В статье рассматриваются особенности и факторы асимметрии в рамках отечественной модели бюджетного федерализма в современных условиях.
Цель. Целью исследования является установление причин проявления асимметрии в рамках финансовых взаимоотношений федерации, субъектов федерации и муниципалитетов.
Методы. Для достижения цели используются институциональный, факторный методы.
Результаты. Выявлены основные причины и факторы проявления асимметрии в отечественной модели бюджетного федерализма. Установлено, что усиление асимметрии наблюдается при одновременной централизации процессов в рамках государственного и муниципального управления, пространственного и социально-экономического развития.
Выводы. Установлены основные факторы проявления асимметрии в отечественной модели бюджетного федерализма, выявлены основные закономерности воздействия асимметрии на централизацию финансовых взаимоотношений между федерацией, субъектами федерации.
В статье рассматриваются ключевые особенности построения моделей фискального федерализма в зарубежных странах.
Цель. Целью исследования является установление основных элементов соответствующих моделей фискального федерализма в зарубежных странах.
Методы. Для достижения цели используются институциональный и сравнительный анализы.
Результаты. Выявлены особенности построения моделей фискального федерализма в зарубежных странах, обоснованы ограничения в применении отдельных элементов моделей, обусловленные причинами соответствующей асимметрии.
Выводы. Выявлены основные элементы моделей фискального федерализма в зарубежных странах, позволившие установить основные векторы происходящих изменений, обусловленные усложнением финансовых взаимоотношений внутри федеративных государств.
В условиях реализации положений Конституции Российской Федерации по формированию единой системы публичной власти сохраняет свою актуальность вопрос совершенствования разграничения полномочий органов государственной власти. За более чем 25-летний период накопился значительный объем проблем, который, безусловно, оказывает влияние на устойчивость региональных бюджетов. Автором статьи рассматриваются полномочия региональных органов государственной власти по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Целью исследования является выработка рекомендаций по совершенствованию разграничения полномочий органов государственной власти и финансовому обеспечению этого процесса с позиции повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации. В ходе работы, основанной на таких научных методах, как институциональный, ретроспективный и сопоставительный анализы, сделан вывод о присутствии в механизме разграничения региональных полномочий проблем, препятствующих повышению устойчивости региональных бюджетов. К числу основных результатов исследования относятся предложения по гармонизации законодательства — как бюджетного, так и в сфере разграничения полномочий, с позиции расширения прав регионов на участие в осуществлении непереданных полномочий, регламентации процесса введения новых полномочий, инвентаризации установленных подзаконными актами региональных полномочий, внедрению практики финансового обеспечения отдельных региональных полномочий в случаях и в пределах поступления определенных неналоговых доходов, а также по развитию инструментов долгового финансирования полномочий и совершенствованию практики финансового обеспечения делегированных полномочий. Подготовленные рекомендации могут быть полезными при проведении инвентаризации региональных полномочий с позиции повышения устойчивости региональных бюджетов; внедрении обоснованной оценки ресурсного обеспечения предлагаемых новых полномочий; смещении акцента с подзаконного регулирования региональных полномочий в сторону усиления их законодательного регулирования.
В условиях реализации целей устойчивого развития ООН и ESG принципов активно совершенствуется управление финансами, как процесс целенаправленного воздействия субъекта на объект финансовых отношений. Существенным образом модернизируются финансовый механизм, практика финансового планирования и прогнозирования, оперативного управления финансами и финансового контроля. Указанное выше обусловливает необходимость анализа инструментов устойчивого финансирования на предмет возможности их применения в государственном секторе, выявления ключевых факторов и условий их реализации.