МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ, МОДЕЛИ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОЦЕССОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ (2025)

Введение: одной из важнейших задач государственного управления является стратегическое планирование развития территориальных образований различного уровня. В настоящее время, несмотря на значительное количество разработанных стратегических документов, в России остается нерешенным ряд вопросов, касающихся информационного обеспечения лиц, принимающих решения, методического сопровождения процесса планирования развития территорий, отсутствия единого подхода к формированию стратегических документов. В этой связи актуализируется проблема обоснования принятия управленческих решений с точки зрения повышения эффективности стратегического планирования и управления развитием разноуровневых территориальных систем. Цель: определение и систематизация подходов, моделей и инструментальных средств информационной поддержки процессов стратегического планирования развития разноуровневых территориальных социально-экономических систем. Методы: сравнительный анализ на основе обзора литературы. Результаты: рассмотрены имеющиеся подходы и методы принятия управленческих решений в области стратегического планирования развития территорий. Показано, что на разных этапах данного процесса состав используемых методов существенно различается, но в целом превалируют экспертные методы. Формализованные методы практически не применяются, что обусловлено множеством разнородных факторов, включая недостаточность методического обеспечения процесса стратегического планирования, наличие слабоформализованных данных, нехватка информации. Анализ государственных информационных систем в сфере стратегического планирования выявил наличие огромного объема разнородной информации, значительная часть которой носит качественный, слабоструктурированный характер. Однако эта информация используется крайне ограниченно в связи с отсутствием инструментов ее структурирования, обработки и эффективного использования. Существующие сегодня государственные информационные системы не позволяют в полной мере реализовать такие функции. Выводы: в сложившихся обстоятельствах необходимо совершенствовать систему организации стратегического планирования, в том числе используя методы моделирования и прогнозирования, а также расширяя информационную поддержку принятия решений.

Издание: ARS ADMINISTRANDI (ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ)
Выпуск: № 2, Том 17 (2025)
Автор(ы): Низамутдинов Марсель Малихович, Аитова Юлия Сергеевна, Орешников Владимир Владимирович
Сохранить в закладках
Прогноз влияния качества жизни на миграционную ситуацию в регионах Российской Федерации (2025)

Целью настоящего исследования являются оценка влияния изменения параметров качества жизни на миграционное поведение населения и формирование соответствующего прогноза. Для ее достижения применены методы ретроспективного анализа, группировки, регрессионного анализа и сценарного моделирования. Проведенный анализ ретроспективных данных позволил выявить взаимосвязь между данными показателями, однако качество статистических оценок потребовало проведения дополнительных исследований, в ходе которых вся совокупность субъектов Российской Федерации была разбита на четыре группы. Для каждой из групп построено отдельное регрессионное уравнение, описывающее взаимосвязь между значением коэффициента миграционного прироста и комплексной оценкой качества жизни в регионе. Характеристики качества полученных уравнений подтверждают возможность их применения для создания прогноза изменения показателей. Сформирован сценарный прогноз изменения значений показателя качества жизни населения в регионах Российской Федерации до 2025 г. На основе полученного прогноза рассчитаны соответствующие значения коэффициентов миграционного прироста. Реализация того или иного сценария развития ситуации по-разному отражается на миграционной привлекательности регионов. Это связано с различной чувствительностью к изменению качества жизни населения. Вместе с тем высокая чувствительность регионов первой группы не только дает им преимущества при улучшении ситуации, но и создает дополнительные риски в случае ее ухудшения. Рассмотрены три сценария развития ситуации. В соответствии с первым к 2025 г. ситуация в области миграционного прироста населения улучшится в 33 субъектах Российской Федерации по сравнению с уровнем 2021 г., со вторым – в 34, с третьим – в 28. Получение прогноза численности населения в регионах страны является неотъемлемой частью анализа влияния изменения параметров качества жизни на динамику системы расселения в стране, в частности для расчета указанных показателей концентрации и неравномерности расселения.

Издание: УПРАВЛЕНИЕ
Выпуск: Т. 13 №1 (2025)
Автор(ы): Орешников Владимир Владимирович
Сохранить в закладках
Методический подход к комплексной оценке уровня жизни населения в регионах России (2024)

Повышение уровня жизни населения является важнейшей задачей, стоящей перед органами публичной власти. Однако ее решение невозможно без четкого понимания того, что подразумевается под данной дефиницией и как следует оценивать данный показатель. Несмотря на широкую представленность исследований по этому вопросу, единой позиции и общепринятой оценки фактически нет. Использование частных показателей дает противоречивые результаты. В связи с этим целью исследования является разработка методики комплексной оценки уровня жизни населения в регионах России.

Материалы и методы. В рамках выполнения поставленной задачи были применены методы группировки, динамического и структурного анализа, корреляционного анализа и др. Информационную базу исследования составили данные Федеральной службы государственной статистики России, а также работы отечественных и зарубежных ученых в рассматриваемой сфере. Предложен подход к формированию интегральной оценки уровня жизни населения регионов России, основанный на двухэтапной свёртке 22 частных показателей, разделенных на пять групп с учетом весовых коэффициентов. Далее методика была апробирована на данных по регионам Российской Федерации.

Результаты исследования. По результатам апробации сформированы рейтинги регионов по уровню жизни за 2017‒2021 гг., что позволило рассмотреть его динамику. Выявлено, что в целом позиции лидеров и аутсайдеров остаются стабильными, дифференциация между регионами не снижается. При этом если аутсайдеры имеют слабые позиции по подавляющему числу показателей, то лидерство может быть обусловлено различными составляющими интегрального показателя.

Обсуждение и заключение. Полученные результаты могут быть использованы органами власти, ответственными за разработку и реализацию государственной политики в области регионального развития, социального обеспечения и в других связанных с данными вопросами сферах. Прогнозные оценки позволяют выявить угрозы реализации задачи повышения уровня жизни населения в регионах России.

Издание: РЕГИОНОЛОГИЯ
Выпуск: № 1 (126), Том 32 (2024)
Автор(ы): СТРОЕВ ПАВЕЛ ВИКТОРОВИЧ, Низамутдинов Марсель Малихович, Орешников Владимир Владимирович
Сохранить в закладках