безудержную веру в прогресс, когда все новое представляется полной заменой старого. В своих статьях П. К. Щебальский развивал основы эстетического позитивизма М. Н. Каткова, поэтому с его стороны неизбежной была внутриредакционная полемика с «метафизиком» Страховым. Статьи Б. М. Маркевича, в свою очередь, были нацелены на преодоление вражды «передового» общества к «эстетизму». В целом усилиями указанных критиков «Гражданин», при всех внутрипартийных разногласиях, способствовал происходящему в 1860-1870-е гг. переходу русской эстетической критики из либерального лагеря в консервативный. Еженедельник оказался мишенью как для радикальной, так и для либеральной журналистики, и сплоченности отдела критики «Гражданина» 1872 г. в этой борьбе хватило только на полгода, однако уже на следующий год новый редактор, Ф. М. Достоевский, возобновил данный отдел и продолжил трансформацию эстетической критики в сторону консервативных начал. Выявленные обстоятельства не подтверждают сложившегося в науке представления о «коротком дне русского эстетизма». История эстетической критики XIX в. должна быть написана с учетом всех ее перипетий начиная от Карамзина и Жуковского до Вл. Соловьева и К. Леонтьева.
Мы касаемся в публикации лишь двух, основных, с нашей точки зрения, тем: произведением итальянского или византийского искусства является икона «Богоматерь Умиление» из московского частного собрания и каковы могут быть основные вехи для её датировки. Икона пережила в Москве коммерческие реставрации, что могло исказить её живопись. Ещё зимой 2021–2022 гг. были хорошо видны многочисленные вмешательства и тонировки, особенно на пострадавшем лике Богоматери, большая часть из них теперь удалена, хотя и до сих пор не полностью. Задачей той реставрации, вероятно, было создать иллюзию чисто византийской иконы в коммерческих целях. Предварительно можно заключить, что обсуждаемая икона не является византийским памятником, но создана итальянским мастером. Возможно, итальянский художник создавал её, ориентируясь на византийский образец. В её стиле нет чисто византийских черт, византийское влияние присутствует в ней настолько, насколько оно было присуще итальянскому искусству XIII в. и распространено в разных центрах и в разные периоды этого столетия. Версия о происхождении иконы с Сицилии или с юга Италии вполне правдоподобна, возможно, она верна. Однако для окончательного обоснования такой атрибуции нужно провести дополнительное детальное современное исследование. Пока определение иконы как итальянского произведения представляется наиболее осторожным и взвешенным. Датировки памятника концом XIII в. или первой четвертью столетия не представляются убедительными. Реминисценции позднекомниновского искусства встречаются ещё очень долго, в том числе и в памятниках конца XIII в., их присутствие не может рассматриваться как датирующий признак. Предварительная датировка, как нам представляется, может быть связана с серединой XIII в. или шире – с периодом между 1230-ми и 1260-ми годами.
Статья посвящена экспертному исследованию живописного эскиза из частного собрания известного советского художника Д.А.Налбандяна (1906-1993). Этот эскиз под названием «Выступление В.И.Ленина в Доме Союзов» является еще одной подготовительной работой художника, выполненной в 1990 г., наравне с одноименным эскизом из собрания Музея-мастерской Д.А.Налбандяна (Москва). Анализируется художественная манера Налбандяна позднего периода творчества, выделяются основные признаки его живописного почерка. Атрибутированная работа расширяет наше представление о специфике творческого процесса художника этого времени, дополняя ряд его эталонных произведений. В свою очередь материалы проведенного исследования представляются актуальными для изучения позднесоветского искусства в целом.
Исследователи эпистолярного наследия Ф. М. Достоевского признают историческую ценность переписки как достоверного источника, помогающего выстроить подлинную биографию писателя. Письма Достоевского являются не только биографическим источником (тем более что писатель не вел дневника и не оставил воспоминаний), но и частью его литературного наследия. Традиция публикации писем Достоевского имеет давнюю, 140-летнюю, историю. С 1880-х гг. были реализованы разные типы изданий писем: отдельные публикации, в составе сборников, полных собраний сочинений, в научных статьях. В настоящее время исследователи издали и прокомментировали все известные, сохранившиеся в автографах письма Достоевского. Со временем учеными была осознана и ценность адресованных ему писем. Появились комментированные публикации отдельных писем корреспондентов, тематических групп и эпистолярных циклов переписки. Перед исследователями встала задача систематизации всех писем и подготовки комментированного издания переписки Достоевского с его корреспондентами. В отечественной эдиционной практике сложилась традиция публикации переписки классиков XIX в., примером которой может служить переписка А. С. Пушкина, не раз переиздававшаяся. Несмотря на имеющийся опыт подобного рода изданий, эпистолярное наследие Достоевского не было опубликовано в виде полного свода двусторонней переписки. Его подготовка ставит перед исследователями множество вопросов. В статье обозначены эдиционные задачи, возникающие в процессе осуществления издания переписки, и предложены возможные пути их решения. Работа над изданием всего творческого наследия Достоевского в авторской орфографии и пунктуации ведется в рамках Полного собрания его сочинений (Канонические тексты). В отношении эпистолярного наследия писателя эти задачи отчасти реализованы в виде электронной публикации писем Достоевского и его корреспондентов на сайте Петрозаводского государственного университета Philolog. ru. На данный момент она содержит бòльшую часть писем, выверенных по рукописным автографам. В перспективе — публикация научно комментированного свода переписки. Электронная форма публикации дает возможность вариативного и многоуровневого представления эпистолярия Достоевского, тем самым решая многие эдиционные задачи.
Статья посвящена весовой гирьке «восточного» типа из собрания Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Гирька была принята в фонды музея в составе коллекции археологических материалов, полученных в ходе раскопок в г. Владимире в 2005 г. на ул. Подбельского, 14. Аналогичные предметы, найденные на территории других древнерусских городов, ранее атрибутировались как «печати-пломбы». В настоящей работе проведен поиск аналогий владимирскому предмету, а также на основании новейших исследований и публикаций находок с территории Болгарского базара предложена атрибуция находки как весовой гирьки восточного производства XIV–XV вв.
Фрагмент настенной росписи с изображением трех воинов был найден в ходе раскопок урартской крепости Эребуни совместной археологической экспедицией Академии Наук Армянской ССР, ГМИИ им. А. С. Пушкина и Управления по охране Госстроя Армянской ССР в 1965 г. Этот участок живописи происходит из большого зала дворца Аргишти I (т. н. «помещение № 15»), раскопки которого проводил отряд ГМИИ им. А. С. Пушкина. Настенная живопись из «помещения № 15» обладает своим особенным характером. Помимо классических многоярусных композиций Урарту VIII в. до н. э., здесь были найдены уникальные т.н. «светские росписи», которые больше не встречаются в монументальном искусстве Урарту. Именно к группе «светских росписей» и относится фрагмент живописи с тремя воинами. Несмотря на неоднократные публикации памятника, контекст находки этого фрагмента росписи так и не был освещён, из-за чего в литературе возникли разные мнения об его атрибуции. В ходе работы с археологическим архивом отряда ГМИИ им. А. С. Пушкина автору удалось найти сведения о контексте находки этого фрагмента росписи и установить культурный слой, в котором он был открыт. Полученные архивные данные, результаты новых раскопок Арин-берда вместе с анализом иконографии позволили предложить свою аргументированную атрибуцию фрагмента росписи с тремя воинами, который, на наш взгляд, принадлежит к позднеурартской «светской» живописи середины - последней трети VII в. до н. э. из большого зала дворца в Эребуни.
По указу Петра I доктор Даниэль Готлиб Мессершмидт предпринимает семилетнее путешествие (1719–1727) в С сибирь с целью всестороннего научного изучения региона. Коллекции, привезенные из Сибири, среди них и собрание древностей, в 1728 г. поступают в музей. Впоследствии часть их пострадала при пожаре Кунсткамеры в 1747 г., а сохранившиеся предметы были перераспределены по разным музеям. На сегодня источниками для изучения археологических предметов служат рисунки из работы Мессершмидта «Sibiria Perlustrata» («Описание Сибири») и каталог акварельных рисунков, выполненных в Академии наук в 1730–1740-х гг. с музейных предметов Кунсткамеры. Опора на источники помогла при подготовке постоянной экспозиции «Петровская Кунсткамера, или Башня знаний» подобрать предметы из собрания музея, аналогичные вещам, привезенным Д.Г. Мессершмидтом из Сибири, с учетом их культурно-хронологической принадлежности. В числе прочих для экспонирования были отобраны два древнетюркских миниатюрных стремени из коллекции МАЭ № 1575. Коллекция состоит из предметов старых поступлений в М мАЭ, которые в ходе длительной истории перемещений утратили связь с первоначальной документацией. Размеры, внешнее сходство с изображениями из иллюстративных источников и некоторые характерные особенности позволили сделать вывод об идентичности стремян из коллекции МАЭ № 1575 предметам из собрания археологических древностей Д.Г. М ессершмидта.
В статье анализируются четыре гравюры c двумя таблицами на каждом оттиске из так называемого «Атласа» Н.Г. Леклерка, на которых изображены считающиеся неизвестными рисунки археологических предметов из документального наследия Д.Г. Мессершмидта. «Atlas» является приложением к труду Леклерка «Histoire physique, morale, civile et politique de la Russie modern» (фр., «История естественная, нравственная, гражданская и политическая современной России»). На основании сопоставления одного из сохранившихся рисунков с гравюрой из «Атласа», сравнения описаний рисунков в рукописи Д.Г. Мессершмидта с описанием гравированных таблиц в 3-м томе книги Леклерка «История… современной России» сделан вывод о принадлежности гравированных рисунков одному из томов архивного собрания Д.Г. Мессершмидта. Исследование указанного визуального источника в комплексе с уже известными рисунками, а также другими источниками («Нарисованный музей» Петербургской Академии наук, опубликованные и рукописные каталоги Кунсткамеры) позволит дать научное описание археологической коллекции, определить ее место в собрании Кунсткамеры, что важно для истории археологии и истории Кунсткамеры XVIII в. как базы для формирования научного знания.
Статья посвящена исследованию и введению в научный оборот ряда живописных произведений европейских художников из коллекции Иркутского областного художественного музея имени В.П. Сукачёва. Рассматриваются картины XIX века, неизвестных мастеров XVII века и копии с целью установить сведения о подлинности картин, времени их создания и авторах произведений, оценить разные виды копий. В исследовании применяются доступные методы атрибуции: на основе стилистического анализа изучаются документальные свидетельства, особенности композиций, колорита, живописной манеры, стиля эпохи, подписи и надписи. Полученные сведения определят художественную ценность произведений, их принадлежность национальным школам Европы и значение для европейской коллекции музея.
Статья посвящена вопросу атрибуции - установления авторства и начального периода производства - предметов декоративно-прикладного искусства, выполненных на Кусинском и Каслинском заводах на Урале по моделям забытого русского скульптора и общественного деятеля в сфере художественно-промышленного образования В.М. Пащенко (1854-1908). В материал исследования вошли изображения и данные о предметах чугунного литья в фондах ряда российских музеев и частных коллекций, Каслинского завода архитектурно-художественного литья, прейскуранты и заводские альбомы Каслинского и Кусинского заводов, выставочные каталоги всероссийских и международных выставок конца XIX - начала XX века, собственно предметы чугунного литья из частных коллекций, опубликованные историко-архивные и библиографические изыскания, в том числе архивной дореволюционной периодики. С помощью биографического, формально-стилистического и сравнительного методов, а также знаточеской экспертизы получены следующие результаты. Автором осуществлена реконструкция творческой биографии Владимира Михайловича Пащенко.
Установлено и подтверждено авторство модельных прототипов и год начала производства четырех декоративно-прикладных предметов уральского «чугунного искусства», выполненных в стиле «декадент» и отливаемых в конце XIX - начале XX века на Кусинском и Каслинском заводах. Кроме того, в научный оборот введено и впервые атрибутировано еще одно произведение скульптора в технике художественного литья - чугунная ваза «В виде урны, с фигурой плачущей женщины» отливки Кусинского казенного завода.
Статья посвящена атрибуции ранее не известных акварелей Ливадии архитектора Н. П. Краснова. Они хранятся в Российском государственном историческом архиве, где по ошибке были отнесены к ансамблю великокняжеской усадьбы Харакс. Система доказательств принадлежности изображений императорской Ливадии опирается на решение ряда вопросов. На основании датировки рисунков уточняются обстоятельства составления проектов, их место и роль в строительстве ансамбля. Одни из акварелей относятся к первым, а другие к числу последних работ Н. П. Краснова в Ливадии. Первые связаны с поисками образа Большого дворца и Свитского дома, последние посвящены обустройству участка ансамбля от Дома министра до царского храма, и в статье каждый из этапов рассматривается отдельно. Проектная графика служит основанием для реконструкции взглядов, реакции автора на обновление стилистики архитектуры и садово-паркового искусства начала XIX века в направлении символизма и модерна. Исследуемые материалы вводятся в историко-культурный контекст. Они сопоставляются с современным состоянием памятников. Четыре акварели публикуются впервые.