В статье проводится аналитический обзор теории потока М. Чиксентмихайи, видного представителя позитивной психологии, в контексте методологии и методики преподавания иностранного языка. «Эмоциональный поворот» в гуманитарном знании открывает обширные перспективы для целостного и всестороннего осмысления иноязычного образовательного процесса, дополняя дискурс когнитивной педагогики. Поток как психическое состояние полной вовлеченности в деятельность характеризуется четкостью целей, устойчивой обратной связью, соответствием навыков вызовам, повышенной сосредоточенностью, уходом от текущих забот, контролем ситуации, выходом из саморефлексии, ускорением времени, смещением акцента с результата на процесс. Поток, движимый эмоциональной сферой человека, преодолевает полюса апатии, тревожности и скуки, предоставляя ресурс для повышенного уровня решения поставленных задач. Важно умение вызывать поток, управлять им и направлять его в нужное русло, ориентируясь на позитивные и негативные эмоциональные предикторы, анализируя характеристики предрасположенности и включенности, а также состояние антипотока. Поиск счастья в потоке реализуется на основе получения удовлетворения от личностного роста в диалектике энтропийного и негэнтропийного состояний психики. Проводятся прямые параллели теории потока с концепцией «ближайшего развития» Л. С. Выготского, объясняющей условия успешного обучения. Рассматриваются варианты методической имплементации потока в иноязычную аудиторию через интерактивные, групповые, проектные формы учебной деятельности, геймификацию, автономию обучающихся, творческий подход под чутким руководством преподавателя. С философско-педагогических позиций состояние потока предстает в качестве энергийного явления, раскрывающего экзистенциальный потенциал личности и содержание подлинного образовательного континуума, предполагающего субъективацию знания и выход из объективации формального учебного процесса, его гуманизацию в противовес технологическому обезличиванию, что особенно выпукло проявляется в специфике иноязычного образования.
Автор характеризует новую для теории обучения область междисциплинарных когнитивно-дидактических исследований. Цель статьи: выявить методологические следствия развития нового поля когнитивно-дидактических исследований. Методология и методы исследования: теоретический анализ публикаций исследований и разработок в области теории и практики обучения, когнитивистики. Предметом анализа являются когнитивно-дидактические исследования, то есть те дидактические исследования, которые основаны на данных когнитивных наук, т. е. наук, исследующих процесс познания. Результаты исследования. Выделены традиционные когнитивные исследования как исследования познавательной деятельности и соответствующие им дидактические исследования, которые велись как прямое продолжение и приложение психологической картины познавательной деятельности. Отмечена мифологизация связи педагогики и нейронаук, одновременно выделены перспективная проблематика и области влияния когнитивных наук на методологию междисциплинарных когнитивно-дидактических исследований. Выделена перспектива развития исследований с опорой на данные когнитивистики в области интерактивного обучения.
Статья посвящена анализу проблемы утраты авторитета в современной образовательной системе. Рассматривается трансформация роли учителя, вызванная изменением акцентов в образовательной парадигме, утратой сакрального содержания воспитательного процесса и влиянием современных прагматических подходов. Использованы методы сравнительного анализа педагогических и теологических основ авторитета учителя. Работа подчеркивает необходимость восстановления духовно- нравственного идеала в воспитании как средства преодоления кризиса системы образования.
В постмодерной реальности способы производства и трансляции научного знания трансформируются: наряду с академической моделью социально-гуманитарных наук существуют внеинституциональные каналы гуманистики, которые характеризуются собственными способами ведения интеллектуального диалога, педагогическими техниками и технологиями. В период социокультурной трансформации и комплексных вызовов, академическим гуманитариям важно осуществлять импорт технологий, методик, накопленных в области внеинституциональной гуманистики.
Рассматривается сущностный аспект нравственного сознания и его проявление в педагогической деятельности, его роль, значение в воспитании и подготовке будущего инженера, граждан нашей страны в XXI веке. Акцентируется внимание на современных аспектах взаимодействия общества и личности, возникшие в связи с экономическими, социальными, организационными и политическими изменениями в стране, возникновении широкого круга проблем, решение которых находится в прямой зависимости от уровня нравственного сознания личности и граждан общества. Осуществлена попытка социально-философского осмысления принципиально новой ситуации, сложившейся в обществе и необходимостью глубокого познания реального состояния нравственного сознания граждан, особенностей его функционирования и выработки путей по управлению этим процессом, с учётом вопросов технического, социально-психологического характера, высокой компетенции специалиста и повышении его нравственного сознания.