В последние десятилетия страны Центральной Азии стали участниками разных проектов международных транспортных коридоров. Для стран региона эти проекты представляют значительный интерес, поскольку позволяют преодолеть географическую удаленность от основных рынков сбыта. Большая часть транспортных проектов была инициирована внерегиональными акторами, которые в свою очередь, проявляют к Центральной Азии повышенный интерес. Разработка и продвижение проектов транспортных коридоров определялись, прежде всего, долгосрочными экономическими интересами. Для внерегиональных государств, прежде всего, США, ЕС, Китая, Турции, приоритетной задачей являлось закрепление государств Центральной Азии в сфере своих интересов. В последние годы транспортные международные коридоры были дополнены двусторонними и многосторонними механизмами, которые инициировали внерегиональные акторы. Они направлены на формирование устойчивых политических и экономических отношений с центрально-азиатскими государствами. Для стран Центральной Азии участие в международных транспортных коридорах дает возможность получать доходы от транзита грузов, идущих через территорию региона, и одновременно открывает новые возможности для организации поставок собственной продукции на внешние рынки. В частности, большое внимание уделяется проекту Транскаспийского международного транспортного маршрута. Помимо других транспортных маршрутов, этот проект привлекает внимание ЕС и Китая, которые рассчитывают увеличить по нему поставки товаров. Новым направлением политики внерегиональных государств в отношении Центральной Азии является получение доступа к месторождениям редкоземельных металлов. Большая роль в реализации проектов, связанных с разработкой месторождений редкоземельных металлов и его вывозом из региона отводится транспортным коммуникациям, идущим из стран Центральной Азии.
После распада СССР политика Запада в отношении стран Центральной Азии концентрировалась на вопросах, связанных с расширением торгово-экономических отношений, получением доступа к углеводородным ресурсам центральноазиатским государств и организации надежного их экспорта на внешние рынки. В последние годы, в связи с изменениями в технологическом развитии, у стран Запада возрос интерес к месторождениям редкоземельных металлов. Контроль за разведанными и перспективными месторождениями разворачивается в разных регионах мира. Одним из перспективных регионов, на территории которого находятся значительные запасы редкоземельных металлов является Центральная Азия. По этой причине в последние несколько лет США, ЕС, Великобритания и другие страны стали проявлять к региону повышенный интерес. Запад проводит в отношении центральноазиатских государств активную политику, которая направлена не столько на развитие стран региона, сколько на расширение своего присутствия, переориентацию внешнеполитического курса стран региона на интересы внерегиональных акторов. Конечной целью западных государств является получение контроля над месторождениями редкоземельных металлов, которые находятся в Центральной Азии. В статье рассматриваются основные направления политики западных государств в отношении Центральной Азии, анализ механизмов, которые они используют для продвижения своих интересов при получении доступа к перспективным месторождениям редкоземельных металлов. При этом страны региона в целом приветствуют политику Запада, считая, что это привлечет дополнительные инвестиции в их экономики. В свою очередь, западные государства и компании, которые они поддерживают, оказывают давление на страны Центральной Азии, добиваясь наиболее выгодных для себя условий при разработке месторождений и контроле над получаемыми ресурсами. В статье сделан вывод, что в Центральной Азии разворачивается борьба между западными государствами, с одной стороны и Россией и Китаем за доступ и контроль над месторождениями редкоземельных металлов.
В статье рассмотрена политика Китая по редкоземельным металлам в Африке как элемент его глобальной стратегии обеспечения доступа к критически важным ресурсам. Анализируются значимость редкоземельных металлов для высокотехнологичных отраслей, инвестиционные механизмы КНР, модель «ресурсы в обмен на развитие» и взаимодействие с африканскими государствами.
Одним из источников техногенного воздействия на компоненты окружающей природной среды являются предприятия горнодобывающей отрасли. Как правило, пространственное расположение указанных предприятий обусловлено близостью к месторождениям полезных ископаемых. Вопросы природоохранной деятельности на начальных этапах функционирования горно-обогатительных предприятий в советское время в лучшем случае были второстепенными. В настоящем исследовании проведена временно-пространственная интерпретация данных о химическом составе метеорных осадков в зоне влияния Ловозерского горно-обогатительного комбината. Показано, что по мере удаления от промышленной площадки происходит изменение водородного показателя и химического состава атмосферных осадков. Отмечена роль кислой реакции среды в изменении содержания редкоземельных металлов, определяемого при сноухимической съемке. Дана гигиеническая оценка влияния изучаемых поллютантов.
Редкоземельные металлы и соединения на их основе востребованы в разработке и производстве функциональных материалов, таких как оптическая керамика, постоянные магниты, люминофоры, катализаторы, стекла, сплавы и др. Уникальные физические и химические свойства данных материалов во многом зависят от элементного состава (панорамного и целевого), который нужно контролировать на всех стадиях производства, от исходных соединений до промежуточных и конечных продуктов. Метод масс-спектрометрии с различными источниками ионизации (индуктивно связанная плазма, вакуумный искровой разряд, тлеющий разряд, лазерный источник, источник вторичных ионов) и системами ввода образца (распыление растворов, лазерный пробоотбор, электротермическое испарение) является одним из перспективных и востребованных при определении целевых элементов в материалах сложного состава с высокой чувствительностью. Есть ряд других преимуществ, которые обеспечивает данный метод, а именно: селективность сигнала определяемых элементов, возможность проведения многоэлементного анализа, точность результатов анализа. Однако материалы сложного состава, в том числе содержащие редкоземельные металлы в качестве основных элементов, требуют изучения влияния условий анализа и других факторов для получения достоверных результатов и разработки методик. В данной статье проведен обзор публикаций, содержащих методические решения и подходы для преодоления ограничений метода масс-спектрометрии с различными источниками ионизации применительно к анализу редкоземельных металлов и функциональных материалов на их основе. Обзор включает в себя российские и зарубежные публикации с 2014 по 2023 года.
В статье представлены результаты политико-социологического анализа многочисленных зарубежных информационных источников, освещающих актуальные процессы проникновения США и ЕС на рынки стратегического сырья Центральной Азии. Такая экспансия Запада на рынки бывших советских республик вызвана необходимостью поиска источника получения редкоземельных металлов, используемых в оборонной, электронной, аэрокосмической, лазерной и ряде других сфер современного производства. Устойчивые поставки критически важного сырья воспринимаются Западом как необходимое условие не только развития высокотехнологичных отраслей промышленности, но и прежде всего - обеспечения национальной безопасности.
Представлен анализ некоторых направлений развития мирового рынка редкоземельных металлов (РЗМ) с учетом происходящих изменений в торгово-промышленной политике Китая и тенденций потребления РЗМ. Рассматриваются основные характеристики современных рынков РЗМ, дана оценка объемов мирового производства, мировой торговли и цен. Описана динамика рынков в 2000–2017 гг. и сделан прогноз основных показателей и цен до 2020 г. Дан обзор современных мировых запасов РЗМ, производства и торговли по основным странам. Приведены цены и основные покупатели РЗМ, а также прогноз потребления. Сделана оценка перспектив отечественного рынка РЗМ с учетом выполнения в России подпрограммы «Развитие промышленности редких и редкоземельных металлов» государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Целью подпрограммы являлось создание в РФ конкурентоспособной редкоземельной промышленности полного технологического цикла для удовлетворения потребностей отечественного оборонно-промышленного комплекса, гражданских отраслей промышленности и выхода на зарубежные рынки. Отмечается необходимость актуализировать эту подпрограмму с учетом изменения рыночной конъюнктуры и развития производства редкоземельных металлов на территории РФ в промышленности, в том числе путем нормативного, нетарифного и технического регулирования. Основными источниками редкоземельного сырья в России для промышленной переработки на ближайший период останутся лопарит и апатит, при этом производство РЗМ из апатита будет увеличиваться. Подчеркнуто, что перспективы развития РЗМ в РФ заключаются не столько в росте производства первичной продукции, сколько в создании новых производств, потребляющих редкоземельную продукцию.