Представленная статья раскрывает проблему законодательного регулирования деятельности негосударственных военизированных формирований на территории Российской Федерации, а также их место в системе вооруженных сил государства. В публикации отмечается влияние негосударственных военизированных формирований, действовавших в России в период с 2022 по 2023 года, на государственную политику в сфере национальной безопасности, а также на процесс формирования института освобождения от уголовной ответственности. Проводится анализ наличия признаков наемничества в деятельности частных военных компаний. Указывается на наличие социальных особенностей ресоциализации лиц, прошедших Специальную военную операцию и имеющих боевой опыт. Приводятся аргументы о невозможности применения негосударственных военизированных формирований на территории Российской Федерации, вместе с тем, отмечается целесообразность присутствия российских негосударственных военизированных формирований на международном рынке предоставления услуг по охране объектов, осуществлению конвоирования товарно-материальных ценностей, а также подготовке и обучению иностранных военных формирований за рубежом.
Настоящее исследование представляет собой комплексный анализ генезиса и трансформации системы духовного образования России на протяжении Синодального периода. На основе системного изучения нормативно-правовых актов, опубликованных источников и архивных материалов реконструирована целостная картина ее становления и развития. Зародившись вместе с первыми просветительскими организациями, духовные учебные заведения изначально выполняли ключевую функцию подготовки кадров для Русской православной церкви. Принципиальный этап их институционализации связан с царствованием Петра I, законодательно закрепившего основы государственной политики в данной сфере. Принятый «Духовный регламент» (1721 г.) определил порядок создания и содержания духовных школ при архиерейских домах и монастырях, которые, будучи ориентированы на детей церковнослужителей, имели закрытый характер. Заложенные Петром I основы в последующий период получили последовательное развитие: наблюдался количественный рост духовных учебных заведений, а их выпускники получили приоритет при замещении вакансий в Синоде. Важнейшей вехой стала реформа 1808 г., законодательно оформившая многоуровневую структуру духовного образования. На протяжении XIX в. уставы духовно-учебных заведений неоднократно пересматривались. Целями этих корректировок являлись: расширение социального состава учащихся, диверсификация карьерных траекторий выпускников, а также усиление административного контроля, что было реакцией на распространение революционных настроений в студенческой среде. Финальной значимой новацией стал Устав православных духовных академий 1910 г., направленный на повышение образовательного уровня воспитанников путем расширения учебных программ. Однако системная реформа так и не была реализована.
В статье выполнен обзор действующей политики регулирования, касающейся коммерциализации космической деятельности Госкорпорации «Роскосмос». Выявлены проблемы, препятствующие организации работ с объектами космического мусора, что обусловливает международные риски в обозначенной сфере. В качестве мер поддержки для развития Госкорпорации «Роскосмос» сформулированы предложения по внесению изменений в действующее законодательство и структуру органов управления космической деятельностью.
Статья посвящена рассмотрению вопроса дискриминации лиц различных возрастных групп в отношениях частноправовой сферы. Обращено внимание на то, что дискриминацию можно наблюдать не только в трудовых, но и в жилищных, семейных и других правоотношениях. Показано, что основанием дискриминации является несовершенство нормативно-правовых актов в начальный период их действия, что объясняется трудностями прогнозирования и учета возможных рисков, однако, внесение изменений в законодательные акты позволяет своевременно исправить ситуацию - устранить дискриминационные допущения. В статье приведены примеры и судебная практика, подтверждающая данные выводы. Предлагается при принятии новых нормативно-правовых актов проводить их оценку на дискриминационную составляющую для исключения в дальнейшем ситуаций ущемления прав или дискриминации отдельных социальных групп граждан. В том числе особенно тщательную оценку на отсутствие дискриминации в нормативно-правовых актах предлагается проводить в отношении граждан, нуждающихся в особой социальной защите. При этом предлагается учитывать возможность прямой и косвенной дискриминации, особенности применения цифровых технологий и искусственного интеллекта; а реформы и нововведения в законодательстве проводить с учетом этических норм, мирового опыта и судебной практики.
Регламентация ответственности врачей за их ошибки, а также умышленные нарушения в процессе осуществления медицинской деятельности имеет весьма непоследовательный характер. Развитие искусства врачевания, несмотря на свою безусловную актуальность и значимость, на протяжении различных эпох не редко пользовалось как нейтральным, так и негативным отношением со стороны государственной власти и религии. Проведенное сравнительное историко-правовое исследование позволяет сконструировать системное мировоззрение о структуре и содержании соответствующих феноменов, оно позволит не только выделить их отличительные признаки и характерные особенности, но и впоследствии способно стать основой для совершенствования действующего законодательства.
Цель исследования. В данной статье, исходя из ее названия, рассматривается влияние религии на законодательство, на социальную и экономическую сферу развития страны. Проанализирован тип государства по его отношению к религии, преимущества и недостатки светского, клерикального, теократического и атеистического государств. Это необходимо для определения того типа государства по его отношению к религии, которое имеет наиболее эффективное законодательство, помогающие ему развиваться. В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу, что атеистический тип государства наиболее эффективно справляется с поставленными перед страной актуальными задачи. При этом необходимо заметить, теократия имеет такой же потенциал, хотя и является противоречием атеизму. Законодательство теократического государства, напрямую связано с мировоззрением служителей того или иного религиозного течения. По этой причине религия может являться неким тормозом, мешающим развиваться стране и обществу в современном мире и актуальных реалиях. Также стоит учитывать, что сильной стороной теократии являются сохраняющиеся культурные, моральные и нравственные ценности. Однако это не мешает атеистическому государству, подобному СССР, которое смогло выстроить, сохранить моральные и нравственные ценности клерикального государства, создав свою собственную культуру и став одним из самых успешных и быстро развивающихся государств прошлого века.
Целью данного исследования являются некоторые проблемные аспекты правил производства следственных действий. Авторы указывают, на то, что данные правила утратили свою актуальность, четкость, и остро нуждаются в реформировании, приведении в соответствие, унификации принятых изменений как в законодательстве нашей страны, так и международных документов. Задачи исследования состоят в анализе правил производства следственных действий и необходимости терминологического определения понятия следственных действий, их классификации, а также составление их точного перечня, отграничение от других процессуальных действий и мер принуждения. Анализ общих правил производства следственных действий позволяет выделить проблемные аспекты и совершенствовать нормы законодательства. Авторы квалифицируют правила на группы для более точного понимания и использования их в процессуальной практике. Выводы: мы установили, что приведение правил проведения следственных действий в соответствие необходимо, как для укрепления и функционирования системы осуществления правосудия, так и для усиления доверия к органам государственной власти, осуществляющим правосудие. При этом необходимо создать условия для более полной реализации прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществлении правосудия.
Признание медицины в качестве одной из базовых составляющих развитого государства, повлекло существенную активизацию правового регулирования деятельности врачей, в том числе их ответственности, как за совершение ошибок, так и за умышленное причинение вреда. Период зарождения Российской империи стал отправной точкой для системного нормативного закрепления соответствующего понятийного аппарата, определения правомерных и преступных действий медицинского персонала, а также установления уголовной ответственности за недопустимые формы поведения. Значительная часть правовых источников данной эпохи содержит прообразы современных положений уголовного закона. В связи с чем в настоящей статье будет проведено сравнительное историко-правовое исследование особенностей законодательного регулирования ответственности за преступления медицинского характера.
Актуальность исследования заключается в том, что практически каждый аспект современного общества регулирует правовая система. Многие виды отношений, складывающиеся в обществе, регулируются нормами законов, подзаконных актов и других юридических документов. На протяжении веков правовые системы эволюционировали, включая новые законы и принципы, отражающие меняющиеся социальные, политические и экономические условия. Сегодня правовые системы становятся все более сложными, поэтому без знания исторических аспектов развития права невозможно понимание и регулирование современной правовой системы. Сельскохозяйственная деятельность, которую осуществляет человек, необходима для обеспечения его существования, и этот процесс осуществляется с момента возникновения человечества. В связи с этим необходимым условием является изучение правовых механизмов аграрного законодательства для последующего его совершенствования. Сельскохозяйственное право относится к правовой базе, которая регулирует сельскохозяйственную практику, включая фермерство, скотоводство, лесное хозяйство и производство продуктов питания. Закон направлен на то, чтобы сбалансировать интересы фермеров, потребителей и окружающей среды, гарантируя, что сельское хозяйство ведется безопасным, устойчивым и этичным образом. Данная статья направлена на исследование научно - исторических аспектов развития аграрного права. Цель научного исследования - изучение исторических аспектов развития аграрного права в контексте требований современного законодательства. В ходе исследования было определено влияние фактов исторического развития на современное состояние аграрного законодательства.
Целью данной статьи является обзор вопросов, касающихся правового статуса психолога и педагога в уголовном судопроизводстве, степени их участия. Авторами были выявлены такие проблемы как формальное привлечение данных специалистов следователем и недостаточность правового регулирования процесса привлечения данных специалистов. Отсутствие понимания значимости присутствия педагогов и психологов у субъектов уголовного судопроизводства приводит к тому, что специалисты «играют» номинальную роль, а их правовой статус сводится к минимальным функциям в виде проверки протоколов, исключая ту важную помощь, которые они могут оказывать в действительности. Выводы: Правовой статус педагога и психолога в уголовном судопроизводстве нашей страны вызывает широкие дискуссии и обсуждается ведущими правоведами страны, поскольку законодательно не определен. Как правило, следователь на основании своего субъективного мнения определяет какой именно специалист будет привлечен к участию. Поскольку в нашей стране не существует единой базы специалистов рассматриваемой категории, то к следствию может быть привлечен любой специалист, формально подходящий под квалификационные требования (наличие образования либо опыта работы). К сожалению, данные критерии могут быть очень разнообразны, а специалист, выступающий в данном статусе не всегда может ему соответствовать, в чем, собственно, и состоит главная проблема. Педагог, обладающий педагогическим опытом, но не образованием, либо психолог может иметь свидетельство о переквалификации, а не о профессиональном образовании. В связи с чем, участие данных специалистов, в большинстве случаев отмечается как формальное. По мнению же ученых педагог и психолог имеют функцию оказания помощи всем участникам уголовного процесса не только подозреваемым(обвиняемым), но и следователю, в связи с чем, процессуальный статус психолога и педагога в УПК РФ должен быть конкретизирован. Несмотря на важную роль психолога и педагога, деятельность данных субъектов в уголовном судопроизводстве не лишена проблем, в числе которых следующие: специалисты привлекаются формально, с целью соблюдения норм права; перечень полномочий у психологов и педагогов в уголовном судопроизводстве ограничен; отсутствие понимания значимости присутствия педагогов и психологов у субъектов уголовного судопроизводства приводит к тому, что специалисты «играют» номинальную роль; низкий уровень ответственности самих специалистов, как результат неприменение собственных знаний на практике; недостаточность правового регулирования процесса привлечения педагогов и психологов.
В статье рассмотрены ретроспективные аспекты закрепления, развития и трансформации правовых норм о применении мер безопасности сотрудниками исправительно-трудовых учреждений советского периода, а также сотрудниками уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на современном этапе ее функционирования.
В процессе исследования проводится сравнительный анализ ранее действовавшего исправительно-трудового законодательства РСФСР с современным уголовно-исполнительным законодательством РФ.
Сделан вывод об историческом наследии и имплементации правовых норм, регламентирующих применение мер безопасности из ранее действовавших нормативных актов, таких как исправительно-трудовые кодексы РСФСР 1924 г., 1930 г., 1970 г., в Уголовно-исполнительный кодекс РФ и иные действующие нормативные акты.
В статье последовательно рассмотрены и проанализированы правовые нормы о применении мер безопасности в каждом из указанных кодифицированных актов советского, а также современного периода истории развития нашего государства.
На различных исторических этапах развития законодательства к мерам безопасности относились: кандалы, наручники, смирительная рубашка, физическая сила, огнестрельное оружие и другие меры. С развитием уголовно-исполнительной политики менялись и закрепленные в законодательстве меры безопасности, среди которых на современном этапе функционирования уголовно-исполнительной системы осталось только три: физическая сила, специальные средства и огнестрельное оружие.
Введение. В статье рассматриваются проблемы формирования курортного законодательства, включая новеллы, введенные в ФЗ от 23.02.1995 г. № 26-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», вступающие в силу с 1 сентября 2024 г.
Материалы и методы. В ходе исследования использованы методы правового анализа, синтеза, обобщения и сравнительно-правовой, которые позволили выработать возможные пути решения исследуемых проблем.
Анализ. Курортное законодательство в нашей стране возникло в XVIII в. и развивалось относительно адекватно социально-экономическим и экологическим реалиям, отвечая новыми нормами и институтами на возникающие вызовы. Призванное оберегать природные лечебные ресурсы как основу лечения и профилактики заболеваний, охранять иные природные ресурсы и природные комплексы как экологический каркас курортов, оно прошло несколько этапов: дореволюционный, советский и постсоветский. Постсоветский этап можно разделить еще на несколько: от экологически обоснованного (экологическая экспертиза проводилась по всем строящимся и реконструированным объектам), организационно обеспеченного (достаточно вспомнить создание Администрации Кавказских Минеральных Вод с широкими полномочиями) до нынешнего, который характеризуется деэкологизацией (в 2013 году курорты исключены из состава особо охраняемых природных территорий). Обновленное курортное законодательство предполагает заново устанавливать границы округа санитарной (горно-санитарной) охраны и границы охранных зон внутри округов и они, скорее всего, будут уменьшены. Впервые в истории курортного законодательства вводится норма о процедуре возможного упразднения лечебно-оздоровительной местности, курорта или курортного региона.
Результаты. В статье проводится анализ действующего курортного и связанного с ним законодательства, а также норм, вступающих в ближайшее время в силу и предлагаются меры по их совершенствованию.