Контекст и актуальность. Психологическая травма в разные периоды детства оказывает долгосрочное влияние на развитие личности ребенка, социальную адаптацию и психическое здоровье в целом. Тема исследования является актуальной по причине большого количества психотравмирующих событий в современном мире, таких как: насилие, катастрофы, трагедии, неблагоприятные социальные условия развития, события, связанные с детско-родительскими отношениями. Цель — изучение особенностей психологической травмы на разных этапах детского возраста (ранний, дошкольный, младший школьный, подростковый), в том числе у детей с ОВЗ; выявление ее механизмов и последствий в разном возрасте. Методы и материалы. В данной статье применялся метод теоретического анализа отечественной и зарубежной научной литературы по теме исследования. Результаты. Анализ выявил возрастные особенности травматизации: младенчество и ранний возраст — расстройство привязанности, замедление развития эмоционально-волевой и когнитивной сфер личности ребенка; регрессия, двигательное возбуждение или заторможенность; дошкольный возраст — симптомы интернализации (самообвинение, социальная замкнутость, низкая самооценка) и экстернализации (агрессия, гиперактивность), появление специфических страхов, сепарационной тревоги, обидчивости и раздражительности, физиологические проявления (нарушения сна, расстройства ЖКТ, головные боли, энурез); школьный возраст отмечается снижением успеваемости, мотивации, избеганием, агрессией; подростковый возраст — депрессией, рискованным поведением, самоповреждением. Выводы. Переживание психологической травмы в детстве — это динамический процесс, последствия которого зависят от возраста, типа травмы и социального контекста. Независимо от возраста, травма нарушает базовое чувство безопасности, искажает самооценку и затрудняет социальную адаптацию, провоцирует тревожность, страхи, чувство вины и депрессивные состояния. Также отмечаются когнитивные последствия (снижение познавательной активности, нарушения памяти и внимания, пессимистическое мышление). Однако механизмы и последствия травматизации различаются на разных этапах развития. Эффективная помощь требует не только работы с ребенком, но и изменения семейной системы, а также создания поддерживающей среды в образовательных учреждениях. Раннее вмешательство и учет возрастных особенностей позволяют минимизировать долгосрочные негативные эффекты и способствовать посттравматическому росту.
В статье анализируется проблематика внутри- и межгруппового взаимодействия членов современных студенческих групп. Приведены результаты эмпирического исследования студенческих учебных групп, имеющих разный социально-психологический статус. Установлено, что студенческие учебные группы с разным социально-психологическим статусом различаются по уровню сплоченности и проявлениям межгруппового взаимодействия их членов.
В статье анализируется актуальность социально-психологического исследования студенческих семей в современном российском обществе, поскольку они служат важным социальным ресурсом развития института семьи в России. Охарактеризованы такие «сильные стороны» студенческой семьи, позволяющие ей преодолевать вызовы современности, как: социальная активность, мобильность и открытость новому опыту, идентичность жизненных целей и установок молодых супругов, социальный оптимизм, социальное равенство, антиципационные способности как «взгляд в будущее». Вместе с тем обращается внимание на то, что студенческая семья сталкивается с социетальными (имеющими внешние источники и причины) и локальными (имеющими внутрисемейную природу) проблемами, что требует от нее определенного уровня социально-психологической зрелости, позволяющей находить конструктивные способы их преодоления.
Цель — выявление социально-психологических особенностей осужденных, склонных к побегу из мест лишения свободы. Материалы и методы. Для исследования выбраны: методика «Акцент — 2-90»; методика психологической диагностики механизмов психологических защит; психодиагностическая система Келлермана-Плутчика для исследования механизмов психологических защит осужденных; методика исследования уровня субъективного контроля; анкета для выявления уголовно-правовых и социально-демографических особенностей личности; анкета для экспертов в целях выявления особенностей поведения осужденных в местах лишения свобод; методика выявления ценностных ориентаций личности. Результаты и обсуждение. Представлены результаты эмпирического исследования социально-психологических особенностей осужденных, состоящих на профилактическом учете как склонные к побегу. Проведен сравнительный анализ исследования данной категории осужденных с осужденными, состоявшими на профилактическом учете по другим причинам и не состоявшими на профилактическом учете. Выводы. Осужденные, склонные к побегу, имеют как общие черты с осужденными, состоящими на профилактическом учете, так и специфические, которые могут детерминировать данный вид пенитенциарного преступления.
Цель — анализ аспектов управления социальными конфликтами. Материалы, результаты и обсуждение. Рассмотрены понятие конфликта, его функции и виды. Раскрыты сущность и содержание управления социальным конфликтом в узком и широком смыслах. Показаны некоторые аспекты использования методологии системного, исторического, деятельностного подходов в системе управления социальными конфликтами. Выводы. В условиях цифровизации социальных отношений необходимо создание оптимальных механизмов социального управления противоборствами, которые явятся источником обновления и развития социума.
Проблема изучения самоактуализации личности курсантов — будущих специалистов экстремального профиля выступает актуальной научно-практической задачей, так как от особенностей ее проявления зависит эффективность профессиональной деятельности по спасению людей в условиях чрезвычайных ситуаций. Материалы и методы. В контексте обучения курсантов в вузе пожарно-технического профиля на выборочной совокупности гомогенной группы 69 обучающихся произведена диагностика самоактуализации личности. В исследовании использовались методика А. В. Лазукина в адаптации Н. Ф. Калина (тест — САМОАЛ) и проективная слабоструктурированная методика Х. Ньюттена в целях определения структуры ценностно-смысловой сферы личности. Была разработана авторская анкета для определения критериев самообразования. Исследование проводилось в феврале–июне 2024 г. Результаты и обсуждение. Изучается самоактуализация курсантов как один из важнейших аспектов их профессионального становления. Самоактуализация личности является осознанным процессом развития обучающихся и формирования у них устойчивой платформы удовлетворения от собственных достижений — сначала в учебной деятельности, затем в профессиональной и в дальнейшем — в их жизни в целом. Была определена структура ценностно-смысловой сферы, в сравнительном анализе которой выявлены определенные различия. В целом она представляет собой поликомпонентную систему: учеба; удовлетворение базисных потребностей, удовлетворение потребностей роста. Проведенное анкетирование профессионального самообразования курсантов старших и младших курсов показало значимость самообразования именно для курсантов старших курсов. Обучение в Академии ГПС МЧС России выступает для них возможностью проявить себя, реализовать интересы, сформировать склонности к будущей профессиональной деятельности. Выводы. Выделена иерархия ценностей и смыслов курсантов младших и старших курсов. Наиболее важным для курсантов является получение профессии и стремление найти свое место в жизни. Проведенное анкетирование помогло изучить специфику, формы и приемы самообразования курсантов, позволяющие им реализовать свои способности и интересы.
Актуальность данной работы заключается в исследовании взаимосвязи между личностными характеристиками и жизнестойкостью у сотрудников органов внутренних дел, непосредственно влияющих на выполнение служебной деятельности. В настоящее время данная проблема недостаточно проработана. Цель — изучение взаимосвязи между жизнестойкостью и типом личности, а также доминирующим психическим типом у сотрудников правоохранительных органов. Материалы и методы. Экспериментальная база исследования: респонденты — мужчины и женщины в возрасте от 21 года до 23 лет. Общий объем выборки — 101 человек. Методы исследования: методика «Индивидуально-типологический опросник „ИТО+“» Л. Н. Собчик (в модификации К. В. Сугоняева), «Опросник жизнестойкости» С. Р. Мадди (в модификации Д. А. Леонтьева), методика определения доминирующего психического состояния Л. В. Куликова (в модификации К. В. Сугоняева, 6-шкальная форма). Для реализации целей и задач исследования применен корреляционный анализ с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Результаты и обсуждение. В ходе проведения корреляционного анализа было установлено наличие взаимосвязи между жизнестойкостью и типом личности, а также доминирующим психическим типом у сотрудников органов внутренних дел. Выявлено, что сотрудники с экстравертированным типом и высокой работоспособностью являются наиболее жизнестойкими. Выводы. Жизнестойкость личности сотрудников органов внутренних дел обнаружила значимую взаимосвязь с экстраверсией и интроверсией. Они характеризуются устойчивостью, высоким уровнем работоспособности, выраженной экстраверсией, готовы к преодолению трудностей и самостоятельному планированию действий.
В условиях современного общества, где цифровые технологии становятся неотъемлемой частью жизни, необходимы понимание их влияния на психическое здоровье, поведение людей; оценка форм и содержания рисков негативного воздействия, способов защиты от него. Поэтому исследование влияния информационно-цифрового пространства на индивидуально-психологические особенности пользователей интернета, определяющих их психологическую резильентность, является актуальным. Цель — изучение психологической резильентности личности пользователя интернета к негативному воздействию и апробация коррекционно-развивающей программы формирования психологической резильентности. Материалы и методы. Использовались количественные и качественные методы, включая анкетирование и глубинное интервью. В выборке участвовали 402 человека. Были применены следующие методики: Индекс погруженности в интернетсреду (Л. А. Регуш и др.), Методика оценки изменений границ (МИГ-ТС-2) Е. И. Рассказовой, А. Ш. Тхостова, Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева, Шкала базисных убеждений (WAS) в адаптации М. А. Падун и А. В. Котельниковой, Шкала самоуважения М. Розенберга, а также статистические методы обработки данных. Результаты и обсуждение. Установлены высокие корреляционные связи между показателями, характеризующими вовлеченность в информационно-цифровое пространство, и локусом контроля понятия «жизнь», образом «Я», убеждением о контроле, субъективным благополучием, самоуважением, рефлексивностью и др. Апробирована коррекционно-развивающая программа развития психологической резильентности, которая показала свою эффективность. Выводы. Исследование подчеркивает необходимость разработки стратегий для управления цифровым поведением пользователей в целях минимизации негативных последствий и повышения психологической резильентности в условиях информационного общества.
В условиях современных социально-культурных изменений важно понимать, как различные социально-ценностные ориентации (индивидуализм, коллективизм, альтруизм и конкуренция) влияют на субъективное восприятие психологического благополучия у студентов. Результаты исследования показали, что просоциальные ориентации положительно коррелируют с высоким уровнем психологического благополучия, тогда как ориентации на личный успех и материальное благосостояние связаны с низким уровнем.
Рассмотрен вопрос актуальности образования для современной молодежи. Отмечено, что процесс формирования и трансформации ценностей зависит от социокультурных, экономических и других материально-технических изменений и вызовов времени. Выявлена противоречивая оценка отношения к получению образования в постшкольный период у молодежи. Системообразующее влияние ценностей на содержание учебной мотивации может существенно оптимизировать процесс развития профессиональных и общекультурных компетенций обучающихся при условии целенаправленной работы по формированию у молодежи значимости образования для продуктивной и успешной жизни. Материалы и методы. Методологией изучения связи учебной мотивации и ценности образования у молодежи являлись системно-деятельностный и личностно ориентированный подходы. Использовались сравнительно-сопоставительный анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, опрос, анализ, обобщение и интерпретация полученных данных, включая методы математической статистики. Результаты и обсуждение. Представлены сравнительные данные по выборке обучающихся по специальностям: художественные, технические, информационные технологии. Выявлено различие в их мотивах учения. Определена связь между ценностью образования и мотивацией учения. Изменение отношения и смысла учебно-профессиональной деятельности у молодежи происходит в зависимости от степени ценности образования для личности в данный период жизни, от понимания и принятия образования условием успешности. Наличие профессионального образования не является ведущей ценностью в современной молодежной среде, хотя в ранг значимых входит. Выводы. Несмотря на противоречивость выводов исследователей о значимости ценности образования у молодежи, полученные нами данные показывают, что она достаточна высока. Наличие ценностной ориентации на образование у молодежи существенным образом влияет на содержание их учебной мотивации.
Недостаточная изученность влияния гендерных различий на поведение всех участников буллингструктуры (агрессоров, их жертв, сторонних наблюдателей) сдерживает разработку профилактических мер, призванных оказать помощь подросткам в условиях буллинга, предупредить насилие и травлю в системе образования. Цель — определение гендерных различий проявления факторов буллинга у подростков в общеобразовательной организации, в условиях малого города. Материалы и методы. Для реализации поставленной цели использовались методы анкетирования (адаптированная методика «Школьный климат») и тестирования (Единая методика социально-психологического тестирования). Результаты и обсуждение. В подростковом возрасте юноши и девушки одинаково склонны к проявлению агрессии, однако содержательные характеристики такого поведения (вид агрессии, степень выраженности факторов буллинга) проявляются по-разному. Девочки с позитивными установками в отношении буллинга ориентированы в большей степени на соперничество, применяя вербальную агрессию, воздействие через виртуальную среду. Юноши с позитивными установками в отношении буллинга предпочитают физическую агрессию, видят результативность профилактики буллинга в ужесточении контроля со стороны администрации. Выводы. Для юношей фактором риска чаще является склонность к риску, фактором защиты от буллинга — социальная активность. Для девушек факторами риска возникновения буллинга выступают импульсивность и тревожность; факторами защиты от буллинга — принятие родителями и принятие одноклассниками, что расширяет представление о специфике и гендерных различиях выраженности факторов буллинга в старшем подростковом возрасте. Результаты опытно-поисковой деятельности позволяют выработать стратегии первичной профилактики с учетом гендерных различий: к работе с девушками важно подключать родителей, а для юношей необходимо организовать возможность их участия в общественно полезных делах.
Цифровизация системы образования вскрыла ряд проблем, стоящих перед системой высшего образования в России, среди них обеспечение психологической готовности к обучению в цифровой образовательной среде. Цель — разработка модели психологической готовности обучающихся вуза к обучению в цифровой образовательной среде. Материалы, результаты и обсуждение. Готовность обучающихся к обучению в цифровой образовательной среде рассматривается как целостное, интегрированное образование, включающее в себя взаимосвязанные компоненты: индивидуально-типологический, ценностно-мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой, коммуникативный, поведенческий и технологический. Выводы. Разработана модель психологической готовности к обучению в цифровой образовательной среде с выделенными и описанными компонентами: индивидуально-типологическим, ценностномотивационным, когнитивным, эмоционально-волевым, коммуникативным, поведенческим и технологическим.