В статье представлена комплексная модель сопровождения педагогических работников на различных этапах всероссийских конкурсов профессионального мастерства (от подготовки до постконкурсной деятельности). Актуальность исследования обусловлена современной тенденцией к объединению данных конкурсов как на федеральном, так и на региональном уровне, что требует согласованного и эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Модель имеет многоуровневую и многоэтапную структуру. Описанный многоуровневый подход обеспечивает координацию действий и поддержку педагогов с учетом специфики каждого уровня управления и образовательной среды, что способствует эффективному решению профессиональных задач и повышению качества образовательного процесса. Апробация модели в Республике Коми показала ее эффективность: отмечен рост числа участников, охваченных обучающими мероприятиями, удовлетворенности педагогов поддержкой, устранены проблемы, отмеченные при разрозненной подготовке. Модель трансформирует конкурс из разового события в значимый этап непрерывного профессионального развития педагога. Представленная в статье модель сопровождения педагогов может быть полезна методистам и тьюторам образовательных организаций, руководителям и специалистам органов управления образованием на региональном и муниципальных уровнях, педагогам, планирующим участие во всероссийских конкурсах, организациям дополнительного профессионального образования.
В статье описана региональная модель наставничества образовательных организаций в рамках проекта «Школа Минпросвещения России», реализуемая на площадке государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Пермского края» (далее — Институт). В качестве ключевого аргумента актуальности проблемы приведены результаты самодиагностики общеобразовательных школ, показывающие снижение количества школ с показателем ниже базового уровня и увеличение в пять раз числа образовательных организаций с высоким уровнем соответствия эталонным требованиям. При разработке модели были учтены важные тезисы, сформулированные после изучения научно-педагогической и методической литературы по вопросам наставничества в системе образования. Анализ литературы показал, что важным компонентом наставничества видится трансляция ценностно-смысловых установок деятельности. Значимой характеристикой модели становится ее «внешний контур» как взаимодействие с другой образовательной организацией. Существенно, что имеющиеся методические рекомендации касаются внутренней системы наставничества, при этом «внешний контур» наставничества остается недостаточно проработанным. Проведенный в октябре 2024 года опрос директоров школ Пермского края, вошедших в состав федеральной «Наставнической лиги», показал возможные направления деятельности управленческих команд и их готовность представлять свой опыт для всех образовательных организаций. Результаты анализа литературы и опроса позволили рабочей группе Института разработать модель наставничества с учетом имеющегося в каждой школе опыта наставничества во «внутреннем контуре»; цикличной взаимосвязи целевого, организационного, содержательного, технологичного, результативного компонентов; возможностей адаптирования модели к каждой конкретной ситуации.
Статья посвящена такому социально-культурному феномену, как семейное чтение, и его значению в сохранении семейных и культурных традиций, в формировании ценностных ориентаций подрастающего поколения. В статье данная категория рассматривается в ретроинновационном аспекте. Интерпретированы позиции различных ученых по отношению к самому термину «ретроинновация» и приведено описание позитивных и негативных тенденций, которые могут влиять на формирование интереса к чтению у детей и молодежи. В данной статье предпринята попытка охарактеризовать различные подходы к исследованиям российских и зарубежных ученых по теме семейного чтения в контексте его социокультурного значения. Приведены примеры эффективного использования современных цифровых технологий для формирования устойчивого интереса к семейному чтению на основании участия в образовательном событии - международном конкурсе медиапроектов «Страна Читалия».
Освоение будущими педагогами (вожатыми) проектной деятельностью требует взаимодействия образовательной среды вуза и площадок летних педагогических практик. В статье представлен и прокомментирован опыт прохождения летней практики студентами Новосибирского государственного педагогического университета и развития культуры проектной деятельности будущих педагогов в ходе подготовки и реализации летних тематических смен в Центре анимационной педагогики «Зеленая улица».
Предметом исследования выступает постановка проблемы интеграции семейной и образовательной профориентации как фактора развития человеческого потенциала. Авторами предпринята попытка теоретического и эмпирического обоснования темы интеграции семейной и образовательной профориентации как научной проблемы. В статье представлены данные анализа публикационной активности по вопросам профориентации и роли семьи и родителей в ней. Выявлено, что вопросы профориентации весьма широко представлены в научных публикациях, однако роли семьи и родителей в этом процессе посвящено малое число публикаций. В целях эмпирического обоснования темы исследования авторы обращаются к анализу социологических исследований и приводят данные опроса проведенного ими на уровне региона, которые коррелируют с данными мониторинга, проведенного авторитетными учеными на федеральном уровне. В дополнение приводится анализ успешных практик интеграции семейной и образовательной профориентации на примере семейного проекта «Технопредки». Обозначены перспективы возможных дальнейших исследований по данной тематике, наиболее значимым из которых выступает формирование модели интеграции семейной и образовательной профориентации. В заключение, авторы подчеркивают, что интеграция семейной и образовательной профориентации не только способствует индивидуальному развитию детей, подростков и молодежи, но и имеет стратегическое значение для общества в целом. Развитие человеческого капитала, основанное на осознанном и целенаправленном выборе профессии, является важным фактором экономического роста и социальной стабильности. Поэтому создание гармоничной системы поддержки подрастающего поколения в профессиональном самоопределении и становлении должно стать приоритетом для всех заинтересованных сторон.
Автор характеризует новую для теории обучения область междисциплинарных когнитивно-дидактических исследований. Цель статьи: выявить методологические следствия развития нового поля когнитивно-дидактических исследований. Методология и методы исследования: теоретический анализ публикаций исследований и разработок в области теории и практики обучения, когнитивистики. Предметом анализа являются когнитивно-дидактические исследования, то есть те дидактические исследования, которые основаны на данных когнитивных наук, т. е. наук, исследующих процесс познания. Результаты исследования. Выделены традиционные когнитивные исследования как исследования познавательной деятельности и соответствующие им дидактические исследования, которые велись как прямое продолжение и приложение психологической картины познавательной деятельности. Отмечена мифологизация связи педагогики и нейронаук, одновременно выделены перспективная проблематика и области влияния когнитивных наук на методологию междисциплинарных когнитивно-дидактических исследований. Выделена перспектива развития исследований с опорой на данные когнитивистики в области интерактивного обучения.
Статья посвящена некоторым аспектам обучения взрослых. Обучение рассматривается в том числе как процесс изменения образа действия, поведения обучающегося. Процесс обучения длится на протяжении всей жизни человека. Обучение взрослых - это целенаправленный, спланированный и системно организованный процесс, в ходе которого человек приобретает и осваивает новые ценности, установки, знания, навыки и дисциплины. Взрослые учатся автономно, самостоятельно, труднее осваивают новое и ориентируются в основном на немедленное применение знаний. В основе обучения взрослых лежат концепция обусловливания, коннекционизм и теория когнитивного обучения. Для улучшения обучения следует применять принципы обучения взрослых, такие как активное вовлечение обучающегося в процесс, позволяя ему обсуждать и оспаривать идеи с помощью системы интерактивного опроса. Взрослый обучающийся всегда должен быть мотивирован и подкреплен положительной обратной связью. Взрослые обычно ориентированы на достижение цели, поэтому всегда необходимо соотносить обучение с целью обучающегося.
В статье рассматриваются правовые основы физического воспитания и спорта военнослужащих с ограниченными возможностями, дается оценка и перспективы модернизации нормативно-правовой базы в этой сфере.
В статье рассматривается начальный этап непрерывного профессионального образования - общеобразовательная деятельность высших учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации и их место в системе образовательных процессов.
В работе отражены основные проблемы правового режима высших учебных заведений при осуществлении общеобразовательной деятельности, а также выдвинуты предложения по их решению.