В статье исследуется феномен неравнородных (морганатических) браков в династии Романовых, рассматриваемый как форма социальной девиации, которая, несмотря на свое юридическое признание, противоречила устоявшимся династическим традициям Российской империи. Актуальность работы обусловлена недостаточной изученностью влияния морганатических браков на внутридинастические отношения, политическую стабильность монархии и восприятие императорской семьи в обществе, особенно в контексте кризисных явлений конца XIX — начала XX в. В научной литературе данная проблема преимущественно рассматривалась либо в биографическом ключе, либо с точки зрения правовых аспектов, в то время как комплексный анализ социальных последствий таких союзов оставался вне поля зрения исследователей. Целью статьи является выявление исторических причин возникновения института неравнородного брака в России, определение его значения в династической политике дома Романовых и анализ социальных последствий таких союзов для внутридинастических отношений и общественного восприятия императорской семьи. Методологическая основа исследования включает историко-генеалогический анализ брачных союзов членов императорского дома, сравнительно-правовой метод, позволяющий оценить эволюцию законодательства о неравнородных браках, а также социокультурный подход, который позволяет выявить изменения в восприятии подобных союзов российским обществом. Источниковая база включает законодательные акты Российской империи, дневниковые записи, переписку представителей династии, а также воспоминания современников. Результаты исследования показывают, что в Российской империи институт династического брака был установлен в эпоху Петра I и являлся важным инструментом внешнеполитической стратегии, тогда как неравнородные (морганатические) союзы, появившиеся в XIX в., первоначально воспринимались как исключение, но к концу столетия приобрели массовый характер. Анализируя динамику этих процессов, автор приходит к выводу, что рост числа неравнородных браков в конце XIX— начале XX в. свидетельствует о разложении традиционной модели династического брака, что, в свою очередь, отразило глубокий идеологический и социальный кризис внутри императорской семьи. Выводы исследования позволяют уточнить природу кризисных явлений в Российской империи в преддверии революционных потрясений, дополняя существующие концепции внутриполитического и идеологического упадка. Данные, полученные в ходе анализа, подтверждают гипотезу о том, что неравнородные браки стали маркером изменений в социальной идентичности Романовых, что снижало их легитимность в глазах общества.
В статье исследуется влияние западной экспансии на российскую телевизионную культуру с целью выявления связанных с данным процессом вызовов и разработки стратегий ее модернизации в интересах национальной безопасности. Анализируются структура телевизионной культуры, ее развлекательная парадигма и телепередачи, копирующие западные образцы, а также определяются ключевые «предметы умолчания». Методология опирается на культурологический подход, а также концепции М. Маклюэна, Ж. Бодрийяра и Н. Лумана. Выявлены черты телевизионной культуры - фрагментарность, интертекстуальность, симуляция - и проблемы формирования национальных ценностей. Обоснована необходимость культурной политики в медиа, направленной на создание оригинального контента, укрепляющего российскую идентичность, и постепенный отказ от западных заимствований.
Ретроспективный анализ отечественной традиции воспитания детей в семье возможен и интересен не только на основе работ педагогов и мыслителей, но и в рамках изучения материалов личного характера (мемуаров, дневников и т. д.), помогающих рассматривать повседневную практику детско-родительского взаимодействия.
Благодаря изучению таких материалов второй половины XVIII столетия было выявлено влияние просвещенческих педагогических идей на изменение практики родительского воспитания детей в привилегированных семьях России, что дало возможность проследить, как теоретические нововведения реализовывались в конкретной воспитательной деятельности отцов и матерей.
Изучение этих источников помогло доказать, что нововведения в семейном воспитании носили сословный характер: к ним проявляли интерес дворяне, в то время как другие общественные классы следовали сложившимся в прошлые века представлениям о воспитании.
Сделан вывод о том, что новые педагогические идеи эпохи Просвещения гуманизировали русский семейный уклад к концу XVIII столетия: нормой детско-родительского взаимодействия в дворянской среде стало уважительное отношение к ребенку, родительский деспотизм начал осуждаться как проявление грубости и невежества, окончательно сформировалось представление о ребенке как личности.