ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА В СФЕРЕ УСЛУГ (2025)

Настоящая статья посвящена проблемам развития рынка труда в сфере услуг. Автором анализируется состояние российского рынка труда, выделяются основные тренды и приводятся экспертные оценки ведущих специалистов в области экономики труда, что позволяет выделить и обосновать основные противоречия, сложившиеся на рынке труда в настоящее время, отмеченного серьезным влиянием санкционного кризиса 2022 года. Существенное внимание в работе обращено на сложившийся дисбаланс между предложением и спросом на вакансии в отраслевом разрезе. При этом подчеркивается, что наиболее существенный прирост вакансий наблюдается в торговле, сфере услуг, строительстве и ряде других отраслей с интенсивным оборотом рабочей силы вызванной сезонностью и серьезной зависимостью от изменения факторов внешней среды. Примечательно, что все эти отрасли-лидеры в основном относились к сфере услуг, а все отрасли-аутсайдеры - к сфере материального производства. Следует отметить, что именно сфера услуг - это эпицентр проблемы нехватки кадров. Сделан вывод, что для оздоровления ситуации на российском рынке труда необходим учет и анализ всех факторов влияния, на основе которого можно будет разработать системные антикризисные меры стратегического характера с учетом отраслевой и региональной специфики российского рынка труда. В отсутствии данного подхода работодатели склонны принимать только тактические решения, направленные на интенсификацию и кооперацию трудовых процессов, а также на значительное расширение функционала сотрудников при одновременном сдерживании роста заработной платы, что негативно сказывается на трудовой мотивации, особенно в условиях дефицита кадров.

Издание: ВОПРОСЫ ОТРАСЛЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
Выпуск: № 1 (9) (2025)
Автор(ы): Джанджугазова Елена Александровна
Сохранить в закладках
ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА В КОНТЕКСТЕ КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ: ИССЛЕДОВАНИЯ И ВЫВОДЫ (2024)

Настоящая статья посвящена проблемам поведенческой экономики, определяющей границы рационального выбора потребителей и исследующей модели и сценарии потребительского поведения. Автор рассмотрел особенности потребительского поведения в условиях экономических и геополитических кризисов, которые прошла современная Россия с 1990-х годов и до настоящего времени. В статье приводится периодизация кризисов с учетом их специфики, причин и последствий. В ходе исследований был проведен анализ моделей и сценариев потребительского поведения в течение острой фазы кризисного периода 2022 года, сравнительный анализ структуры расходов; были приведены индексы падения и роста расходов на основные категории товаров и услуг, а также была проанализирована готовность потребителей к отказу от покупок. Существенное внимание в работе было уделено сравнительному анализу основных тенденций потребительского поведения в кризис 1997-1998 годов и в кризис 2022 года, в ходе которого было отмечено, что на потребительское поведение существенное внимание оказывает возросшая зрелость рынков и подготовленность системы государственного управления к кризисным ситуациям. Сделан вывод о необходимости учета возрастающей роли потребительского поведения, отклоняющегося от привычных рациональных моделей, что подчеркивает необходимость выработки новых форм к выстраиванию экономической политики государственных органов управления. В заключении особое внимание автор акцентирует на том, что при принятии управленческих решений по формированию программ поддержки отраслей и сфер экономики необходимо учитывать складывающиеся модели и сценарии потребительского поведения.

Издание: ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
Выпуск: Том 16, № 2, часть 2 (2024)
Автор(ы): Джанджугазова Елена Александровна
Сохранить в закладках