процессы цифровизации повсеместно трансформируют отрасли экономики и формируют спрос на новый профиль компетенций человеческих ресурсов, что актуализирует определение перспектив пространственной цифровизации национальной экономики Российской Федерации в условиях новой индустриализации. Цель: оценка трендов смещения базовых компетенций и профессиональных навыков трудовых ресурсов в условиях цифровизации экономики. Методы: применен системно-структурный анализ и метод математического моделирования для выявления ключевых тенденций на рынке труда, связанных с переходом к цифровой экономике, проведено прогнозирование ключевых тенденций российского рынка труда до 2030 года в условиях цифровизации отраслей экономики с помощью регрессионно-корреляционного анализа. Результаты: развитие цифровых компетенций тесно связано с ключевыми показателями рынка труда и экономическими условиями. Проведенный анализ индикаторов достойного труда в России за 2000–2022 годы выявил, что линейные модели имеют низкую точность прогнозирования (отрицательные значения R² и высокие MSE), что свидетельствует о необходимости использования более сложных методов, полиномиальная регрессия (степень 3) также не смогла обеспечить точность для большинства индикаторов. В результате были предложены альтернативные подходы для прогнозирования, такие как модели временных рядов (например, ARIMA) и методы машинного обучения (нейронные сети, градиентный бустинг), которые лучше учитывают нелинейные зависимости и сложные паттерны. Разработаны рекомендации по оптимизации процесса трансформации базовых компетенций человеческих ресурсов как составляющей национальной экономики в целях решения общенациональных приоритетов в условиях усиления турбулентности макросреды. Выводы: на основе рассчитанных прогнозов выделены ключевые аспекты, влияющие на развитие цифровых компетенций в России к 2030 году, а также определены перспективы внедрения цифровых технологий в области социальнотрудовых отношений в рамках новой индустриализации.
статья посвящена теоретическому осмыслению понятия шеринговой экономики. В ходе исследования рассматриваются взгляды российских и зарубежных ученых относительно данной концепции. В статье подтверждается тезис о наличии концептуальной путаницы касательно понятия шеринговой экономики. В работе приводятся факторы, влияющие на развитие шеринга, рассмотрены основные сегменты шеринговой экономики. В результате проведенного исследования теоретической базы авторы приводят специфику шеринговой экономики, также предлагается авторское определения понятия, в соответствии с которым шеринговая экономика представляет собой совокупность экономических и неэкономических отношений, в ходе которых удовлетворение потребностей осуществляется без права собственности со стороны потребителя или заключения иных долгосрочных договоренностей. В работе акцентируется внимание на том, что шеринговая экономика представляет собой этап движения к новому обществу, новому способу организации хозяйства. Авторы исследования ссылаются на концепцию ноономики Бодрунова С. Д. Одним из ключевых выводов работы является необходимость ориентироваться на нооценности в ходе дальнейшего развития шеринга, что позволит осуществить переход к ноономике, а также нивелирует имеющиеся противоречия и возможные риски шеринговой экономики.
в статье обозначены ключевые методологические принципы преподавания курса ноономики на примере Уральского государственного экономического университета, направленные на формирование качественные знаний, что способствует становлению ноочеловека. В работе рассмотрены основные документы, регламентирующие ведение образовательной деятельности в вузах РФ, проанализирована теоретическая база специфики методологии современного преподавания в высших учебных, современных методов организации образовательного процесса.
cтатья посвящена специфике пространственного развития Российской Федерации. В работе обозначена проблема диспропорций в развитии Российских регионов, приведены статистические данные, демонстрирующие наличие диспропорций. В результате проведенного исследования приведется ключевые принципами пространственного развития регионов Российской Федерации, а именно: учет специфики региона; обеспечение высокого уровня жизни населения независимо от территории проживания. В завершении данной работы приводится вывод о необходимости ориентира в сторону взращивания и воспитания личности для достижения поставленной стратегической цели пространственного развития Российской Федерации.
Relevance. Strengthening fiscal decentralization is viewed as a crucial strategy to foster the economic development of Russian regions. Research Objective. The research aims to assess the potential impact of redistributing tax revenues, particularly VAT, among various budget levels. Data and Methods. The study employs regression analysis to investigate the correlation between the Gross Regional Product (GRP) of Russian regions and the expenditures of their consolidated budgets. A comparative analysis is also conducted, using data from the Federal Tax Service on VAT receipts to the federal budget and data from the Federal State Statistics Service on GRP and expenditure components of regional budgets from 2005 to 2021. Results. The research confirms the Russian government’s concerns regarding a possible increase in economic disparities if 40% of VAT is shifted to sub-federal levels. It reveals the negative impact that such a measure would have on specific regions. Instead, a more promising approach is to implement a special budgetary regime in select regions to stimulate their development. Conclusions. The study showcases adverse effects associated with transferring 40% of VAT to the sub-federal level. It proposes a mechanism to enhance fiscal decentralization in Russia, aiming to advance regional economic development, address economic disparities among regions, and offset any potential reduction in federal budget revenues.
В статье проведено исследование концептуально-теоретических и прикладных аспектов стратегическое управление региональным сельским хозяйством на примере субъектов Уральского федерального округа РФ с учетом выявленных тенденций развития основных сегментов мирового рынка сельскохозяйственной продукции. Авторами консолидированы позиции российских и зарубежных исследователей в части стратегических решений в управлении сельским хозяйством. В ходе исследования представлены данные прогнозной стоимости основных сегментов мирового рынка сельскохозяйственной продукции к 2035 году, дана характеристика модели «Сельское хозяйство 4.0». В целях проведения исследования стратегического управления в контексте регионального развития был принят качественный метод полуструктурированного интервью с агропредпринимателями субъектов Уральского федерального округа, имеющими опыт работы в агропромышленности более семи лет. Эмпирические результаты показали, что среди определяющих вводных менеджмента сельского хозяйства можно выделить: ход развития сельского хозяйства, единую бизнес сферу, правительственный курс, внешнюю и внутреннюю конкурентную борьбу участников рынка, логистические условия и зрелость заказчиков. Согласно выводам авторов, стратегическое управление региональным сельским хозяйством представляет собой связь элементов, позволяющих управлять развитием агропредприятий в долгосрочной перспективе, отвечая на вызовы внешней и внутренней среды посредством развития менеджмента. Авторы исследуют способы развития менеджмента агропредприятий в условиях новой реальности ХХI века, в условиях трансформации геополитической ситуации и интенсивных изменений, создавших новую реальность национальной продовольственной безопасности. Представленный в статье методологический подход к стратегическому управлению сельским хозяйством на мезоуровне описывает ответы управленцев сельского хозяйства на различные вызовы, на которые бизнесу приходится отвечать в сфере сельскохозяйственного бизнеса. В рамках данной работы авторам удалось исследовать менеджмент Российского регионального сельского хозяйства под новым углом посредством интервьюирования топ менеджмента ведущих участников рынка отрасли. Итоги исследования демонстрируют то, что ключевые игроки сельского хозяйства сфокусированы на поддержание высокой автономии сельского хозяйства. Авторами выделены три сценария, реализация которых вероятна в процессе трансформации аграрной отрасли.
В последние несколько лет искусственный интеллект (ИИ) стал одной из немногих прорывных технологией для человечества и общества, обладающий значительным потенциалом и силой для внесения глобальных корректив. Данное исследование посвящено изучению развития ИИ в качестве инструмента для перехода к новому индустриальному обществу, характеризующемуся увеличением автоматизации, повышением производительности и совершенствованием процессов принятия локальных и глобальных решений. В начале работы рассматривается исторический контекст развития ИИ, в котором выделяются ключевые вехи и достижения, определившие современное состояние этой области. Данная работа затрагивает этические и социальные аспекты развития ИИ, рассматривая потенциальные проблемы. Развитие искусственного интеллекта открывает перед нами широкий спектр возможностей, однако, в то же время, вызывает озабоченность по поводу потенциальных опасностей, которые могут возникнуть в результате его применения. Текущая работа также рассматривает теоретические фундаментальные отличия условного ИИ(А) от ИИ(Б), где буквенным идентификатором является не тип или модель ИИ, а подход к разработке искусственного интеллекта. С учетом аналитического исследования в работе авторами предлагается: разработать систему этических принципов для управления и развития искусственного интеллекта; создать проверочные листы и отчетность для управления искусственным интеллектом для организаций, использующих ИИ в производстве для ежеквартального отслеживания изменений кода ИИ и его поведения; отказаться от использования зарубежных ИИ в критически важной инфраструктуре и производстве; создать форму отчетности для компаний-разработчиков ИИ, в которой компании смогут указывать массивы данных, на которых ИИ проходил обучение; создать список информации, которая не должна быть обработана искусственным интеллектом в момент обучения; разработать систему лицензирования и аккредитации ИИ путем тестирования и проверки реакций на внешнее воздействие. Данные предложения направлены на формулирование этических принципов, создание регулирующих структур и повышение прозрачности и подотчетности в системах искусственного интеллекта.
Основное предложение заключается в интеграции информации о нейросетях в образовательный процесс через разработку специализированных учебных пособий, программ обучения и курсов повышения квалификации, направленных на обучение использованию нейронных сетей. Нейросети в данной работе рассматриваются сквозь призму не промышленного интеллекта, а интеллектуального производства. Международный опыт коммерциализации искусственного интеллекта подчеркивает успешность данной практики за рубежом, в то время как все российские аналоги представлены бесплатно. Данное явление объясняется недостаточным уровнем обученности искусственного интеллекта, а также ограниченностью имеющихся баз данных. Для дальнейшего коммерциализирования российских разработок в области искусственного интеллекта был проведен функционально-стоимостной анализ зарубежных аналогов. Он показал, что гораздо выгоднее внедрить нейронную сеть в бизнес-процесс, чем нанимать больше работников, особенно в сфере дизайна или создания иллюстраций и изображений. Достаточно иметь квалифицированных работников, которые владеют навыком использования нейронных сетей. Также эффективно вводить нейронные сети в сектор обслуживания. Перспективным направлением нейросети является развитие в качестве бота-ответчика, поскольку люди воспринимают «более человеческие» ответы лучше. Как теоретическое, так и практическое исследование подтверждает значительное влияние нейронных сетей на ноономику, показывая, что приближается качественный сдвиг в развитии технологий, которые будут составлять основу материального производства в ноономике. Рассматривая технологию нейронных сетей в качестве продукта симулятивных и несимулятивных потребностей, был сделан следующий вывод: несмотря на то, что нейросети чаще всего на данный момент удовлетворяют симулятивные потребности, являясь развлечением для людей, они вполне могут удовлетворять и несимулятивые потребности. Солидаризм – черта ноономики, подразумаевает единство цели и путей совместной деятельности. Концепция шеринговой экономики схожа с одной из ступеней, которая ведет нас к установлению ноообщества. Платная подписка соответствует принципам «экономики по потребностям»: обмену знаний ради выгоды, возможности потребителя стать поставщиком, коллективизма, экономии на ресурсах. Исследование включает анализ влияния искусственного интеллекта на современное творчество и подчеркивает, что нейронные сети не обладают способностью к творчеству из-за отсутствия самомотивации. Вместе с тем они способны оптимизировать творческий процесс, обеспечивая быстрое создание визуализаций, обобщение и систематизацию информации и поиск новых идей. Одним из центральных этических вопросов, связанных с нейронными сетями, является угроза кибербезопасности. Анализируя текущее законодательство и законодательные инициативы, предлагается развивать законодательную базу с учетом зарубежного опыта, чтобы избегать повторения ошибок других стран. Рекомендуется ввести такие механизмы регулирования, как «добросовестное использование», вместо полного запрета использования дипфейков. Таким образом, настоящее исследование подчеркивает, что нейронные сети находятся на начальном этапе своего развития и представляют собой один из ключевых факторов в становлении интеллектуальной экономики. Развитие и внедрение искусственного интеллекта открывает перед человечеством новые перспективы и приближает общество к эпохе ноономики.
За период с 2010 по 2022 гг. в Уральском федеральном округе было введено всего 35,8 млн.кв.м. жилья. Темп прироста ввода жилья за период с 2010 по 2022 гг. составил 75,6%, достигнув 8460 тыс.кв.м. Среди регионов Уральского федерального округа наибольшие объемы ввода жилья за анализируемый период произошли в Тюменской области – на 82,4%, до 3313 тыс.кв.м.; в Свердловской области – на 66%, до 2943 тыс.кв.м.; в Челябинской области – на 74%, до 1870 тыс.кв.м. В Уральском федеральном округе наибольший вес вводимого жилья принадлежит Тюменской (39,2%), затем Свердловской (34,8%), Челябинской (22,1%), а также Курганской (3,9%) областям. В расчете на 1000 человек населения ввод жилья в Уральском федеральном округе возрос с 293 до 689 кв.м. на 1000 человек населения. В Тюменской области ввод жилья на 1000 человек населения возрос 402 до 863 кв.м., т.е. в 2,1 раза; в Свердловской области – с 253 до 692 кв.м., т.е. в 2,7 раза; в Челябинской области – с 289 до 548 кв.м., т.е. на 89,6%; а также в Курганской области – с 127 до 435 кв.м., т.е. в 3,4 кв.м. Общая площадь жилых помещений, приходящихся на одного жителя в Российской Федерации за период с 2010 по 2022 гг. увеличилась на 27,4%, до 28,8 кв.м. Общая площадь жилых помещений, приходящихся на одного жителя в Уральском федеральном округе за период увеличилась на 27,4%, до 28,4 кв.м.; в Курганской области – на 40%, до 30 кв.м. на чел.; в Свердловской области – на 29%, до 29,8 кв.м. на чел.; в Челябинской области – на 27%, до 29,2 кв.м. на чел.; в Тюменской области – на 23,8%, до 25,7 кв.м. Проведенный анализ показал, что в целом в Российской Федерации уровень обеспеченности жильем в расчете на одного жителя является более высоким в городской местности, а на уровне Уральского федерального округа и его регионах, – наоборот, именно в сельской местности площадь жилых помещений, приходящихся на одного жителя, является более высокой. Установлено, что там, где стоимость строительства одного квадратного метра жилья среди регионов Уральского федерального округа оказывается более высокой, там уровень обеспеченности жильем более низкий, а там, где стоимость строительства одного квадратного метра жилья является более низкой (Свердловская и Тюменская области), там уровень обеспеченности жильем является более высоким (Курганская и Челябинская области).