В настоящее время возрастает конкуренция за абитуриентов как со стороны национальных вузов Таджикистана, так и университетов из Европы, США, Турции, Южной Кореи и других стран. В этой связи представляется актуальным оценить текущие основания для образовательного сотрудничества Таджикистана с Россией. Цель – оценить перспективы экспорта российских услуг в области высшего образования в Таджикистан. Задачи исследования включают характеристику особенностей и препятствий для развития системы высшего образования Таджикистана, оценку потенциала образовательного сотрудничества с Россией для преодоления обозначенных трудностей. В результате исследования сделан вывод, что система высшего образования Таджикистана испытывает влияние неблагоприятных внутренних факторов: консервативности государства, роста населения, нехватки ресурсов, коррупции, клановости. Образовательное сотрудничество с Россией может быть одним из доступных ресурсов поддержки системы высшего образования Таджикистана. Особенностями экспорта российских образовательных услуг в Таджикистан являются: опора на позиции русского языка в Таджикистане; доминирование такого способа предоставления высшего образования, как привлечение иностранных студентов непосредственно в Россию при наличии филиалов российских вузов в стране; укрепление позиций российского образования в стране в последние годы. Экспорт российских образовательных услуг в Таджикистан помогает решать задачи обеспечения доступности и качества высшего образования для населения. Однако он также отчасти способствует дальнейшей консервации системы высшего образования Таджикистана.
Рассмотрена повестка Европейского союза в области миграции и развития на протяжении последних 30 лет. Цель - оценить степень ее преемственности, задачи: определить основные тренды политики Евросоюза в области миграции и развития; выявить вызовы, которые пандемия поставила перед сотрудничеством ЕС со странами Африки, Карибского и Тихоокеанского бассейнов (АКТ) по вопросам миграции и развития. Сделан вывод, что в повестке ЕС в области миграции и развития на протяжении последних десятилетий наблюдается преемственность. Однако если для Евросоюза мотивирование сотрудничества в сфере миграции путем предоставления помощи развитию становится нормой, то для стран АКТ такое видение сотрудничества не является очевидным и желательным. В этой связи в повестке отношений ЕС и Организации стран АКТ наметились противоречия, которые, несмотря на формальное продолжение сотрудничества после истечения срока действия договора Котону, пока не удалось преодолеть. Основными трендами политики ЕС стали принцип кондициональности и попытки ЕС отойти от универсального подхода к партнерам из числа стран АКТ. Пандемия обострила существующие противоречия между сторонами по вопросам миграции и развития и не дала возможности внести необходимые коррективы в политику развития ЕС. Последствия пандемии: рост секьюритизации иммиграции по всему миру; ужесточение правил въезда и иммиграционной политики многих стран в целом; необходимость расширения доступа к услугам системы здравоохранения собственных граждан, а также иммигрантов и беженцев - будут влиять на динамику отношений Евросоюза со странами АКТ.
Анализируются особенности влияния пандемии на миграционную ситуацию в Юго-Восточной Азии. Цель статьи - определение подходов стран региона к миграции в период пандемии. Исследование включает обзор изменений миграционного регулирования в странах региона в период пандемии, выявление общих черт и различий в их подходах, оценку перспектив сотрудничества в рамках АСЕАН для восстановления миграции в регионе. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.