Научный архив: статьи

Рубрика: 264. Литургика. Общественное богослужение
Личный и соборный аспекты подготовки к святому причащению в Сербской православной церкви в XIII–XVII веках (2025)

В статье проводится анализ особенностей подготовки к святому причащению в Сербской православной церкви в XIII-XVII вв. с акцентом на личном и соборном аспектах этого процесса. Задачей исследования является воссоздание аутентичной картины подготовки к таинству евхаристии в Сербской православной церкви в историческом и культурном контексте. Сербская православная церковь, развивавшаяся в тесном взаимодействии с Русской православной церковью, формировала свою уникальную богослужебную традицию, отличающуюся от русской. Особое внимание уделено литургическому этосу сербского народа со свойственным ему общинным характером богослужения, а также его влиянию на традиции подготовки к причастию. Для более глубокой интерпретации этих особенностей исследование опирается не только на анализ богослужебных текстов, но и на житийную литературу, поэтические произведения и народные песни. Анализ богослужебных текстов позволяет определить структуру чинопоследования и выявить ключевые элементы подготовки к причащению. Внелитургические источники позволяют проследить, как литургический этос влиял на духовное восприятие таинства евхаристии.

В статье раскрываются личные аспекты подготовки к причащению, связанные с самосознанием и духовными устремлениями верующего, а также соборный аспект подготовки, который основан на чувстве общности судьбы и духовного родства сербских христиан.

Издание: ВЕСТНИК СВЯТО-ФИЛАРЕТОВСКОГО ИНСТИТУТА
Выпуск: № 1 (53), Том 17 (2025)
Автор(ы): Дашевская Зоя Михайловна, Михайловская Надежда Леонидовна
Сохранить в закладках
"ЛИЧНЫЙ МИФ" В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ РАССКАЗОВ О ШАМАНАХ (2024)

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к архаическим религиозным верованиям и практикам, к числу которых относится шаманизм. Образ современного шамана во многом отличается от этнографических описаний, которые собирались вплоть до середины XX века. Основными информантами всегда выступали сами шаманы. Они рассказывали не только о своем видении мира, религиозной практике, но и об истории своей семьи и своего шаманского становления. В автобиографиях современных шаманов можно обнаружить общие мотивы, из которых складывается образ шамана. В связи с этим автором была определена цель исследования: опираясь на данные полевых работ, проведенных в Бурятии в 2017-2022 годах, определить место автобиографии среди современных шаманских нарративов, для чего необходимо классифицировать современные нарративы о шаманах, концептуализировать понятие «личный шаманский миф» и определить роль самопрезентации в жизни современного шамана.

Через маркировку, предложенную Е. С. Новик, нарративы о шаманах были разбиты на три типа: «мифы», «предания» и «былички». Был сделан вывод, что первые два типа достаточно редко упоминаются в рассказах респондентов. Особое внимание автор уделил третьей группе - «былички». К этой группе он отнес автобиографии современных шаманов и отметил в них наличие определенной константной структуры. Эти автобиографические нарративы автор предложил назвать «личным мифом шамана». Далее автор провел параллели с «персональным мифом», взятым из области психологии, и пришел к выводу, что личный миф шамана - это не просто относительно устойчивый нарратив, имеющий периодически повторяющиеся структуры, мотивы и сюжеты, но личностная подвижная ценностно-смысловая система координат, которая создает вектор развития для шамана и способствует его самоидентификации.

При написании статьи были использованы общенаучные методы исследования, а также сравнительный, функциональный, структурный, семантический, диахронный анализ, аналогия, анализ полуструктурированных интервью.

Издание: ТЕХНОЛОГОС
Выпуск: № 1 (2024)
Автор(ы): ЕПИХИНА ЕКАТЕРИНА АНАТОЛЬЕВНА
Сохранить в закладках