Предметом настоящего исследования является идея «вечности жизни» в мировоззрении В. И. Вернадского, которая связана с учением о «живом веществе». Цель исследования - показать, что идеи В. И. Вернадского имеют глубокие историко-философские и историко-научные корни, которые могут быть поняты в качестве интегрального следствия общего процесса культурной эволюции человечества, в рамках которой инициатива в придании исторически определенной и целостной характеристики миросозерцания может исходить из той или иной формы духовной культуры (религии, морали, искусства, философии, науки и др.). В задачи исследования входят: рассмотрение наиболее значимых идей и концепций (в первую очередь, с точки зрения самого В. И. Вернадского) в истории философии и науки, сыгравших важную роль в становлении учения о «вечности жизни». В данном исследовании применен комплексный культурологический подход, объединяющий сравнительный, феноменологический и психоаналитический методы исследования. Научная новизна данного исследования определяется авторским подходом к анализу избранного объекта, вовлечением в научный оборот новых источников. Автор уделяет большое внимание анализу связи «логики естествознания» с учением о «живом веществе», характеристике концепций «живого вещества», «вечности жизни» и «ноосферы» как наиболее характерных выражений натуралистического миросозерцания В. И. Вернадского. Основным выводом данного исследования явилось то, что идея «вечности жизни» явилась основной идеей в мировоззрении В. И. Вернадского. Понятия «жизнь» и «живое вещество» для него тождественны. В. И. Вернадский близок философам Древней Греции, занятых поиском первоначала космоса, сформулировал учение о ноосфере как высшей стадии эволюции биосферы, связанной с человеческим разумом. В. И. Вернадский поставил важный вопрос о «логике естествознания» в связи с учением о «вечности жизни».
В настоящее время изучению творчества А. П. Довженко, оказавшего огромное влияние на поэтический кинематограф 1960-1970-х гг., не уделяется нужного внимания. В 1930 г.
А. П. Довженко создал эпическую поэму о земле. Одной из главных идей творчества
А. Довженко является прославление земли, «почвы», на что уже указывалось многими исследователями. Земля, как место пребывания человека, у А. Довженко является «творимым пространством». Эта традиция прослеживается не только в фильме «Земля», но и других фильмах А. Довженко («Аэроград», «Щорс», «Мичурин»), а также в фильмах, созданных по его сценариям режиссером Ю. Солнцевой («Зачарованная Десна», «Повесть пламенных лет»).
Целью данного исследования является рассмотрение «земли» как особого пространства, как «райского сада», «земного рая». Новизна данного исследования заключается в том, что «сад» рассматривается как «творимое пространство».
Выбирая методологию исследования, мы не можем ограничиться одним методом.
В данном исследовании применяется комплексный культурологический подход, включающий сравнительный, диалектический, феноменологический и психологический методы. Сделан вывод о том, что «сад» в творчестве А. Довженко есть «творимое пространство», символизирующее рай.
В настоящее время личность Владимира Ивановича Вернадского привлекает многих исследователей. Исследование его творчества обретает особую актуальность в свете глобальных проблем современности. В данном исследовании рассматривается философия как способ постижения истины в понимании В.И. Вернадского, его взгляд на различные философские течения. Сделан вывод о важности науки в жизни человека.